ХLIV. Рукописи первоначальных линейных нот
(Южно-Русского распева.)
120. Ирмолой, в ¼ листа, с следующим заглавием: «Ирмолой, си речь богоугодные песни по хвалу Богу, в троицы Святой единому, во утешение верным от всех Святых Пророк набранны, Святым же Дамаскиным присладчае сложены. Тщанием и трудолюбием сооружися в богоспасаемом граде Белом Ковлю, в повете Ольшанском стоячом, а в маятности Его Милости Княжати Яна Санкгушка, Воеводича Вытебского, презмногорешного Господина отца тимофея Куликовича, Священника церкви Братской благочествое, на имя заложенноц Рождестно Святого Иоанна Предтечи, року 1652, месяца Августа дна 9-го.» по листам внизу скреплен рукою Патриарха Никона в 1659 году. Здесь есть, между прочим: а. каноники, Сербский и Болгарский; б. подобники Болгарские; в. Акгеос двое (текст Греческой Славянскими буквами); г. На проклятие Ариево («иже образу твоему не кланяющеся, пречистая Владычице….»); д. о умирении церкви ермосы (1-й «ирмос: Коня и всадника….» 2-й: «Не в реках, Господи, ярость Твоя, ни в море устремление Твое, но на противящихся Твоей истине излии, и яростью Твоею умиляя, низложи отступники, да, на высокая возведшеся, возрадуемся и возвеселимся о Тебе»). В числе припевов Святым (помещенных в конце книги) есть припев Св. Князю Владимиру: «Величаем тя, благоверны Княже Владимире, иже идолы поправшего, и всю Русскую землю святым крещением просветившего.»
121. Ирмолой, в лист на 444 стр., писанный в первой половине 17 столетия, с надписью на заглавном листе: «Сий Ирмолой казенный Патриарха Осударя.» В низу по листам две надписи, одна под другой. Первая: «Книга глаголемая Ермолой монастыря общежительного Кутенского иноческого, храмов святых Богоявлений и Рождества Христова:» а ниже «Сия книга Пречистые Богородицы Иверского монастыря.» Из сих трех надписей видно, что первоначально сей Ирмолой принадлежал Могилевскому Братскому общежительному оршинскому Кутеинскому монастырю, по переселении же братии сего монастыря в Патриарший Иверский монастырь в 1654 году, книга эта сделалась собственностью сей последней обители, а оттуда взята, конечно, по распоряжению Патриарха, в его же строение, монастырь Воскресенский. В конце рукописи, от листа 346 по 425, помещена Литургия «Греческого распева» (текст Греческий Славянскими буквами, как и во всех прочих рукописях того времени).
122. Ирмолой, в лист на 342 листах, рукопись конца 17 века. На заглавном листе надпись (киноварью): «Ирмолой сиреч, богоугодные песни во хвалу Богу, в Троице святой единому, во утешение верным и от всех Святых Пророк избранны, Святым же Дамаскиным присладчае сложены. Тщанием и трудолюбием сооружися премногогрешного Иеродиакона Афанасия Суховея, в монастыре живоносного Воскресения Нового Иерусалима. В лето от сотворения света 7200, от воплощения Христова 1689-е.» По силе сей надписи следовало бы назвать эту рукопись; «Ирмолой Воскресенский,» если бы можно было доказать самобытность ее состава, но, кажется, это лишь список с Ирмолоя «Киевского распева».
В первой части: а. Всенощное, певаемое на праздники Господские, Богородичные и Святым нарочитым (Псалом 103); б. Литургия Св. Иоанна Златоустого, «Киевского напева»; в. Бог господь на 8 гласов и Воскресные тропари, «Болгарского напева»; г. Литургия Преждеосвященная; в конце есть: «Да исправится,» Греческого напева; д. Литургия Василия Великого; е. Стихиры Евангельские, «Болгарского напева» на 8 гласов; ж. Стихиры на пострижение монахов.
Во второй части, собственно Ирмолой, то есть догматики, седальны, степенны и ирмосы всех 8 гласов.
В третьей части: подобны на 8 гласов; б. ирмосы пред Рождеством Христовым; в. Стихиры на Рождество Христово; г. Ирмосы пред Крещением; д. стихиры Крещению; е. стихиры трем Святителям; ж. припевы трем Святителям; з. стихиры Сретению господню; и. стихиры в неделю блудного сына; i. На реках Вавилонских; к. стихиры в неделю мясопустную; л. Стихиры в неделю сыропустную; м. стихиры в Субботу 5-й недели поста; н. стихиры в неделю цветную; о. стихиры страстной седмицы; п. канон Пасхи и стихиры пасхи; р. Стихиры Вознесению; с. Стихиры на Сошествие Св. Духа; т. Стихиры рождеству Иоанна Предтечи; у. стихиры Св. апостолам Петру и Павлу; ф. стихиры Св. Отцам; х. стихиры Преображению Господню; ц. стихиры Успению Пресвятой богородицы; ч. покрову Пресвятой Богородицы; ш. стихиры Св. Николаю.
123. Ирмолой Киевского напева, рукопись в лист 17 столетия, на 293 листах. По составу походит на предыдущую, но есть и отличия; в первой части: всенощное бдение, полнее чем в «Воскресенском Ирмолое,» но Литургии нет вовсе. Вторая часть совершенно сходна с тою же частью Воскресенского Ирмолоя. В третьей части: канон Пасхи, греческого напева «На реках Вавилонских,» Греческого же напева. В самом конце Херувимская «Берсеневская,» догматики Киевского напева.
124. Ирмолой, рукопись, в лист. На 235 листах, 17 века; внизу по листам надпись: «1706 года пожаловал сей Ирмологий в книгохранительную палату.» Мы полагаем, что Ирмолой этот «пожалован» в монастырь по кончине Благоверной Царевны Татьяны Михайловны, скончавшеся, как известно в сем году. Содержание первой части полнее всех предыдущих, а именно: а. Херувимская; б. Благословию Господа; в. Панихида напева греческого; г. Благослови, душе моя, Господа; д. Блажен муж (Киевское); е. Литургия Св. Иоанна Златоустого; ж. Литургия С. Иоанна Златоустого, Грецкая (текст Греческий славянскими буквами); з. «Агиос;» малое, большое, надгробный, задушный; и. Аллилуйя на 8 гласов; i. Херувимская Греческая; к. перевод той же Херувимской по-Славянски; л. Херувимская Грецкая на Васильевой Литургии; м. Литургия преждеосвященный; н. стихиры из цветной и постной Триоди разных напевов; о. канон на Св. Пасху Грецкого напеву; п. Херувимская песнь перевода Иерусалима Нового; р. Песнь Херувимская Грецкого напева; с. Херувимская 1, 5 и 8 гласов; т. Достойно есть Греческого напева; у. перевод той же песни по-Славянски; ф. Стихира на облачение Архиерея; х. стихира на пострижение монахов; ц. Херувики (начало Херувимской песни, из 6-ти повторений слов: «иже херувимы» состоящие, разных напевов: Каменец-Подольского, Жировицкого и Супрасльского монастырей; ч. канон-молебен ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (от 80 до 92 стр.) Это тот самый канон, который, как известно, был певаем в Воскресенском монастыре, в бытность здесь Патриарха Никона (с 1659 до 1667), после каждой Литургии.
Во второй части: степенны, седальны и ирмосы 8 гласов.
125. Октои и праздники, рукопись в ¼ д. листа на 334 листах, конца 17 столетия.
126. Праздники большие, рукопись в ¼ д. листа, на 247 листах, конца 17 столетия, по надписи на ней: «Келейная Казначея се обители старца Марка Щербакова.»
127. Праздники некоторым Святым, рукопись ¼ листа, на 334 стр., конца 17 столетия. В числе 24 Служб, здесь помещенных, есть Служба Св. Борису и Глебу, Препод. Сергию Радонежскому, Алексию Митрополиту и Св. Александру Невскому. Внутри в нескольких местах приложена печать Иоанна Корнильева (то есть Ивана Шушерина, бывшего, как известно, после возвращения из ссылки, крестовым Дьяком Царевны, и скончавшегося в 1690-х годах).
128. Сборник, в 4-х частях, под названием: «Праздники большие», в ¼ листа; по листам внизу подпись: «1715 года сия книга двунадесятых Господских праздников, дванадесять канонов греческого напева, написана за благословением отца Архимандрита Антония, и отдана в церковь Живоносного Христова Воскресения в обители Воскресенской в строение Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, зовомый Новый Иерусалим, а подписал по его, отца Архимандрита, приказу, той же обители постриженник, головщик Аарон Каменев.»
Из архивных рукописей заслуживают особого внимания:
а. Опись 1680 года полная всему монастырскому имуществу, составленная при переходе Воскресенского монастыря в Дворцовое Ведомство (Государевой Мастерской Палаты), по случаю последовавшего от Царя Федора Алексеевича (в 1679 г.) повеления продолжать начатое Патриархом Никоном церковное строение на счет Царской казны. Рукопись в ⅛ д. листа.
б. Две книги актов: жалованные (Царские), правые купчие, дарственные, закладные и меновные грамоты на владения Воскресенского монастыря в 17 столетии.
ПРИМЕЧАНИЯ К ОПИСАНИЮ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ.
1. Из монастырских актов, видно, что в Воскресенской обители было намерение завести свою собственную типографию, для чего и были уже приготовлены «книжные заводы и слова отлитые» ; но, как видно из грамоты Патриарха Иоакима 1676 г. От 4 Ноября (из Патриаршего Приказа), повелено все это взять к Москве, во исполнение чего оные и были тогда же сданы под расписку Патриаршему Ризничему, Иеродиакону Иакинфу, а в следующем 1677 году, грамотою из Патриаршего же Приказа, от 4-го Марта, велено: «старца Каллистрата, который вырезывал икосы и в чем отлиты слова были, прислать к Москве.» Из этого очевидно одно, что в Воскресенском монастыре при Патриархе, кроме книгочеев и грамотеев, были и знатоки типографского дела, и было намерение, по примеру Иверского Валдайского монастыря, основать свою собственную типографию; но относится ли это намерение ко времени проживания здесь Патриарха (с 1658 по 1667), или намерение это надобно почитать современным выше упомянутым грамотам и их вызвавшим, о сем, по неимению подлинных грамот (отобраны в Мастерскую Палату, в ведении которой состоял Воскресенский монастырь с 1679 года), определенного заключения сделать нельзя. С своей стороны мы полагаем, что как типография, так и «книжные заводы и отлитые слова» Воскресенской обители суть остаток Типографии Иверской Валдайской обители, и что Типография эта была перевезена в Воскресенский монастырь по воле Патриарха Никона, и с предположением возобновить ее в своей Воскресенской обители, чему помешали известные обстоятельства, предшествовавшие Московскому Собору 1667 г.
2. касательно упоминаемой по Описи 1680 года харатейной рукописи: «Житие Благоверного Князя Владимира» (7-м тетрадей), в Описи 1776 года замечено: «Писана на коже в 6922 (1414) году, изветшала,» а в последующих Описях о ней уже не упоминается. Мы полагаем, что это «Житие» есть не что иное, как один из списков той Повести, которая помещена в Макарьевских Четь-Минеях под 14-м числом Июля месяца и имеет следующее заглавие: «Повесть известна и вмале явленна о Великой Русской земли и о начале царствующих в ней, и житие и похвала блаженного, достохвального и равноапостольного Царя и Великого Князя, Святого и Праведного Владимира, нареченного во Св. крещении Василия, всея Русской земли Самодержца, како взыска Православной Веры, и како взем Корсунь град, в нем же и Св. крещение получи, им же и всю Русскую землю просвети, и како правоверно поживе, и всю державу благочестно упасе, и веру Православную непоколебимо утверди.» начало сей повести: «Всяко дело благо начинается и совершается о имени Пресвятой, единосущной и нераздельной Троицы, отца и Сына и Св. Духа.»
3. при описании рукописей было замечено, что в двух из них, а именно: в Торжественнике и Златоусте находятся слова нашего известного проповедника, Кирилла, Епископа Туровского. Приведем из оглавления по рукописи «Златоуст», с упоминанием и о находящихся в «Торжественнике.»
Слово 17-е: «Слово Св. отца нашего Кирилла О страхе Божии.» Начало: «Всегда, любимая моя братия и сестры, имейте пред очима своима страх Божий, и час смертный воспоминайте….»
Слово 17-е: «Слово Св. отца нашего Кирилла на Антипасху, о испытании ребр господних Фомы Апостола.» Начало: «Днесь ветхая вся конец прияша, и се быша вся новая, Воскресения ради Христова; ныне реки Апостольские наводняются и язычные рыбы плоды пущают, и рыбари глубину Божия вочеловечения открывше, полную церковную мрежу ловитвы обретают.»
Слово 72-е: «Слово Св. Кирилла в неделю новую, вторую по Пасхе, О испытании Фомы.» Начало: «Велика учителя и мудра сказателя требует Церкви на украшении праздника, мы же нищие есмы словом и мутные умом, не имуще огоя Св. Духа, наслаждение душеполезных словес; обаче любви ради, сущие со мною братии, мало нечто скажем о поновлении Воскресения Христова………»
В Торжественнике же слово 71 и 72-е составляют одного слово, с следующим заглавием: «В неделю новую по Пасхе Кирилла Мниха слово: О поновлении Воскресения, и о Артусе, и о Фомине испытании ребр Господень.» при чем первую половину этого слова составляет 72-е, а вторую 71-е, из выше приведенных слов, что в «Златоусте».
Слово 73-е: «В третью неделю по Пасхе слово Св. и блаженного Кирилла: Похвала Иосифу Обручнику.» Начало: «Праздник от праздника честнее приспел есть, подавая благодать Божию святой Церкви: яко же пленицы златаря сотворены со многоценным камением, веселят зрящих ныне о чине, паче нам сия радованная красота, праздницы святые, веселяще верных сердца, душу освещающие…..»
Слово 74-е: «В неделю 4-ю по Пасхе О расслабленном Слово Св. и блаженного Кирилла от бытия и от Евангельских притче.» Начало: «Неизмерная небесная высота, неиспытанная преисподняя глубина, ниже сведома Божия смотрения таинства; велика бо и неизреченна милость его, народы человеческие, ею же помилованы быхом. Да того ради должны есьмы, братие, хвалить и петь и прославлять Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа…….»
В Торжественнике же слово это озаглавлено так: «В неделю 4-ю Кирилла Туровского О расслабленном.» Стало быть, нет сомнения, что и все прочие слова рукописи «Златоуст» с надписанием: «Св. и блаженного Кирилла», принадлежат тому же самому Кириллу, то есть, Кириллу Туровскому. Впрочем, слова. Ему принадлежащие, легко узнаются и по слогу, и по внутренним их достоинствам, ясно отличающим их от слов других проповедников, как переводных, так и самобытных.
Слово 77-е: «В неделю 6-ю по Пасхе слово Св. Кирилла Мниха О слепце, и о зависти Жидовской, от сказания.» Начало: «Милость Божию и человеколюбие Господа нашего, Иисуса Христа, благодать же Св. Духа, дарованную обильно человеческому роду. Сказую вам, братие, добрые Христолюбцы, послушницы, чада церковные, сынове света и причастницы Царствия небесного, поне не от сердца своего приношу сия словеса; в душе бо грешные на дело доброе, ни слово полезное рожается; но творим повесть, вземлюще от Св. Евангелия, почтенного нам ныне от Сиона, Феолога, самовидца Христовых чудес……»
Слово 78-е: В четверток 6-й недели по Пасхе слово Св. и блаженного Кирилла, на Вознесение Господа нашего, иисуса Христа, от Пророческих сказаний.» Начало: «Прииди ныне духом. Священный Пророк Захария, начаток слову дая нам от своих пророчествий о вознесении господа нашего, Иисуса Христа; не бо притчею, но яве, нам показал еси, глаголя: «Се Бог наш грядет во славе от брани и ополчения своего, и все Святые с ним, и станете нози его на горе Елеонской, прямо Иерусалиму, на Восток, хощем увидеть и прочее о Тебе…..»
Слово 103-е: Неделя 19-я по Пасхе слово Св. отца нашего Кирилла. Начало: «Понеже убо тайна сия не всем откровенна бысть, и многими человеки не сведома, но яко же рече Кирилл Философ: «не того ради сотворени быхом, да ядим си и пием, и во одежды многоразличные облачимся, но да угодим Господеви, и будущая благая получим; но понеже не пытаем Божественных Писаний, заблудихом от истинного пути……»
Кроме стих 8-ми слов, в Торжественнике есть еще: слово Кирилла Мниха на Собор Св. Отец 318-ти, от Св. книг сказанное, О Христе, Сыне Божии, и похвала Отцам Св. Вселенского Собора.» Начало: «Яко же ритори и ветия, си речь, летописцы и песнотворцы, приклоняют свои слухи в бывшая между Цари рати и ополчения, да украсят словесы и возвеличат мужествовавших крепко по своем Царе, и не давших в брани плещу врагом, и тех славяще, похвалами венчают, кольми паче нам лепо есть и хвалу к хвале приложить храбрым, великим Воеводам Божиим. Крепко подвизавшимся по Сыне Божии, Царе и Господе нашем, Иисусе Христе.»
4. Кроме рукописных евангелий, хранящихся в книгохранилище, есть еще одно Евангелие, писанное же и при том харатейное, которое, как окладное, хранится по сему в ризнице. Оно в лист среднего формата, писано полууставом, с 4-мя изображениями Евангелистов; заставки и заглавные слова расписаны золотом. В конце Месяцеслова надпись (также золотом): «В лето 6976 (1468) Индикта 1-го, написана бысть книга сия Святое евангелие в Великом Новограде, при Великом Князе Иване Васильевиче. И при Архиепископе Великого Новограда и Пскова, Владыки Ионы, повеление раба Божия, священноинока Пимена, владычня ключника хлебного, а Святейший Никон, Патриарх Московский и вся России. В 1666 году пожертвовал сие Евангелие со всей оправой и украшением во свое строение, в Воскресенский монастырь, в век неотъемлемо.» Сребропозлащенная оправа этого евангелия богато и со вкусом украшена драгоценными камнями. Судя по времени, это последний подарок Патриарха его любимой обители. Расписание золотом заставок и букв предание приписывает трудолюбию и искусству Царевны Татианы Михайловны.