Источник

Арсений (Минин), иеромонах

Арсений (Минин), иеромонах. В мире Александр Иванович, происходил из купеческого звания, родился в Тверской губернии, но детство провел в Казанской, где его родители производили торговлю на мельнице. Образование получил в Мамадышском уездном училище, служил в Петербурге бухгалтером у одного крупного коммерсанта, а потом в Енисейске. Вернувшись после смерти отца в родительский дом, он вскоре открыл мыловаренный завод в Чистопольском уезде, приносивший хороший доход. Влюбившись в одну девушку, он сделал ей предложение, но она отказала ему в своей руке, это наложило печать грусти на всю его жизнь и он стал думать о монашестве. Религиозность во всей семье Мининых была значительна, младший брат Александра поступил в монастырь, где вскоре и умер. Эта смерть, «ранняя и счастливая», укрепила Александра в его намерении. Сдав завод дяде, он отправился во св. землю, по дороге заехал на Афон, да там и остался в русском Пантелеймоновском монастыре, сначала на низших послушаниях, в поварне и в канцелярии, а потом в 1859 г. был пострижен в монашество, с именем Арсения. Сумму, вырученную от продажи заводов, он принес в дар монастырю. В 1861 г. он рукоположен на Афоне во иеромонаха. В 1862 г. отправлен в Россию за сбором подаяний – со святыней Пантелеймоновского монастыря, – св. мощами II части животворящего древа креста Господня. На пятый год по отбытии с Афона, посетив многие города в России, о. Арсений прибыл в Москву. Шествие святыни повсюду сопровождалось обильным источником исцелений от душевных и телесных болезней для всех, притекающих к ней с верою. Молва о явлении чудес, распространяемая частью из уст в уста, частью через оповещение в различных духовных журналах и в отдельно издаваемых брошюрах, всюду возжигала огонь усердия к святыне и содействовала потоку обильных приношений в пользу афонского Пантелеймоновского монастыря. Чудеса проявились и в Москве, в Богоявленском соборе, где стояла святыня. Первое чудо совершилось всенародно: вдова придворного слуги, в течение 11-ти лет не владевшая ногами и ползавшая все время на коленях при помощи рук, 11 сентября 1867 г., как только приложилась к святыне, тотчас ощутила крепость в ногах и стала ходить. Два чуда, совершившихся в Москве, были с разрешения Московского митрополита Филарета, напечатаны в ноябрьской книжке «Душеполезного Чтения» за 1867 г., остальные изложены в изданной о. Арсением в 1868 г. книжке «Вера». Эта книга, с дополнением ее содержания изложением чудес, совершившихся при святыне по всей России, вышла в 1880 г. 4-м изданием, под названием: «Описание знамений и исцелений, благодатиею Божиею бывших в разных местах в 1863–1867 гг. от свв. мощей и части животворящего древа креста Господня, принесенных со св. афонской горы из русского Пантелеимонова монастыря». Когда о. Арсений был в Москве, его осаждал постоянно народ, ему некогда было даже спать, у него не было ни минуты покоя. Его келья представляла из себя целую канцелярию, где записывались чудеса, писались поминания, письма. «Дело Божие надо делать не откладывая», – говаривал о. Арсений. Долговременное пребывание афонской святыни в Москве и горячее внимание, каким она пользовалась от верующих, дали Пантелеймоновскому монастырю мысль выстроить в Москве часовню-подворье своего монастыря. Мысль эта получила осуществление, часовня была выстроена при Богоявленском монастыре, почти исключительно трудами и заботами о. Арсения. Некоторое время спустя, вследствие тесноты места, часовня перенесена на другое место, – по той же Никольской улице, против церкви Владимирской Божией Матери. При часовне и состоял о. Арсений, пребывавший, таким образом, все время в Москве и только на короткое время, в 1870 г. отлучавшийся для исполнения своего давнего желания поклониться св. мощам Востока. После открытия и освящения часовни в Москве, о. Арсений стал стремиться из Москвы на Афон, тем более, что у него стали ослабевать и ноги, и зрение. Но афонские старцы, вместо покоя, дали ему иное поручение: приискать на Кавказе место, где бы могла быть устроена иноческая обитель, отпрыск Пантелеймоновского монастыря, с его уставами, с главнейшей задачей – просвещения православной верой туземцев. О. Арсений принялся за новое дело. Приискал для обители место, в Абхазии, близ Сухума, где стоял разрушенный храм во имя ап. Симона Кананита. В 1876 г. о. Арсений уже был утешен успехом: устроена была церковь во имя Покрова Богородицы, построены келлии для монахов, вызванных из афонского Пантелеймоновского монастыря, устроено училище для мальчиков-туземцев. При начале турецкой войны начатое дело было разорено турками, но зато вслед затем вскоре расцвело пышным цветом.

О. Арсений, проведший в путешествиях всю свою жизнь, много раз ездил на Афон, бывал в Москве, в Петербурге и в других городах. Будучи в Петербурге в 1879 г., он споткнувшись повредил себе ногу и долго проболел. Он переехал в Москву больной и там скончался от воспаления в легких, 17 ноября 1877 г., 55 лет.

Еще в самую раннюю пору своей деятельности о. Арсений имел намерение по временам издавать душеспасительные размышления для народа, взятые преимущественно из творений свв. отец. «Мы от своего немощного ума, – говаривал он, – мало что можем сказать полезного, а свв. отцы, как сосуды благодати Божией, писали по вдохновению свыше. Речь в этих размышлениях должна быть краткая, но сильная. Надо вооружаться особенно против современного неверия и господствующих в народе пороков – пьянства, стремления к скорой и не всегда чистой наживе, сквернословия, разврата, памятозлобия, неуважения к воскресным и праздничным дням, и т. п. А чтобы пробудить и растолкать безпечного грешника, надо как можно чаще напоминать ему о страшном суде Божием и неизвестности часа смертного». Сначала он издавал изредка отдельные духовно-нравственные сборники, а с 1878 г. афонский Пантелеймоновский монастырь, по его почину, предпринял и поддерживает издание копеечных листков с назидательными духовными статейками. Кроме листков Пантелеймоновский монастырь издал много солидных книг, в тол числе большую часть сочинений покойного преосвященного Феофана Затворника. Семя, заботливо посаженное о. Арсением, разрослось в большое дерево. Из книг, изданных Пантелеймоновским монастырем, собственно сочинению самого о. Арсения принадлежат следующие: «Маргарит», сборник святоотеческих изречений, руководящих к вечному блаженству (8-е изд. М. 1882 г., 1-е М. 1866 г.); уже упомянутое: «Описание исцелений» (5-е изд. М. 1889 г.); «Путеводитель по св. граду Иерусалиму и окрестностям его». М. 5-е изд. 1885 г., где при описании мест, запечатленных страданиями Спасителя, изложены в возможной полноте и самые священные события, совершившиеся в этих местах, отчего «Путеводитель» имеет духовно-назидательный характер; «Страсти Христовы», М. 1879 г.; «Животворящий крест Христов», 4-е изд. М. 1886 г.; «Беседа о молитве с присовокуплением некоторых молитвенных к Господу Богу воззваний», 9 е изд. М. 1895 г.; «Путь ко спасению» заповеди Господни, 6-е изд. М. 1880 г.; «Вразумление заблудшим», изд. 5-ф М. 1881 г.; «О необходимости частого приобщения свв. Христовых таин и приготовительном к нему покаянии», 6-е изд. М. 1889 г.; «Единое на потребу», С.-Пб. 1873 г.; «О загробной жизни», изд. 8-е М. 1887 г.; «Да исправится молитва мюя, яко кадило пред Тобою», М. 1879 г.; «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши», М. 1879 г.; «Указание пути в царствие небесное», изд. 3-е, М. 1881 г.; «Душеполезные размышления», 10 выпусков, М. 1878–89 гг. Напечатаны также «письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения к разным лицам, с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности», 3 выпуска, 1-й выпуск М. 1883 г., 3-й выпуск М. 1897 г., 2-й 2-е изд. М. 1890 г.; «Краткие мысли и заметки в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения», М. 1894 г. Жизни о. Арсения был подвижнической, аскетической, человек глубоко верующий. Вокруг него постоянно группировался широкий кружок преданных ему лиц, и его влияние на них было весьма велико. Его именовали ангелоподобным батюшкой, истинным другом человечества, апостолом православия. Биографические сведения о нем имеются в брошюре (свящ. Николая Воинова): «Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений», с портретом, 4-ф изд. М. 1899 г., и «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь», И. Н., роскошное издание, М. 1899 г.

С. Рункевич.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle