Источник

1885

Поучение в день святых апостолов Петра и Павла, сказанное в Петропавловской церкви по совершении в нее крестного хода80

Вся благообразно и по чину да бывают

(1Кор.14:40)

С какими мыслями и чувствами, братья, сегодня шли вы сюда, в этот священный храм, к которому отлет древних в настоящий день памяти святых апостолов Петра и Павла совершается крестный ход? Думаю, что вы, принимавшие участие в крестном ходе, скорбели вместе со мною о том, что существующие у нас крестные ходы в городе к 4 церквам унижены, пренебрежены и с года на год все более и более упадают; о том, что мы, служители Божьи, идем в крестных ходах по улицам города почти одни с немногими усердствующими, которых так немного, что некому нести святых икон. Грустно и печально, до глубины души прискорбно бывает смотреть на это, если можно так выразиться, унизительное для нашей православной веры, почти одинокое наше шествие. Но печаль эта еще более увеличивается, когда на пути встречаешь людей, которые смотрят в окна на крестный ход без должного благоговения, ни разу даже не перекрестившись, когда видишь суетню торговцев в эту только пору спешащих на две-три минуты притворить двери своих лавок, слышишь смех и шум пирующих в разного рода питейных заведениях. Невольно всякий раз при этом приходит на мысль, зачем мы совершаем такие крестные ходы, не лучше ли бы было совсем их прекратить, если жители города так невнимательны к ним, если те самые братья святого храма, к которым мы идем, не принимают в ходе ни малейшего участия, не встречают святых икон с должной, подобающей им честью и не провожают их? Да, может быть, это и так. Но приходит на мысль и то, знают ли братья святого храма сего и другие жители города, что такое крестный ход, и понимают ли его значение? Побеседовать с вами решился я об этом весьма важном для всех нас предмете.

Переносясь мыслью в отдаленные времена древности иудейской, мы видим, что у иудеев было торжественное исхождение из храма Иерусалимского к купели Силоамской в последний день праздника Кущей, когда священники почерпали воду из купальни, несли ее во внутренний двор храма и там вместе с вином возливали на жертвенник в знамение того, что придет такое время, когда все люди будут очищены от грехов Честною Кровью Спасителя в благодатной воде Крещения. Сам Иисус Христос бывал в Иерусалиме на празднике Кущей и принимал участие в этом торжественном ходе к купальне Силоамской. Тысячи, десятки и сотни тысяч людей, все жители Иерусалима и пришельцы на праздник точно так же принимали участие в этом ходе; поэтому-то день этот и был самым торжественным днем праздника. Религиозный восторг двигал сердца людей в это время, и они все от мала до велика в этот день спешили ко храму и источнику Силоамскому. Так это было в древнем Иерусалиме.

Не дивно ли после этого, что для первенствующих христиан, перешедших от тьмы язычества и иудейства в чудный свет веры Христовой, торжественные религиозные шествия составили необходимую потребность их религиозного духа и были благотворны по своим последствиям. Как только вера христианская была объявлена господствующей и прекратились времена жестоких гонений на христиан, крестные ходы в Церкви Христовой стали совершаться открыто, торжественно. И какое тут проявлялось усердие к вере в сердцах христиан! Какой религиозный восторг одушевлял всех! Какие усердные молитвы верующих неслись в это время к небу! Сколько и чудесных исцелений совершалось в это время. От скольких и бед и скорбей избавлялись христиане по совершении крестных ходов! Не было беды и скорби общественной, не было недуга, не было болезни, от которых бы не получилось избавление тех, кто с верою, смирением и слезами в эту пору обращался к помощи Божией. Тысяча людей шла за святыми иконами, тысячи людей молились по пути торжественного шествия, тысячи сердец пламенели радостию духовною о совершающемся торжестве или проникались печалью и сокрушением о своих грехах в минуты постигшего их гнева Божия в виде смертоносной язвы, града, огня, нашествия врагов и т. п. бедствий общественных; тысячи людей в это время с глубоким чувством воспевали многократно краткую молитвенную песнь: «Господи, помилуй!» Так это было в древние времена, так это есть еще и ныне во многих-многих градах и весях православных. Так это должно бы быть и у нас в г. Белеве во время крестных ходов.

Ибо что такое крестный ход? Крестный ход прежде всего есть торжество нашей православной веры, свидетельство о победе ее над неправоверием и неверием и радость христиан по этому случаю. Это есть торжественное всенародное прославление имени Божия и Его святых пред всеми неверующими и неправоверующими. Но какое может быть прославление имени Божия и Его святых угодников там, где ходы совершаются не так, как они совершались в древности и как должны были совершаться и ныне по мысли и желанию Православной Церкви? Судите сами. Это есть уничижение нашей религии, обличение нашего религиозного равнодушия, неуважение к обрядам Церкви, невнимание и к самим себе и к своим нуждам, а не торжество православной веры в нашем городе. Зачем же, зачем позволять это, допускать до этого у нас-то именно, когда живущие среди нас раскольники и евреи нашими делами веры могли бы подвигнуться сами на прославление веры христианской, как это и было прежде, когда крестные ходы совершались у нас с надлежащим к ним приготовлением, и надлежащей торжественностью, и с полным усердием.

Что такое крестный ход? Это торжественное воспоминание шествия Самого Спасителя нашего на проповедь Евангелия; это воспоминание хождения Его с проповедью по городам и селениям Галилейским. А что было тогда? Тысячи людей встречали и сопровождали Его; тысячи людей с усердием и духовной алчбой и жаждой слушали Его учение; все больные, несчастные и печальные теснились около Него и получали от Него исцеление и облегчение своей скорби. Одно только прикосновение к Его одежде, или возложение Его руки, или одно слово Его совершало чудеса. То же было бы и теперь, во время крестных ходов, если бы мы были к ним внимательны. Вот ты, например, брат возлюбленный, одержим телесным недугом или впал в тоску или печаль: почему бы тебе не воспользоваться этим случаем получить исцеление от того или другой? Почему бы не прийти в ход, не понести святых икон и не помолиться в это время о себе и других? Или вот ты, сестра возлюбленная, имеешь у себя мужа пьяного и буйного, не дающего тебе житья, или младенца, одержимого тяжелым недугом: отчего бы тебе не прийти в ход, не понести иконы своего Спасителя и Его Пречистой Матери или не взять в ход своего больного? О, поверьте, что тогда вы получили бы просимое!

Что такое крестный ход? Это воспоминание крестного пути Самого Спасителя нашего на Голгофу для совершения там дела спасения нашего; это напоминание нам о том, какой дорогой ценой куплены мы, какие страдания претерпел за нас

Спаситель наш, и как мы должны за это любить Его; это напоминание нам о словах Спасителя, сказанных Им женщинам иерусалимским: «Плачьте не обо Мне, а о себе и детях ваших». А мы что же, как относимся к этому воспоминанию? Мы и думать о нем не хотим. Вот мы сейчас шли сюда к вам, братия святого храма сего, вместе с прочими страдающими от засухи и бездождия за грехи наши. Но где же были вы в это время? Пришли ли вы в собор торжественно поднять святые иконы с подобающей честью? Ах, братья! В такую трудную для нас годину испытаний Сам Спаситель наш в образе Животворящего Креста Своего, Сама Его Матерь и многие Его угодники, покровители и охранители нашего города – в образе святых икон их шли к вам, как великие гости, а вы и их-то не подумали встретить и принять к себе с подобающей частью; вы и теперь-то не подумали вспомнить о страданиях Спасителя и заповеди Его, плакать о грехах своих, которыми мы все прогневали Его и отвратили от себя Его благодать и милость. О, не делайте этого впредь! Поднимите честно святые иконы и торжественно проводите их теперь до собора и на будущее время принимайте к себе таких высоких гостей с честью, верой, смирением и молитвой о своих грехах. Братья возлюбленные! Не срамляя вас, сие говорю вам, но яко же чада возлюбленныя вразумляю. Аминь.

* * *

80

Тульские епархиальные ведомости. 1885. № 13. С. 9–13.


Источник: Проповеди / Прот. М.Ф. Бурцев. - Белёв : Изд. Белевской еп., 2017. - 315, [7] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle