Источник

291. Ангельская радость пастырского сердца

Кто не знает, кто не умилялся сердцем при чтении трогательных притч Господа нашего о потерянной драхме и о заблудшей овце, в заключение коих Божественный Учитель говорит: тако радость бывает пред ангелами Божиими о едином грешнице кающемся. Небо – царство света и радости; небожители – ангелы Божии выну видят лице Отца Небесного и присно радуются радостью райской; но их печалят грехи наши, потому что мы сами грехами оскорбляем величие Божие и губим самих себя. Скорбь ангельская есть плод любви их к нам, грешным, отсюда же и радость их при обращении хотя бы единого грешника в покаянном чувстве к Богу.

Мы живем в юдоли плачевной, в земле изгнания из рая; радость – редкая гостья на земле. Правда, Апостол говорит: всегда радуйтеся, но ведь это – та радость, о коей и Господь сказал: радости вашея никтоже возмет от вас – радость общения с Богом и недрах Церкви святой, в мирной совести, в благодатном приосенении Духа Божия. Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть, а Его Апостол объяснил еще, что оно есть правда, мир и радость о Дусе Святе. Блажен, кто радуется сею радостью о Господе! Но чтобы стяжать ее, нужно очищение сердца от страстей, ибо сказано: несть радоватися нечестивому...

Но Господь так милостив, что не лишает нас иногда порадоваться и чужою радостью, по заповеди Апостола: радоватися с радующимися и плакати с плачущими (Рим. 13:15). И как же бывает отрадно, когда Бог пошлет такой случай порадоваться!

Вот такой случай, к сожалению, редкий. Кто-то из г. Казани прислал мне вырезку из тамошней газеты «Казанский Телеграф». В газете пишет почтенный батюшка, настоятель Троицкой тюремной церкви г. Казани, священник о. Димитрий Шишокин и сообщает вот такие факты:

«Весной прошедшего 1914 года я заметил резкую перемену в настроении одного арестанта К-го: он стал постоянно ходить к богослужению и подавать на проскомидии записки со множеством имен о здравии. Эти записки разнообразились именами, но оканчивались, как помню, так: «Помяни, Господи, всех, кого я погубил».

Вскоре пришлось и еще более удивиться. В одно из моих посещений тюрьмы (носил кому-то из арестантов книги) в коридоре тюрьмы меня встретил означенный К-ий и с глубокою благодарностью подал мне мою книгу, выписанную из склада Троицкой Сергиевской Лавры: «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле». Я был весьма удивлен, так как книгу эту давал другому арестанту, и не думал раньше, что заинтересую ею К-го. Это заметил К-ский и сказал: «Простите, батюшка, что взял вашу книгу без спроса; до земли готов поклониться за нее и прошу извинить, что на книге сделал надпись: не утерпел, извините! Еще раз чувствительно благодарю». – В надписи, между прочим, сказано: «Побольше бы таких книг, да побольше бы сближения священников с народом, побольше бы таких открытых проповедей, – куда дело государственной жизни лучше обстояло бы». Этот арестант был заключен в тюрьму за распространение порнографии среди учащейся молодежи. Так вот и ясно теперь, что это за имена на записках о здравии, понятна стала и перемена в душе К-го: это сделала книга «Близ грядущий антихрист», случайно ему попавшаяся.

Теперь другой случай. Сидит у нас арестант П-н, помнится, за принадлежность к революционной партии в 1905 году и за грабеж по побуждениям революционного характера. Этот прочитал, между прочим, и вышеуказанную, и другую – «Сатанисты XX века», издание редакции «Колокол». Он просил меня принять от него на память стакан с его собственной гравировкой и убедительно просил продать ему книгу «Сатанисты». «Не удивляйтесь, батюшка, – сказал он, – эта книга меня перевоспитала. Желаю приобрести на память, а у меня есть в конторе деньги. Купите мне книгу, да крест на шею. Крест-то купите получше, подороже ».

Пусть не подумает кто, что я задался целью рекламировать издания. Нет, я только сообщаю факты доброго влияния хорошей книги на натуры искренние, хотя и угодившие в разряд преступников.

И вспомнились мне наши раненые солдаты. Припомнились письма солдата о. игумену Спасского монастыря о пожертвовании книг в армию. Думается, любая книжечка, вроде изданий Троицкой Лавры, даже ценою в 2–3 копейки, принесет не меньше пользы и доставит удовольствия, чем табак и папиросы, собираемые для солдат. По крайней мере, в госпитали, может быть, кто и пожертвует вместо папирос такую книжечку. Уж если арестантов (я давал читать подобное многим) указанные книги более, чем заинтересовали, то страстотерпцу, раненому воину, такие книги, конечно, дадут только хорошее».

Вот что пишет батюшка и что меня зело порадовало.

Почтенная редакция «Казанского Телеграфа» от себя предупредительно сообщила читателям и адрес «Троицких Листков».

Скажу и я, не для рекламы редактируемых мною изданий, а ради славы Божией, ради пользы душевной православных русских людей перепечатываю эту вырезку из «Казанского Телеграфа» и пишу эти строки. Проснулась наша народная душа, Церковь Божия глубоко заложила в нее дух мытарева смирения, и лишь только луч благодати коснется этого святого семени, как оно пускает ростки и дает плод во благовремении. Грешно нам, пастырям Церкви, не замечать этого голода духовного: ведь если мы не дадим русской душе чистого хлеба насущного, то к ней подкрадутся враги Церкви Христовой и под видом хлеба поднесут ей даже не камень, а отраву духовную. Мы живем во дни великих браней – не немцы только подняли знамя антихристово и воздвигли великую брань против всего, что носит печать Христовых заветов: все темные силы ада ополчились на Церковь Божию, объединяясь без различия национальностей и руководимым масонами и их послушным орудием – иудеями. Теперь ли предаваться дремоте беспечности? Теперь ли унывать?..

Мы, пастыри, страшно ответим пред Господом Пастыреначальником нашим, если не позаботимся утолить голод и жажду народной души. Этот голод, эту жажду подметили наши враги и уже спешат сеять смуту в умах простецов, увлекая их из Церкви и поднося им «нож, медом помазанный». Я уже говорил об одном из средств отравления народной души сектантскими мудрованиями под видом толкований на слово Божие. Но это – только капля в море, в сравнении с остальной литературой, распространяемой в среде простецов, в виде книжек, брошюр листков и картин разного содержания. От сектантов не отстают и безбожники, усиленно распространяя популярно написанные книжки и брошюры, отрицательного направления: тут найдете материалистические теории истории земли, происхождения человека от обезьяны и подобные нелепости, найдете и Ренана за 20 коп. и разные бредни социалистов, мечтающих перестроить мир по своим бредням. Все это искусно прикрывается благими целями «просвещения народа», многое можно читать только между строк, но и простец сумеет прочитать эти междустрочные мысли, и яд делает свое дело. И вот что требует особенного внимания. Из действующей армии, из окопов, получаются от наших русских воинов тревожные в духовном отношении письма. Простые души смущаются, иные уже смущены еретическими мудрованиями баптистов, прикрывающих себя названием «евангельских христиан». Один пишет, например: «Пришлите изъяснение на все места Святого Писания, где говорится о почитании Заступницы рода христианского Пресвятой Девы Марии, о почитании св. икон, св. креста Господня, св. мощей, с указанием в Евангелии глав и стихов, где это написано. У нас есть которые протестуют всем этим текстам даже во многих полках». Это пишет еще верный сын Церкви, но, видимо, колеблющийся, находящийся уже под влиянием ветров лжеучения баптистского. Другой, уже, конечно, без подписи и без адреса, ругает монахов и священников; тут уже строки, недопустимые никакою цензурою, по адресу Божия Помазанника и всякой власти предержащей, есть угрозы за нарушение мира и требование проповеди мира от служителей Церкви под страхом гибели в «море Чермнем, то есть, в народе», как поясняет автор письма. Это пишет явный баптист, сознательный или бессознательный агент немцев, развращающий народ и простецов-воинов. Нам грешно молчать, грешно не замечать всего этого. Наш долг стоять на страже народной души, на которую делают облаву волки хищные. Наш долг исполнять завет Христов: дадите им вы ясти. Мы обязаны не только предостерегать своих пасомых, но и давать им в руки оружие против волков, питать их здравыми словесы доброго учения матери-Церкви.

Основной порок всякой секты – гордыня. Основная добродетель нашего Православия – смирение. Оно воспитывается исполнением заповедей Христовых и повиновением Церкви. Православного предостерегает от заблуждений сознание немощи своего личного разумения. В Церкви – опыт веков, опыт великих мужей, проводивших жизнь свою под руководством Духа Божия, целая сокровищница сего опыта, как в христианской деятельности, так и в деле разумения воли Божией, учения богооткровенного. Надо, чтобы всякий христианин постоянно помнил, что не личный разум, не каждый верующий, в одиночку, а вся Церковь, разум все-церковный есть лучший истолкователь слова Божия. У сектантов наоборот: в гордыне своей они предоставляют каждому невежде толковать Священное Писание по своему разумению, да еще имеют дерзость говорить, будто им внушает истину Сам Дух Божий. Вот основная руководящая мысль в деле борьбы с сектантством при истолковании Св. Писания. Надо всячески внедрять эту мысль чадам Церкви, чтобы предостерегать их от заблуждений. Надо, чтобы каждый послушный сын Церкви, встретив искусителя-сектанта с его мудрованиями, мог, по крайней мере, сказать, что он считает за грех мудрствовать по своему смышлению в таком важном деле, и, если не знает учения Церкви о том или другом предмете, пререкаемом сектантами, то непременно искал бы разрешения своего недоумения в учении Церкви, у своего пастыря, в книгах, заключающих в себе православное учение, а не поддаваться мудрованию сектанта.

Возвращаюсь к тому, с чего начал нынешнюю мою беседу. Отец Шишокин приводит два случая из жизни насельников тюрьмы, когда заключенные, благодатью Божией, обратились на путь покаяния и исправления жизни под впечатлением чтения книг – заметьте это – даже не из духовной литературы, не из житий святых или поучений, а из тех, которые обличают жидомасонский заговор на погибель рода христианского. Поистине, Дух Божий идеже хощет дышет, по слову Спасителя! Было бы в душе искреннее расположение не защищать своего грехолюбия, готовность сознать свои проступки ради спасения души, а благодать Божия всегда готова помочь ему в деле исправления жизни. Было бы смирение – будет и спасение. А пастыри Церкви должны помнить, что если хорошая, даже мирская, книга может послужить человеку как одно из средств воздействия Промысла Божии на его жизнедеятельность, то тем паче книга, листок, брошюрка, имеющие уже прямою своею задачею послужить ближнему во спасение. И если Ангелы Божий радуются обращению единого грешника на небесах, то как же не радоваться нам, пастырям Церкви, когда мы видим такое обращение около нас, в среде ближних наших? А кто мешает нам, взамен той скорби, какою болеет наше пастырское сердце, при виде зла и порока, царящих вокруг нас, сеять больше добра вот, хотя бы, распространением в народе духовно-нравственных изданий по мере возможности и тем самым доставлять и себе, и всякому верному сыну Церкви случаи к той ангельской радости, которой уже никто не может отнять у нас при виде грешника, обращающегося на путь покаяния? Притом же сказано ведь: обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов (Иак. 5:20). Ужели и это обетование не подвигнет нас на исполнение своего долга?


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 6. 1915 г. - 1915. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 251-300).

Комментарии для сайта Cackle