Отделение второе. Частное учение о воспитании
Глава первая. Образование тела
§ 28. Важность
1. Выше предложенные правила теперь приложим как к телу, так и к душе человеческой. Тело, это превосходное создание рук Творческих, есть не только земная оболочка и орудие разумной души, сотворенной для вечности, но и составная часть существа человеческого. A учение Иисуса Христа усвояет ему еще высшее достоинство. Святая вера научает нас смотреть на тело, как на достояние Божие, как на храм Духа Божия и как на семя, которое некогда опять взойдет из могилы и расцветет к вечной жизни (1Кор. 3:15, 6:15, след. 15:42, след. Фил. 3:21).
Детям как можно чаще должно внушать слова Апостола: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог; храм бo Божий свят есть, иже есте вы (1Кор. 3:16.). Впрочем, апостольские слова должны глубоко напечатлевать в своем сердце не только дети, но и все обращающиеся с детьми. Горе бесстыдному развратителю, который соблазнит одного из малых сих!
2. Притом душа и тело имеют внутреннее взаимное влияние. Человек есть одно целое; следовательно, образование и деятельность души много зависит от состояния тела, и наоборот, состояние тела много зависит от состояния души. Сколько умственных недостатков, сколько душевных болезней, и сколько наклонностей ко злу имеют свое основание в расстройстве тела! Хотя душа и полна силы, но что может она произвести вне себя, когда больное тело отказывает ей в своих услугах? Поэтому здравый ум в здравом теле всегда почитали высшим благом, какого только может человек желать себе в этом мире.
По причине сего взаимного между собою отношения тела и души, в учении об образовании тела, часто нужно бывает говорить о раскрытии разумной души, а в учении о душе – говорить и о теле.
3. Весьма важное дело – сохранять тело дитяти неповрежденным и правильно образовать его. Об этом тем более надобно заботиться, что еще нежные органы детей очень легко повреждаются и вред, какой от сего происходит, часто остается необратимым. Предметы, на которые при этом преимущественно надобно обращать внимание, суть следующие: здоровье как всего тела вообще, так и каждого телесного органа, крепость тела и привычка переносить все трудное, возможная независимость от внешних влияний, навык к деятельности, необходимой для достижения истинного назначения человека. Не надобно также оставлять без внимания и наружного вида (Ср. § 13). Ничего в дитяти не надобно пренебрегать, но все должно быть на своем месте и в надлежащем подчинении.
4. Эта часть воспитания у древних, особенно у греков и римлян, была предметом общественного попечения, и в наше время о сем предмете также очень много писали и испытывали разные меры к достижению цели. Много, однако ж, особенно в частном воспитании, встречается погрешностей – частию от невежества и различных предрассудков родителей, частию от их беспечности и от преобладания таких склонностей, которые вводят их в заблуждения, когда, например, по слепой привязанности к детям, они изнеживают их или, по неразумному тщеславию, прежде времени принуждают их к умственным занятиям не по детским силам и проч.
5. Здесь можно поставить на вид особенно два предрассудка: предрассудок привязанности к старине, и предрассудок привязанности к новизне. Первый совершенно без размышления держится старинных поверий, как наследства, доставшегося от отцов и прадедов. От этого физическое воспитание делается механизмом, который от матери переходит к дочери, а от сей в том же виде передается следующему поколению. Образцы такого воспитания приобретают себе уважение своею давностию; а от этого и лучшие правила с трудом принимаются, так что иная и умная мать придерживается старины собственно из опасения, чтобы не подвергнуться несогласию с родными и знакомыми в случае отступления от принятых обычаев. Еще вреднее предрассудок привязанности к новизне, или слепая готовность принимать все новое и необыкновенное. Нередко в этом случае тщеславие и пристрастие к модам побуждают решаться на самые опасные опыты. Но благоразумные родители и в этом отношении следуют наставлению Апостола: вся искушающе, добрая держите (1Сол. 5:21). Потому только, что какое-нибудь правило старо или ново, не следует еще ни принимать, ни отвергать его. Особенно надобно быть осторожным в принятии новых правил там, где прежний образ действования довольно оправдан многими опытами. Жизнь человека так дорога, что не должно играть ею и безрассудно отваживаться на новые опыты только для того, чтобы обратить на себя внимание других. Сверх того, при новых правилах, если даже их дают и люди известные по своей опытности, всегда надобно обращать внимание на климат и на личные свойства детей. Не все пригодно всем.
§ 29. Основание
1. Основание хорошей организации очень много зависит от состояния и поведения родителей. Если родители здоровы, во всем умеренны, благочестивы, и между собою живут в истинном сердечном согласии, то от них можно ожидать детей здоровых и с хорошими наследственными свойствами. Но чего ожидать, когда родители больны, одержимы чахоткою, истощились от неумеренной и нецеломудренной жизни, не любят друг друга, преданы пьянству или вообще ведут жизнь неблагоустроенную и порочную! От таких родителей, естественно, и дети рождаются с предрасположениями к разным болезням и порокам. Каково дерево, таковы и плоды.
2. Особенно важно бывает поведение матери во время беременности. Очень часто в поздние годы ропщут на Провидение за то, что, однако ж, есть только следствие неблагоразумия матери. Благочестивые матери, во время беременности, вместе с попечительностию об умеренности в пище, всегда усугубляли свои благочестивые занятия; ожидаемого младенца они посвящали Богу и ежедневно молили Его, чтобы Он, посредством святого Крещения, принял их будущее дитя в число чад Своих, сохранил от соблазнов мира и вписал в книгу животную. Сии горячие молитвы благочестивой матери имеют благотворное действие на плод ее, да и сама мать чрез это получает силу благодушно переносить трудность своего положения.
3. Впрочем, не только телесные свойства, но, как частию было выше замечено, и способности умственные, и склонности сердечные часто переходят от родителей к детям. Поскольку святая вера от цветущих юношей требует хранения тела в чистоте, как храма, посвященного Богу, требует доброго, девственного чувства и истинно благочестивого поведения; поскольку она вообще обязывает небрачных к строгому воздержанию и всех, кто бы какого ни был состояния, к умеренности и постоянному самоотвержению, и брак, как рассадник человечества, святая вера возвела к высокому достоинству, освятив его в Таинстве как чувственный образ таинственного союза Христа со Своею Церковию и сообщая христианскому супружеству особенную благодать, – то кто не видит, что святая вера и в этом отношении имеет великое благодатное влияние на человечество? Если бы христианские правила всеми были приняты и верно исполняемы, то, конечно, и облагорожение человечества стало бы возвышаться более и более с каждым поколением. Не только внутреннее состояние человека всегда более возвышалось бы, но и внешнее также становилось бы лучше и прочнее. В этом уверяет нас учение Господа Спасителя: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33).
§ 30. Охранение от опасностей
1. Никакое творение не является в мир столь слабым и нуждающимся в посторонней помощи, как человек: первым своим криком он как бы уже просит, чтобы приняли в нем участие, оберегли его от опасностей и дали ему образование, необходимое для достижения высшего его назначения. Этого голоса никто так хорошо не понимает и не чувствует, как мать. Сам Бог вложил в ее сердце столь сильное и почти непреодолимое желание принимать на себя всю тягость трудов при первом воспитании своего дитяти. Хотя много проходит месяцев до тех пор, пока дитя придет в состояние лепетать даже только имя матери, однако ж она неутомимо переносит все трудности воспитания и при всем том почитает себя даже счастливою.
2. Прежде всего другого рождающееся дитя надобно охранять от опасностей. Со стороны родителей необходима осторожность, чтобы мать, унимая свое дитя, удерживалась от сильных движений сердечных, не давала дитяти нездоровой пищи или пития и вообще остерегалась всего, что дитяти может повредить. Если мать не может выполнить эту обязанность сама и потому поставлена в опасную необходимость отдать свое дитя кормилице, то в этом случае надобно избирать такое лицо, которого как физическое, так и нравственное состояние известно с хорошей стороны. Кормилицы вообще имеют большое влияние не только на тело дитяти, но и на душу его. Если нельзя найти такого лица, то гораздо лучше воспитывать дитя искусственным образом. Истинная жестокость – когда матери отказываются сами кормить детей только из одной выгоды собственного спокойствия и свое дитя отдают кормилицам неизвестным или известным с худой стороны. Ни мать, никто другой не должен брать с собою спать дитя – из опасения задавить его или как иначе повредить ему.
По-видимому, очень простое, но весьма благодетельное изобретение для отвращения этого зла – употребление колыбелей или люлек. Чем обыкновеннее это зло между бедными семействами поселян и рабочих людей, тем чаще надобно внушать матерям таких семейств, чтобы они отнюдь не брали с собою в постель малых детей своих, но довольствовались, как спасительным средством в этом случае, употреблением спокойных и безопасных колыбелей или люлек.
3. Нет нужды напоминать о том, что детям никак не должно давать таких орудий или таких игрушек, которыми они могут причинить какой-либо вред себе или другим. Самые даже игрушки, окрашенные вредными красками или обложенные позолотою, для детей могут быть вредны. Равно вредны им свинцовые стаканы, медная, худо вылуженная посуда, слишком душистые цветы в спальне и проч.
4. Далее, глаз отца и матери тщательно должен наблюдать за лицами, окружающими дитя: сюда принадлежат кормилицы, няньки и служанки, родственники и знакомые и проч. Такие люди очень часто вредят детям ношением им лакомств, неосторожными шутками и ласками, вредными игрушками или даже опасными наказаниями, которым они их подвергают. Особенно строго надобно смотреть за няньками, когда они не имеют надежного благоразумия и честности. Предрассудки, неразумные привычки, леность, гнев, иногда даже намеренная злость, располагают некоторых из них к пагубнейшим средствам, например, когда они, чтобы самим проспать ночь спокойно, дают дитяти усыпляющие капли и т.п.
5. При этом не надобно забывать в детях их детства (§ 21.). Как нежное тело их склонно к повреждению, так равно и дух их неопытен, легкомыслен и весь почти – одно желание. Поэтому за детьми надобно постоянно иметь бдительный надзор: например, во время игры чтобы они после сильного разгорячения не вдруг себя охлаждали или пили холодное; во время трудов чтобы, когда учатся или что-нибудь другое делают, не сидели, навалившись на грудь, сложивши ноги одну на другую, и вообще в неправильном положении; во время сна чтобы они лежали головою не слишком высоко, а более горизонтально и не на мягкой постели и проч.
§ 31. Продолжение
1. Но как невозможно устранить от детей все то, что им вредно или опасно, то, по крайней мере, неизбежные для них опасности надобно делать сколько можно менее вредными. Об этом впоследствии будем говорить подробнее. Здесь у места упомянуть о предохранительном прививании оспы, как испытанном средстве против оспы заразительной, которая до изобретения прививания истребляла каждого двенадцатого человека. Добрые и чуждые предрассудков родители, без сомнения, пользуются этим столь же легким, сколько и действенным средством для предохранения детей своих от опасности.
Благотворность прививания оспы не раз была опытом доказываема, когда в случае распространившейся оспенной заразы те, которым хорошо привита была оспа, пощажены были натуральною оспою, между тем как со всеми другими, которым оспа не была привита, натуральная обходилась очень сурово.
2. Здесь почти то же надобно повторить, что в § 22 сказано было вообще о предостережениях. Только надобно остерегаться, чтобы не делать детей боязливыми посредством нелепых сказок и различных пустых историй о духах, и проч. Дитяти чаще должно говорить о том, как человек, при благоразумной осмотрительности, может избегать опасностей и какими средствами он может себя предохранять от вреда в том или другом отношении. Впрочем, приличные предварительные упражнения, производимые детьми при глазах воспитателя, гораздо более к этому содействуют, нежели одно умозрительное наставление, каково бы оно ни было.
3. Особенно надобно заботиться о том, чтобы тело дитяти снискало некоторую независимость от внешнего мира. Благой Творец в природу человека вложил только немногие необходимые потребности и тело его так устроил, что оно в состоянии привыкнуть кo всякому климату. Без сомнения, это составляет великое преимущество человека и, между прочим, показывает его назначение господствовать над всею землею. А потому при воспитании детей надобно смотреть, чтобы не потерялась эта независимость, что особенно случается от баловства и изнеженности. Сохранение этой независимости весьма важно как в физическом, так и в нравственном отношении.
§ 32. Средства к предохранению детей от баловства и изнеженности
1. Избалованным в физическом отношении называется тот, кто сделался рабом своих произвольных потребностей. Чрез это человек не только свое благополучие и довольство поставляет в зависимость от различных случайностей, но и другим становится в тягость, и самого себя подвергает различным затруднениям при исполнении обязанностей своего звания. Вообще, чем менее кто имеет потребностей, тем он менее зависит от внешних обстоятельств и тем бывает спокойнее и счастливее в жизни. Для этого заблаговременно надобно приучать детей к лишениям и переменам. Никогда не должно допускать, чтобы они по одной только прихотливости или наклонности к подражанию делали для себя что-нибудь потребностию, например, употребление табака, питие крепких напитков, слишком теплую одежду и т. п.
Пусть дети наслаждаются позволительными приятностями жизни, но так, чтобы они могли оставить их без вреда для своего здоровья и лишение их не почитали для себя несчастием. Также с ранних лет должно приучать детей к некоторому порядку в жизни; но опять, дети не должны быть рабски привязаны к нему, чтобы при всяком нарушении его не испытывали каких-либо невыгод. Для этого нужно иногда намеренно делать отступления от обыкновенного образа жизни, чтобы молодой человек привыкал ко всему.
2. Изнеженными делаются дети, когда их постоянно держат в благоприятном положении, устраняют от них всякое неприятное впечатление и слишком заботливо сохраняют их от всякой перемены сколько-нибудь суровой погоды. Как несчастлив делается от этого человек! Никакое состояние, никакое звание не предохранит его от неприятных и вредных впечатлений. Что ему делать в этом мире с таким телом, которое ничего переносить не может? Сколько вреда бывает от сего и в нравственном отношении! Какую жертву принесет своей должности тот, кто, будучи физически изнежен, не имеет ни бодрости духа, ни силы чувства?
§33. Благоразумное укрепление тела
1. Из предыдущего ясно открывается необходимость благоразумного укрепления тела, посредством которого оно сделалось бы способным к перенесению неприятных впечатлений и к преодолению трудностей, встречающихся в каждом состоянии. Для этого молодой человек необходимо должен с ранних лет постепенно приучать себя к разным невыгодным положениям и трудностям жизни.
2. Но чтобы сии упражнения согласны были со здравым разумом, надобно держаться следующих правил:
а) Укрепление тела всегда должно оставаться в пределах природы. Человек многое может переносить, по не все.
б) Надобно также смотреть на особые свойства воспитания, как-то: на телесное его сложение, на его здоровье, и др. Из того, что какое-нибудь дитя без вреда перенесло что-нибудь трудное или опасное, никак не следует, что и другие дети к тому же способны.
в) Как все вообще образование, так и укрепление дитяти должно совершаться постепенно, переходя от легчайшего к более трудному. Иногда пропуск одной степени может разрушить нежный организм дитяти.
г) Надобно дорожить, если воспитанник презирает беспокойство и неприятные впечатления. При этом с осторожностию можно давать ему чувствовать то преимущество, какое он снискал себе чрез приобретенное мужество. Всякое воспитание тогда только бывает успешно, когда воспитанник, по собственному убеждению и расположению, ищет успехов в своем образовании.
д) Наконец, на что особенно при сих опытах укрепления должно обращать внимание, – это истинное как временное, так и вечное назначение человека. На укрепление тела никогда не должно смотреть, как на главную цель, но всегда как на средство. Мы должны всегда помнить главную свою обязанность в здешней жизни: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и ближнего своего яко сам себе (Лк. 10:27). Хотя сия любовь состоит не в кротких только чувствованиях, но преимущественно должна выражаться в делах, впрочем, никак не следует, посредством чрезмерного укрепления, делать человека совершенно нечувствительным и как бы не человеком. В этом случае языческая древность не должна служить для нас образцом для подражания. Древние спартанцы и римляне на человека смотрели как на средство, а на воинское мужество как на главную цель; напротив, христианская вера научила нас смотреть на человека совсем иначе, поэтому и наше воспитание должно получать другое направление.
§ 34. Чистый воздух
1. Если тело человека должно расти и, как орган, необходимый душе в настоящей жизни, постепенно укрепляться, то это возможно только при известных условиях. К сим условиям относим мы и здоровый воздух, приличную пищу и одежду, жилище, движение и покой. Первая потребность жизни есть воздух, без него ничто не может расти. Но не все равно, какой воздух человек вдыхает в себя. Если воздух свеж, чист и много содержит кислорода, то он, не встречая никакого другого противодействия, сообщает детям бодрость, веселость и румянец на лице. Если же воздух испорчен, вонюч, гнил, то очень скоро окажутся вредные последствия, как-то: бледность лица, томность глаз, унылость, слабость, болезненность и безвременное увядание.
2. Поэтому в комнатах детей надобно всегда держать воздух здоровый, и чаще нужно выводить их вон из комнат на свободный воздух. Первого можно достигать не искусственными курениями, но выгодным положением и опрятностию комнаты, также ежедневным освежением воздуха чрез открытие окна, и т.п. Напротив, по необходимости воздух будет испорчен, когда комната будет тесна, низка, окружена навозом или болотом, всегда скутана, слишком жарко натоплена или когда в ней много живет людей. Если же в такой комнате хранятся еще пища и другие окисающие вещества, сушится одежда, горит много сальных свечей, находятся больные или тут же еще держат и скот, то все это более и более портит воздух и делает его весьма вредным для здоровья.
3. Надобно также заботиться об умеренной температуре комнатного воздуха. Слишком сильный жар так же вреден, как и оцепеняющий холод. Нужно предостерегать детей и от того, чтобы они, с холода приходя в комнату, не тотчас подходили к горячей печи. Не менее вреден и сквозной ветер, особенно когда тело несколько разгорячено.
4. Но как человек должен привыкать ко всему, то и в этом отношении ему надобно постепенно приобретать твердость, чтобы привыкнуть все переносить и здоровье свое сделать сколько можно независимым от ветра и непогоды.
§ 35. Здоровая пища
1. Качество и мера пищи весьма важны не только для тела, но и для раскрытия духа и усовершения нравственности. Вообще детям всегда надобно давать простую и легкую пищу. Надобно также мало-помалу приучать их к разнообразным переменам в пище. Надобно охранять их от пристрастия к лакомствам, и никогда не должно в этом случае поблажать их своенравию и прихотям. Правда, бывают иногда в человеке такие расположения, по которым ему совершенно нельзя употреблять некоторых видов пищи; однако ж отвращение от каких-нибудь здоровых яств большею частию есть не иное что, как баловство, которое часто слишком дорого обходится самим избалованным и другим. Поэтому, если дитя показывает отвращение от какой-нибудь пищи, то хотя не надобно заставлять его употреблять ее, но не должно обращать на то много внимания. «Оставь это, – скажет благоразумная мать, – и вместо того съешь кусок хлеба; нарочно для тебя я готовить не могу».
2. Молоко и чистая проточная вода – самое лучшее и полезнейшее питье для детей. Ηо весьма вредны для них вино и вообще горячие и опьяняющие напитки.
К сожалению, как часто в этом отношении погрешают родители, домашние, родственники и другие – то по неразумию, когда, например, лакомствами выражают свою любовь к детям или хотят наградить их за хорошее поведение, то по слабости, когда детям ни в чем не могут отказывать и потому во всем поблажают их прихотливости. Зло бывает особенно неизлечимо или крайне опасно, когда мальчик или девочка с ранних лет приучается пить хмельные напитки или когда неразумные родственники забавляются, приводя невинное дитя в состояние опьянения.
3. Касательно меры пищи, надобно охранять детей как от голода, так и от пресыщения. Умеренность благодетельна равно для души и тела, потому что как телу доставляет она здоровые соки, так и духовные силы всегда сохраняет в живости; а чувственные пожелания, при помощи ее легче побеждаются. Напротив, от излишнего употребления пищи происходит прожорливость, слабоумие, постыдные страсти и во всяком отношении самые печальные следствия. От сего-то являются злые звери и утробы праздные, как говорит Апостол Павел о критянах (Тит. 1:11). При этом не должно забывать, что не то питает нас, что мы едим, но что варит наш желудок.
Прежде в некоторых странах чрезвычайно много было слабоумных, так называемых дурачков, и умные люди думали, что одною из главных причин тому служит пресыщение и употребление детьми жирной, неудобоваримой пищи. Действительно, в тех же местах это явление стало реже, после того как детей стали содержать умереннее. Особенно надобно охранять детей от порока пьянства. Никогда при детях не надобно забавляться пьянством или отзываться о нем, как о чем-либо маловажном. Напротив, при всяком случае необходимо внушать детям отвращение от пьянства и обращать их внимание на то, как им унижается достоинство человека, разрушаются здоровье и жизнь, расстраивается семейное счастие и отворяется дверь всяким беспорядкам. Лакедемоняне нарочно поили допьяна рабов своих только для того, чтобы посредством отвратительного вида пьяных возбудить в детях отвращение к сему пороку. Как хороша при этом у них была цель так, напротив, худо средство, которое они употребляли. Нам, к сожалению, нет нужды прибегать к таким мерам, потому что это жалкое зрелище униженного человечества слишком часто само собою попадается на улицах и дорогах.
Прибавим еще следующие замечания: а) Надобно заботиться, чтобы дети с ранних лет привыкали к некоторому порядку в употреблении пищи и, кроме определенного времени, воздерживались от употребления оной. Лакомство и само по себе не похвально, но оно еще вредит правильному пищеварению и располагает человека к безнравственности. б) Полезнее есть медленно, нежели скоро глотать пищу, и потому детям никогда не должно давать слишком горячую пищу. в) Особенно должно приучать детей всякую пищу употреблять как дар Божий, с благоговением и благодарностию к Богу, по наставлению Апостола Павла (1Кор. 10:31, 1Тим. 4:5). Прежде было это в обычае в каждом добром семействе; и только таким образом употребление пищи, общее человеку с животными, возвышается на степень действия разумного и богоугодного. Но как жаль, что ныне многие светские люди стыдятся помолиться пред столом и после стола, и это небрежение почитают чертою высшего образования!
§ 36. Одежда
1. Главная цель одежды есть защита стыда и здоровья. Доколе наши праотцы находились в состоянии невинности; дотоле ни тело не было тягостно для духа, ни райская атмосфера не была вредна для тела. Они тогда не стыдились наготы своей и не чувствовали нужды в одежде (Быт. 2:25). Но едва согрешили, как в то же время почувствовали нужду в одеянии тела (Быт. 3:7).
2. Так, прежде всего, целию употребления одежды должно быть охранение целомудрия. Одежда должна служить нам как бы оградою, защищающею и самих нас от искушений, и других от соблазнов. К такому употреблению одежды должно приучать детей с ранних лет. Даже и в те годы, когда они еще ничего не понимают, никогда не должно позволять, чтобы они или другие при них бесстыдно обнажались. Как в самой одежде, так и при надевании и скидывании оной надобно устранять все соблазнительное и противное чистоте христианской нравственности.
3. Для здоровья и беспрепятственного развития тела, особенно в детском и юношеском возрасте, весьма вредны:
а) всякая слишком тесная и сжимающая одежда, как то: тесные корсеты, галстуки и обувь, слишком узкие панталоны, подвязки и др.;
б) очень теплая или, напротив, в сырую погоду очень легкая одежда. Не надобно слишком тепло держать голову, шапки во многих отношениях вредны. Один знаменитый врач обыкновенно говаривал: «Если у тебя ноги теплы, голова холодна, желудок не очень обременен, то ты безопасен от многих болезней». Вообще детей надобно так одевать, чтобы тело их более укреплялось, чем изнеживалось;
в) наконец, не должно останавливать или затруднять свободное употребление членов, например, посредством слишком долгой, грубой или тяжелой одежды и т.п.
