Источник

Поучение по случаю молебствия пред выгоном скота в поле

Мы, братие христиане, пришли сюда помолиться Богу, собрали сюда и скот свой, чтобы общими молитвами призвать на него Божие благословение, и молить Бога, чтобы Он питал и сохранял его Своим промыслом на пользу нашу. Так, братие, и надлежит поступать: молитва есть дело важное и нам необходима. Молитвою и должны мы испрашивать себе у Бога благословение.

Но, смотря на ваш скот, вот что еще пришло мне на мысль сказать вам, братие. Скот есть дорогой для нас Божий дар, который мы должны жалеть и миловать. И точно, сколько добра, сколько услуги делает нам скот! Вот, например, тебе Господь послал добрую коровку. Как она хороша, как дорога для нашей семьи и хозяйства! Вот она, по окончании дня, идет с поля домой, словно семьянин из заработков. Бессловесная она тварь, не имеет разума, как человек. Но она еще не дошла до ворот твоего двора, и уже подает свой голос, словно хочет повидаться с тобою после дневной разлуки и о чем-то хочет сказать тебе. И вот она, чем от Господа богата, что приобрела в продолжении дня, все отдает тебе, как добрая и верная слуга, отдает тебе свое молоко, а с ним сыр и масло. И вот у тебя вкусная и питательная пища для твоей семьи. И эту пищу она приносит тебе всякий Божий день. Тебе Господь послал лошадь. Благодари Бога, что Он послал тебе такого покорного, терпеливого и верного работника в хозяйстве. Много добра, много помощи делает тебе лошадь. Ты не можешь сам своими руками вспахивать своей земли. А она – твой бессловесный работник, вместе с тобою, исполняет эту не легкую работу. Только сам будь разумен и не ленив, а она все сделает для тебя. И какое Божие чудо! Ты потрудился с нею на своем поле, и на этом поле, по Господнему благословению, за твои труды, является дорогое сокровище – хлеб кормилец, словно клад какой. Или еще: вот нужда заставляет тебя отправиться в город, в дальние края на заработки, или перенести какую-нибудь тяжесть на другое место, и даже перевезти за несколько верст, – и она, бессловесная, терпеливая тварь, исполняет эту работу.

После всего этого каждый из нас должен понимать и помнить, как нужно жалеть и миловать скотину. Мало этого, что за ее труды и услуги мы должны кормить и поить ее. Нет, как твари словесные и разумные, мы не должны бессловесную и безответную тварь немилосердно мучить побоями и бранить скверными словами, как это нередко водится у нас, а напротив, должны обходиться с нею ласково, терпеливо и разумно. В Божием писании сказано: блажен тот человек, который и скоты милует. А кто не милует их? – Кто бьет и ругает их немилосердно? Чего заслуживает таковой от Бога? Об этом я хочу рассказать вам, братие, следующий замечательный случай. Не в нашем селе было дело: один крестьянин пришел к своему священнику со своим горем. Имя этого крестьянина Иван. Этот Иван был болен странною болезнью: ему стиснуло челюсти, и он ничего не ел, и так крепко стиснуло, что священник, несмотря на все свои старания и усилия, ничем не мог разжать их. На вопрос священника о причине его болезни, больной стал говорить ему так глухо и невнятно, что почти ничего нельзя было разобрать. Добрый пастырь преподал ему свой совет, куда должен он обратиться за лечением, и по просьбе его родных отслужил несколько молебнов. Больной молился усердно, стоял на коленях с сомкнутым ртом. И можно всякому понять, как тяжело было на душе этому больному. Но выслушайте далее. По прошествии несколько времени, тот же добрый пастырь, идя с полей со св. иконами, шел по улице, где живет Иван. Иван подходит к священнику и довольно громко просит его зайти к нему в дом отслужить молебен. Добрый пастырь, увидя Ивана, от души порадовался, что Господь освободил его от ужасной болезни. После молебна спросил его: «кто лечил его?“ «Бог“ отвечал Иван: «Бог наказал, Бог и вылечил“. И при этом рассказал следующее: «заболел я, батюшка, открою вам, вот от чего: на 6-й неделе великого поста я поехал на быках взять подряд на одной плантации. Дорогою я жестоко бил кнутом невинную скотину и ругал непристойно. Размахнувши кнутом, сколько было мочи, я хотел ударить быка по голове, и концом кнута зацепил себя по лицу. Из щеки у меня пошла кровь и тот же час мне стиснуло зубы; я стал без речей, сам мычал, как скотина. Отслуживши три молебна, я дал обет Богу не бить так жестоко скотину и никогда не сквернословить. С той поры я почувствовал облегчение и скоро потом совершенно выздоровел“ (Паст. Собес. 1885 г. № 37).

Видите, други мои, какое строгое наказание употребил Господь для вразумления человека, который немилосердо бил и ругал свою скотину. Человеку, немилостивому к бессловесной твари, стиснуло зубы, связало язык, и он мычал, как скотина, – это именно Господне наказание. А потому, чтобы Господь чем-нибудь не наказал кого-либо из вас, жалейте и милуйте свою скотину, поступайте и с нею по-христиански. Ведь и она также чувствует, когда ее бьют и жалеют. – Сейчас я окроплю священною водою весь ваш скот, а за тем, с помощью и благословением Господним, гоните его в поле на пастбище; а я, пастырь ваш, молю Господа, да подает Он вам здравие и душе спасение, да хранит Он и скот ваш от падежа и всякого несчастья. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle