Письмо 105
Ты желаешь научиться от меня жизни духовной, чтобы иметь написанными строками: как проходить чин жительства, и оными наставляться.
Доброе твоё желание и намерение искать спасения. Но, с моей стороны, не трудно написать, но опасно дать ответ людей учащу, а самому ничтоже благо творящу.
Наставник наш и учитель есть Сам Господь наш Иисус Христос; Он даровал нам спасительные и животворящие заповеди, вводящие в живот вечный, и сказал вопросившему Его юноше: что сотворю, да живот вечный наследую? Заповеди веси, сия сотвори, и живот вечный наследиши. И святые отцы, получившие спасение, получили оное исполнением заповедей Божиих, и нам оставили пример своего жительства; движимые Святым Духом, предали учение своё в пользу нам, слушающим и прочитающим. А какие именно заповеди надобно исполнять хотящему спастись? Главные две: любовь к Богу и любовь к ближнему; «в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят», сказал Господь. Подробно же и особенно заповеди оные изъяснены в святом Евангелии; а большая часть в 5, 6 и 7-й главах Евангелиста Матфея; при исполнении заповедей Божиих надобно иметь и смирение, о коем также заповедано: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби исключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк.17:10), и в другом месте заповедает Господь: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Вот какое к нам милосердие Божие: деланием заповедей Его получаем спокойствие: и какая великая премудрость Божия: на всякую страсть, находящуюся в нас, есть заповедь, не только действие оной возбраняющая, но и до конца искореняющая. Итак, поучайся в слове Божием, внимай и старайся исполнять, прося помощи Божией; ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5). Читай и словеса отеческие: св. Иоанна Лествичника, св. аввы Дорофея, как наиболее нам приличные; они научают нас: для чего мы оставляем мир и приходим в монастырь, и как должны обучаться борению противу страстей, побеждать их и искоренять; при побеждении же от страстей: как восставать и приносить покаяние; а паче всего учат смирению; оно не падательно, и всех страстей губительно; как гордость есть предварительница падений и низвергает имущего её в глубину адову, так напротив смирение восставляет и возводит из глубины греховной, и возвышает имущего сие сокровище; и прочие святые отцы поучают нас каждый по данному ему от Святого Духа просвещению разума. Пройдя сами опытом жизнь духовную, они учат об отвержении себя и своей воли, о страхе Божием, о послушании, о терпении, о воздержании, о смирении, о любви, о покаянии; и вообще весь лик прекрасных добродетелей обрящем во святом их учении и как подвизаться о приобретении оных.
Св. Исаак Сирин пишет о смирении, что смирение и одно спасает кроме дел; а дела без оных не спасут (47 слово); св. Иоанн Лествичник пишет в 5 степени о покаянии на 1-й странице оной степени: что есть покаяние и в чём оно состоит. Вот это и приличествует к твоему вопросу о сем: а к концу книги совокупляет покаяние со смиренномудрием. Св. Исаак Сирин в 7-м слове премудро отводит от отчаяния и возводит к покаянию.
От многих малое собрал для тебя к памяти и руководству в жительстве твоём. Когда пойдешь путём правды, то и больша сих обрящешь и уразумеешь; встретишь и скорби, но оные неминуемы на пути спасения; ищи избытия и утешения в оных во смирении. Но одними словами не научишься, а надобно делом проходить, и тут познаёшь свою немощь, смиряешься; а во смирении нашем помянет нас Господь и избавит от враг наших и спасёт нас; чего тебе усердно желаю и молю Господа о сем. Многогрешный И. М.
Ты вопрошаешь о чине жительства: слово св. Симеона Нового Богослова ясно показует оное, и св. Исаак Сирин в 9-м слове.