4. Кроме сего, одежда должна также служить отличием пола и состояния. Можно еще иметь в виду и украшение тела, впрочем, так, чтобы от этого не терпели урона две главные цели – добродетель и здоровье. На украшение, однако же, весьма часто смотрят как на главную цель, которой приносится в жертву все прочее. Слепая страсть к модам, тщеславие и безрассудная роскошь в одежде вообще составляют зло нашего времени, и самые дети, как бы по правилам, постепенно к этому приучаются. Некоторые матери, ослепляясь тщеславием или безотчетно порабощаясь господствующим обычаям, часто не знают другого, более важного дела, кроме того, чтобы детей своих, особенно девочек, украшать как кукол и потом научать их искусству нравиться другим. Как велика эта погрешность, легко можно видеть, когда представим, что она имеет вредное влияние на дитя не только в настоящее время, но и на всю жизнь его. Поэтому никогда не должно хвалить дитя за его одежду, никогда не должно любоваться новым нарядом его, но всегда, напротив, надобно внушать дитяти, что наилучшее украшение человека есть добродетель и добрый нрав.
5. Здесь можно еще упомянуть о постели. По общему совету врачей, дети не должны спать на мягких перинах, потому что перины слишком разгорячают, производят вялость и слабость в нервах и даже в нравственном отношении имеют много опасного для детей. Несравненно лучше им спать на тюфяках или на свежей соломе. Также и вместо пуховых одеял, если не очень холодно, гораздо здоровее укрывать их шерстяными или бумажными одеялами.
§ 37. Жилище
1. Жилище должно быть просторно, светло, высоко, сухо и так расположено, чтобы дети свободно могли смотреть вдаль.
Но родители редко имеют возможность отводить своим детям такие комнаты, которые совмещали бы все показанные качества. В этом случае для них ничего не остается более, как те неудобства, которых избежать нельзя, по возможности делать безвредными, именно – посредством наблюдения чистоты, частого освежения воздуха и т. п. Особенно вредно для детей спать в сырых и удушливых покоях. Глухота, ревматизм, сыпи на теле и т. п. бывают обыкновенным следствием этого.
2. Также надобно смотреть, чтобы и другие предметы, принадлежащие к покоям, были безопасны для детей; надобно, например, сделать безопасными для них очень низкие окна, лестницы при входе в комнату и т. п.; а иные вещи, необходимые для комнаты, от коих, впрочем, дети легко могли бы потерпеть вред, должны быть удаляемы из детских покоев.
§ 38. Чистота
1. Чистота имеет большое влияние не только на тело, но и на дух человека. Она служит лучшим предохранительным средством от различных болезней, дух содержит в бодрости и доставляет нам хороший прием в обществе. Ничто с первого раза так не рекомендует молодого человека, как чистое лицо, чистые руки, чистота в белье и во всем его платье; напротив, нечистотою и неопрятною наружностию он отдаляет от себя людей и возбуждает в них невыгодные мнения даже касательно внутреннего своего достоинства.
2. Здесь главное дело состоит в том, чтобы дети всегда содержались сколько можно опрятнее и чрез то сами приучались к соблюдению чистоты. Опрятность должна быть в большом уважении как в родительском доме, так и в училище, и никогда воспитанника не должно оставлять без замечания, если на нем или около него будет замечено что-нибудь нечистое. Это должно относиться ко всему: к жилищу, мебели, платью, книгам, письменному прибору и т. д. Во всяком отношении нужно, чтобы чистота посредством продолжительной привычки для молодого человека сделалась как бы потребностию.
Особенно надобно приучать детей к содержанию в чистоте зубов и рта, что очень много способствует как здоровью, так и благоприличию и что, впрочем, нередко оставляется без всякого внимания. Вообще не только школьные учители, но и пастыри должны пользоваться каждым удобным случаем к тому, чтобы возбуждать в простом народе уважение к чистоте. Кто не порадуется, когда, входя в дом простого поселянина, найдет комнаты и домашние вещи его в чистоте и порядке, а людей, особенно попечительную мать дома и веселых детей ее, умытыми, хорошо причесанными и одетыми? Такое семейство производит на нас очень приятное впечатление, и часто от наружного вида заключаем к его образованию и нравственности. К сожалению, народ и в этом отношений большею частию стоит на низшей ступени. Но если нельзя одним разом истребить сего зла, то можно и должно полагать сему основание по крайней мере в училищах, особенно средних и низших, которые всегда находятся в близком отношении к народу. Поэтому детям при всяком случае надобно похвалять чистоту, как нечто важное; напротив, нечистоту и неопрятность надобно подвергать должным замечаниям и взысканиям. Нужно внушать детям и требовать, чтобы они как в церковь, так и в училище всегда являлись причесанными, умытыми, в необорванной и, по возможности, чистой одежде. При этом можно обращать внимание на их детское стремление к чести и полезно иногда указывать на тех воспитанников, которые в сем случае превосходят других. Особенно надобно возбуждать и поддерживать это уважение к чистоте в училищах девиц, как будущих матерей. Если таким образом будут приготовлены хорошие матери, то чрез это окажется услуга воспитанию будущего поколения. Не должно думать, что нечистота неразлучна с бедностию. Опыт уверяет в противном. Притом, чувство чистоты прирождено человеку, а противное всегда бывает только следствием детского нерадения и крайнего невежества.
3. С попечением о чистоте в тесной связи находится купанье. Оно не только способствует к очищению тела, но вместе служит превосходным средством и в укреплении его. Впрочем, необходима большая осторожность, дабы чрез это не подвергалось опасности здоровье или даже невинность детей, чтобы они не купались в местах опасных или неизвестных, – также во время разгорячения тела, тотчас после обеда или в слишком холодной воде. Одновременно с благоразумною осторожностию надобно внушать детям, чтобы они во время купанья не позволяли себе ничего противного нравственной чистоте, – ничего постыдного для них самих и соблазнительного для других.
4. Наконец, необходимо для здоровья человека, чтобы естественные испражнения производились правильным образом.
Некоторые дети терпят большой вред, насильно стараясь удерживать в себе то, что сама природа хочет извергнуть. Это часто происходит от лености или страсти к игре, часто также от неразумного страха, когда они во время ночи боятся выйти из комнаты. Воспитание благоразумно должно отвращать это зло и с ранних лет приучать природу детей к известному порядку. Что касается до извержений чрез нос и слюну, то непременно надобно запрещать воспитанникам ненужное употребление курительного и нюхательного табака. В этом отношении также молодой человек должен приучаться к лишениям или, лучше, не приобретать произвольных потребностей.
По согласному свидетельству врачей, особенно вредно для молодых людей курение табака, и притом это не всем состояниям и прилично. Например, это очень неприлично юношам, готовящимся занять места воспитателей, учителей, служителей Алтаря и т. п.
§ 39. Движение и покой
1. Движение есть одна из главных потребностей природы. Чрез движение укрепляются мускулы, происходит обращение соков, облегчается пищеварение, и дух сохраняется в веселой деятельности. По влечению самой природы здоровые дети чувствуют сильное побуждение к движению, и где нет этого расположения к деятельной жизни, там верно какой-нибудь червь подтачивает нежное деревцо. Хотя, без сомнения, воспитатель должен управлять этою потребностию природы, благоразумно предохраняя ее от злоупотребления, однако он никак не должен подавлять самого стремления или слишком стеснять оное.
2. Наша природа также имеет нужду и в покое. Движение, соображаясь с настоящими силами человека, не должно быть ни слишком сильно, ни слишком продолжительно, потому что всякое чрезмерное напряжение ослабляет напрягаемую силу. Особенно надобно остерегаться слишком сильного движения непосредственно пред обедом или после обеда.
3. Сама природа после дневной деятельности назначила человеку отдых, который мы называем сном. Потребность сна бывает сообразна с мерою приобретенных сил и степенью предшествовавшего напряжения. В первые недели бытия дитяти сон есть обыкновенное его состояние. Дитя просыпается только для того, чтобы принять пищу, и потом опять засыпает, чтобы пища переваривалась. Эта потребность в здоровых детях мало-помалу уменьшается по той мере, как развиваются и укрепляются их силы и стремление ко внешней деятельности. Воспитание здесь должно следовать указанию природы. Искусственное средство к усыплению можно употреблять только с большою осторожностию. Дети от этого часто терпят вред. Также легко получают они вред и от слишком сильного качания колыбели. Здоровые дети обыкновенно по пробуждении своем бывают веселы и живы, бодро смотрят вокруг себя и стремятся к деятельности. Печальный, сердитый и задумчивый вид не служит хорошим признаком, а, напротив, указывает на нехорошее расположение его тела и духа, либо даже на испорченность их. В этом случае нет лучшего средства, как радушная внимательность, которая должна сопровождать дитя и везде, а особенно при каждом его пробуждении, и таким образом, посредством сочувствия, располагать его к подобному радушию и веселости.
4. В зрелых летах, когда уже тело совершенно образовалось, излишний сон вреден. Через это в теле накопляются лишние и вредные соки, органы становятся слабы и тяжелы, и самый дух мало-помалу теряет свою бодрость. Знаменитый врач Гуфеланд общим правилом для взрослых поставляет: «Никто не должен спать менее шести, и никто более восьми часов». Он также сильно настаивает, чтобы приучались ложиться в постель рано и с неотягченным желудком и, опять, вставать рано.
Лишение необходимого сна также очень вредно, потому что от этого как жизненные силы, так и органы много терпят вреда и насильственно истощаются. Воспитание и в нравственном отношении должно обращать внимание на сон; здесь предлагаются только некоторые намеки. Взрослые мальчики, если позволяет удобство покоев, никогда не должны спать в одной комнате со своими родителями или сестрами. Также требуется большая осторожность и касательно лиц того же пола, например, касательно слуг, особенно когда дети вынуждены бывают делить с ними одни комнаты или даже одну постель. Надобно наблюдать, чтобы дети никогда не ложились спать совсем раздетыми, по крайней мере, без рубашки, и чтобы по утру, как скоро они проснутся или будут разбужены, немедля оставляли постель. Сколь важно и словом и примером приучить детей к благоговейной утренней и вечерней молитве – этого не нужно доказывать, а довольно напомнить, что как святая любовь к Богу и ближним составляет главную обязанность человека в этой жизни, так молитва составляет жизнь этой любви и потому – необходимое условие как временного, так и вечного нашего счастия.
§ 40. Гимнастика
1. Гимнастика заключает под собою все те упражнения, посредством коих телесные органы получают крепость и проворство. Если детям не препятствует болезненность или слишком строгое обхождение с ними, то они по влечению самой природы весьма склонны к гимнастическим упражнениям. Первое упражнение такого рода есть плач новорожденного дитяти, от которого расширяется грудь, ускоряется обращение крови и устраняется вредная остановка оной. Получая от природы некоторую крепость мускулов, дитя хочет из сего сделать употребление. Оно обращает глаза свои к свету, силится освободить нежные ручки и ножки от отяготительных уз пеленок и радуется постепенно возрастающим своим силам. Когда дитя вступает в отроческие годы, тогда вся его жизнь становится деятельностию. Ходить, прыгать, скакать, лазить, бороться, поднимать тяжести, барахтаться в воде, кружиться, что-либо говорить или напевать, и т. п. – суть обыкновенные действия детей, в которых разнообразно обнаруживаются со дня на день возрастающие их силы.
2. Впрочем, такие упражнения, происходящие собственно по влечению природы, не просто должно только подчинять порядку, но надобно посредством искусства направлять к предположенным целям и усовершать согласно с сими целями. Отселе происходит искусственная гимнастика.
У греков и римлян такая гимнастика была почти главным делом их воспитания. Они разделяли ее на разные виды. Многие пользовались упражнениями гимнастики и для нравственного образования. «Многие телесные упражнения, – говорит один греческий врач, – необходимы для того, чтобы юноши, упражняя дух и тело, воздерживались от сильной наклонности к чувственным удовольствиям».
3. Общие правила относительно гимнастики касаются частию выбора, частию употребления сих упражнений. Касательно выбора:
а) никогда не должно избирать упражнений без цели, и особенно вредных для тела или нравственности;
б) напротив, всегда надобно избирать такие упражнения, которые истинно полезны для воспитанника и служат к его образованию. При этом надобно брать во внимание телесное сложение воспитанника, его возраст, его уже приобретенные способности и предполагаемое звание;
в) надобно подвигаться вперед постепенно. Пропуск каждой посредствующей ступени есть отважное предприятие, которое может иметь печальные последствия;
г) наконец, никакой вид упражнений не должен простираться далее благоразумно предположенной цели. Мы посредством воспитания должны приготовлять не канатных плясунов или воздушных плавателей и вообще не таких людей, которые бы посредством опасных и бесполезных предприятий возбуждали пустое удивление у здоровых и обладающих нужными качествами членов общества; но таких, которые были бы способны к прохождению звания, указанного им Промыслом.
4) Самые упражнения должны быть так располагаемы, чтобы они не причиняли никакого физического вреда. Для этого надобно правильно наблюдать меру и время. Например, трудные телесные упражнения никогда не должны быть позволяемы непосредственно после обеда. Надобно исследовать предварительно место, орудие, и т. п., например, касательно бегания по льду или плавания и т. п. Также надобно знакомить дитя с необходимыми предосторожностями и ловкостию, чтобы оно, например, прыгая, не держало языка между зубов, после сильного движения не раздевалось, при разгорячении тела не пило чего-либо холодного и т. п.
Также бдительно надобно предупреждать всякий нравственный вред, например, склонность к грубому обнаружению своих сил, неблагородные порывы честолюбия, бесстыдства и т. п. Попечение о совершенстве тела ни под каким видом не должно быть предпочитаемо высшим обязанностям, и особенно нравственным.
5. Надобно такие упражнения делать для детей, по возможности, приятными и занимательными. Они всегда бывают бесполезны, когда совершаются из принуждения и против воли. Очень полезно, если их облекают в форму игры или занятия, возбуждающего соревнование. Невинные детские забавы большею частию точно таковы, что, будучи правильно употребляемы, могут служить к достижению целей гимнастики.
6. Но никогда при этом не надобно оставлять детей без всякого надзора. Иначе они легко предаются упражнениям вредным или во зло употребляют те, которые сами по себе безвредны. Будучи неопытны, легкомысленны, увлекаемые живостию сил своих и подстрекаемые ложным честолюбием, они предпринимают все, что льстит их склонностям, и не обращают внимания на опасности, которые угрожают их жизни или доброй нравственности. Впрочем, этот надзор для воспитанников не должен быть тягостен или оскорбителен, как уже было замечено под § 19. Нам надобно стараться приобретать их любовь и доверие, между прочим, показывая соучастие в их детских забавах, чтобы они сами желали нашего присутствия и нашего руководительного слова. Теперь скажем о некоторых упражнениях порознь.
§ 41. Употребление рук
1. Удивительно, до какой степени могут образоваться различные органы человеческого тела посредством продолжительных упражнений. Не нужно упоминать, какое проворство и какую силу мускулов показывают многие искусники в гимнастике; для убеждения в этом довольно только одного взгляда на историю человека и на обыкновенную жизнь его. Известно, сколько в этом успевали древние римляне и греки, и еще более удивляемся тому, до какого искусства, посредством упражнений, например, в скачке, лазании, бросании и т. п. достигали народы, совершенно необразованные.
2. Что касается употребления мышц и рук, то вместе с крепостию и гибкостию можно также брать во внимание способность и к различным занятиям жизни и звания. Здоровые дети, побуждаемые живым тремлением к подражанию, равно как и собственною постоянною потребностию в деятельности, обыкновенно сами любят упражнять сии органы; при этом воспитание должно заботиться только о том, чтобы силы не были неразумно напрягаемы, и потому надобно им давать благоразумное направление.
3. С ранних лет надобно приучать детей к полезным рукоделиям. Чрез это детские способности предохраняются от ржавчины праздности, тело укрепляется и приобретает привычку к занятиям, в общественной жизни необходимым, да и самому духу незаметно сообщаются различные познания. Также и чувство чрез то приучается к порядку и правильности; и особенно для нравственности очень полезно, если воспитанника доводят до того, что он в полезных упражнениях находит удовольствие и радость.
Без сомнения, наши предки имели этот взгляд, когда и дети важных фамилий должны были обучаться рукоделию. Ныне часто водятся предрассудством, будто только из книг можно учиться и будто поэтому потеряно для образования то время, которое проводится не в училище или не за учебным столом. Но при внимательном наблюдении нельзя не сознаться, что так называемая резвость или забавы детей иногда более научают их, нежели наши уроки.
§ 42. Училища рукоделия
1. В наше время заводят разные училища, в коих дети обучаются полезным рукоделиям и вообще упражняются в приличной деятельности. Цель важная, и подобные заведения много обещают: дети здесь не только охотно занимаются и содержатся под надзором в то время, когда, оставленные самим себе, они находились бы в праздности и без присмотра, но еще получают много пользы, как для души, так и для тела, потому что мало-помалу привыкают к деятельности, так что бездействие становится им в тягость.
Но чтобы подобные училища соответствовали истинному своему назначению, они должны быть
а) Заведениями собственно образующими, или воспитывающими, а не заведениями только для прибыли, где иногда одно корыстолюбие находит свои выгоды. Дети должны трудиться не для того только, чтобы трудиться и каждодневно зарабатывать себе по нескольку платы, но чтобы в различных отношениях образовать себя и сделаться со временем способными к общественной жизни. Особенно часто в этом отношении встречаются невыгоды на фабриках, где детям на долгое время дают одно какое-нибудь механическое занятие, слишком однообразное и мало занимательное. Какого, например, ожидать образования от одного механического движения рук, как обыкновенно там бывает? Притом на фабриках часто терпит вред и нравственность: там дети нередко слышат и видят много соблазнительного, и вся их душа как бы приковывается только к земным потребностям.
б) Тем менее позволительно образовать детей в сих училищах так, чтобы детский дух пристрастился к модам, к тщеславию, к пустым забавам или каким-нибудь удобствам жизни, которых воспитаннику впоследствии иметь невозможно. Это значит заранее приготовлять детям невыгоды в жизни.
в) Вообще надобно остерегаться, чтобы навыка к деятельности, нужной или полезной только в этой жизни, не почитать высшею и последнею целию образования детей, а приготовления их к вечности не принимать за дело как бы постороннее. К сожалению, такое превращение не редко встречается. На способности к достижению земных целей в училищах часто смотрят как на главное дело, будто человек есть совершеннейшая машина, будто отечество его – тление, а цель его бытия – выгоды земной жизни. Так воспитываемые дети легко унижаются до состояния рабочего скота и, ища только земного, вместе теряют небо и землю, ибо без веры и доброй нравственности нет на земле истинного благополучия (§ 6): сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление (Гал. 6:8).
2. Чтобы такие заведения были не только безвредны, но и доставляли детям истинную пользу, нужно соблюдать следующие правила: а) надобно в детях всегда возбуждать стремление все, что ни делают они, делать правильно и всегда как можно лучше; б) при всяком случае надобно упражнять их разум, всегда обращать внимание их на то, как и почему что происходит, и предохранять их от обыкновенного предрассудка делать только по старой привычке, не подвигаясь вперед; в) наконец, надобно им показывать искусственные приемы, нужные в известных работах, и облегчающие средства и вместе надобно изощрять их наблюдательность, чтобы они привыкали замечать все им встречающееся и всем пользоваться.
3. При выборе занятий для детей, без сомнения, нужно брать во внимание как пол и возраст, так и предполагаемое звание детей. Детям, приготовляемым к сельской жизни, нужно внушать попечение о садах и огородах, о возделывании полей, о поддержании лесов и проч.
4. Особенного внимания заслуживают заведения для девиц. Так как почти исключительно предоставляются их полу приготовление кушанья, попечение о домашнем порядке и другие, хотя невидные, впрочем, крайне важные предметы обыкновенной жизни, то от воспитания требуется, чтобы будущая хозяйка дома или помощница в хозяйстве была прилично образованна и приготовлена к своему назначению. Из назначения воспитанниц видно, какие преимущественно должны быть их занятия. Необходимое всегда должно занимать первое место. Сюда относятся: присмотр за домашними делами, уменье покупать и сохранять различные произведения природы, чистое и исправное содержание кухни, приготовление и содержание в чистоте белья и платья, благоразумное старание вообще о приобретении и сбережении, благоразумная попечительность о детях и т. п.
§ 43. Употребление ног
1. Дело не в том, как скоро дети привыкают ходить, но как хорошо. Главное в этом отношении, чтобы дети привыкали ходить легко, твердо, смело, не очень медленно, не очень скоро, и держать себя прямо, не теряя, впрочем, гибкости тела. Здоровые дети приобретают этот навык сами собою, чрез постоянное упражнение; к чему довольно побудительных средств и случаев открывает сметливая материнская любовь, не связанная предрассудками. Однако и здесь нужно остерегаться излишества. Если детей учат ходить слишком рано, то это часто имеет следствием или кривость, или слабость ног или шаткую походку.
2. Когда дитя подрастает, тогда для него нужны бывают различные упражнения. Природа и в этом случае сама руководствует, нужно только пользоваться ее внушениями. Дитя любит ходить и упражнять свои силы. И не надобно пропускать ни одного дня без прогулок на открытом воздухе. Пусть они привыкают к разным переменам погоды и не страшатся неприятных впечатлений ее. Пусть в прогулках ищут новых дорог, восходят на горы, собирают произведения природы. Во время беганья надобно наблюдать пределы, чтобы силы не были чрезмерно напрягаемы. Надобно также для беганья проводить грани – для удержания детей от неумеренности, и требовать, чтобы это делалось в легкой одежде, a по окончании беганья, при разгорячении тела, надобно предохранять детей от простуды посредством теплой одежды. Танцы, как упражнение, образуют тело, но как общественное удовольствие, от обыкновенной неумеренности и от нарушения скромности и благоприличия в одежде, легко делаются весьма вредными для нравственности. Умеренное и осторожное прыганье чрез рвы укрепляет грудь, члены и мускулы. Столько же полезны взлазание вверх, бросание в цель, держание равновесия, купанье и верховая езда. Только при таких упражнениях никогда детей не должно оставлять без надзора, потому что неумеренности и пристрастие легко обращают в разрушительный яд все эти средства, укрепляющие тело. Особенно верховой езды без нужды не должно позволять детям, доколе они не достигнут юношеского возраста. Слишком ранняя и частая езда во многих отношениях вредна.
§ 44. Образование чувственных органов
1. Чувственные органы требуют особенного попечения. От них зависит не только внешняя деятельность, но часто и образование души. Они суть как бы точки coприкосновения внутреннего и внешнего мира. Это преимущественно относится к органам слуха и зрения. Нечего говорить о крайне жалком состоянии тех, которые совершенно лишены сих органов$ но кто не пожалеет и о крепких на ухо и подслеповатых? Скольких невинных удовольствий жизни они чрез это лишаются, и как много затрудняются в исполнении обязанностей своего звания! Впрочем и другие органы, как обоняние, вкус и осязание, должны быть уважаемы, частию по их непосредственной пользе, частию по их связи с известными способностями души, например, по связи чувства обоняния с памятию, вкуса с чувством красоты и порядка.
Благоразумное внимание требует и утончения вкуса до известной степени, потому что и чрез это человек отчасти облагораживается. Пища имеет сильное влияние на облагорожение всех соков в теле, а потому и на облагорожение всего того, что зависит от сих соков. Воспитание требует, чтобы пища всегда приготовлялась здоровая, питательная и приятная. Для сего нужно, чтобы каждая девушка, назначаемая быть материю семейства, училась и знала поваренное искусство, по крайней мере, столько, сколько потребно для семейства посредственного состояния и при разных случаях, как-то: во время здоровья и болезни, зимою и летом и т.п.; чтобы знала, какие кушанья преимущественно здоровы и какие служат более к доставлению удовольствия.
2. Для сохранения органов тела здоровыми нужно избегать как всяких внешних повреждений, так и неправильного их употребления, которое легко может обратиться во вредную привычку. Для постепенного усовершенствования чувственных органов нужно постоянное и правильное упражнение их; причем никогда не должно забывать, что посредством умеренного упражнения органы укрепляются, а посредством слишком сильных впечатлений и чрезмерного напряжения притупляются.
Заботясь о сохранении детей со здоровыми органами, надобно помнить, как вредно для органа слуха бить детей по голове, спать им в сырых комнатах, особенно близ каменной стены или на голой земле, также вдруг выходить на сильный холод в поту, находиться в постоянном шуме, например, на мельницах, фабриках, и т. д. Зрение очень многие молодые люди теряют от слишком продолжительного чтения, также от постоянного занятия тонкими изделиями, особенно при солнечном свете, от чтения при рассвете и в сумерки или вообще при слабом свете, особенно от употребления очков и лорнетов без необходимости.
§ 45. Образование органа слова
1. Способность слова принадлежит к важнейшим преимуществам человека. Она пробуждается посредством внутреннего стремления дитяти к сообщению с другими и выражению своих мыслей. Самое слово изучается чрез подражание и усовершается посредством упражнения. Поэтому
а) Разговор с ранних лет должен обратиться в потребность детей. Если они желают какой-либо вещи, то должны называть ее по имени и с вежливостию просить оной. Конечно, и тут не надобно допускать излишества. Образование органов слуха и слова не у всех детей совершается с одинаковою скоростию. Если орган слова слишком рано будет раскрыт, то дети от того, может быть, на всю жизнь приобретут неправильный выговор.
б) Чтобы научить детей хорошо говорить, нам нужно с ними хорошо говорить, то есть чисто, с надлежащим повышением и понижением всех звуков слова, ясно и не очень скоро. Если в их произношении замечаем какой-нибудь недостаток, то надобно стараться исправлять его в самом начале, чтобы он не обратился в привычку.
в) Нужно как можно более доставлять детям случаев и побуждений к разговору и приучать их говорить о каждом предмете ясно и с надлежащею определенностию.
2. Дальнейшее образование языка требует в разговоре приятности и правильности произношения. Приятность разговора состоит в том, чтобы воспитанник, усвоив себе правильный тон общества, мог выражать свои мысли естественно и, если не увлекательно, то по крайней мере прилично. Этому научается он посредством наблюдения, как говорят между собою люди образованные, также посредством естественности в чтении, при помощи постепенного упражнения и т. п.
3. Правильность произношения предполагает уже известную зрелость как тела, так и души, поэтому для малых детей в этом случае нужен не только хороший выбор чтения, но и большая осторожность.
Неприятно слышать, когда дети восьми – десяти лет декламируют патетические места из разных поэтов, будучи еще не знакомы с их мыслями и чувствованиями. Это причиняет еще и тот вред, что посредством подобных декламаций, при неосторожном выборе чтения, в детях часто на самом деле пробуждаются такие ощущения и страсти, которых они никогда или, по крайней мере, теперь не имели бы в душе своей. Страсть производит тон, а тон – страсть. Если часто будут заставлять воспитанников правильно произносить патетические места, то скоро увидят вредное следствие этого в настроенности их духа.
4. Как общественное, так и частное воспитание требуют также упражнения детей и в пении. Это совершенно согласно с природою их; дети охотно поют, как это можно замечать особенно, когда дети остаются одни и никого вокруг себя не видят. Если они не знают никаких стихов или песен, то по-своему лепечут и лялякают. После дети часто изучают только песни худые и безнравственные. Поэтому как было бы полезно для детей, если бы эта способность получала правильное образование и если бы при воспитании заботились сообщать детям песни истинно хорошие, приличные их возрасту и вместе увеселяющие и возвышающие их душу!
§ 46. О внешней форме тела
1. Касательно внешней формы тела, главное дело состоит в том, чтобы собственному развитию природы не было противопоставляемо никакого препятствия и чтобы случайно встречающиеся препятствия были по возможности устраняемы. Поэтому надобно давать природе беспрепятственно действовать в образовании тела. Очень часто недостаток, приписываемый природе, есть только следствие неблагоразумия родителей и воспитателей или их беспечности – например, кривые ноги, горбатость, косой взгляд и т. д.; или сии недостатки сами собою проходят, как скоро тело совершенно образуется – например, несоразмерность членов у детей, скоро выросших.
2. Если в самом деле встречается недостаток природы, то исправление его не надобно предоставлять людям, не знающим сего дела, часто одержимым грубыми предрассудками, например, необразованным повивальным бабкам; но всегда надобно исправлять его с осторожностию, при помощи знающих дело. Если же этот недостаток оказывается неисправимым, то благоразумные родители стараются облегчить участь уродливого дитяти посредством снисхождения и благосклонности в обхождении с ним и особенною попечительностию об образовании души делают его недостаток если не безвредным, то, по крайней мере, более сносным. Действительно, такие дети очень часто приобретают большую образованность, на что история ученых людей представляет много примеров.
3. Не надобно оставлять без попечения и телесной красоты. Она есть как бы открытое, предложенное для чтения всем рекомендательное письмо о молодом человеке, и сама добродетель чрез нее отчасти облегчается, по крайней мере, во внешней деятельности. Прекрасная душа в прекрасном теле издревле почиталась идеалом человеческого совершенства. Впрочем, одна телесная красота есть только видимое благо и, доколе мир лежит во зле, во многих отношениях опасное. Редко бывает, чтобы кто был красив и не знал того; а еще реже – чтобы, зная это, не предавался неразумному тщеславию. Особенно девицам здесь предстоит большая опасность, и горе им, если они слишком увлекаются этою наклонностию. Поэтому воспитаннику надобно неопустительно и со всем благоразумием внушать, чтобы он не уважал телесной красоты более надлежащего и чрез нее не искал ничего такого, чего не одобряет совесть. Только сыновний страх к Богу и постоянное чаяние лучших благ могут слабых смертных предохранять от злоупотребления сим даром природы. Примером в сем случае служат нам целомудренный Иосиф среди искушений в Египте, также благочестивая Сусанна и др.
4. Какая нужна осмотрительность касательно искусственного украшения и внешнего убора тела, об этом выше было замечено в § 36. Благоразумные родители в сем случае всегда должны обращать внимание на то, что большая и лучшая часть их современников одного с ними звания почитают приличным и благопристойным. Разве тогда только могут они отступать от этого правила, когда нравственность, здоровье или другие важные причины будут того требовать; а без особенных причин не должно странничать.
§ 47. Исправление физических недостатков
1. Физические недостатки зависят или от погрешительных привычек, или от расстройства телесного организма. Погрешительные привычки относятся или ко всему образу жизни, какова например, изнеженность и избалованность (см. § 32), или к употреблению одного какого-нибудь органа, например, тяжелая походка, заикание, косой взгляд, в т. д. Кроме того, что было замечено в § 24, важно здесь следующее правило: каждая привычка может быть побеждаема только противною привычкою.
2. Часто причина физических недостатков заключается в расстроенном состоянии души. Кому не известно, как вредны страх, ненависть, постоянная вражда и т. д. А воображение имеет почти невероятное влияние на здоровье и благосостояние – особенно людей слабых и слишком раздражительных. В этом случае помогают: развлечение, упражнение, ослабление воображения, исправление ложных понятий, удаление опасных предметов, а иногда оказывает хорошую услугу и употребленная кстати шутка.
3. Исправлять расстройство телесного организма есть дело врача; а для родителей и воспитателей здесь можно предложить только некоторые правила. Не всегда можно доверять показаниям детей. Они иногда притворяются больными, а иногда стараются скрыть свою болезнь. Первое особенно случается с такими детьми, которых нежная мать, при каждой жалобе на болезнь, освобождает от всякого принуждения к занятиям, и удовлетворяет всем их желаниям. В этом случае с дитятею надобно обходиться не иначе, как с больным действительно. Строгая диета, удержание его в постели или хотя в комнате и лишение обыкновенных забав скоро покажут, действительно ли оно больно или только притворяется. Но чтобы дети никогда не скрывали своей болезни, надобно приобретать у них полное доверие посредством искреннего участия в их положении и нужно приучать их тотчас без утайки открывать все, что с ними случается неприятного. Если дитя по собственной вине потерпело вред, то и в таком случае не хорошо было бы делать ему строгий выговор, наказывать или сурово с ним обходиться. На этот раз дитя уже наказано, и серьезное, но в то же время благосклонное указание на печальные последствия детского легкомыслия производит гораздо лучшее действие на детей, нежели безвременно строгое обхождение с ними.
4. Когда с воспитанником случится действительное несчастие или когда обнаружатся знаки опасной болезни, тогда родители, презирая все неблагоразумные, сомнительные или явно опасные средства, внушаемые несведущими людьми, благовременно должны призывать опытного врача. Только тогда можно обходиться без врача, когда дело не терпит никакого отлагательства или когда от известных домашних лекарств можно наверное ожидать доброго действия.
Само собою разумеется, что детей без нужды не надобно приучать к лекарствам. Несчастно то дитя, которому против каждого признака болезни дают врачебные пособия и чрез то препятствуют развитию возрастающей жизненной силы, изнеживают и расслабляют его тело и душу. Только тогда должно приступать к искусству, когда природа сама не в силах отвратить зло.
5. Также благоразумные родители должны стараться по силам помогать призванному врачу: а) откровенно сообщая ему свои наблюдения и мнения касательно больного дитяти, касательно источника и свойства его недуга, и б) верно исполняя предписания врача как в рассуждении диеты, так и касательно употребления назначенных лекарств. Ни сопротивление, может быть, своенравного больного, ни посторонние требования не дают им права произвольно отступать от предписаний врача.
6. Особенно нужна попечительность о детях во время их выздоровления. Обыкновенно, выздоравливающее дитя имеет сильный позыв на пищу, желает участвовать в детских забавах и очень легко может повредить себе, если родители будут слишком снисходительны к нему. При том дети в подобных случаях часто показывают себя более здоровыми, нежели каковы они на самом деле только для того, чтобы освободиться от строгой диеты и употребления лекарств.
§ 48. Руководство к попечению о самом себе
1. Надобно, чтобы воспитанник мало-помалу сам привыкал заботиться о своем благе. Но для этого нужны известные познания и правильное руководство. Сюда относятся:
а) Познание человеческого тела вообще и особенно тех органов, которые важнее других и притом весьма легко повреждаются, например, легкие, глаза, и т.п. Впрочем, без цели было бы, и даже опасно, преподавать детям полную систему анатомии.
б) Познание важнейших опасностей, которым вообще подвержен человек, и особенно воспитанник, по своему физическому сложению, по своему настоящему положению и по общему положению в его предполагаемом звании. Человек для собственного блага необходимо должен познавать самого себя и в физическом отношении, посредством постоянного наблюдения, чтобы знать, что вредно для его здоровья и что полезно. Только нужно остерегаться, как бы он не сделался чрез это боязливым; человеку нужно иметь не менее мужества, сколько и предусмотрительности.
2. В то же время воспитанника надобно самым делом научать тому, как он должен с благоразумием отвращать предстоящие опасности, как поступать при неизбежных опасностях и что должен делать, когда потерпит вред. Для сего нужно предостерегать его от свойственного молодым людям легкомыслия, которое не уважает никаких опасностей, и от своеволия, которое своим безрассудством накликает опасности. Нужно знакомить воспитанника с необходимыми правилами осторожности, как, например, он должен обходиться с известными орудиями, как вести себя в непогоду, после сильного разгорячения или охлаждения, когда входит в те места, где воздух слишком поврежден, например, при посещении больных и т.п. Особенно надобно приучать его сохранять присутствие духа и рассудительность в непредвиденных случаях. Некоторые предварительные в этом роде упражнения, предпринимаемые с благоразумною осторожностию, могут быть очень полезны. Вообще при помощи воображения надобно воспитанника чаще поставлять в подобные положения, например, что бы он стал делать во время происшедшего пожара или при опасностях от воды, и пр.; иногда нужно рассказывать ему, как другие поступали в таких опасностях, заставляя его о том произносить свои суждения, и таким образом приготовлять его самого к подобным случаям.
3. Напротив, вредно было бы давать малолетним детям для чтения собственно медицинские книги. Даже и лучшие из сочинений этого рода обыкновенно делают детей внимательными к таким предметам, для которых возраст их еще не созрел. От этого, особенно в раздражительных людях, очень легко происходит излишняя заботливость о здоровье, и такие читатели и читательницы весьма часто, в случае болезни, со вредом берутся помогать самим себе и другим, обходя врачей.
§ 49. Продолжение
1. Но чтобы сии наставления имели желаемый успех, для этого надобно действовать не только на разум детей, но и на волю. Главное дело и здесь – сыновний страх к Богу и ранний навык с благоговением пред Ним умирять свои желания и владеть самим собою. Только при этом условии резвая юность может быть удерживаема в пределах долга и благоразумия; только с этою помощию благовоспитываемые дети с успехом могут выдержать борьбу против разрушительной силы греховных пожеланий и страстей.
2. При этом чаще должно обращать внимание воспитанников на то, как легко человек может расстраивать свое здоровье, какие печальные следствия влечет за собою недостаток предусмотрительности, как тяжело иногда легкомысленный принужден бывает раскаиваться в одном каком-либо опрометчивом поступке, как безрассудно минутные удовольствия покупать страданиями, может быть, на целые годы продолжающимися, которые хотя не вдруг приходят, но непременно приходят, и т.п. Такие предостережения тогда особенно производят свое действие, когда объясняют их примерами.
3. Надобно чаще внушать воспитанникам важность сохранения жизни и здоровья. Важность сей обязанности раскрывает нам Св. Писание: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Его же имате от Бога, и несте свои (1Кор. 6:19). Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем. Аще живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. 14:8). Посему какой ответственности подвергает себя тот, кто, вопреки Святейшей обязанности своей, не сообразуясь с благими намерениями Божиими, без цели истощает свои силы и дарования, сокращает свою жизнь, делается в тягость самому себе и другим и таким образом, может быть, в цвете лет своих должен будет явиться пред Святым Судией как непотребный раб, как расточитель благ, ему вверенных (Мф. 25:15 и след., Лк. 19:13 и след.). Вообще, настоящую жизнь чаще надобно представлять воспитанникам в ее отношении к вечности, – как время сеяния, как время испытания и приготовления к неизменяемой и нескончаемой жизни по ту сторону гроба (Гал. 6:8). Такой взгляд на настоящую жизнь может весьма сильно удерживать их от всех тяжких преступлений.
4. Как ни важна настоящая жизнь, однако ж она есть не главное, а только средство к достижению нашего последнего назначения. Посему обязанность самосохранения всегда должна быть подчиняема высшим обязанностям, и воспитанник должен приучаться почитать для себя счастием, если Промысл будет призывать его, для получения венца, к пожертвованию жизнию из любви к Богу за Царя и отечество, за верность своему званию, истине и христианской любви к ближнему. Священная история одушевляет нас к этому сильными примерами, и особенно примером Богочеловека Иисуса Христа, Который, исполняя волю Отца Небесного, Сам Себя предал в жертву за грехи мира, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:15).