Послание святого Игнатия к Магнезийцам954
Игнатий Богоносец Церкви Магнезийской при Меандре, благословенной по благодати Бога Отца во Иисусе Христе Спасителе нашем, о Котором и приветствую ее, – душевно желает величайшей радости о Боге Отце и Иисусе Христе.
Глава I. Повод к посланию
Узнавши благоустроенность вашей благочестивой любви, я с величайшею радостью вознамерился в вере Иисус Христовой955 беседовать с вами. Ибо, удостоившись боголепнейшего имени956, я в самих узах, которые ношу, прославляю Церкви и молюсь, чтобы в них было единение по плоти и духу во Иисусе Христе, вечной нашей жизни, единение веры и любви, драгоценнее которой нет ничего, особенно же со Иисусом и Отцом; чрез это мы выдержим всякое насилие князя века сего и, избежавши его, приблизимся к Богу.
Глава II. Радость о посланных из Магнезии
Я удостоился видеть вас в лице богодостойного епископа вашего Дамаса и достойных пресвитеров Васса и Аполлония, и сотрудника моего, диакона Сотиона, которого я желал бы иметь при себе, потому что он повинуется епископу как благодати Божией и пресвитерству как закону Иисуса Христа.
Глава III. Почитайте вашего юного епископа
И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а по силе Бога Отца957 оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших, что они не смотрят на видимую молодость его958, а как богомудрые повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех. Итак, в честь Того, Который возжелал его959, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но Невидимого. Такое дело относится не к плоти, а к Богу, знающему тайное.
Глава IV. Нехорошо некоторые действуют без епископа
Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не, вполне по заповеди делают собрания.
Глава V. Такие люди не имеют признака христиан – любви и не умерщвляют своих страстей
И так как все имеет конец; то одно из двух предлежит нам, смерть или жизнь, и каждый пойдет в свое место. Ибо есть как бы две монеты, одна Божия, другая мiрская, и каждая из них имеет на себе собственный образ, неверующие – образ мирa сего, а верующие в любви – образ Бога Отца чрез Иисуса Христа. Если мы чрез Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас.
Глава VI. Храните согласие
Итак, поскольку в вышеупомянутых лицах я узрел всё ваше общество в вере и любви, то убеждаю вас: старайтесь делать все в единомыслии Божием, так как епископ председательствует на месте960 Бога, пресвитеры занимают место961 собора апостолов и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца и, наконец, явился видимо. Поэтому все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими, во образ и учение нетления.962
Глава VII. Ничего не делайте без епископа и пресвитеров, будьте единый храм Божий
Посему, как Господь без Отца, по своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе963; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости, непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа, Который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отошел.
Глава VIII. Удаляйтесь от ложных учений иудействующих
Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми бесполезными баснями.964 Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то чрез это открыто признаемся, что мы не получили благодати. И божественнейшие пророки жили о Иисусе Христе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатью Его, они удостоверяли неверующих, что Един есть Бог, явивший Себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное, происшедшее не из молчания965, и Который во всем благоугодил Пославшему Его.
Глава IX. Будем жить со Христом
Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его, хотя некоторые и отвергают ее, но чрез тайну ее получили мы начало веры и ради ее терпим, дабы быть учениками Иисуса Христа, единого Учителя нашего, то как можем мы жить без Него, когда и пророки, будучи учениками Его по духу, ожидали Его как учителя своего? Посему-то Он, Которого праведно они ожидали, когда пришел на землю, воскресил их из мертвых.966
Глава X. Не иудействуйте
Не будем же нечувствительны к Его благости. Ибо если Он будет подражать нам по делам нашим, то мы погибли. Посему, сделавшись Его учениками, научимся жить по-христиански. Ибо кто называется другим, а не этим именем, тот не Божий; Итак, извергните худую закваску, устаревшую и испортившуюся, и измените в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в Нем, дабы кто-нибудь из вас не попортился и тогда зловоние не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога.
Глава XI. Ради предостережения пишу это вам
Это пишу вам, возлюбленные мои, не потому, чтобы признавал некоторых из вас таковыми, но, как самый меньший из вас, хочу предостеречь, чтобы вы не впали в сети суетного учения, а вполне были уверены о рождении и страдании, и воскресении, бывшем во время игемонства Понтия Пилата, что они истинно и несомненно совершены Иисусом Христом – надеждой вашей, от которой отпасть не дай Бог никому из вас.
Глава XII. Вы лучше меня
Желал бы я вполне насладиться вами, если бы только был достоин. Ибо хотя я и в узах, но не стою ни одного из вас, свободных. Знаю, что вы не кичитесь, ибо Иисуса Христа имеете в себе. Еще более знаю, что, когда хвалю вас, вы краснеете, как написано: праведный – обвинитель самого себя.967
Глава XIII. Утверждайтесь в вере и единении
Итак, старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем, что делаете, благоуспевать плотью и духом, верой и любовью, в Сыне и Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно сплетенным венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти968 Отцу и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное.969
.
Глава XIV. Молитесь за меня и Церковь Сирийскую
Зная, что вы исполнены Богом, я кратко беседовал с вами. Поминайте меня в молитвах ваших, чтобы мне достигнуть Бога, и Церковь Сирийскую, по имени которой я недостоин называться, ибо имею нужду в совокупной вашей в Боге молитве и любви, чтобы Церковь Сирийская удостоилась ороситься от вашей Церкви.
Глава XV. Приветствуют вас христиане Ефесской и прочих Церквей
Приветствуют вас ефесяне970 из Смирны, откуда и пишу вам; они находятся здесь во славу Божию, подобно вам, и успокоили меня во всем с Поликарпом, епископом Смирнским. И прочие Церкви в честь Иисуса Христа приветствуют вас. Укрепляйтесь в единомыслии с Богом, имея неразделенный дух, который есть Иисус Христос.
* * *
Христиане, жители города Магнезии близ Меандра в Ионии, прислали в Смирну к святому Игнатию своего епископа Дамаса с пресвитерами Вассом и Аполлонием и диаконом Сотионом. Увещание к церковному порядку и единству (гл. III-VII) здесь находит особенный повод в молодости епископа, которого, однако, должно уважать как видимого представителя Невидимого Епископа. К этому присоединяется (гл. VIII-X) предостережение от ложных учителей, особенно христиан иудействующих. Затем следуют (гл. XII-XV) краткие увещания и личные просьбы с приветствием от других Церквей.
Т.е., с сердцем, исполненным христианской верой.
Т.е., Богоносца.
Т.е., по силе, данной вам Богом, или по вниманию к Божественной силе, поставившей епископа.
νεωτερικὴν τάξιν. Гефеле и Гильгенфельд на основании контекста относят к видимой молодости епископа Магнезии, а не к недавности епископского сана вообще, как думают Роте и Ульхорн.
Иные: Который любит нас.
[стр.341 пдф сноска 1 – общая!
Сирийский и армянский переводы, которым следуют некоторые издатели, читают не τόπον (место), а τύπον (образ). ]
Гефеле объясняет: единение с епископом есть образ той жизни, какою живут святые, соединенные с Богом, и в то же время другие, смотря на единение христиан магнезийских с епископом, приходят к убеждению в той жизни.
Т.е., без епископа и пресвитеров, в отдельных собраниях.
См. 1Тим.1:4; 4:7; Тит.1:14.
Некоторые в слове молчание (σιγή) видели указание на учение гностика Валентина и потому отвергали подлинность этого послания Игнатия. Но Котельер и Персон объясняли слова Игнатия в таком смысле: Сын Божий есть вечное слово Божие, которое рождается не из молчания, подобно слову человеческому, не следует по времени после молчания, но вечно. В недавно открытом сочинении святого Ипполита «Philosophumena» сохранился отрывок из «Великого откровения» Симора Волхва; из него видно, что Симон в своей системе давал первое место молчанию (σιγή), которое имеет сходство с «глубиною» (βάθος) Валентина. На это именно учение Симона здесь намекает святой Игнатий, по мнению Денцингера, Бунзена и Гефеле.
Т.е., по человечеству.
Ефесские христиане, которые прибыли в Смирну ради Игнатия.