Источник

Поучение к поселянам, готовящимся к исповеди и св. причащению

Если бы нам дано было, бр., знать, что в наше село прибудет государь, чтобы мы тогда сделали? Мы тогда постарались бы выместь и выбросить из домов и возле домов всякую нечистоту, постарались бы, как можно лучше, украсить свои дома, очистили бы и те дороги, по которым будет идти царь, и сами мы оделись бы в чистые и новые одежды, и с радостью ожидали бы царского прихода.

Но бр. мои! Вы теперь ожидаете к себе не земного царя, а Царя Небесного, Который над всеми царями и над св. ангелами есть один во всей вселенной Царь. Это есть Господь наш Иисус Христос, который хочет войти в наши души, чтобы жить с нами неразлучно; а Его бесценный дар, который Он для всех нас приготовил, есть Его пречистое Тело и Кровь. Радостно для нас пришествие и земного царя; но несравненно радостнее пришествие Царя Небесного. Как же мы должны приготовлять себя к принятию Иисуса Христа, Его пречистого Тела и Крови? Об этом теперь и побеседуем.

Когда вы убираете дома свои к какому-нибудь великому празднику или, примерно сказать, для принятия царя земного, то вы так говорите: «выбросьте поскорее вон этот мусор и нечистоту, выбелите и вымойте получше весь дом, украсьте его картинами и цветами, накурите хорошим ладаном, чтобы царю было приятно, умойтесь и оденьтесь все в чистые одежды, чтобы царь вас похвалил.“ Не тем ли более должны мы стараться о том, чтобы убрать и очистить от всякой нечистоты свои души – эти дома, в которые желаем принять Иисуса Христа? Душевною же нечистотою называется всякое худое наше дело и помышление, всякое худое наше слово и желание. А кто из нас чист от греха? Загляните в свои души, рассмотрите их со вниманием, и вы не мало найдете в них всякой греховной нечистоты. У одного душа замарана сквернословием, злопамятованием, обманом и неправдою; у другого – немиролюбием, клеветою, осуждением ближних, враждою, ненавистью и завистью; у иного – пьянством и воровством, непочитанием родителей, старших и начальствующих. И нет между нами человека без греха. И вот теперь милосердая матерь наша, св. церковь, как бы так говорит нам: чада мои возлюбленные, кровью Христовою искупленные, добра вам желаю – душевного спасения! Мой и ваш Бог и Царь – Иисус Христос идет к вам со всеми дарами Своей любви и благости. Но прежде, нежели примите вы Его в дома ваших душ, – постарайтесь эти дома очистить от всякой греховной нечистоты. Бросьте поскорее все ваши греховные привычки, чтобы они не чернили ваших душ, и украсьте души ваши св. добродетелями. Словом: кто сознает за собою какие грехи и слабости, маловажные ли они, или тяжкие, – постарайтесь поскорее исправиться, обновиться, чтобы приготовить души свои для принятия небесного Царя – Иисуса Христа.

Но как выбросить всякий грех – эту нечистоту, помрачающую душу? Каким способом обновить и украсить свои души, чтобы они были приятны для Иисуса Христа? Та же св. церковь сама нам в этом помогает. Она заповедует нам прежде всего говеть, поститься и молиться, призывает нас в храм Божий на молитву, повелевает нам класть поклоны, подавать милостыню бедным, примиряться с ближними, напоминает нам о грехах наших, чтобы этим размягчить и привести в сокрушение наши огрубевшие сердца. Для совершенного же очищения и обновления наших душ св. церковь предлагает нам спасительное средство в таинстве покаяния, или устной чистосердечной исповеди пред духовным отцом. В этом таинстве над грешником совершается великое Божие чудо. Когда грешник чистосердечно расскажет пред духовником все свои грехи и решится вперед жить добродетельно, тогда он получает полное прощение грехов от Самого Бога, благодать Божия обновляет и просвещает его душу и покрывает его одеждою оправдания. А сколько радости бывает на небесах между св. ангелами, когда увидят они кающимся грешника. Радость сия по истине великая и неизреченная! Вот какую великую благодать получаем мы в таинстве покаяния!

И так, братие, если желаете принять в свои души Небесного Царя – Иисуса Христа, Его пречистое Тело и Кровь, то постарайтесь прежде всего чистосердечно рассказать все ваши грехи пред духовным отцом. Не хорошо поступают те христиане, которые утаивают грехи свои на исповеди. Они обманывают не человека, а Самого Бога, Который все видит, все слышит и знает, и таким образом сами удаляют себя от вечного царствия Божия. Что из того, что ты подойдешь к духовнику, – постоишь пред ним, посмотришь на крест и евангелие, скажешь что-нибудь невнятно, неопределенно, да и пойдешь обратно? Что из того, что ты, придя на исповедь, вместо того, чтобы открывать свои греховные раны, врачевать и очищать душу свою от греховной нечистоты, начинаешь запираться и говорить: не грешен, в том и другом не грешен, не знаю, не помню своих грехов. Что, говорю, из этого? Как приходил ты со грехами, так еще с большими грехами отходишь, еще больше чернишь свою душу. Ты отдаешь себя на посмеяние врагу своему – диаволу, который того только и желает, чтобы христианин удалился от Бога и закосневал во грехах, как в смрадном болоте. И если ты с такою нераскаянностью, с такою огрубевшею душою и помраченною совестью решишься подойти к св. чаше, чтобы принять Тело и Кровь Христову, то будь уверен, что Христос Святейший отвратится от тебя, как от смрадного трупа и, как нечестивого раба, предаст тебя строгому суду, как Иуду предателя. В святом писании сказано: ядый и пияй недостойне Тело и Кровь Христову, суд себе яст и пиет (1Кор. 11:29). Даруй же вам, Господи, принести покаяние истинное, а с покаянием принять и божественное причащение во оставление грехов и в наследие вечного царствия Божия. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle