VI. Речь при открытии Валкской учительской семинарии 6
Чего желает наш народ при образовании своих детей и что надобно детям его в сем отношении?
По воле правительства ныне объявлена открытой Валкская Учительская Семинария.
На учреждение человеческое, имеющее благие намерения и цели, должно быть призвано благословение Божье. Без благословения Божья сомнителен успех даже в малом деле.
Среди учебных заведений, учительские семинарии имеют особенное значение: они приготовляют учителей народных школ. В этом заключается вся важность учительских семинарий.
Насколько важно образование детей народа, настолько желательно, чтобы открытая ныне семинария приготовляла учителей, соответствующих цели их приготовления и потребностями народного образования.
Чего желает наш народ при образовании своих детей и что надобно детям его в сем отношении? Конечно, не обучение только грамоте и не изучение только некоторых первоначальных наук, но, главное – обучение религии и нравственности, любви к церкви, Царю и отечеству, словом – религиозно-нравственное и патриотическое воспитание.
Наш народ, по неграмотности, называет себя тёмным, но и грамотностью он бывает недоволен, если не слышит чтения детьми его церковных и других религиозных книг, пения церковных песней, и если не видит, что дети его научены Богу молиться и доброй нравственности. Восторгается народ наш, слушая чтение и пение детей своих в церкви; утешается он и питается духовно, слушая дома чтение их о священных предметах и святых лицах, о Царе–батюшке, о русских великих людях, о героях войны и проч. Вот что нужно детям нашего народа, и вот что любо и дорого нашему народу! А все это может дать детям народа школа, а в школе главный и постоянный деятель – учитель. Есть, правда, в школе другой надёжный, в сказанном отношении, деятель – священник; но он в школе бывает только по временам. Если священнику принадлежит направление религиозно-нравственного дела в школе, то учителю – исполнение оного. Он не только учит детей в школе, но часто и живёт с ними; он имеет возможность руководить всей жизнью учащихся в учебное время и в свободное время от учения, а учащиеся могут видеть его и видят и в школе, и в домашней жизни. Мы желаем видеть учителя везде, по возможности, с учениками: в школе за учением, в детских забавах, на домашней молитве и в церкви; он должен быть душой своего юного общества. Сколько может сделать добра учитель добрый, любящий детей и своё дело, религиозный и благочестивый! И наоборот, сколько может сделать зла учитель с противоположными свойствами... Но, чтобы последнего не было, должна быть добрая заправка самих учителей. А это–дело учительских семинарий.
Да будет же новооткрытая Валкская учительская семинария – рассадником учителей для народных школ, не только хорошо понимающих учительское дело, но и любящих оное, любящих детей и – главное – добрых, религиозных и благочестивых, преданных Церкви, Царю и Отечеству. На развитие сих свойств в имеющих учиться здесь учащие должны обратить всё своё внимание.
А для успешного достижения этих благожеланий призовём благословение Божье на тех и других!..
* * *
Сказана 4 сентября 1894 года.