Поучение к поселянам при наступлении жатвы
По благости Господней, дождались мы той поры, когда нужно нам идти в поле и пожинать свою жатву. Господь благословил наши труды и послал нам обильный урожай хлеба. Помолимся Ему, да благословит Он и теперь наши труды, и да поможет нам Своею благодатью во здравии и радости начать и окончить нашу жатву во благо наше.
Но, добрые труженики! Идя на поле трудиться, не забывайте и того, что для христианина недовольно, чтобы только возделывать землю, пожинать хлеб, питаться и одеваться, и обуваться. Трудясь для своей временной жизни, он всего более должен трудиться для вечного спасения своей души. Я хочу сказать вам о том, что здесь же – на полях наших, куда мы пойдем жать хлеб, мы много можем приобрести полезного для души. Здесь мы можем изучать и выяснять себе высокие истины веры и правила жизни, которые ведут нас от земных трудов к вечному и радостному покою на небесах. И так, послушайте меня со вниманием.
Представьте, возлюбленные, что вы уже на поле и подумайте, не похожа ли и жизнь наша на наше поле? На поле мы сеем зерна, которые вырастают и созревают: и в мире Божием рождаются и живут люди. И эти люди не похожи ли бренным телом своим на то зерно, которое бросили мы в землю и которое принесло нам плод? Не возвещает ли нам это зерно о нашей смерти и о нашем будущем воскресении, после которого настанет всемирная жатва для всего рода человеческого? Да, братие, в этой истине уверяет нас само слово Божие. Св. Апостол Павел говорит: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет“. (1Кор. 15:36). «Так и при воскресении мертвых. Сеется тело в тлении, восстает в нетлении: сеется в уничижении, восстает в славе“ (ст. 42, 43). Поучительное изъяснение этой истины мы можем найти на нашей же ниве. Не вдруг наша нива принесла нам жатву. Сначала бросили мы в землю зерна; они истлели, но не остались навсегда в земле. Они ожили, пустили от себя ростки и принесли нам плод в лучшем, обновленном виде. Вот образ и нашей смерти, и нашего будущего воскресения! И мы также помрем, – тело наше зароют в землю, и оно истлеет там, как брошенное зерно. Но настанет конец века сего, и мы всемогущею силою Божиею оживем и восстанем из земли. Тела наши соединятся со своими душами, и мы пойдем на всемирную жатву – на Божий суд. И как на поле, во время жатвы, мы видим чистые колосья и сорные травы, так и на всемирной жатве, т. е. на всеобщем Божием суде, открыты будут все наши дела – добрые и худые. Тогда праведники, как Божия пшеница, наследуют Божие царство, а нераскаянные грешники, как сорная трава, изгнаны будут на вечное мучение. Отсюда урок для нас такой: взирая на нивы наши, всегда будем памятовать о нашей смерти и о нашем будущем воскресении и приготовлять себя к ним. А это приготовление состоит в хранении истинной веры и обогащении себя добрыми делами. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем светлее будет наша вера, тем лучше будет нашей душе в час нашей смерти, тем отраднее будет нам в день общего воскресения мертвых и Божия суда.
Но что приготовили мы для будущего воскресения, для всемирной Божией жизни? Если посмотрим на наши нивы и на наши души, то мы увидим великую разность. На нивах готов уже обильный урожай, а в душе нашей пусто, словно в дикой пустыне: она бедна добрыми делами и святою верою. Худые дела и помыслы, как бурьян на поле, заглушают в душе нашей святое чувство добра и влекут нас в геенну огненную. На нивах наших Господня благодать, а мы, неблагодарные, только прогневляем Бога худыми делами, – недостойно едим Его хлеб, недостойно ходим и по Его земле.
Но посмотрим опять на наше поле и на нашу жатву. На поле во время жатвы сорные травы мы отделяем от чистых колосьев и совсем отбрасываем. А это научает нас тому, что мы должны удалять от себя всякие худые дела и помыслы, очищать души свои истинным покаянием, чтобы Господь Правосудный на всемирной жатве своей не удалил нас от праведных людей Божия царства. И как мы любим золотящиеся колосья, наполненные хорошими зернами, так, и даже более, должны мы любить св. добродетели и христианскую веру.
Если мы посмотрим на самое положение колосьев на поле, то и отсюда извлечем урок для себя. Те колосья, которые наполнены хорошими зернами, всегда стоят наклонившись к низу. Это научает нас тому, что люди богатые добрыми делами, как добрые колосья на поле, всегда бывают негорделивы, кротки и смиренны, а смирение есть великая добродетель пред Богом. Но есть на поле колосья пустые, которые стоят, поднявшись к верху. Этим колосьям подобны те люди, которые не имеют ни хорошего ума, ни доброго сердца, много о себе думают, любят гордиться и превозноситься пред другими. И чем более они гордятся, тем более унижают себя пред Богом и людьми. Даруй же вам, Господи, научиться во время жатвы вашей не гордости, а христианской кротости и смирению.
На нивах наших обильный урожай хлеба. С такою благодатью мы не будем терпеть ни голода, ни крайней бедности, ни другой великой нужды. И каждому понятно, сколь благ и милосерд к нам Отец Небесный! А это Божие к нам милосердие научает и нас христианской благотворительности, милосердию и любви к ближним. И мы должны благотворить св. храмам Божиим, бедным людям, делать добро даже врагам нашим, как и Господь посылает нам урожаи, сияет солнце свое и посылает дожди на праведные и грешные. Эта же высокая добродетель с нашей стороны будет достойным благодарением и прославлением Отца Небесного за Его обильный урожай, за всякое благо и за всякий дар.
Вот сколько добрых уроков, братие, вы можете получить во время предстоящей вам работы на ваших нивах. – Идите же и с благословением Божиим пожинайте свой хлеб, а вместе учитесь и святым истинам веры, и спасительным правилам жизни. Настанет всемирная жатва для всего рода человеческого, и тогда вы предстанете пред Богом с полным запасом добрых дел и, как пшеница Божия, от земных трудов пойдете в Божию житницу, к вечному и радостному покою на небесах. Аминь.