Источник

Письмо 104

На вопрос твой об исповеди подробно скажу: св. отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха; а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя. Когда же ты получаешь после исповеди успокоение совести, то должна видеть в сем милость Божию, призревшую на твоё покаяние; а ненавидяй добра диавол наводит смущение, «что не так сказала» и прочее; отражай оное надеждою на милосердие Божие. Когда приступаешь к Божественной трапезе и ощущаешь умиление и слезы, то конечно это есть посещение Божие; потому-то надобно приступать со страхом, верою и любовью, и опасаться принимать помыслы тщеславия и отвергать боязнь, что будет в это время страстное движение; от самого сего страха оно и может случиться; однако и на это есть покаяние со смирением: когда в нас есть залог самосознания и смирения, то не можем пострадать ничего подобного; а когда с наблюдением (Лк.17:20) ищем в себе чего-то высокого, утешительного и увлекаемся тщеславием, то отъемлется утешение и умиление, а освящение не отъемлется. Верою бо ходим, а не видением (2Кор.5:7); ты сама понимаешь, что за тщеславие и заносчивость ума и гордость, во всяком случае, лишаемся душевного утешения; но и оное не всегда нам полезно, и на место оного является искушение и духовный крест, обуздывающие наше мнение. Прочти у св. Исаака 78 и 79 слово. Многогрешный И. М. 11 мая 1857 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle