Источник

Поучение о посещении храма Божия (1-е)

Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Псал. 26:4).

Высокую и пламенную любовь имел св. царь Давид ко храму Божию. Он радовался, когда говорили ему: пойдем в Господень дом (Псал. 121:1). Для него гораздо лучше было находиться один день в доме Господнем, нежели тысячу лет в домах грешных (Псал. 83:11). От того среди царственных забот и превратностей жизни он одного только просил у Господа, того только желал, чтобы пребывать в доме Господнем, в продолжение всей жизни всегда наслаждаться Божию красотою и посещать св. Его храм, чтобы здесь особенно мог он возноситься умом и сердцем к своему Творцу и Богу.

Бр. христиане! Имеем ли мы ко храму Божию такую любовь, какую имел св. царь Давид? К великому прискорбию матери нашей, св. церкви, многие из нас в сем случае имеют направление сердца совсем другое. Голос колокола, как глас Божия ангела, каждый воскресный и праздничный день призывает нас в Божий храм – этот земной рай, к общественному богослужению. Но, несмотря на это, многие из нас храм Божий посещают очень редко; молящихся в храме бывает очень мало. Иной из нас в продолжение нескольких недель и даже нескольких месяцев не подумает и одного раза придти в Божий храм.

Откуда же такая невнимательность ко храму Божию? Что сему причиною? «Некогда, не время, говорятъ многие, постоянные недосуги не дозволяют быть в храме.“ Но сколь часто не извинительны для христианина подобные причины! Рассмотрим эти причины и покажем, сколь неблагоразумно поступают те христиане, кои ленятся ходить в храм Божий.

И так, какие именно эти причины? Не дождь ли, не грязь ли, не холод ли, не дальность ли расстояния препятствуют тебе пойти в храм Божий? не по слабому ли здоровью, не по одиночеству ли невозможно тебе быть в храме? Но от чего часто эти же причины не препятствуют тебе идти на богопротивные дела пьянства и разгула? От чего часто, не взирая ни на дождь, ни на грязь, ни на холод, ни на слабое здоровье, ни на одиночество, ни на дальность расстояния, так спешишь в те непристойные места и собрания, – разумею ваши питейные заведения, ночные собрания и гуляния, – где видишь одни соблазны и пороки, слышишь пустословие, сквернословие, где христианин скорее всего теряет страх Божий, чернит свою совесть и погубляет душу свою? Часто не видим мы в Божием храме многих христиан и тогда, когда и дождя, и грязи нет, когда и погода благоприятна, и вся Божия тварь веселится и прославляет Создателя мира, когда и храм Божий недалеко от них, и здоровье крепкое они имеют, и есть от кого пойти в храм. Что же это такое значит? Значит то, что главною причиною нехождения в храм Божий есть уже не тот дождь и грязь, которые посылает нам Господь, а грязь другая, грязь наших грехов, наша беспечность и нерадение о душе своей, – и не то одиночество, не та дальность расстояния и слабость здоровья, на которые мы привыкли так часто жаловаться, а то одиночество, когда человек живет один без Бога в сердце, забывает о Нем, – та дальность расстояния, когда человек сам удаляет себя от Бога худыми делами и помыслами, – та слабость здоровья, когда душа наша страдает и мучится во грехах, когда человек, запутавшись в беззакониях, как в сетях, не думает переменить своей жизни на жизнь добродетельную и богоугодную, не старается искать в таинстве покаяния спасительного врачества для своей души, страждущей грехами – вот, говорю, причины, которые часто не дозволяют многим христианам идти в Божий храм. – Вспомните, братие, еще и то, что многие христиане для угождения Богу и спасения своей души проходят целые сотни верст, чтобы поклониться св. местам и угодникам Божиим. Они терпят иногда холод и голод, подвергаются немощам, борются со многими трудностями и опасностями, и однако, укрепляемые Божиею благодатью, усердно трудятся для своего спасения и прославления Бога. А у нас христиане, для своего спасения и малого расстояния не хотят пройти и, дома будучи, ленятся пойти в храм Божий.

Не потому ли еще не можешь пойти в храм Божий, что ты не имеешь приличной одежды? Правда, что идя в храм Божий, не мешает и одежду приличную надеть. Но разве истинная вера и любовь к Богу в одежде состоит? Разве Бог на того только смотрит и тому только подает Свою благодать, кто пришел в хорошей одежде? Он смотрит на добрые дела наши, на чистую совесть. Оденься хотъ в золотую одежду, но если совесть твоя нечиста и в храм Божий пришел ты с худыми помыслами и желаниями, то ты Богу неприятен. И потому, хотя бы ты был и в бедной одежде, и тогда не оставляй церковного богослужения. Старайся только иметь в душе твоей чистую совесть. Чистая совесть, украшенная добродетельною жизнью, для христианской души есть самая лучшая и для Бога приятнейшая одежда.

Не потому ли еще не можешь быть в храме Божием, что ты должностной человек? Правда, всякую должность нужно проходить с надлежащим усердием. От сего устрояются порядки и благоденствие человеческих обществ. Но разве должностному лицу невозможно и не должно быть в церкви? Разве цари наши, военачальники, градоначальники, правители и судии не бывают в церкви? Господь говорит в своем Евангелии: воздадите Кесарева Кесареви, а Божие Богови (Матф. 22:21) А служение Богу – Царю славы разве менее важно, нежели служение человеку? Разве служение Богу недостойно нашего внимания?

Не потому ли, наконец, не можешь быть в храме Божием, что ты занят делами житейскими? Правда, все мы должны трудиться и трудом приобретать все, что необходимо для жизни. Но Господь Бог заповедал нам: помни день субботний, еже святити его, шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – воскресный и праздничный – суббота Господу Богу твоему (Исх. 20:8, 9). Следовательно, занимаясь мирскими делами в те дни, когда церковь особенно призывает нас на служение Богу, мы преступаем св. закон Божий и показываем свое неверие в благость Господа, Подателя всех благ. В ветхом завете за нарушение седьмого дня Господь повелевал побивать людей камнями (Числ. 15:32–36). Не часто ли и ныне наказывает Господь тех, кои мирскими суетами нарушают святость воскресных и праздничных дней? Но если мы озабочены делами житейскими, то это самое и должно побуждать нас идти в Божий храм и здесь просить у Господа небесного благословения на наши труды и занятия. Только при Божием благословении дела наши приносят отраду нашей душе.

Желал бы я, братие христиане, после сего повести с вами речь еще о том, как неблагоразумно поступают те христиане, кои ленятся ходить в храм Божий; но, чтобы не обременить вашего внимания, я отлагаю это дело до следующего богослужения, а теперь прошу вас именем Господним: не забывайте св. церкви. Старайтесь сколько можно чаще и с христианским усердием приходить в Божий храм. В Божием храме подается христианину небесное утешение и спасение. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle