Источник

Поучение 3-е на молитву преп. Ефрема Сирина

Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Вот какого высокого смирения требует от христианина истинное покаяние! Он не должен смотреть на то, кто как живет и как согрешает. Он должен чистосердечно признавать только одни свои грехи, только свою виновность пред Богом, осуждать не других, согрешающих, а только самого себя. И это искреннее признание и самоосуждение есть высочайший дар Божией благодати. Без сего дара покаяние наше не будет истинное. Только Божия благодать разгоняет нашу греховную тьму, просвещает наш ум и дает нам видеть все обнищавшее наше сердце. Для сего-то св. Церковь научает нас молиться: ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Даруй ми зрети моя прегрешения. Когда грешник начнет испытывать свою совесть, внимательно рассматривать свою жизнь и дела, тогда невольно приходит в страх и трепет. Он познает бедность своей души, свои грехи и неправды, которыми оскорблял он правосудного Бога и своих ближних, познает суету мира и гибель греховной жизни. Сознавая свое не достоинство, он начинает сокрушаться о своих грехах и осуждать себя пред Богом и своею совестью. Я недостоин называться Твоим сыном, взывает он к Отцу Небесному, прими меня, как наемника. И чтобы скорее получить отпущение грехов и соделать душу свою жилищем Божией благодати, он в глубоком смирении повергается пред Богом и ищет спасительного врачевания для своей души в таинстве покаяния. С верою и упованием взирая на всесильную кровь Сына Божия, на кресте пролитую за спасение мира, он исполняется отрадною надеждою на великое Божие милосердие. И таким образом, в слезах покаяния, как в купели крещения, омываясь от грехов, он получает оправдание от Самого Иисуса Христа и восстановляет в себе потемненный образ Божий; в душе его водворяется Божие царство (Лук. 17:21; Римл. 14:17), а на небесах между ангелами происходит о нем великая радость (Лук. 15:10). Вот спасительные плоды чистосердечного признания грехов! С таким сознанием раскаивались пред Богом согрешивший Давид, блудный сын, смиренный мытарь, ап. Петр, Мария Египетская. Но что скажем мы о своих грехах? И каково наше покаяние? Грехи наши тяжки и бесчисленны. Мы не имеем ни времени исчислить, ни слез оплакать их. В нашем сердце есть и такие грехи, коих мы часто не замечаем и вспомнить не можем, тогда как они удаляют нас от Бога и нашего спасения. С другой стороны от беззаконных дел наших заглушается совесть наша, часто помрачается рассудок, воля и сердце развращаются. От того, сами по себе, мы не можем всегда видеть всех своих грехов и иметь искреннего в них раскаяния. Некоторые из нас привыкли даже оправдывать и извинять свои грехи, не хотят сознать и малейших своих грехов. Некоторые, напр., придя к духовному отцу на исповедь и став пред св. Евангелием и крестом, вместо того, чтобы открывать свои грехи, часто молчат, как будто язык их связан, а иные прибегают к лукавству и обману. «Бог знает, чем мы грешны, говорят одни. Мы ни в том, ни в другом не грешны, отвечают другие. Мы грешны, изъясняют иные, да не знаем чем; что ступил, то согрешил». Таково часто бывает наше покаяние! Лукавое и неприятное Богу, оно только умножает тяжесть наших грехов. От того-то и молитвы наши бывают безуспешны и пост наш неприятен Богу. И мы, не имея в душе своей Божия страха, более и более приближаемся к вечной погибели. Чтобы избежать нам вечной погибели за свою нераскаянность, будем всегда размышлять о том, что и когда делаем худое, какие имеем худые помыслы и желания. Помышляя о грехах, будем усердно молить Бога, чтобы Он разогнал нашу греховную тьму, ниспослал нам дар Своей благодати – искреннее, чистосердечное признание наших прегрешений: дабы мы, видя всю бедность своей души, осуждали самих себя пред Богом и нашею совестью, и как больные, поспешали к Небесному Врачу – Иисусу Христу и искали Его помощи в таинстве покаяния.

И не осуждати брата моего. Тяжкий грех есть осуждать ближних. И Бог, и люди не любят человека, осуждающего ближних. А между тем ничем столько мы не занимаемся, как осуждением наших собратий. Вместо того, чтобы сокрушаться и молиться о грехах и слабостях своих, о чужих грехах мы часто непрошенные и незванные, без всякого стыда рассказываем с полною подробностью, судим и рядим, что только придет нам на ум. Мы даже бываем иногда как бы довольны тем, когда успеем своим злоречием оклеветать и опорочить своего собрата, который, быть может, и по уму, и по жизни своей несравненно лучше нас. Что ж, после сего, будут значить пред Богом наши добрые дела? Что будет значить наше говение, пост и молитва, коленопреклонение и милостыня, хождение в храм Божий? Конечно, всякое доброе дело, само по себе, Богу приятно. Но если мы злословим и унижаем наших ближних, то мы не только губим свои добродетели, но делаемся противными Богу. Ибо по каким причинам осуждаем мы ближних? Или по гордости и злобе, или по зависти и легкомыслию, или по злой привычке. Таким образом, осуждая ближних, мы сами делаемся злыми и низкими пред Богом и людьми; ибо мы поступаем против власти Божией и любви христианской. Только один Бог имеет власть судить человеков, а нам повелел Он не судить, а любить всех, даже и врагов наших. Да и что значат все наши осуждения? Можем ли мы слабым умом своим видеть и знать, судить и решать чужие дела так, как видит и знает, судит и решает их Господь? Мы замечаем, что ближний наш согрешает, знаем его слабости; но разве ему невозможно быть лучше нас и сделаться праведным? В то время, когда мы осуждаем его, он, быть может, стоит пред Богом, сокрушается о своих грехах, и Господь, по Своему милосердию, прощает все его грехи. Посмотрим на Марию Египетскую, преподобную Евдокию, ап. Павла. Кто они такие? Все они из грешников сделались великими праведниками, и житием своим уподоблялись св. ангелам. Но послушаем вопрошающего св. апостола: ты кто еси судяй чуждему рабу? Всякий человек не твой раб; он раб Господа, и потому, своему Господеви стоит он или падает (Римл. 14:4). И не достойны ли мы сами за свои беззакония строгого Божия суда? И однако, Господь доселе нас милует, ожидая нашего покаяния и исправления. Но беда наша та, скажем опять, что мы почти никогда не думаем о своих грехах. Мы только смотрим на своих собратий и стараемся замечать в них малейшие прегрешения, тогда как в себе извиняем преступления тягчайшие и даже не примечаем их (Лук. 6:41). Но что говорит слово Божие таковым судиям? Безответен еси, о человече, всяк судяй, имже бо судом судиши другаго, себе осуждаеши, таяжде бо твориши судяй (Римл. 2:1).

И так, чтобы покаяние наше было истинное и угодное Богу, будем всегда обращать должное внимание на свои худые дела и помыслы, осуждать самих себя, а не ближних наших, и взывать к Богу с сокрушенным сердцем: ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle