Источник

1883

Речь в день коронования Их Императорских Величеств, 15 мая 1883 года, перед молебном76

Владеет Вышний царством человеческим, и емуже хощет, даст е

(Дан.4:4)

Осени себя крестным знамением, православный русский народ! В первопрестольном граде Москве ныне совершилось великое священнодействие – Благочестивейший Государь наш Император Александр Александрович и Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна сегодня по чиноположению нашей Православной Церкви венчались на царство и чрез священное Миропомазание приняли от Святого Духа дарованную им силу и премудрость, чтобы по воле Всевышнего управлять столь обширным, столь многоплеменным и столь могущественным царством на земле, какова наша возлюбленная Россия.

Итак, то, чего вся Россия более двух лет нетерпеливо ожидала, теперь с помощью Божией совершилось для нашего счастья и благоденствия на земле: отныне избранник Божий, есть вместе и Помазанник Божий, который должен быть представителем божественной власти на земле, тем орудием Промысла Божия, чрез которое должны изливаться на нас и на все наше Отечество дары милости Божией. О, сколь это важно для нас, истинных сынов России! В виду недавних событий, возмутивших дух нашего Царя и всех истинных сынов России убиением великого и славного Царя-Освободителя, в виду той крамолы, которая в последнее десятилетие столь сильно стала распространяться по городам и селениям нашего государства, в виду преступных замыслов этих орудий злого духа благополучно ныне совершившееся священное венчание и Миропомазание Царственной Четы имеет для нас особенную важность. Оно есть ясное для нас свидетельство того, что Господь Бог еще милостив к нам грешным, прогневавшим Его величие тем, что многие и многие из нас охладели к своей отечественной православной вере, уклонились от священного долга повиновения родителям и властям, праздники Господни сделали днями торговли с самого раннего утра и до позднего вечера, днями разгула, веселия, театральных и других зрелищ, безмерного пьянства, срамословия и буесловия, оставили соблюдение благочестивых христианских обычаев, освященных древностью и заповеданных нам нашими предками, и вместо них стали вводить у себя обычаи иноземные, не согласные с духом нашей веры и народности, и за все это, как и за многое другое, заслужившим такое тяжкое наказание, каким было для нас отнятие у нас великого Царя-Освободителя. Вместе с тем священное венчание на царство и Миропомазание Царственной Четы есть непререкаемое свидетельство о том, что Вышний владеет царством человеческим и емуже хощет, даст е.

Какую ни воздвигали крамолу враги нашего Отечества и царской власти, что ни придумывали они для того, чтобы уничтожить единую, сильную, самодержавную власть в нашем Отечестве, а воля Божия совершилась: власть эта, дарованная Богом Благочестивейшему Государю нашему, торжественно запечатлена священнодействием венчания на царство и совершившегося затем святого Миропомазания. Помолимся убо о Нем, да «Царь царствующих всемощною Своею благодатию приосенит царство Его Величества и да утвердит в нем мир и тишину во славу Свою святую и к непоколебимому благоденствию Государства» (Объявление о коронации), да умудрит Его Всевышний непоползновенно проходить великое сие к Нему служение, да дарует Ему разум и премудрость во еже судити людем в правду и достояние Господне в тишине и без печали сохранити, да покажет Его врагом победительна, злодеем страшна, добрым милостива и благонадежна и все подчиненные Ему правительства да управит на путь истины и правды, да сокрушит вконец крамолу в нашем Отечестве и нас всех во дни Его царствования да утвердит на пути истинной православной веры, истинного благочестия, верного служения Царю и Отечеству и усердного исполнения своих обязанностей! Аминь.

Поучение в день Святой Пятидесятницы77

Слышите, братья, что говорит нам Спаситель наш? «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». О, какой это чудный, отрадный и спасительный глас! Кто не захотел бы воспользоваться туне предлагаемым ему питием во время сильной, мучительной, смертельной жажды?

Кому приходилось долгое время быть в знойный день в пути вдали от источников водных, тот, конечно, вполне понимает, что значит в это время сильная жажда, как она мучит, истомляет человека и заставляет его с минуты на минуту ждать того тихого пристанища, где бы он мог найти источник свежей ключевой воды и утолить свою жажду; тот поймет и то, насколько бывает драгоценна и благодетельна для усталого путника каждая капля холодной воды, как почерпаемая им из найденного па пути источника, так и даром предлагаемая ему добрыми людьми. Да и вся наша жизнь на земле не то же ли самое, что путешествие странников по безводной и неведомой пустыне, где тысячи людей гибнут, истомленные жаждой под палящим зноем солнца? Не такие же ли мы путники, как и странствующие по песчаным пустыням Аравии и Сахары? О, да! Все мы здесь, на этой земле, странники и пришельцы, ибо, по слову апостола, не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр.13:14).

Все мы на земле должны держать свой путь, но куда и среди каких неведомых пустынь? Туда, братья, где подлинное житие наше (см. Флп.3:20), в горний Иерусалим, на небо, туда – в обители Отца нашего Небесного, ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, торжеству и церкви первородных, на небесах написанных, и Судии всех Богу и духом праведник совершенных, и к Ходатаю завета новаго Иисусу (Евр.12:22–24). Туда, в эту-то страну отрады, мира и блаженства постоянно должны мы стремиться и с радостью шествовать. Нелегок, хотя и недолог путь наш в это истинное наше отечество. Отовсюду мы здесь окружены врагами нашего спасения, чуть ли не на каждом шагу мы видим соблазны, обольщения, обманы, искушения от мира, собственной плоти и от диавола. Злые страсти, порочные наклонности, растленные обычаи века сего и сомнения духа времени постоянно иссушают наше сердце и томят нашу душу жаждою и голодом духовным. Душа наша нередко совершенно изнемогает от этой духовной жажды и от этого духовного глада. По самой природе своей, как дыхание божества, она должна постоянно стремиться к Богу крепкому Живому (Ис.41:3). Но увы! Враг нашего спасения не дремлет над нами: он, точно лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:8), стараясь свести нас в преисподнюю или сделать своими покорными рабами, не желающими утолить свою духовную жажду тою водою бессмертия, которую мы можем почерпать из спасительного источника.

Но где же он, где этот чудный спасительный источник, могущий утолить нашу духовную жажду и даром нам предлагающий эту воду бессмертия? Здесь, братья, здесь, пред нашими очами слово Божие, таинства Святой Церкви нашей и молитва – вот те источники, из которых мы всегда преизобильно можем почерпать ту благодать, которая может обновлять, подкреплять и постоянно совершенствовать наши духовные силы. Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет, взывает к нам Сам Спаситель наш в Евангелии. Иди каждый сюда – к этому тихому пристанищу жизни, к этому спасительному источнику и здесь утоляй свою духовную жажду, внимая евангельскому учению, освящая себя таинствами Святой Церкви Христовой и питая свой дух усердной молитвой. Приникни всем сердцем своим к учению евангельскому и из него почерпай для себя токи благодати, ведущей в жизнь вечную; освящай себя таинствами Православной Церкви и отсюда получай новые токи благодати; упражняйся чаще в усердной молитве, и благодать Святого Живоначального Духа чудесным образом будет постоянно наполнять твое сердце отрадою и успокоением во Христе и обновит все твое естество. Тогда только и душа наша не будет томиться жаждою духовною, тогда и враг наш, диавол, ничто же возможет против нас, когда мы будем постоянно пить эту благодатную воду из спасительных источников Церкви Православной; тогда мы в состоянии будем побороть в себе все злые страсти и порочные наклонности, отвратиться от душетленных обычаев мира и сомнений духа времени и избежать сетей диавола.

И кто из нас на себе самом не испытал того, какую отраду вливает в наше сердце эта туне подаваемая нам благодать Святого Духа в святом евангельском учении, в спасительных таинствах нашей Церкви и в молитве? Обратите свое внимание на то, как бывает легко на душе, когда в минуты сильной скорби вы возьмете святое Евангелие и со вниманием прочтете учение Спасителя нашего, или когда с полной верой, со страхом Божиим и надеждою на милосердие Божие очистите свою совесть покаянием и приступите ко святому Причащению, или когда в своей усердной молитве изольете душу свою пред Господом и возвергнете на Него всю печаль свою? Какой тогда мир царствует в душе вашей, какое пробуждается желание подолее насладиться этими блаженными минутами благодатного успокоения в Боге, и как тогда легко забывается всякая житейская суета! В таковых случаях все в нас сливается в одно чувство благоговения пред Богом или благодарности к Нему за подаяние нам этой чудной таинственной благодати Святого Духа, обновляющей в нас наши мысли и чувства, наши намерения и желания, укрепляющей наши душевные силы и помогающей нам продолжать свое странствие к Небесному Отечеству. О, если бы мы всегда были внимательны к себе и постоянно заботились о том, чтобы всегда утолять свою духовную жажду чудного водою евангельского учения, усердной молитвой и таинствами Покаяния и Причащения! Тогда все бури житейского моря, все вихри плотских страстей, все превратности судьбы, все соблазны мира и все козни диавола были бы не страшны для нас.

Ведь оттого и погибают многие из нас, что мы часто уподобляемся тому безрассудному путнику, который, найдя в степях источник светлой воды, не запасается водою на дальнейший путь и потом умирает от жажды: зная, где источник спасительной для нас благодати, туне подаваемой нам, мы пренебрегаем этою благодатию. Посмотрите: вот один из христиан жаждет знания, и вместо того, чтобы истинное познание о Боге, человеке и природе почерпнуть из Священного Писания, он об этом источнике истины вовсе и не думает, а ищет ее в измышлениях современного кичливого разума и впадает в заблуждение; другой впал в беду или скорбь и вместо того, чтобы Богу поведать свои печали, думает, как говорят, залить свое горе вином и совершенно погибает; иной получает от Бога все блага земные, но вместо того, чтобы по учению Евангелия быть только приставником в дому Божием, считает себя полновластным господином, и его постигает участь двух евангельских богачей. И так это во всем.

Братья! Торжественно празднуя ныне день сошествия Святого Духа на апостолов, помолимся усердно Святому Живо-начальному Духу, да благодать Его, всегда спасительная для нас, утолит нашу всегдашнюю жажду духовную, сохранит нас на будущее время от нерадения о своей душе и воде благодати Его, да не погибнем мы от жажды духовной среди распутий и пустынь мира умственного и нравственного! Слово же Божие, молитва и таинства Церкви да будут для нас всегда источником жизни и бессмертия. Аминь.

Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице78

Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши

(Мф.8:8)

Так ответил Господу Иисусу Христу римский сотник в Капернауме, просивший Его об исцелении своего слуги, – ответил на слова Господа: «Я приду и исцелю его». Какое искреннее и какое великое смирение выразил сотник в своем ответе, несмотря на то, что по вероисповеданию своему он был язычник! Сотник был не простой человек, но начальник над римским отрядом воинов, следовательно, человек почтенный по своему званию, стоявший выше других жителей Капернаума по своему образованию и, может быть, даже знатный по происхождению и богатый. Однако же, когда Иисус Христос сказал ему, что Он придет Сам в его дом для исцеления слуги его, он счел себя недостойным того, чтобы к нему вошел в дом Тот, Кого одни считали за пророка, а другие за сына плотника Иосифа, Кто во время Своих путешествий с проповедью по Галилее не имел, где главу свою подклонить, и входил в дома мытарей и грешников и к Кому книжники и фарисеи относились с пренебрежением и презрением. Но вот сам он называет Иисуса Христа Господом как имеющего власть одним только словом исцелять больных и творить чудеса. Пример, достойный подражания! А мы, братья, следуем ли этому примеру? Когда мы готовимся принять в дом души своея Самого Спасителя нашего в Его пречистых Тайнах, или когда в лице служителя алтаря Господня, входящего в жилище христианина со святым животворящим Крестом Господним или со святыми иконами в день праздничный, Сам Господь наш Иисус Христос посещает жилища наши, выражаем ли мы такое же смирение пред Господом, какое выразил сотник?

Да – благодарение Богу! – в некоторых благочестивых людях и даже целых семействах таковое смирение даже очень заметно: и само выражение лица, и наполненный слезами взор, и сердечные воздыхания, и усердные земные поклоны – все свидетельствует о том, что такие люди и семейства имеют истинное благоговейное смирение пред Господом. Но как мало, как мало таких благоговейных людей! Как редки стали в наше время такие счастливые семейства, где радость о Господе и истинное смирение пред Господом составляют отличительные черты благочестия самих хозяев дома и их домочадцев; и как, напротив того, много стало таких людей и таких семейств, у которых гордость пред людьми и даже пред Самим Господом нашли себе полный простор и приют в их сердцах! В самом деле, братья, присмотритесь внимательно к жизни современного общества: что вы видите здесь? Гордость царит во всех слоях общества и ясно обнаруживается при каждом удобном к тому случае. Вот, например, вы приступаете ко святому Причащению, и тут же в такие святые и страшные минуты те, кто побогаче, познатнее, почище одет, стараются прежде других приступить к этому великому таинству. Что здесь выражается, как не гордость житейская? Пред святой Чашей каждому в глубине сердца своего должно было бы говорить: «Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши, в дом души моея: зане вся пуста и падшаяся есть, и не имаши во мне места достойна, где главу подклонити» (Пред причащением молитва 2), – и смиренно, со страхом и трепетом ожидать своей очереди, а не выставлять себя достойнее других. Какое это печальное явление в нашей жизни!

Но вот и еще новое, столь же печальное, по местам очень обычное явление: служители алтаря Господня в храмовый или другой торжественный праздник приходят со святым животворящим Крестом Господним и со святой водой в дом богатого или чиновного и знатного своего прихожанина и в передней должны бывают стоять несколько минут, пока им, так сказать, позволят войти в следующие комнаты дома. Что это, как не проявление великой гордости? Смиренный сотник капернаумский себя считал недостойным того, чтобы Спаситель вошел в дом его; а здесь выходит, напротив, служители алтаря Господня, а в их лице и Сам Спаситель, оказываются как бы недостойными того, чтобы войти в дом человека знатного. А что сказать о том, как иногда в праздник Пасхи, когда служители алтаря Господня ходят по приходу со святыми иконами, в ином богатом или только кажущемся таковым доме вдруг слышат выговор, что пришли к нему позднее других? Вместо того, чтобы пасть на колени пред орудием своего спасения – животворящим Крестом Господним – и с радостью и смирением принять к себе в дом священника как служителя Божия, а иногда и как посланника Божьего, – делать ему выговор и возвышать себя пред другими значит показывать себя не имеющим понятия о христианском смирении и своих христианских обязанностях. В лице священника Сам Спаситель пришел в дом его подобно тому, как некогда к Аврааму Бог пришел в виде странника, следовательно, и этот выговор, это оскорбление и это гордое отношение к пастырю Церкви относятся к Самому Спасителю же, Который сказал Своим ученикам: иже вас приемлет, Мене приемлет (Мф.10:40). Овца словесного стада Божия здесь ставит себя выше пастыря, духовный сын не оказывает чести своему духовному отцу; тварь не воздает должного поклонения святому изображению своего Творца и Спасителя.

Молю вас, братья, не брать примера с гордых людей, а подражать капернаумскому сотнику, приступать к Святым Тайнам со смирением и служителей алтаря Господня принимать к себе всегда с честью, как служителей Божьих. Аминь.

Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице79

Он же рече ей: дерзай, дщи, вера твоя спасе тя

(Лк.8:48)

Когда Иисус Христос с проповедью Евангелия проходил по городам и селениям Иудейским и Галилейским, недаром повсюду приводили или приносили к Нему людей всякого рода больных и недужных, хромых, слепых и бесноватых, недаром и сами одержимые разного рода недугами и болезнями следовали за ним в надежде получить от Него исцеление. Великая чудодейственная сила Его повсюду творила многочисленные и многоразличные чудеса. Не было болезни, которой не могла бы уврачевать эта чудодейственная сила, не было недуга, от которого не освободились бы с верою притекавшие ко Иисусу Христу: все и каждый из таковых получали от Него скорую помощь. Даже и там, где по-видимому трудно было и верить в возможность получения Его всесильной помощи, помощь эта являлась.

Вот, например, в нынешнем Евангельском чтении мы слышали повествование о том, как через одно только прикосновение к одежде Иисуса Христа кровоточивая женщина тотчас исцелилась от такой болезни, которой она страдала 12 лет, и как потом одним только словом Своим Иисус Христос воскресил дочь Иаира. О, какая это была чудодейственная сила, если и жизнь и смерть, и ад и диавол повиновались ей! Какой великой сверхъестественной силой облечены были и святые апостолы, если они, получивши повеление Иисуса Христа больных исцелять, прокаженных очищать, мертвых воскрешать, бесов изгонять (Мф.10:8), туне приявши от Него благодать исцелений и чудотворений, туне и раздавали ее, повсюду проповедь свою о Христе подтверждая многочисленными и многоразличными чудесами!

А ныне, братья, пребывает ли с верующими та же самая благодатная сила, которая пребывала с первыми последователями Христовыми? Да, она пребывает и доселе в истинной Церкви Христовой. И ныне так же, как и во времена Самого Иисуса Христа и Его святых апостолов было, истинно верующие во Христа могут пользоваться чудесной помощью этой сверхъестественной, чудодейственной силы. Нет недуга, нет болезни, которых бы эта сила и ныне не исцеляла так же легко и скоро, как тогда исцеляла. Но где же, в чем заключается эта таинственная сила, в современном ли прославленном искусстве врачей, в целебных ли свойствах некоторых сил природы или произведений земли, чего хотят достигнуть одни из разумных мира сего, или же в слепой, бессознательной и неразумной вере простого народа, как утверждают другие? О, истинный христианин знает, где находится и в чем заключается эта чудодейственная сила. Он знает, где ему можно найти чудодейственную помощь в благопотребное время. Спаситель наш, хотя и вознесся на небо Плотью Своею, но не оставил нас Своим Божественным пребыванием среди нас: Он и ныне близок к нам так, что и ныне мы можем мысленно прикасаться к краю ризы Его и даже теснейшим образом соединяться с Ним. Он преподает нам собственное Свое Тело в снедь и собственную Свою Кровь в питие в таинстве Причащения, к которому мы приступаем во время болезней телесных и раскаяния в немощах духовных. Он оставил нам Свой пречистый образ в святых иконах, пред которыми мы поклоняемся Ему, которые лобзаем и к которым прикасаемся с верою и смирением, и многие из своих святых икон прославил многочисленными чудотворениями, Он подал нам таинства Святой Церкви Своей, через которые изливает на нас благодать Святого Духа, освящает нас, возращает нашу духовную жизнь и исцеляет наши немощи духовные и телесные. Он вселил Свою чудодейственную силу и в нетленные мощи святых угодников Своих, чрез которые, по молитвам святых, творит многоразличные чудеса.

Все это истинный христианин знает и поэтому во время одержащих его болезней и недугов, бед и скорбей прибегает к помощи своего Спасителя или пред Его пречистым образом, или пред святыми мощами угодников Божьих, молясь усердно о ниспослании ему милости свыше, или же освящая себя таинствами Церкви Христовой. И надежда не посрамляет его: истинно верующий и усердно молящийся всегда получает исцеление от всяких недугов и болезней, бед и скорбей. О, прибегайте братья, к этой великой чудодейственной силе во всякое время с верой и смирением! Будьте твердо уверены, что Спаситель наш по Своему неложному обещанию всегда пребывает среди верующих и ныне пребывает с нами невидимо, так же благотворя нам и чудодействуя среди нас, как некогда, видимо обитая во плоти среди людей, подавал верующим всякие исцеления и чудодействовал. Как только постигнет нас или ближних наших какая-либо болезнь, или печаль, или недуг какой-либо, припадем к Его пречистому образу с усердной мольбой о помощи, облобызаем Его изображение пречистых ног, освятим себя и своих близких святыми таинствами Церкви нашей, и тогда Спаситель наш по Своему милосердию и нам скажет так же, как и кровоточивой сказал: вера твоя спасе тя, иди в мире; ибо Он есть Врач душ и телес наших, всякий недуг исцеляющий и от смерти избавляющий тех, кто с верой и смирением притекает к Его всесильной помощи. Аминь.

* * *

76

Тульские епархиальные ведомости. 1883. № 12. С. 331–333.

77

Тульские епархиальные ведомости. 1883. № 12. С. 333–336.

78

Тульские епархиальные ведомости. 1883. № 14. С. 53–56.

79

Тульские епархиальные ведомости. 1883. № 19. С. 217–219.


Источник: Проповеди / Прот. М.Ф. Бурцев. - Белёв : Изд. Белевской еп., 2017. - 315, [7] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle