Поучение пред исповедью
Нынешний день, братие мои, вы должны прийти на исповедь к своему духовному отцу и исповедать пред ним все свои грехи. Желаю вам принести покаяние истинное, а по покаянии принять и св. причащение. Но прежде, нежели пойдете вы на исповедь, для душевной пользы нашей вникнем в смысл и значение того краткого увещания Церкви, которое говорит духовник приходящему на исповедь.
Се чадо Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, – так говорит духовник кающемуся грешнику. Не пред человеком открываем мы тайны своего сердца, не пред духовником каемся в своих грехах, но пред Самим Иисусом Христом. Он, невидимый Глава Церкви, Сам установил для нас таинство покаяния и, во время нашей исповеди, Сам невидимо стоит и выслушивает нашу исповедь. Но право совершать сие таинство, равно как и прочие таинства Церкви, Он дал Своим служителям – пастырям Церкви; или, вернее сказать, чрез голос Своих иереев, чрез их руки Он Сам совершает Свои таинства.
Не усрамися, продолжает духовник, ниже убойся, и да не скрыеши что от Мене. А сколько есть между нами таких христиан, которые, придя на исповедь, стыдятся открывать все свои грехи? Но чего же ты стыдишься? Кого боишься? Не своего ли духовного отца? Но духовник сам, быть может, грешен не менее тебя, а потому сам всегда имеет нужду в исповеди. Кроме сего, исповедь есть такая тайна, которая остается между твоим духовником и Сердцеведцем – Богом. Никто не знает и не будет знать, что ты откроешь своему духовнику. Но ты стыдишься открыть все свои грехи. Да, правду сказать, нам нужно всегда стыдиться и страшиться грешить. Грех-то и есть причина всего того, что нас беспокоит и устрашает пред Богом и людьми. Но если совесть твоя обличает тебя во грехах, не дает покоя твоей душе, то это самое и должно побуждать тебя к скорейшему искреннему раскаянию, чтобы не быть осужденным на страшном Божием суде. И потому преодолей свой человеческий стыд страхом Божиим и с сокрушенным сердцем говори все, что сделал ты худого, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа.
Да приимеши оставление. Когда грешник искренно раскается во всех своих грехах с твердым намерением впредь не грешить, тогда духовник испрашивает ему прощение от Самого Господа, и властью Его, данною ему, прощает и разрешает кающегося от всех его грехов. И в сие-то время, благодатью Господнею, над кающимся грешником совершается великое Божие чудо: все грехи его изглаждаются, и их с того времени уже нет и как бы не было; человек из грешника и виноватого делается оправданным пред Богом. А на небесах между Ангелами бывает великая радость о кающемся грешнике (Лук. 15:10).
Во уверение того, что грешник не духовнику исповедует свои грехи, а Самому Богу, духовник продолжает: се икона Его пред нами. Пред духовником мы видим Господень крест и св. евангелие. Что же говорит нам этот крест? О чем возвещает Христово евангелие? То, что Христос по любви Своей за всех нас пролил на кресте Свою кровь, и сия кровь очищает грехи всего мира, а св. Евангелие возвещает нам, что Господь истинно кающихся грешников и верующих в Него приемлет во всякое время и во всякий час, прощает им все грехи и дарует им вечное царство небесное.
Аз же точию свидетель есмь, говорит духовник, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне. Духовнику грехи твои не нужны, но он есть только свидетель твоей исповеди. Сам Господь поставил его на эту святую должность, и дал ему право вязать и решить грехи человеков. И так, чистосердечно каешься пред духовником в своих грехах? – Благословен ты от Господа! Твое чистосердечное покаяние видит и приемлет Господь. Не искренно каешься? – Обманываешь духовника? Твое лукавое покаяние известно Богу и навлекает на тебя гнев Божий.
И потому, бойся утаивать грехи свои на исповеди. Аще ли что скрыеши от Мене, говорит духовник, сугуб грех имаши. Положим, что пред духовником ты скроешь свои грехи. Но что же здесь хорошего? Что хорошего обманывать своего духовника пред св. крестом и евангелием, лукавить пред Самим Богом, Который знает все тайны нашего сердца? И вот, здесь же – на исповеди ты подлинно согрешаешь вдвое и втрое, к прежним грехам прилагаешь новые грехи. И своею нераскаянностью приносишь печаль св. Ангелам и радость демонам. А как явимся со своею нераскаянностью на страшный Божий суд, пред собором св. Ангелов? На этом суде только те грехи будут закрыты и никогда не помянутся, которые мы чистосердечно откроем здесь – на исповеди. Всякий же неисповеданный нами грех остается на нашей душе и пойдет с нами на Божий суд. Итак, хочешь получить от Бога полное прощение грехов и избежать праведного гнева Божия? Чего же ты не покаешься, пока Господь дает тебе время на покаяние и исправление? Как Он простит тебя, когда ты сам не хочешь искать в исповеди Его прошения?
Внемли убо, так оканчивает духовник увещание церкви, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши. Да, други мои, таинство покаяния, точно, есть духовная врачебница! здесь Врач – Сам Иисус Христос, служитель Его – твой духовный отец. Здесь подается нам от Иисуса Христа, чрез духовного нашего отца, врачевство от болезней наших душевных. Душевную же болезнь составляют наши грехи, а грех есть такая опасная болезнь, которая заражает и душу, и тело наше. А потому, если ты пришел на исповедь грешником, больным душою, то старайся от исповеди отойти оправданным, здоровым по душе. Но, может быть, тебя смущают твои тяжкие грехи? – Не отчаивайся. Господь милосерд и человеколюбив. Он не хощет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился от пути злаго и жив был во век (Иезек. 33:10). Хочешь ли знать, как велико милосердие Божие к кающемуся грешнику? Приведи себе на мысль царя Давида, мытаря, блудного сына, Ап. Павла. Вспомни Марию Египетскую, благоразумного разбойника, на кресте висевшего. Все они были грешниками пред Богом, но чрез покаяние сделались великими праведниками.
Итак, христианин, научись дорожить тем временем, когда бываешь на исповеди. Не отлагай своего покаяния и исправления до будущего времени. Кто знает, удостоишься ли ты еще быть на исповеди? А теперь Господь Сам милостиво всех нас призывает к Себе. Приидите ко Мне вcu труждающиеся и обремененнии грехами, говорит Он, и Аз упокою вы (Матф. 11:28). Но придет время, когда Он скажет нераскаянным грешникам свое грозное слово: отойдите от Меня проклятые, нераскаянные грешники, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Матф. 25:41). Аминь.