Источник

Глава четвертая. Руководство к дальнейшему образованию самого себя

§ 26. Необходимость его

1. Воспитание берет воспитанника под свою опеку только для того, чтобы он по достижении зрелости сам мог продолжать свое образование и старался своими делами соответствовать премудрым намерениям Божественной любви. Поэтому воспитание всегда должно стремиться к тому, чтобы оно со дня на день становилось для воспитанника менее нужным. Воспитание должно поставить юного путника жизни на прямую дорогу, но идти по ней к последней цели он должен уже сам, и в этом состоит его постоянная обязанность, простирающаяся на всю жизнь. Горе воспитаннику, если он там, где кончилось для него воспитание, останавливается и не хочет идти вперед по указанной ему дороге!

2. В том и состоит торжество хорошего воспитания, что оно так возбуждает силы юноши, так упражняет их и дает им такое направление, что само мало-помалу отступает и, наконец, оставляет юношу самому себе, с радостною надеждою, что он более не будет иметь нужды в пособиях воспитания. Напротив, если юноша, при своем выходе из-под воспитания, остается как бы беспомощным или не чувствует в себе никакого стремления к самодеятельному продолжению своего образования, то это почти всегда дает повод заключать о недостаточном воспитании. Может быть, недоставало надлежащего возбуждения и стройного образования способностей, или в сердце юноши не было возбуждено стремление к высшим целям, или воспитание было как бы механическим действием, при котором, может быть, большею частию пользовались только страхом и внешним принуждением, или вредные предметы окружали воспитанника и т. п.

§ 27. Способ руководства

1. Истинно хорошее воспитание конечно есть лучшее условие к тому, чтобы воспитанник сам приучался продолжать свое образование и после того, как выйдет из-под воспитания; но, с другой стороны, всякое человеческое воспитание всегда очень далеко отстоит от своего идеала, а потому переход к совершеннолетию или, по крайней мере, к предполагаемой самостоятельности всегда имеет очень много опасного. Для уменьшения сих опасностей воспитание не вдруг должно прекращаться, но неприметно и мало-помалу. По той мере как воспитанник укрепляется душою и телом, его постепенно более должно оставлять самому себе и хорошие опыты его самостоятельной деятельности надобно награждать постепенно большим доверием. Обнаружение недоверия часто вредит воспитаннику, а выказываемое доверие, напротив, улучшает его.

2. Чем ближе становится время свободы для воспитанника, тем более должно обращать его внимание

а) на те опасности, которые угрожают вредом его здоровью, приобретенному им образованию ума и сердца, особенно его невинности и благочестию. Сии предостережения надобно приспособлять к личным нуждам воспитанника и к тем отношениям, в которые он скоро вступит; ибо совершенно другие опасности ожидают его, когда он вступает в большой свет или в отдаленное учебное заведение, нежели когда остается в кругу своих домашних. С отеческою любовию воспитатель должен внушать своему воспитаннику, как ему надобно будет избегать предстоящих опасностей и как поступать при неизбежных случаях, чтобы отклонять от себя вред и несчастия. Присутствие духа и крепкое упование на Бога суть лучшие спасительные средства в каждой опасности. Этому воспитанник должен заблаговременно научаться. Такие наставления тем сильнее действуют на его сердце, чем более объясняются хорошо выбранными примерами из истории прошедшего и настоящего времени.

б) Надобно предостерегать его сколько от неразумной отважности и безрассудной самонадеянности, столько же от излишней боязливости и малодушия. О безрассудном сказано: любяй бедство, впадет в не (Сир. 3:25). Напротив, кто совершенно не надеется на самого себя, тот и делать ничего не может; и чем более человек предается боязливости, тем скорее погрешает. Страх и малодушие во всяком отношении суть тяжелые цепи для деятельности. Поэтому надобно остерегать воспитанника от излишней боязливости; он должен знать меру собственных сил и приобретать надлежащую доверенность к себе, но всегда с искренним признанием своей зависимости от Бога, в Котором одном должна утверждаться вся наша надежда.

в) Наконец, надобно научать воспитанника, как ему продолжать свое разностороннее образование. Иной юноша, имея самую добрую волю, или совершенно не доходит до цели, или доходит только многими окольными путями, потому именно, что он, будучи оставлен самому себе, не знал ни пути, ни надежных средств и таким образом трудился без определенной цели.

3. Чтобы утвердиться в стремлении к дальнейшему образованию самого себя, воспитанник всегда должен глубоко сознавать в своей душе святость долга и высокую важность самоуправления и самообразования. Особенно душа его должна быть проникнута мыслию о том, чем он обязан Богу и чем – людям. Благовоспитанный юноша на свои силы и способности должен смотреть как на таланты, Богом ему вверенные, для употребления их с пользою; на свое звание – как на место, Богом ему назначенное; на свою земную жизнь – как на время сеяния; а на вечность – как на время жатвы, как на истинное отечество человека, где каждый в бесконечном бытии будет блажен или несчастен соразмерно тому, как он провел время своего земного испытания. Кто сии истины будет постоянно носить в своем сердце, тот, выходя из-под воспитания в деятельную жизнь, верно не будет иметь недостатка в решительном намерении продолжать свое образование и, как говорит Апостол, простираться в предняя, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп. 3:13). Таким образом, и здесь опять благоговение и постоянный сыновний страх к Богу составляют главное дело.


Источник: О воспитании детей в духе христианского благочестия / [Архиепископ Евсевий (Орлинский)]. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1877. - [2], VIII, VIII, 543 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Межов В.И. Систематический каталог рус. книгам. Спб., 1869. № 2252.)

Комментарии для сайта Cackle