Источник

Поучение к поселянам по окончании жатвы

Православные христиане! При Божией помощи окончили мы свою жатву, и что Господь послал нам за труды наши на полях наших, мы уже собрали и сложили в свои гумна.

Для чего же именно Отец Небесный подает нам всякое благо и всякий дар? Для чего посылает Он нам урожай и избытки хлеба? Не для того, чтобы мы употребляли их только на одних себя самих и не для одного временного нашего благополучия. Нет, Он хочет, чтобы мы Его дары и милости употребляли особенно на служение Ему, во благо наших ближних и спасение своей души. Для сего-то именно должны мы трудиться и приобретать всякое благо. Мы должны трудиться так, чтобы труды наши любил Господь, чтобы трудами своими приносили пользу Государю и Его христолюбивому воинству, чтобы от трудов наших получали помощь бедные, ставилась пред иконой свеча и украшались Божии храмы. Вот что значит Божий дар, приобретаемый трудами нашими от земли! И благополучие земное, и блаженство вечное приобретаем мы чрез него.

Но как, большею частью, распоряжаемся мы Божиими дарами? Тогда как надлежит нам сделать какое-либо доброе дело, наприм., украсить Божий храм, помочь бедному и подоб. сему, многие из нас, имея в руках своих дары Отца Небесного, для этих дел оказываются часто скупыми и неусердными. Мы люди бедные, говорят одни, сами терпим нужду. Господь обидел нас хлебом, возражают другие, неурожай дослал. Работать не с кем, жалуются иные, – Бог обидел здоровьем, заработать не можем! И рад бы дать что ли на доброе дело, отвечают некоторые, да пусть уж простит нас Господь: дождемся сынов своих – работников, да разбогатеем, тогда и поможем. Вот наше благодарение Богу и наше усердие к доброму делу! Но чего только не делаем мы с Божиими дарами при других случаях? Что делается у нас, наприм., при свадьбах, крестинах, поминах, в торгах, при встрече с приятелем, с кумом, сватом и под. сему? Тут уже совсем иное дело. Нельзя оставить этого дела, толкуем мы. И откуда является у нас щедрость и услужливость? Никогда почти не жалуемся мы ни на бедность, ни на свои нужды, ни на плохой урожай. Здесь дары и милости Божии часто без разбору отдаются на богопротивные дела пьянства, на пагубное увеселение и разгул. Но сохрани вас Господи от таких нечестивых дел! Кто употребляет дары и милости Божии не на добрые, а на худые дела, тот, неблагодарный, не только недостоин их, но и заслуживает себе гнев Божий и вечное осуждение, ибо душа его беднеет и пустеет и от Бога удаляется.

Вот, братие, посильное мое слово, которое надлежало мне сказать вам по окончании вашей жатвы. Пользуйтесь Божиими дарами благоразумным образом и за все всегда благодарите всеблагого Бога. Распоряжайтесь вашим урожаем не как своею собственностью, но как Божиим даром, данным вам для прославления имени Божия, для блага ближних ваших и спасения своей души. Страшитесь употреблять Божии дары на дела богопротивные. Трудитесь над своим полем с сердечною верою, теплою молитвою и на свои труды и занятия призывайте Божие благословение. Старайтесь проводить жизнь свою в страхе Божием, в трезвости и благочестии. Тогда Господь будет благословлять и любить ваши труды; вы будете жить на земле, как в Божием раю; и душе вашей всегда будет легко и отрадно; будете иметь чистую и покойную совесть, и за добродетельную жизнь вашу Отец Небесный приготовит вам пресветлый рай на небесах, где праведники просветятся, как солнце. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle