Источник

1879

Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице56

Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри,

но якоже премудры:

искупующе время, яко дние лукави суть

(Еф.5:15–16)

Вот что, братья, святой апостол Павел заповедовал христианам Ефесской Церкви, а в лице их и всем вообще христианам! Чтобы не быть нам обманутым врагом нашего спасения, постоянно ищущим нашей погибели, а равно и теми людьми, которые желают вредить нам, совратить нас с пути истины и спасения на путь лжи и погибели, он советует нам иметь христианскую мудрость, поступать во всем осторожно, осмотрительно, с опасением, как бы нам чем-нибудь не прогневать Бога, не впасть в сети диавола и не лишиться вечной жизни, а для этого он заповедует нам само время наше распределять так, чтобы оно выкупалось нашими делами, не тратилось бесплодно, не проводилось без всякой пользы для нас и наших ближних в лености, праздности и рассеянности и тем более не употреблялось на занятия суетные, душевредные и не свойственные истинным христианам. А мы, братья, осторожно ли, осмотрительно ли во всем поступаем? Так ли мы проводим время, как заповедует нам св. апостол? Наблюдаем ли мы за тем, чтобы время наше вполне выкупалось нашими занятиями, употреблялось на занятия душеспасительные и полезные для нас и для других, проводилось нами так, как свойственно проводить его истинным христианам? Или мы часто тратим его бесплодно и употребляем на занятия, пагубные для нашей души, вредные для нас самих и для других?

О, как часто мы поступаем вовсе не по наставлению апостольскому! Как мало мы проявляем осмотрительности и осторожности во всех своих делах, словах, мыслях и чувствованиях! Как часто время нами не окупается нашими занятиями и мы проводим его бесплодно, тратя без всякого сожаления о потере его на провождение его в лености и праздности или на занятия суетные, вредные для нашей души и расстраивающие наше здоровье, а иногда и наше материальное состояние, и наше семейное счастье, и наши добрые отношения к ближним! И, к сожалению, часто мы и не думаем нисколько о том, хорошо ли мы проводим свое время, окупается ли оно нашими делами и употребляется ли больше всего на приготовление себя к переходу от времени к вечности, от жизни земной к жизни небесной, от счастья и радостей здешних к нескончаемому и неизреченному блаженству в сонме праведных, к чему мы предназначены Творцом и Спасителем нашим прежде, нежели явились на свет.

А между тем думать об этом нам в настоящий век лукавства нужно как можно чаще, как можно больше и как можно обстоятельнее. Время для нас должно быть всегда драгоценно и само по себе, потому что оно дано нам Богом для приготовления себя к вечности, но еще драгоценнее оно должно быть для нас потому, что оно слишком скоротечно и невозвратимо: прошло мгновение, мы по обычаю вовсе и не заметили его, а между тем оно важно для нас по своим последствиям, и его уже не вернешь. Нам кажется иногда – не великое дело, если мы час или два в день проведем в лености и праздности или употребим на свои удовольствия, а нет! И этот час имеет для нас свое значение: мы его убили праздно и за это дадим ответ пред Богом; мы его употребили на свои суетные удовольствия или на пересуды поступков наших ближних в приятных по-видимому и интересных для нас разговорах – и опять за это дадим ответ. Но это еще не все.

В настоящее время всеобщей суеты каждый час нашей жизни для нас в особенности должен быть дорог, потому что ныне, можно сказать, по преимуществу дние лукави суть: ныне время лукавства, время развращенности нравов, время соблазнов и совращения с пути истинного на путь погибели под самыми по-видимому благовидными и заманчивыми для нас удовольствиями света и приманками ко греху. Что ни день, то в наше время новое лукавство является пред очами нашими, новый придумывается род удовольствий и новая вводится в употребление приманка ко греху. Не говорим уж о больших столичных и знаменитых в свете городах.

Вот даже и у нас в мирном захолустье, небольшом городке (в Белеве) сколько существует разного рода приманок ко греху! Посмотрите, сколько всюду расставлено у нас сетей соблазна! Сколько у нас, при небольшом населении нашего города, открыто таких мест и заведений, куда чуть не все и каждый и из граждан, и из приезжающих в наш город состоятельных людей и бедных поселян стремятся убить там час-другой, а иногда и целый день, провести время бесплодно, в ущерб своему состоянию, а иногда и в явный большой вред себе и ближним! Там видишь питейный дом, тут – трактир, в третьем месте – театр, в четвертом – приют всяких безобразий... Даже и с храмами-то Божьими рядом и против самих св. алтарей Господних столько пооткрывали разного рода и разных названий трактиров и погребов, что при виде их множества невольно спрашиваешь себя: «Да неужели же все эти заведения нужны в городе, и в особенности в таких местах, как близ церквей Сретенской и Покровской, и когда-нибудь бывают полны народа?» Хотелось бы сказать себе: «Нет! Они не могут быть здесь полны народа. Близ самих храмов Божиих, и в особенности против св. алтарей Господних, никто не позволит себе пить и упиваться, срамословить и бесчинствовать». Но – увы! – стоит только летом в любой воскресный день пройти мимо этих заведений, и душа переполнится истинной печалью. Шум, хохот, свист, срамословие, песни, пляски, драка и т. п. – все тут у тебя пред очами и ушами, пока не пройдешь всю площадь с окружающими ее кварталами. Ясно, что все эти места соблазна и приманки ко греху полны народа.

А театры? А гулянья на бульваре и ярмарке? А зимнее катанье? А святочные и масленичные балаганы? А свадебные наши пиры на славу с раннего утра и чуть не до полудня следующего дня? Сколько тут всегда бывает народу! Сколько чуть не ежедневно убивается у нас времени на праздные зрелища, на суетные разговоры, на модное одеванье, на бесчинный шум по питейным заведениям и улицам города даже ночью, на пьянство, драки и срамословие, на песни и пляски, на азартные картежные и другие, запрещенные законом игры! Даже и посту Великому, не исключая и страшных дней Великой Пятницы и Великой Субботы, и величайшему из христианских праздников, дню Св. Пасхи, не делается отличия от прочих дней: даже и в эти дни все эти места соблазна и безобразий, места убивания времени и траты денег без всякого расчета бывают чуть-чуть не полны. Многих и глухая полночь не выгоняет из этих мест. Разумеется, все эти места соблазна очень приманчивы; но на что же нам дан разум? Не на то ли, чтобы мы были рассудительны, осторожны и осмотрительны в своих поступках, сдерживали свои страсти и искореняли в себе дурные наклонности? И когда же больше нужно быть нам осмотрительными, как не в настоящее лукавое время соблазнов и развращенности нравов? А у нас этого вовсе нет: мы вовсе, кажется, и не думаем о мудрой осмотрительности в провождении времени. Не только совершенные мужи, но и старцы, едва влачащие свои ноги, и женщины, и даже юноши, девицы и дети ныне с удовольствием у нас в городе посещают многоразличные места соблазнов и проводят там многие часы, пьют, один стараясь опередить в этом другого, и играют в азартные игры. Не только совершенно свободное время, но даже и то, которое нужно бы было употребить на служение Богу преимущественно пред другими часами дня и недели, у нас убивается в городе на посещение таких мест соблазна.

Православный русский человек! Вот ты ропщешь на Бога, постоянно жалуешься на свои недостатки во всем, сетуешь на свою, будто бы горькую участь; а между тем ничего не щадишь, ни своего состояния, ни времени на посещение различных мест соблазна. Не оттого-то ты и разоряешься, беднеешь со дня на день, не оттого-то ли и участь твоя кажется тебе горькой, что ты не умеешь беречь свое состояние и употребляешь время не на пользу и для своей души, и для здешней своей жизни, не заслуживаешь милости Божией к себе и не мог бы хорошо распорядиться большим, чем сколько у тебя есть? Ты понапрасну убиваешь время, а оно тот же напиток для здешней жизни, оно время сеяния и собирания плодов для будущности. Дорожи им, и оно принесет тебе добрые плоды здесь и там.

Знаю, братья, что многим из вас мое слово не понравится – и не понравится именно потому, что одни сами содержат разные питейные заведения и желают в видах своей выгоды, чтобы они всегда были полны народа, а другие любят часто посещать эти заведения или гулянья, театры, свадебные пирушки и другие места сборищ и проводить там время в свое удовольствие. Но что же делать? Хотя это и неприятно многим, а мне должно о том говорить, ибо священник затем и поставлен, чтобы учить истине, не взирая ни на какие лица. Я должен напомнить многим из вас о том, что они поступают относительно распределения своего времени не как мудрые, а как скудные умом, бесплодно убивая его на дела темные и вредные для души. Ведь за каждое прожитое нами мгновение мы должны дать ответ пред Богом, отчет в том, как мы употребили это мгновение. А какой ответ можно дать за время, убиваемое на посещение питейных заведений, гуляний, театра и разных других мест, где предлагаются такие удовольствия, за которые должно дать ответ на Страшном суде? Что тогда можно будет сказать в оправдание себя? Неужели кто скажет, что он употреблял на это свободные часы? Но вот Сам Господь зовет всех нас в дом Свой на беседу с Собой, и многие из вас не идут в этот святой дом, говоря в свое оправдание: «И пошел бы, да некогда». Как же так: на посещение разных мест удовольствий есть время, а для посещения храма Божия нет? О, будем, братья, всегда дорожить временем как драгоценным даром Божиим!

Поучение в неделю 27-ю по Пятидесятнице57

Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властям,

и к миродержителям тьмы века сего,

к духовом злобы поднебесным

(Еф.6:12)

Вот, братия, что писал св. апостол Павел к христианам Церкви Ефесской, увещевая их быть постоянно готовыми к тому, чтобы во всеоружии Божьем стать против козней диавольских. «Наша брань, – писал он, – не против крови и плоти», т. е. не против людей, но против целого царства бесовского, против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных, всегдашних самых лютых врагов нашего спасения.

Что писано было более чем за 18 веков пред этим, то и доселе остается совершенной истиной и заповедью всем христианам. И доселе нам, христианам, как в жизни религиозной, так и в жизни общественной, государственной и семейной приходится вести ожесточенную борьбу не с людьми, не с отдельными личностями, являющимися видимыми врагами нашего вечного спасения и временного спокойствия на земле, но с теми ложными правилами, с теми убеждениями, правами и обычаями современного общества, которые внушаются представителями всех видов порока – злыми духами – и деспотически властвуют над людьми, с теми ложными учениями, которые ныне вносят нестроение в жизнь религиозную и общественную, а внушаются людям под видом истины научной и легко рассеиваются в мире не иным кем, как миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными. В самом деле, братья, сколько ныне в мире нестроений! Сколько в наше время истинному христианину приходится бороться на всех путях своей жизни и деятельности с ложными противорелигиозными, противогосударственными и противосемейными стремлениями тех людей, которые мнят в своей гордости и ослеплении весь мир по-своему пересоздать, все общества людей по-своему перевоспитать и переустроить так, чтобы они походили не на общества людей, а на стада диких зверей. Но кто здесь самые главные виновники зла, с которыми нам необходимо бороться? Неужели та ничтожная горсть безумцев, мечтающих весь мир перевернуть на свой лад? О, нет! Эти люди сами служат только орудием других существ, которые в своей среде имеют представителей всех видов порока, лжи и заблуждения и составляют из себя целое сатанинское царство. Истинная наша брань не против людей, а против начальников всякого зла, миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных. Эти противники всякой истины, духи злобы поднебесные, господствуя ныне в мире, рассеивают в нем зло, ложь и заблуждения самой щедрой рукой под видом многоразличных, охотно всеми принимаемых обычаев света и веяний духа времени, или под видом новейших ученых теорий и философских систем, или под видом новейших религиозных сектантских учений. Видимыми орудиями своими для сеяния в мире плевел между пшеницей они избирают тех людей, которые считают себя передовыми и вводят в современную жизнь новые нравы и обычаи, чуждые всего святого, или основывают новые религиозные секты, а в особенности тех гордых своим знанием ученых, которые составляют системы, отвергающие то Промысл Божий, то само бытие Божие, то бытие духовного мира и бессмертие души, то весь законный строй семьи и государства, и своими лжеумствованиями увлекают на путь погибели не довольно еще развитых молодых людей.

И что это за люди?! Присмотритесь к ним самим, к их верованиям и учениям и увидите ясно, что это не учители истины, не сыны истинной Церкви Христовой, а враги Креста Христова, которым мы спасены. Сами они горды, напыщенны, величавы, дерзки, неуважительны ни к кому и ни к чему и выше своих личных воззрений на все ничего не ставят. Жизнь они ведут такую, что в ней ничего нет похожего на жизнь истинного христианина: ни уставам Св. Церкви они не повинуются, ни обрядов Православной Церкви не терпят, ни святости брака не признают. В учениях их ничего не найдется истинно христианского, святого, созидающего и ведущего к вечному спасению: все у них направляется к тому, чтобы постепенно вернуть человечество ко временам древнего язычества и допотопного безбожия, восстановить времена допотопных исполинов и обратить людей из существ богоподобных в существа скотоподобные. Верований у них по большей части нет никаких. Они большей частью объявляют себя философами, искателями истины. Но если бы присмотрелись мы к тому, до чего ныне дошли эти искатели истины, то увидели бы, что на самом деле они не мудрецы, а распространители лжи и заблуждения в мире. Слушаясь внушений исконного врага всякой истины, многие из современных ученых своими заблуждениями превзошли даже тех мнимых мудрецов, о которых св. ап. Павел говорит, что они вместо того, чтобы быть мудрыми, объюродели (Рим.1:22).

Нынешние ученые, отрицающие бессмертие человеческой души, вечную жизнь, воздаяние за дела после смерти и даже само бытие Божие, хуже тех объюродевших языческих философов. Почему? Потому, что те философы все-таки искали истину, но искали не там, где следовало, или, нашедши ее, поняли ее не так, как следовало. Они хотели познать Бога чрез рассмотрение природы видимой или чрез голос своего разума и совести, иногда находили Его, т. е. доходили до истинного понятия о Боге, но вместе того, чтобы прославить Бога, говорит ап. Павел, они осуетились помышлениями своими и изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного (Рим.1:23). Нынешние же ученые, родившись в лоне христианской Церкви, при свете истины, бегут от истины, открытой Самим Богом, не хотят знать ни Бога, ни своей души. Нет, говорят они, ни Бога, ни души человеческой, ни бессмертия, ни воздаяния после смерти. «Как же так? – спрашиваете вы их. – Если у человека нет души, что же он такое: скот... зверь?» «Нет, – отвечают они, – он животное млекопитающее, двурукое и двуногое». Опять вы невольно спросите их: «Если так, откуда же у него разум, совесть, свобода?» – «Какой разум? Какая совесть? Какая свобода? – воскликнут они. – Все это остатки прежних, средневековых заблуждений, отголоски старинного воспитания. Воспитайте дитя без религиозных верований, в новых понятиях, и оно не будет иметь ни разума, ни совести, ни свободы».

Ну, и точно: воспитывая наших детей по своим системам, они наплодили нам безбожников, людей, лишенных всякой религии, сбросивших с себя узду закона и нравственности, бунтарей и крамольников, вследствие чего чуть не каждый месяц перед лицом всего мира выступают ужасные, омерзительные судебные процессы этих врагов Св. нашей Церкви и общества. О чем толкуют эти юноши, воспитанные в новых понятиях и идущие в народ, чтобы просвещать его современной философской мудростью? Все, говорят они, должны быть равны между собой и по состоянию и по правам, а потому-де не должно быть в мире ни царей, ни правителей, ни судей, ни богатых, ни благородных, но все должны превратиться в чернь; не должно также быть ни государства, ни общества, ни семьи. И вот, мы видим: в царей и правителей эти люди стреляют, города и селения выжигают, казну грабят, неопытных девиц развращают, детей, рожденных от скотоподобного сожития, истребляют. Вот она эта новейшая мудрость! Людей она хочет превратить в стадо кровожадных зверей. Кому же такое превращение нас в зверей нужно? Конечно, врагу нашего спасения, диаволу. Ему ненавистно, что люди живут мирно в государствах, обществах и семьях и повинуются царям, правительствам и власти родителей; ему хочется произвести между людьми раздоры, возмущения и кровавые распри – вот он и внушает современным мудрецам такие ужасающие нелепости, как общее равенство или гражданский брак. Для того, чтобы понять, что подобные учения есть чистейшая нелепость, не требуется даже особого ума.

Возьмем, например, учение о всеобщем равенстве. Можно ли в самом деле быть всем равным? Отнюдь нет. Почему? Потому, что не все мы имеем одинаковые силы и способности, не все одинаково сродны к труду и честны, не все своим достоянием умеем хорошо пользоваться. Лучше всего нелепость этого нового учения можно видеть сейчас же на примере наших крестьян. Не всем ли им даны были одинаковые права и не все ли они получили одинаковые участки земли, когда наш великий Государь освободил их от крепостной зависимости? Однако же равны ли они теперь? Нет, и даже более неравны, чем в крепостное время. Отчего же? Оттого, что один в эти 18 лет трудился, а другой ленился; один все сберегал, а другой все с рук спускал; один всякую заработанную или вырученную копейку нес домой и сберегал про черный день, а другой даже и из дома все нес в разные питейные и увеселительные заведения. Отсюда и вышло то, что один разбогател, а другой обнищал. То же будет и в государстве, если бы действительно нас всех уровняли по состоянию. Сегодня мы все разделили бы поровну, а завтра же опять один приобрел и разбогател, а другой все промотал и стал нищ. Что же потом? Опять делить? А там опять и опять, и так без конца? Явная нелепость! Однако же многие ею заражаются. Отчего? Оттого, что господствующие в мире правила, права, обычаи и заблуждения располагают к тому.

Братья! Чтобы нам успешно бороться с опасным веянием духа времени и с самим управляющим им врагом нашего спасения, будем и себя, и детей своих беречь от увлечения ложными учениями, нравами и обычаями и облечемся во всеоружие Божие, твердо держась истинного учения Христова. Аминь.

* * *

56

Тульские епархиальные ведомости. 1879. № 22. С. 293–297.

57

Тульские епархиальные ведомости. 1879. № 23. С. 315–319.


Источник: Проповеди / Прот. М.Ф. Бурцев. - Белёв : Изд. Белевской еп., 2017. - 315, [7] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle