Проповеди

Источник

Содержание

Вступление

1869 Поучение против обычая при свадьбах стучать в медные сосуды, сопровождаемого песнями и плясками 1871 Поучение о Святой Троице Поучение о Пресвятой Деве Богородице Поучение о четвертом прошении молитвы Господней О седьмой заповеди О восьмой заповеди О банкротстве 1876 Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице Поучение в день святого пророка Илии Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице Поучение в день происхождения Честных Древ Креста Господня Поучение на Преображение Господне Поучение в день Нерукотворенного Образа Спасителя Поучение в неделю 10-ю по Пятидесятнице Поучение в день Воздвижения Креста Господня Поучение в неделю 17-ю по Пятидесятнице Поучение в день Покрова Пресвятой Богородицы Поучение в неделю 14-ю по Пятидесятнице Поучение в день Казанской иконы Божьей Матери Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 23-ю по Пятидесятнице Поучение в день Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил Поучение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы Поучение в неделю 27-ю по Пятидесятнице 1877 Поучение в навечерие Рождества Христова Поучение на Новый год Поучение в Неделю о блудном сыне Поучение в Неделю мясопустную Поучение в Неделю сыропустную Поучение в понедельник 1-й недели святой Четыредесятницы Поучение во вторник 1-й недели святой Четыредесятницы Поучение в пяток 1-й недели святой Четыредесятницы, перед исповедью Поучение в субботу 1-й недели святой Четыредесятницы, перед причащением Поучение в Великий Понедельник Поучение в Великий Вторник Поучение в Великую Среду Поучение в Великую Субботу на утрени Поучение в понедельник Святой Пасхи Поучение в среду Святой Пасхи" Поучение в четверток Святой Пасхи Поучение в пяток Святой Пасхи Поучение в неделю 1-ю по Пятидесятнице44 Поучение в неделю 2-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 3-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице Поучение в день пророка Божия Илии 1878 Поучение в навечерие Богоявления Господня Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице 1879 Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 27-ю по Пятидесятнице 1881 Поучение в 20-й день по кончине Государя Императора Александра Николаевича Поучение в день Светлого Христова Воскресения Поучение во вторник Святой Пасхи Поучение в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла Поучение в день явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Тихвинская» Поучение в день обретения мощей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца Поучение в неделю 5-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 6-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 12-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 15-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 16-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 17-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице Поучение в день чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице 1883 Речь в день коронования Их Императорских Величеств, 15 мая 1883 года, перед молебном Поучение в день Святой Пятидесятницы Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице 1885 Поучение в день святых апостолов Петра и Павла, сказанное в Петропавловской церкви по совершении в нее крестного хода 1887 Поучение в день Нового года 1888 Поучение в день Благовещения Пресвятой Богородицы Поучение в день памяти преподобного Макария Жабынского 1889 Поучение в день Живоносного Источника Пресвятой Богородицы 1891 Беседа о четвертой заповеди и о перенесении базаров с воскресных дней на будничные 1892 Поучение в Неделю о мытаре и фарисее 1893 Поучение в день преподобного Макария, Жабынского чудотворца (22 января) 1895 Поучение против безрассудного увлечения разными удовольствиями  

 
Вступление

Дорогие друзья!

В 2017 году исполняется 175 лет со дня рождения одного из выдающихся деятелей Белевского края – протоиерея Михаила Федоровича Бурцева (1842–1906). Будучи личностью незаурядной и многогранной, отец Михаил преуспел не только на пастырском и просветительском поприщах, но и на литературном, педагогическом, краеведческом и библиотечном. За 40 с половиной лет пастырского служения в Белеве он проявил себя как разносторонний выдающийся деятель Тульской земли. Служение пастыря, горячие и мудрые проповеди он сочетал с кипучим общественным трудом.

Совершение богослужений, молитва и проповедь занимали в пастырской деятельности отца Михаила центральное место. Он был прекрасным проповедником, слово которого было подкреплено личным авторитетом христианской жизни и потому производило глубокое впечатление на слушающих. «Самое дорогое сокровище, приобретенное отцом протоиереем на земле и сохраненное им до конца, – это святая православная христианская вера, которую он соблюл в целости и неповрежденности, о которой всегда с кафедры проповедовал, за защиту которой готов был претерпеть разные неприятности и огорчения и даже пострадать»1, – говорил об отце Михаиле в надгробном слове протоиерей В. М. Знаменский.

Заслуги и труды М. Ф. Бурцева были высоко оценены как при жизни, так и после его смерти. Он имел немало высоких церковных и государственных наград, заслужил потомственное дворянство. По указу императора Николая II отец Михаил был награжден правительственным орденом с формулировкой «за отлично усердную службу». Отец Михаил скончался за несколько лет до революционного переворота 1917 года. Спустя столетие имя отца Михаила восстанавливается в исторической памяти белевцев. Именем протоиерея М. Ф. Бурцева названа улица в городе, под его именем проходит конференция «Белевские чтения» и издаются под таким же названием научные материалы, посвященные истории и культуре Белевского края, печатаются «Бурцевские чтения».

По благословению Преосвященнейшего епископа Белевского и Алексинского Серафима издательский отдел Белевской епархии переиздает труды отца Михаила, вышедшие в свет еще во второй половине XIX – начале XX века.

В книге, которую Вы держите в руках, представлено гомилетическое наследие отца Михаила. Это слова, проповеди, беседы и поучения, опубликованные в Тульских епархиальных ведомостях и в виде отдельных оттисков.

В своих проповедях протоиерей Михаил раскрывает смысл праздников, касается современных ему исторических событий государственной, церковной и общественной жизни, призывает к осуществлению христианских начал нравственности.

В одной из первых проповедей он выступает против обычая «при свадьбах стучать в медные сосуды, сопровождаемого песнями и плясками»2.

Большая заслуга отца Михаила – в восстановлении почитания преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца, произошедшем именно по его предложению и ходатайству в 1888 году. В поучении в день памяти преподобного Макария 22 января 1888 года в Жабынской пустыни отец Михаил особо подчеркнул, что, несмотря на все невзгоды, пережитые обителью с самого начала ее основания, она «не погибла, потому что в ней хранился дар благодати Святого Духа – нетленные мощи угодника Божия, положенные в ней под спудом»3. Эти слова оказались пророческими: в эпоху революционных перемен в стране в первой четверти XX века Жабынская пустынь была закрыта и в дальнейшем подверглась почти полному разрушению, а сегодня мы стали свидетелями ее восстановления и возрождения в ней иноческой жизни.

В «Поучении в 20-й день по кончине Государя Императора Александра Николаевича» М. Ф. Бурцев отмечает великую заботу царя о благополучии России, народа, подчеркивает роль императора Александра II в освобождении стран Балканского полуострова от Османского ига в результате русско-турецкой войны 1877–1878 годов, осуждает цареубийц. В поучении чувствуется глубокое переживание трагедии, улавливается высокая эмоциональность, с которой оно было произнесено: «Братья! Назад тому 20 дней великая скорбь поразила всю Русскую землю: тот, кто даровал свободу от тяжкой неволи наших братьев-славян Балканского полуострова, кто все дни своей жизни посвящал счастью и благу Земли Русской, кто заботился об избавлении России от ее злейших врагов – крамольников, пал жертвой презренных людей, этих злодеев, которые величали себя друзьями русского народа, но которых народ не знает и теперь проклинает навеки. Некоторые из его же собственных подданных, безмерно облагодетельствованных им, подняли на него свою святотатственную руку в ослеплении своем и ненависти к нему, помазаннику Божию, возвеличившему Россию, и убили его. О, какой нам, россияне, срам и позор пред всеми народами, племенами и языками вселенной!»4 М. Ф. Бурцев указывает на источники и причины, которые привели к трагедии: «В славный XIX век просвещения среди нас русских нашлись такие исчадия зла, которые решились на столь ужасное дело и со столь ужасными адскими орудиями к исполнению его, что и сам первый по времени убийца в мире, Каин, невольно содрогнулся бы. И что за злоба у этих людей! И все это творится будто бы во имя высоких стремлений современного человечества! И все это творит та часть обновленной России, которая величает себя «молодой Россией»! Казалось, что обновленная Россия, вступивши на истинный путь свободы и гражданского преуспеяния, даст всем своим сынам времена мира и благоденствия, отрады и наслаждения плодами своих трудов. Но выделившаяся из нее молодая Россия что сделала? – Злоупотребила дарами Божиими и принесла всем истинным сынам Церкви Христовой и всей православной Руси великое разочарование. И все это выдается нашими мнимо передовыми людьми за великое благо, и всему этому иные из нас поклоняются, как своему кумиру, с жадностью набрасываясь на повое»5.

«Речь в день коронования Их Императорских Величеств, 15 мая 1883 года» посвящена осмыслению действия Промысла Божия в судьбах России, в жизни помазанников Божиих – Российских государей: «Какую ни воздвигали крамолу враги нашего Отечества и царской власти, что ни придумывали они для того, чтобы уничтожить единую, сильную, самодержавную власть в нашем Отечестве, а воля Божия совершилась: власть эта, дарованная Богом Благочестивейшему Государю нашему, торжественно запечатлена священнодействием венчания на царство и совершившегося затем святого миропомазания»6.

Переиздание трудов протоиерея Михаила Федоровича Бурцева – это долг и зов пашей души. В благодарность и признательность Батюшке за неустанные труды и великую заботу о Белевском крае, о Святой Церкви, о народе и духовенстве мы кладем к его стопам памятный венок, сплетенный из многочисленных произведений, написанных им самим, принесенных некогда в дар нашим предкам и дошедших сквозь толщу времени до нас, живущих в XXI веке. Украсим же наш венок молитвой о Батюшке и благочестивой христианской жизнью, к которой он призывал: «И умоляю жить по-христиански, храня заповеди Господни и уставы Святой нашей Православной Церкви!»

Руководитель Издательского отдела

Белёвской епархии

благочинный Белёвского округа

протоиерей Александр Сергеев

10 марта 2017 года

* * *

1

Слово протоиерея В. М. Знаменского, произнесенное на заупокойной литургии и день погребения протоиерея М. Ф. Бурцева, 1 февраля 1906 г. // Тульские епархиальные ведомости. 1906. № 10. С. 200.

2

См. с. 11–17 настоящего издания.

3

Там же. С. 254.

4

См. с. 164 настоящего издания.

5

См. с. 165 настоящего издания.

6

Там же. С. 226.


Источник: Проповеди / Прот. М.Ф. Бурцев. - Белёв : Изд. Белевской еп., 2017. - 315, [7] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle