Поучение готовящимся к исповеди
В настоящие минуты, когда вы готовитесь к исповеди, я хочу сказать вам, братие, о том, как дорого и спасительно для грешника истинное покаяние. Когда грешник принесет истинное покаяние в своих грехах, тогда он, по милосердию Божию, немедленно делается чистым пред Богом, душа его делается светлою, как свет небесный, и чистою, как золото. Хотите ли убедиться в этой истине? Выслушайте со вниманием следующий поучительный пример.
В Египте, в 4-м столетии по Рождестве Христовом, подвизался препод. Павел Препростый, имевший от Бога дар прозрения. Однажды пришел он в некоторый монастырь, остановился у церковных дверей и стал смотреть, кто в каком состоянии входит в церковь. Была вечерня. Все входили в церковь со светлым лицом и душою просвещенною. Вместе с каждым из братии входил и радовался и его Ангел-хранитель. Но одного брата видел он входящего с лицом темным и душою помраченною, – окруженного бесами, из которых каждый влек его к себе, а св. Ангел-хранитель его шел за ним издали и плакал. Увидев сие, св. опечалился и горько заплакал о погибшем брате. От огорчения не вошел он и в церковь, но сидел у церковных дверей и плакал. Когда окончилась вечерня, братия выходили из церкви такими же, какими и входили, – осияваемые божественным светом. Увидел он и того брата, который был прежде темен и мрачен душою. Но вот, – лицо его, как бы лицо ангела, и благодать св. Духа кругом осеняла его. Ангел-хранитель его радовался, поддерживал его под руку, а бес издали рыдал и не мог приблизиться к нему. Препод. Павел возрадовался, остановил брата и спрашивал его о причине внезапной его перемены. Тогда инок рассказал о себе следующее: «Я, сказал он, весьма грешен. Много лет прожив в нечистоте, пришедши сегодня в церковь, услышал чтенного пророка Исаию, лучше же сказать – самого Бога, говорящего чрез него: измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, научитеся добро творити, и аще будут греси ваша яко багряное, яко снег убелю их (Ис. 1:17, 18). Услышав сие, я умилился душою, отверзлись во мне душевные очи, познал я свое окаянство и погибель и, вздохнув, сказал в уме своем: Ты – Бог, пришедший в мир спасти грешных, что ныне сказал Ты чрез пророка своего, то исполни на мне самым делом. Вот я обещаю не делать с сего времени, при помощи Твоей, ничего злого, но отвергнусь всякого беззакония, и отныне поработаю Тебе, Владыко, чистою совестью, только Ты Сам прими меня кающегося и не отринь припадающего. С сими обещаниями, сказал инок, вышел я из церкви и положил в своем сердце больше не грешить пред Богом. (октябр. 4). Вот, братие, истинное покаяние!
Теперь обратимся к себе самим. Всякий день и всякий час должны мы каяться в своих грехах. Но если когда, то теперь, когда мы приходим в Божию церковь и готовимся к исповеди, надлежит нам омыть грехи свои истинным покаянием и положить в сердце своем больше не грешить пред Богом. Но как мы каемся в своих грехах? Вот в церковный колокол заблаговестили к исповеди. Божия церковь, как Божий рай, для всех отворена, и вы приходите на исповедь. Что же творится у нас в церкви до исповеди? Горько и вспоминать об этом, братие. Забыв Божий страх, одни из нас заводят непристойные разговоры, некоторые постники и постницы начинают кого-либо осуждать и хулить, а иные производят смех, хохот и шум. И теперь судите о том, какие на самом деле наши души! Ах, с прискорбием нужно сказать, что и наши души бывают не менее темны и мрачны, как была темна и мрачна душа грешного инока. И нас окружают демоны и влекут к себе, как они окружали и влекли к себе грешного инока. И св. Ангел-хранитель отдаляется и от нас, и плачет о погибели наших душ, как он отдалялся и плакал о погибавшем иноке.
Преп. Павел Препростый не вошел и в церковь, когда увидел грешного инока, окруженного бесами, но сидел вне церкви и плакал об иноке. Ах, надлежало бы и нам не входить в Божию церковь, но прежде всего подумать о своих грехах и оплакать их. Но нам все как-то не хочется расстаться со своими грехами: мы хотя и приходим в церковь, но слышанное нами здесь слово Божие не умиляет наших душ, и мы почти никогда не думаем о своем покаянии и исправлении. И вот, наделав в Божием храме разных непристойностей, некоторые из нас подходят и к исповеди. Но что это за исповедь? Став пред св. крестом и евангелием, они с холодностью и кое-как скажут несколько грехов, да и то на вопросы духовника, а иные даже и совсем молчат, как будто язык их связан. И этим оканчивается вся их исповедь. Что же далее? Едва только отойдут они от исповеди, как начинают грешить, опять начинают судить своих ближних.
Что же, теперь, значит наша исповедь? И что увидел бы преп. Павел Препростый, если бы он пришел и посмотрел на нас в то время, когда мы приходим в церковь на исповедь и выходим из церкви? Как до исповеди, так и после исповеди нашей, он увидел бы нас с темными и помраченными душами, увидел бы около нас темный полк лютых демонов, радующихся о нашей нераскаянности, и он неутешно бы плакал о погибели наших душ.
И так, братие, готовясь к исповеди, старайтесь принести в своих грехах покаяние истинное и положите в сердце своем больше не грешить пред Богом. Если кто имеет привычку лгать и обманывать, сквернословить и осуждать ближних, воровать и пьянствовать, божиться напрасно и под. сему, решитесь более не делать сего, и при помощи Божией послужите всеблагому Богу. Тогда благодать св. Духа осенит всех вас, как она осеняла раскаявшегося инока. И св. Ангел-хранитель ваш будет радоваться о вас, всех вас будет охранять от всякого зла, и страшные демоны не могут приблизиться к вам. Аминь.