Глава 21. О чудесах
1
Случаев исцелений больных по молитвам отца Иоанна Кронштадтского было очень много. Количество их остается большим, если даже исключить те из них, в которых нельзя сослаться на вполне достоверные показания или где исцеления легко объяснить иными причинами.
Прежде чем ознакомиться хотя бы с некоторыми из этих случаев, надлежит вспомнить о смысле и значении чудес, совершенных Господом Иисусом Христом и Его верными последователями. Это даст возможность правильнее понять значение отца Иоанна как целителя. Сам Иисус Христос и многие святые чудотворцы поясняли значение чудес. Делал это и отец Иоанн.
2
Явление Господа Иисуса Христа, или Боговоплощение, вместе с Сошествием Святого Духа ест вершина Богооткровения.
Христос – это совершеннейший образ Божий, данный нам в образе человеческом. Став человеком, Сын Божий самым доступным для людей путем показал Божественную жизнь, то ест самую совершенную, самую настоящую жизнь, про которую, на основании Священного Писания (смотри главным образом начало 1-й главы Евангелия от Иоанна и Первое послание апостола Иоанна), надо сказать, что она есть любовь, свет и блаженство.
Эта Божественная жизнь, явленная в личности Иисуса Христа, раскрылась в особенности в Его жертвенном подвиге через Его смерть и Воскресение, и она же раскрывалась и в учении Христа, и в его чудесах. В них как бы всего нагляднее проявились животворящая сила и всемогущество Божественной любви, которая не терпит никакого зла и жаждет одарить всех полнотой всякого блага.
В первом Своем чуде на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино (см.: Ин.2, 1–11), Христос умножал человеческую радость, и изгоняя бесов, исцеляя больных, воскрешая мертвых, Он избавлял людей от страданий, скорбных последствий греха. И в чудесах над природой (укрощение бури, хождение по водам, умножение хлебов (см.: Мк. 4:37–41; Мф. 14:13–21, 22–32 и др.) Он также являл Свою любовь, восстанавливал утраченную по грехопадении царственную власть человека над стихиями. И не следует смущаться тем, что Христос исцелил и воскресил сравнительно немногих и что эти немногие впоследствии умерли. Господь пришел воскресить всех и всем даровать вечную, безболезненную, блаженную жизнь, но это окончательное торжество любви наступит после конца этого века; чудеса же, совершенные Господом во время Его земной жизни, являются только отблеском этого будущего, пока еще временного торжества и пророческим свидетельством о нем.
Удивляться ли нам всемогуществу Божественной любви, явленной в чудесах Христовых, когда мы знаем, сколь многое может сделать даже земная человеческая любовь – это слабое подобие любви небесной? Кто не знает, например, что может сделать мать для своего больного ребенка!
3
Но любовь Божия, открывшаяся в чудесах Христовых, не ограничилась этим краткосрочным вещественным обнаружением. Христос не только изгонял бесов, целил больных и оживлял мертвецов – Он исцелял и воскрешал умерщвленные грехом души. Как болезнь и смерть явились последствием греха, так и окончательная победа над смертью должна быть следствием освобождения от греха. Победа над злом есть поэтому, прежде всего, духовное возрождение, а в нем залог окончательного над ним торжества. Это возрождение падшей души человека есть также великое чудо, потому что одними только своими силами человеческая душа возродиться не может. И Христос совершал это чудо как Своею проповедью, так и посредством всех других Своих чудес, которые Он называл Своими делами. В самом деле: их помощью Христос пробуждал в людях любовь к Себе и веру, а ведь любовь и вера и суть те силы, без которых человеческая душа – мертва. Из Евангелия мы знаем, что многие люди, над которыми совершались чудеса исцеления, а также некоторые свидетели их и других чудес, духовно возрождались и становились учениками Христа.
4
Желая укрепить веру, Господь никогда не хотел заставить в Себя поверить. Он в высшей мере ценил свободу человека и отказывался творить чудеса, которые могли бы поразить воображение, устрашить, принудить Ему повиноваться. Он хотел привлечь к Себе, никого к тому не принуждая, и потому Он искал в людях хотя бы зерно доверия или начаток свободной и неразлучной от любви веры, еще до совершения чуда. Когда же оно совершалось, то это малое зерно веры прорастало и плодом его бывало духовное возрождение человека. Напротив, там, где Христос встречал только одно недоверие, Он, по словам Евангелия, не совершал никаких чудес.
5
Более всего Христос искал веры в чудотворную силу Божественной любви, то есть в силу Святого Духа. Сомнение в ней и попытки приписать Его чудотворение злому началу Христос назвал хулою на Духа Святого, которая не простится (ср.: Мф.12:24,31–32). Он и пришел ведь для того, чтобы сделать человека домом Святого Духа и через то приобщить его Божественной жизни, для чего нужно было сперва в самом человеке укрепить силы, которые могли двинуть его навстречу Богу.
Совершая чудеса силою Святого Духа, или силою Божественной любви, но будучи в то же время и человеком, Христос творил их в пределах, возможных для человеческой (очищенной) природы. Поэтому чудотворение, хотя бы и совершаемое Божественной силой, доступно людям. Зная это, Господь, посылая апостолов на проповедь, заповедовал им изгонять бесов, исцелять больных и воскрешать мертвых (ср.: Лк.9:1–2) и пророчески сказал Своим ученикам про всякого верующего в Него, что дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14:12). Это пророческое слово исполнилось. Святые люди, начиная с апостолов, силою Божией, действительно, творили чудеса, подобные тем, что совершал Сам Господь. Но не надо забывать, что Христос делает и тех, кто только просит Его о чуде, соучастниками Своего чудотворения. В этом – великое, даруемое Богом через веру, достоинство человека.
6
К достойной и, более того, к богочеловеческой жизни призван человек, а эта жизнь, как мы знаем, уже хотя бы из содержания настоящей книги, обретается в Церкви. Поэтому призыв Христа – жить Божественною жизнью – есть призыв войти в Церковь. К этому призывают и проповедь, и чудеса Христовы. Той же цели служат проповедь и чудеса святых людей.
Участие в Божественной жизни достигается всеми средствами, указуемыми Церковью. Среди них выше не раз указывались словами отца Иоанна Кронштадтского, как особо могучие, – Таинства Церкви и, в особенности, Евхаристия. Если, внимая словам Священного Писания, мы и теперь внимаем живой проповеди Христа и Его апостолов, то через Святые Таинства мы, в некоторой мере, являемся свидетелями и участниками (по нашей вере) Его чудес. Таинства Церкви – это как бы продолжающееся Христово чудотворение. В них оживотворяющая сила Духа Святого может передаваться особым непосредственным образом каждому члену Церкви. А в Евхаристии обретаются почти все те удивительные дары Божественной любви, которые воссияли людям почти во всех прочих чудесах Христовых, а именно: власть духа над материей, изгнание и отогнание духов зла, исцеление тела и приготовление его к Божественному воскресению, а главное – возрождение умерщвленных грехом душ, которые становятся способными воспринять в себя и высший дар Святого Духа, Божественную, жертвенную, объединяющую всех и созидающую Церковь – любовь.
7
Поэтому, как почти все чудеса, совершенные Господом во время Его земной жизни, были прообразованием и подготовлением величайшего чуда: спасительных смерти и Воскресения Христовых, а также завещанного нам в живую память о них Таинствах Евхаристии, – так и совершающиеся ныне чудеса являются призывом на эту Господню Трапезу для соучастников в Его живительных смерти и Воскресении.
Нельзя не упомянуть еще, что как в чудесах, так и в Таинствах совершается победа над духом зла, иногда после крайне напряженной борьбы. Вся жизнь Господа была борьбой с сатаной, и окончательная победа над ним была куплена ценой вольной смерти Спасителя. Так и в Таинствах Церкви ведется эта борьба. Если в Таинстве Крещения она имеет даже внешнее символическое выражение, то в других Таинствах она проявляется как невидимая война в душе их участников. Особенно ожесточенную внутреннюю брань испытывает иногда литургиствующий священник, который должен священнодействовать только с умиренной, мирной душой, что не всегда даром ему дается.
8
Отец Иоанн по молитвам которого совершилось столько чудесных исцелений, видел в них более всего свидетельство о чудотворной силе Евхаристии, призванной всегда порождать другое великое чудо – чудо воскресения человеческих душ. При этом он всегда сознавал, какой беспощадной борьбой с духом зла сопровождается приближение к источникам благодати.
В начале своей пастырской деятельности, как это он сам поведал в вышеприведенной беседе с сарапульскими священниками, он даже не считал возможным просить Бога о безусловном выздоровлении болящих. Тогда он не видел и необходимости внешних чудес, и, в частности, чуда исцеления в наше время. «Теперь только некоторые из чудес совершаются святыми Божиими, – говорил он в одной своей проповеди, – да не ныне и не нам делать такие чудеса. Но они и не нужны! Довольно для нас и того величайшего чуда, которое однажды навсегда совершено Сыном Божиим. Мы разумеем чудо воплощения Бога Слова – Его страданий, крестной смерти за нас и воскресения из мертвых. Грех нам было бы желать еще чудес; только род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (ср.: Мф.12:39) – это чудо превышает собою и должно заменить для нас все чудеса. Оно пролило на тленный мир наш неисчерпаемые токи жизни и бессмертия… Нам теперь нет надобности исцелять всяких больных, тем более воскрешать наших мертвецов… Зачем по природе тленное тело воскрешать для вторичного мирского растления, когда оно как зерно легло в землю для перерождения в тело нетленное».
Но позже, как мы знаем, отец Иоанн сам стал молиться об исцелениях и часто получал просимое. Он понял, что на это есть воля Божия, и что даже простое человеческое милосердие требует возможного облегчения и временных страданий.
9
Несмотря на это, взгляды отца Иоанна на смысл чудес не изменились, и за высшие чудеса он продолжал считать все искупительное дело Спасителя и духовное воскресение человеческих душ.
«Спасение от греха, проникшего все существо наше наподобие бумаги, пропитанной маслом, – пишет он, – есть действительно чудо, возможное только под условием веры в Иисуса Христа, крещения во имя Святой Троицы и теплого покаяния, дарованного нам за Его страдания и смерть и под условием причащения Святых Его Таин».
На это чудо обращал он более всего внимание, когда говорил об истории христианской Церкви: «Читайте историю жизни святых, историю Церкви, и вы воочию увидите все эти чудеса в жизни святых, вы увидите волков, обратившихся в агнцев, блудников и блудниц – в праведников… Людей власти и земного величия и роскоши увидите в смиренном одеянии инока».
Эта мысль, что воскресение умерщвленных грехом душ человеческих есть великое чудо, повторяется в записях отца Иоанна постоянно: «Правда, ныне весьма редки чудеса воскресения мертвых, то есть воскрешения от смерти тела, – говорил он в другой проповеди, – но зато постоянно совершаются в душах верующих чудеса воскресения от смерти духовной. А это тысячу раз важнее воскресения тела».
И позже еще: «Обновленная святая жизнь христианина есть непрестанно совершающееся чудо, разительнейшим образом доказывающее Божество Иисуса Христа. А Иисус Христос именно и делает такие чудеса возрождения или нравственного претворения в тех, которые искренне веруют в Него».
Или, наконец: «Христиане, живущие всегда по вере и во всяких нуждах привыкшие обращаться к Господу, громко свидетельствуют, что по вере их Господь совершает в них, в их внутреннем мире, а нередко вне их – бесчисленные чудеса… что они преставляют (переставляют) горы Божией благодатью, не горы земные…но горы скорбей и приливов вражьих, налегающих на душу, что они врачуют ею свои немощи душевные и телесные; побеждают страсти, очищаются от скверн грехов, получают нравственные силы, которых прежде не имели, содевают всякую правду». И все это, как сказано выше, отец Иоанн связывает с силой причащения Святых Таин: «В Таинстве Причащения Господь существенно, лично находится весь, Божеством и Человечеством, – пишет он, – и творит непрестанно дивные чудеса и со всеми истинно причащающимися воскрешает души, умерщвленные грехами… исцеляет и освящает души и тела… вообще совершает дивные перемены в человеке, не мечтательно, не призрачно, а истинно, действительно, осязательно».
Отсюда у отца Иоанна вновь и вновь вырываются призывы: «Вкушайте же, пейте от Источника бессмертия, живите и не умирайте, то есть духовною смертью».
10
Для того, чтобы эти чудеса внутреннего возрождения стали возможными, требуется вера. О ней в предшествующих главах приведено уже немало слов отца Иоанна, но вот еще его слова, в которых можно видеть, как бы итог всего того, что он говорил о вере: «Можно и еще представить причину, почему Господь требовал веры как условия получения Его благодеяний. Вера сердечная в человеке служит как бы руками, или устами к принятию Божиих даров… Вера – уста души».
Для того именно, чтобы она окрепла, чтобы эти «уста души» раскрылись для приятия высших духовных даров, и нужны бывают внешние чудеса. Как сказано выше, чудеса – это особый род слова Божия или неотделимое от слов Господних свидетельство о Божественной любви и призыв войти на пир, где она царствует.
«Господи! Как я Тебя восхвалю, как… Тебя прославлю за силы Твоя, за чудеса исцелений от Святых Таин Твоих, явленные на мне и на многих людях Твоих, которым я, недостойный, преподал после Таинства Покаяния и сии святые, небесные, Животворящие Твои Тайны!.. А я, Господи, – очевидец… не прославил Тебя доселе во всеуслышание, к утверждению веры людей Твоих… Ты Сам… прославь имя Твое, Тайны Твоя».
Если в данном случае отец Иоанн кается, что недостаточно прославил Бога за Его чудеса, то впоследствии он часто «во всеуслышание к утверждению веры» свидетельствовал о чудесах, через его посредство совершившихся, и можно дерзновенно прибавить, что и Господь, как о том молился отец Иоанн, Сам не раз через него прославлял имя Свое и Тайны Свои.
11
Среди чудесных исцелений, совершенных при посредстве отца Иоанна Кронштадтского, надо прежде всего остановиться на тех, о которых поведал нам он сам. Более всего он говорит об исцелениях, совершившихся в непосредственной связи со Святым Причащением.
«Некто, бывши смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, –пишет он, – лишь только причастился…к вечеру стал здоров и встал с одра… Причастился он с твердою верою. Я молился об нем Господу, чтобы Он исцелил его… Я молился между прочим так: «Господи! Животе наш! Как мне помыслить легко об исцелении, так Тебе исцелить легко всякую болезнь; как мне помыслить легко о воскресении из мертвых, так Тебе легко воскресить всякого мертвеца. Исцели убо раба Твоего Василия от лютой его болезни…» – и благопослушливый Владыка помиловал (его)… Слава всемогуществу… Твоему, Господи!».
Вот еще свидетельство о двух подобных же исцелениях: «Дивлюсь величию и животворности Божественных Таин: старушка, харкавшая кровью и обессилившая совершенно, ничего не евшая, – от причастия Святых Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после причастия Святых Таин в тот же день начала поправляться…Слава Животворящим Твоим Тайнам, Господи!»
В другом месте свидетельство о чудотворной целительной силе Святых Таин отец Иоанн выражает уже в форме призыва: «Приглашайте в дом духовного отца с Божественными Тайнами Тела и Крови Господней и верьте, что, как Иаир, не будете посрамлены в своем уповании (см.: Мк.5:22–43). Сколько примеров было и при моем духовном требоисполнении, что больные, обращавшиеся прежде всего за помощью к Богу, прибегавшие к покаянию и причащению… быстро поправлялись».
12
Отец Иоанн свидетельствует также об исцелениях, происходивших и без причащения Святых Таин, хотя силу своей молитвы он постоянно приписывал своему ежедневному причащению: «Младенцы Павел и Ольга по беспредельному милосердию Владыки и по молитве моего непотребства исцелились от одержавшего их духа немощи, – пишет он. – Девять раз ходил я молиться с дерзновенным упованием, надеясь… что, если неправедный судия удовлетворил наконец утруждавшую его женщину (см.: Лк.18:2–7), то тем более Судия всех, праведнейший, удовлетворит мою грешную молитву о невинных детях… Так и сделал Владыка… Прихожу в десятый раз – младенцы здоровы. Поблагодарил Владыку и Пребыструю Заступницу».
Встречаются у отца Иоанна, помимо рассказов об отдельных случаях исцелений, и общие его засвидетельствования, что исцеления происходили и происходят! В дополнение к тому, что он говорил в вышеприведенных беседах с другими пастырями, можно прибавить нижеследующие слова: «Мне, призванному Господом на широкое молитвенное служение людям, приходилось быть личным свидетелем множества чудесных исцелений верующих от самых разнообразных болезней, скорого или даже мгновенного исцеления хромых, слепых, глухих, одержимых разными долговременными недугами. Свидетельствую о том Богом, не лгу».
13
Чудеса исцелений – это свидетельства о Божественной любви, и кто верует еще недостаточно, тот иногда только через них укрепляет свою веру в милосердие Божие… но тот, в ком вера в Божественное милосердие стала непоколебимой уверенностью, для того сама любовь Божия есть свидетельство о том, что Бог творит чудеса.
В следующих словах отца Иоанна раскрывается, что ему легко и естественно было стать орудием Божьего чудотворения: «Бог есть Любовь, прещедрое, премудрое и всемогущее Существо. Поэтому молящиеся да веруют, что все благо потребное Владыко подаст, как Любовь и как Щедрый – щедро, как Премудрый – мудро, как Величайший подаст там и тогда, где и когда не ожидали».
В христианской религиозной литературе можно встретить не раз слова о том, что среди всех чудес, о которых повествуется в Новом Завете, – величайшим чудом был Сам Богочеловек Христос. На основании этой несомненной истины следует утверждать, что и святые и праведные лица, своею жизнью более других людей уподобившиеся Господу, совершаются ли через них или не совершаются чудеса, – сами суть чудо.
Так рассуждали и многие почитатели и об отце Иоанне Кронштадтском. Так, например, выдающийся человек, архиепископ Херсонский и Одесский Никанор писал про отца Иоанна: «Да, чудотворец он уже по тому самому, что возбудил крепкую веру в чудотворную силу Божию, содевающуюся в человеческой немощи и в наши неверные дни».