Источник

Поучение при наступлении св. Четыредесятницы

(О посте)

Постящеся телесне, постимся и духовне.

Для нас наступили дни св. Четыредесятницы и св. Церковь повелевает нам поститься, повелевает потому, что всем нам желает спасения вечного. И она, св. Церковь, никогда столько не заботится о нашем спасении, как во дни св. Четыредесятницы. В сии св. дни она всего более побуждает нас к молитве и покаянию во грехах, хочет, чтобы мы очистили себя от грехов и душу и тело свое соделали жилищем Духа Святого. Но, чтобы наша молитва и покаяние были угодны Богу, чтобы и душу, и тело очистить от грехов, для сего нужно поститься и телом, и душою. Потому-то и св. Церковь, при наступлении св. Четыредесятницы, говорит всем нам: Постящеся телесне, постимся и духовне. Об этом посте прошу вас, братие, послушать и мое слово.

Пост телесный состоит в том, когда человек соблюдает воздержание в пище и питии, удаляется от всяких грешных увеселений и наслаждений, а духовный – когда человек старается удалять от себя всякие худые помыслы, желания и дела, жить по заповедям Божиим и ум и сердце свое обращает к Богу. Сей-то пост есть истинный, приятный Богу пост. Такого поста требует от нас и наша природа. Природа наша двоякая – телесная и духовная. Как та, так и другая имеют нужду во врачевании. Плоть похотствует на духа, учит св. Апостол, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите (Гал. 5:17). Но чтобы плоть покорить духу и соделать их угодными Богу, для сего самое действительное средство – пост телесный и духовный.

Но есть такие постники, которые постятся телом, но духом не постятся. Что сказать об этом посте? Не умилостивляет он Бога, не спасает нашей души. Ты воздерживаешься в пище и питии, а языку своему даешь волю празднословить и сквернословить, лгать и обманывать, клеветать и осуждать своего ближнего. Ты не ешь скоромной пищи, а к ближнему своему питаешь вражду, злобу и ненависть, и делаешь ему всякие обиды. Ради говения ты ходишь в церковь, читаешь молитвы, ставишь пред иконами свечи, кладешь поклоны, приходишь на исповедь, а с братом твоим и ради говения, ради поста и покаяния не хочешь примириться, не хочешь простить ему обиды и оскорбления. Ты постишься телом, а с ближним своим, с соседом, с недругом заводишь ссору, тяжбу и суд. Куда же приведет тебя твой пост, твои молитвы, твои поклоны и покаяние? Как был ты нераскаянным грешником, недостойным царствия Христова, таким и остаешься.

Не таковаго поста Аз избрах, глаголет Господь, но разрешай всяк союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенные в свободу, и всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищие бескровные введи в дом твой. Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро воссияют; и предыдет пред тобою правда твоя, и слава Божия обымет тя (Ис. 58:6. 7. 8). Тогда, говорю, бывает приятен Богу наш пост, когда вместе с телом постится и наша душа, когда мы воздерживаемся от худых дел, от худых помыслов и желаний и стараемся угождать Богу добрыми делами. Такой пост есть великий благодетель наш.

И точно, где только появляется истинный пост, там он, словно строгий судья, изгоняет все худое, нечистое и грешное. Как повелитель, укрощает всякое бесчиние, везде устрояет порядки, тишину и мир. И чем усерднее соблюдаем мы такой пост, тем дух наш удобнее возносится к Богу. Самое тело наше, будучи легко и обновлено постом, начинает усердно служить Богу: кто ленился творить поклон пред Богом, или совершал его с небрежением и неохотою, тот уже с благоговением и верою повергается пред Ним на землю. Теперь он с искренним покаянием и слезами сердечного сокрушения возносит свою молитву к престолу Божию и просит отпущения грехов. Таким образом, самая плоть наша покоряется нашему духу; облегченное и обновленное постом тело наше делается для души нашей усердною сотрудницею в делании св. добродетелей; ибо душа и тело вместе молятся, во имя Христово подают милостыню, вместе постятся и трудятся для Бога. Вместе с этим нечистые помыслы и желания, плотские страсти, гнев и злоба ослабевают и укрощаются страхом Божиим.

А какой дивный свет приносит нашей душе истинный пост? Он просвещает наш ум, волю и сердце. И точно, разум наш размышляет не о земном и грешном, но о Боге, Творце своем, о блаженстве небесном и о средствах к достижению сего блаженства. Воля обращается не к худым делам, но поучается в законе Господнем, в делании святых добродетелей. Сердце отрешается от всего нечистого и грешного, согревается святою любовью к Богу и ближним, и в одном Боге и святой добродетели находит для себя истинный покой и блаженство. Совесть яснее и убедительнее указывает человеку на его грех, на закон Божий и побуждает его к искреннему и скорейшему раскаянию и исправлению жизни.

Представим теперь целое общество постящихся истинным христианским постом. Как оно прекрасно и любимо Богом! Ибо все подражают житию св. Ангелов, на земле устрояют небо. Никто не остается и без должной награды. Истинный пост, словно мудрый царь и распорядитель, каждому раздает от Бога награды за труды. Одних награждает здравием, долгоденствием и благоденствием; других – мудростью христианскою; иных – целомудрием и чистотою сердца; иных – миром и радостью; иных – непоколебимою верою, силою и крепостью в святых трудах и подвигах, а всех – благодатью Господнею и святостью, ибо всех соделывает добрыми христианами и всех доводит до вечных сокровищ Христова царствия. Поистине святой пост есть великий благодетель наш!

Будем же стараться всегда, особливо же в святые дни Четыредесятницы, с помощью Господнею и во имя Господне, поститься телесне и духовне. А Господь, ради Своих крестных страданий и смерти, подаст нам отпущение грехов и душу и тело наше соделает жилищем Духа Святого. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle