Беседа LVXXIII. О девятом члене символа веры. Богоучрежденность церковной иерархии
Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Вы знаете, братие, что Церковь Христова есть Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет преданное от Апостолов учение и кроме этого преемство даров Святого Духа. Это преемство сохраняется в Церкви в особом, установленном Самим Иисусом Христом, церковном учреждении, а именно в церковной иерархии, или священноначалии.
Всякое, как мы уже говорили с вами, братие, общество необходимо заключает в себе какую-либо власть. Церковь Христова есть также общество людей и, следовательно, должна иметь известную определенную власть. Как в теле человека различные члены его неодинаковы по своему достоинству, так точно и в Церкви, которая есть тело Христово, должно быть различие между членами ее по положению и по взаимному отношению. «Как в теле», говорит св. Григорий Богослов, «иное начальствует, а иное состоит под начальством и управлением: так и в церквах... Бог постановил, чтобы одни, для кого сие полезнее, словом и делом направляемые к своему долгу, оставались пасомыми и подначальными; а другие, стоящие выше прочих по добродетели и близости к Богу, были пастырями и учителями к совершению Церкви, и имели к другим такое же отношение, какое душа к телу и ум к душе, дабы то и другое, недостаточное и избыточествующее, будучи, подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом Духа, представляло одно тело, совершенное и истинно достойное Самого Христа нашей Главы» (Пр. Д. Б. М. м. м. II т. 217 стр.).
Господь наш Иисус Христос, как вы знаете, братие, преподал людям истинное учение о Боге и о спасении рода человеческого, примирил людей с Богом, принесши Себя в жертву за грехи мира, и установил таинства, чтобы верующие в Него могли получать благодать Святого Духа. Спрашивается теперь, кто же хранит это божественное учение? Кто разъясняет его тем, которые пожелают быть последователями Христовыми? Кто будет совершать таинства? Несомненно, – должны быть указаны лица для того и другого дела. Кроме того, человек, как существо свободное, хотя и знает учение Христово, знает истинный путь к достижению блаженства, однако может уклоняться с истинного пути. Нужны поэтому руководители, которые бы наблюдали за последователями Христовыми и направляли их на истинный путь. Посему Господу надлежало поставить особых лиц, которые были бы и учителями, и священнослужителями, и духовными управителями над верующими в Него. И действительно, братие, Сам Господь учредил в Церкви Своей особых лиц, составляющих собою иерархию, уполномочил их быть в ней учителями, священнослужителями и духовными управителями, а всем прочим верующим повелел повиноваться им.
Во время Своей проповеди Господь избрал из всех своих учеников двенадцать, которых назвал своими Апостолами. Он приблизил их к Себе, открывал им тайны Своего царствия и приготовлял их к тому, чтобы они были устроителями и распространителями Его Церкви на земле. Наконец, Он дал им заповедь и власть учить все народы, совершать для них св. Таинства, и управлять верующих ко спасению. Шедше убо, говорил Он ученикам Своим по воскресении из мертвых, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28:19–20). Шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари (Мк.16:15). Якоже посла Мя Отец и Аз посылаю вы... Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин.20:21–23). Установив таинство св. Причащения, Господь дал заповедь Апостолам: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). В лице Апостола Петра Он сказал всем Апостолам: паси овцы Моя (Ин.21:15–17). Постановлениям их и их преемников, как представителей Церкви, Господь дал такую важность, что преслушающий их становится лишенным благодати, как язычник (Мф.18:17).
Давши Апостолам власть учить людей, совершать таинства и управлять верующими, Господь в то же время повелел всем верующим принимать от них учение и таинства и повиноваться их гласу. Слушаяй вас, говорил Он Апостолам, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается пославшаго Мя (Лк.10:16). Шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:15–16). Иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших.... отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей в день судный, неже граду тому (Мф.10:14–16). – Так вы видите, братие, что Сам Иисус Христос в лице Апостолов поставил учителей, пастырей и совершителей таинств.
Но Апостолы, как люди, должны были окончить свою земную жизнь. Кто же должен был заступить место их? Кто должен был пасти стадо Христово? Сам же Иисус Христос, братие, передавая Апостолам право учительства в управления Церковью, постановил, чтобы от них это право перешло и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохранялось в Церкви до самого скончания мира. Ибо Он, как вы слышали, братие, повелел им проповедовать Его учение по всей вселенной, всей твари и всем народам, и обещал присутствовать с ними до скончания века (Мф.28:20). Но сами Апостолы не могли, конечно, жить до скончания века, и проповедовать всем народам, которые имели жить после них. Следовательно, в лице Апостолов Господь послал на дело всемирной проповеди и обнадежил Своим присутствием всех их будущих преемников, пастырей и учителей Церкви. Так смотрели на свое служение и на служение своих преемников и сами Апостолы. «Он, то есть Иисус Христос, поставил, говорит Апостол Павел, одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11–13). В этих словах он указывает на то, что Сам Господ постановил не только Апостолов, но и пастырей и учителей Церкви и притом на все время, пока все люди достигнут единства веры, познания Сына Божия и нравственного совершенства. А так как люди, нуждающиеся в наставлении, вразумлении и освящении, будут до скончания мира, то и пастыри и учители должны быть всегда в Церкви, во все время ее существования. Даже во времена антихриста, когда будет особенное оскудение веры и любви между людьми, будут совершаться, как мы говорили с вами, законными пастырями Церкви таинства.
Получив право учить верующих, руководить ими и совершать таинства, Апостолы постоянно удерживали за собою это право (Деян.5:42; 6:1–5; 1Кор.4:1; 5:3–5; 9:16), несмотря ни на какие препятствия со стороны врагов (Деян. 4:19; 5:28–29). После себя они передали свои права и обязанности своим преемникам, епископам и пресвитерам. Этих то, нарочито избранных лиц, они посвящали на служение особым образом, чрез молитву и чрез возложение рук, свидетельствуя в то же время, что их поставляет в Церкви Сам Дух Святой (Деян.6:6; 14:23; 20:28). Им только они передали право и обязанность учить христиан (1Тим.6:20; 2Тим.4:2; Тит.2:1), священнодействовать (1Тим. 2:1–2), пасти стадо Христово (Деян.20:28). Наконец, заповедали им передавать чрез таинственное рукоположение свою божественную власть и иным, нарочито избранным, людям (2Тим.2:2; Тит.1:5), указав и те особенные свойства, коими должны отличаться их преемники (Тит.3:1–10, Тим. 1:6 и сл.). В то же время Апостолы запрещали людям, не облеченным законною властью священнодействовать, – восхищать эту власть себе (Рим.10:15; 1Кор. 12:29; Евр.5:4–5), и всех вообще верующих обязывали и увещевали: повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся; тии бо бдят о душах ваших (Евр.13:17); молим вы, братие, знайте (уважайте) труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их (1Сол.5:12– 13). – Точно так же, как и Апостолы, учили о пастырях и учителях Церкви, и преемники Апостолов, – мужи (ученики) апостольские и св. Отцы. Все они единогласно утверждают, что пастыри Церкви суть истинные преемники Апостолов, и что они только одни прияли от них законную власть и обязанность быть учителями и руководителями верующих, а все верующие должны слушаться гласа их (Введ. в Пр. Богосл. М. м. м. 298 стр.).
Итак, братие, вы видите, что Сам Господь установил в Церкви Своей Апостолов и уполномочил их быть учителями, священнослужителями и духовными управителями. Апостолы в свою очередь передали чрез священное рукоположение свои права и обязанности, по воле Спасителя, своим преемникам – пастырям Церкви, а не предоставили их безразлично всем верующим. С тех пор и до сего времени продолжается, и будет продолжаться до скончания века преемственное рукоположение в сане епископов, как непосредственных преемников Апостолов. Чрез это рукоположение изливается на избранных благодать Св. Духа, а посредством их и на всех верующих. – Самая высшая власть в Церкви, по воле Господа (Матф. 18:17) и по примеру Апостолов (Деян. 15 гл.), принадлежит собранию пастырей по возможности со всей вселенной, или вселенскому собору. Главные части вселенской Церкви подчинены православным патриархам и Святейшему Синоду, например, церковь Константинопольская подлежит ведению Константинопольского патриарха, а церковь Российская – ведению Святейшего Синода. Российский Святейший Синод есть собрание митрополитов и нескольких епископов. Он имеет власть равную со святейшими православными патриархами. Местопребывание его в Петербурге. Ему принадлежит высшая духовная власть в Российской церкви. Меньшие православные области и города подчинены митрополитам, архиепископам, епископам. Область, подлежащая ведению их, обыкновенно называется епархиею.
Помните же, братие, о богоучрежденности церковной иерархии, слушайтесь учения своих пастырей, пользуйтесь их священнодействиями и повинуйтесь их духовной власти. Особенно помните об этом теперь, когда появилось множество учителей, которые вопреки повелению Господа, вопреки постановлениям Апостолов и св. Отцов, самовольно восхитили себе право учить людей, толковать по своему измышлению учение Христово, совершать священнодействие и управлять пасомыми. Не мнози учители бывайте, братие моя, убеждает христиан Апостол Иаков, ведяще, яко большее осуждение приимем: много бо согрешаем вси (Иак.3:1). «Не подобает мирянину, говорится в 64 правиле VI Вселенского собора, пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительского слова и от них поучитися божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову Апостола (1Кор.12:27), которые изъясняя Григорий Богослов ясно показывает находящей в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится». – Будем же, братие, держаться апостольской Церкви, будем держаться апостольского учения и церковной иерархии, восходящей до времен св. Апостолов, неразрывно связанной с ними, а чрез них и с Самим Пастыреначальником Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа