Письмо 106
«Многи скорби праведным и многи раны грешному», Святый Дух усты Давидовы глаголет. Кто же без скорби из нас? От нищего и до носящего диадиму не найдешь здесь совершенно мира и спокойствия; и все оное Господь посылает каждому в своё время и по мере потребы для него, чтобы здешним скорбным путём привести нас в царствие небесное. Скорбями очищаются грехи, предотвращаются от грехов и испытуется вера наша. Кто ж похвалится не иметь греха?
А потому мы и есмы должницы Богу. Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие. Прочти у св. Исаака Сирина в 51-м слове, в отделении: «якоже предаеми» – увидишь причину, от чего скорби скорее проходят, и от чего умножаются и продолжаются; а я кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся: а если виним других, то умножаются и продолжаются. В письме твоём, от 2-го марта, ты описываешь встретившие тебя в обители скорби многообразные и недоуменные; потому-то я и написал прежде, что оные необходимы для нас а следовательно и для тебя. Тебе ставят в вину, что, бывши здесь не лучшею возвратилась; нельзя им и не подумать этого: и точно, если б я что-нибудь был, то верно и относящиеся ко мне получили бы пользу; а из сего и заключается противное; а в правду истинно разумеется то, что есмь ничто. Они видят тебя скорбящую, унывающую, мятущуюся к выходу: поэтому я тебя не укреплял на подвиг терпения, смирения и покорности. Я вижу, ты зазираешь их, а свои немощи и страсти не видишь и смущаешься. Что ты пишешь о действиях против тебя сестёр, желающих тебя очернить, пусть будет правда: они делают неправду; а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду; – понимаешь ли это? И Давид не велел убивать Семея, хулившего его, а сказал: оставьте Семея кляти Давида; Бог велел ему кляти Давида; – и ты так поступай, говоря себе: Бог велел им оскорблять меня, чтобы грехи мои простить. Ты говоришь, что находишься в безотрадном состоянии духа ; но если будешь так делать, как учат св. отцы, то получишь и утешение, и старайся видеть себя хуже всех, эта азбука для нас очень нужна и полезна. – На переход же твой я духу не сбираю дать тебе совета; ты и сама находишься в двоедушии; пусть ежели и примет мать игуменья, то как можно надеяться, чтобы она могла доставить покой, а особо душевный? Да за будущее кто может ручаться? Нынче она, завтра другая: а твои силы и здоровье далеко ушли: нет, уж живи в З–й и утверди мысль свою на камени терпения и смирения и успокоишься; все те, кои к тебе нерасположены, будут располагаться; а главное смирись, укоряй себя и потерпи. В терпении вашем стяжете души ваша. Попроси прощения у игуменьи, что ты резко с ней говорила, и все будет хорошо. – Свидетельство твоё хорошо, только надобно тут жить; видно и на это есть воля Божия; никуда не ходи, принимайся за работу; надо денег послать.
Я вижу, что ты с верою вопрошаешь, остаться или нет, а я с свободным духом отвечаю: оставайся и миротворяйся; а придет треба, то и опять надо отпустить; – что ты об утреннем печешься? Многогрешный И. М. 8 марта 1858 года.