Глава 22. Сила молитвы отца Иоанна
1
Необыкновенная занятость и смирение позволили отцу Иоанну запечатлеть только самое малое число совершившихся по его молитвам исцелений. Поэтому как бы ни были значительны его личные свидетельства, необходимо обратиться и к показаниям других лиц. Но значение их не только в количестве, но и в том, что они раскрывают молитвенное дерзновение и напряжение отца Иоанна, а также присущий ему дар прозорливости. Обо всем этом отец Иоанн в своих собственных записях, разумеется, не говорил.
Прежде чем перейти к этим сообщениям, нельзя еще раз не сказать, пользуясь словами одного доклада, что «разновидные чудеса, совершенные отцом Иоанном, столь многочисленны, что в каждой третьей-четвертой русской верующей православной семье может быть рассказан какой-нибудь случай о его чудесной помощи или прозорливости»86.В примерной истинности приведенных слов автор настоящей книги мог убедиться во время работы над ней. Как только тема книги становилась известной, к автору поступали устные, а иногда и письменные сообщения о чудесных последствиях молитв отца Иоанна. Срочность работы позволила автору зарегистрировать только очень немногие сообщения. По существу, они только умножают число общеизвестных фактов, достоверность которых, ввиду их однородности, можно считать одинаковой, каков бы ни был даже их источник.
2
Выше уже был приведен рассказ отца Иоанна о том, что молиться об исцелении больных подвигла его одна благочестивая старушка. Это была не какая-либо обыкновенная почитательница отца Иоанна, а старица Параскева Ковригина, с ранних лет посвятившая себя Богу и позже известная многим различными духовными дарованиями, в частности, и своею прозорливостью.
Один из учеников преподобного Серафима Саровского, иеромонах Иларион направил ее в Кронштадт послужить отцу Иоанну, провидя в нем светильника Церкви. С первой же встречи с ним в Кронштадте, несмотря на то, что тогда отец Иоанн был мало кому известен, она духовно оценила его и своими рассказами о нем много помогла его известности. Ее любовное служение людям было разносторонним. При отпевании ее сам отец Иоанн сказал: «Ты своим словом и примером многих привела к Святой Церкви и благочестивому житию, многих научила чаще исповедоваться и приобщаться Святых Таин».
Широкая всероссийская известность отца Иоанна как молитвенника-целителя началась с опубликования в 1883 году в газете «Новое время», в номере от 20 декабря, благодарственного заявления за подписью многих десятков лиц. Подписавшиеся заявляли, что они благодарят отца Иоанна «за оказанные… исцеления от многообразных и тяжких болезней, которыми… страдали и от которых ранее не могла… (их) исцелить медицинская помощь, хотя некоторые… подолгу лежали в больницах и лечились у докторов». «Благодарность приносилась также и за исцеления от «немощей нравственных…». Кончалось заявление так: «Стараясь твердо памятовать сами, сообщаем и для других единственный, преподанный нам много достойным пастырем-исцелителем… спасительный совет: жить по Божией правде и как можно чаще приступать к Святому Причащению».
3
Исцеления, происходившие при молитвенном участии отца Иоанна, можно разделить на имевшие место в его присутствии и на заочные, совершенные в ответ на письменные или телеграфные просьбы. Последних было особенно много. В отношении самих болезней, очень разнообразных, можно выделить, как имеющих особый характер, исцеления бесноватых, слепых и пьяниц.
В его личном присутствии – целительная сила молитвы отца Иоанна проявлялась прежде всего тогда, когда он причащал больных. Силою ее он настолько укреплял веру причащающихся, что Святое Причастие действительно воспринималось ими как должно, «во исцеление души и тела87».
Вот что повествует, например, о таком исцелении священник отец Василий Шустин88: «Когда я был еще совсем юным, отец мой серьезно заболел. Профессор Симановский определил, что у него горловая чахотка. Все голо покрылось язвами, и голос пропал. Симановский заявил, что ему жить дней десять. В это время вернулся в Кронштадт отец Иоанн. Послали ему телеграмму. Дней через пять он приехал: «Что же вы мне не сообщили, что он так серьезно болен?! Я бы привез Святые Дары и приобщил бы его». Мой отец умоляюще смотрел на батюшку и хрипел. Тогда батюшка углубился в себя и, обращаясь к отцу, спрашивает: «Веришь ли ты, что я силою Божией могу помочь тебе?» Отец сделал знак головой. Тогда отец Иоанн велел открыть ему рот и трижды крестообразно дунул. Потом, размахнувшись, ударил по маленькому столику, на котором стояли разные полоскания и прижигания. Столик опрокинулся и склянки разбились. «Брось все это, – резко сказал отец Иоанн, – больше ничего не нужно. Приезжай ко мне в Кронштадт, и я тебя приобщу Святых Таин. Слышишь, я буду ждать…» Вечером приехал Симановский, а с ним доктор Окунев, тоже специалист по горловым болезням. Им сказали, что завтра повезут моего отца в Кронштадт. Симановский сказал, что он умрет дорогой. Но отец верил батюшке, который приехал на квартиру, где остановился, и приобщил его Святых Таин. Еще два дня прожил отец в Кронштадте. Когда он вернулся домой, Симановский был поражен: в горле все раны оказались затянуты, только голос был еще слаб. Симановский во всеуслышание заявил: «Это невиданно, это прямо чудо». Отец прожил после этого еще 25 лет».
Это не единственный случай, когда отец Иоанн не только причащал болящих, но настаивал на их приезде в Кронштадт для причащения.
Другой случай исцеления, а именно одной старушки, после причащения Святых Таин, приводится во многих старинных жизнеописаниях отца Иоанна: «Соединитесь с Господом, – говорил ей, убеждая ее причаститься, отец Иоанн, – и Господь восстановит вас». Больная же возражала, что где уж ей, такой старой, поправиться, на что отец Иоанн отвечал: «Не наше дело знать времена и сроки (ср.: Деян.1, 7)… Не смотри на года». При этом он упрекнул родных болящей, зачем ее раньше не причащали, и на возражение, что она говела, сказал: «Первые христиане, приобщались Святых Таин каждый день, а вы и больную приобщить не хотите. Бежать Христа нехорошо». После причащения больная очень быстро поправилась89.
В указанном источнике отмечается, что отец Иоанн часто советовал верующим больным прибегать также и к Таинству Елеосвящения (соборования).
Сходен с вышеописанным и случай исцеления княгини З.Н. Юсуповой, рассказанный с ее слов священником Виктором Ильенко. «В 1884 году княгиня заболела заражением крови, вызванным преждевременными родами. Лечил ее профессор С.П. Боткин. В одну из бессонных ночей образ отца Иоанна, которого они никогда не видела, но который был близок ее душе, предстал ее сознанию, после чего утром она выразила своим близким желание повидать его. Отец болящей сказал в ответ: «Я всю ночь видел отца Иоанна во сне и хочу его просить приехать помолиться». Когда отец Иоанн положил руку на голову больной, она сразу ощутила необыкновенное успокоение. После этого он стал на колени перед образом и начал молиться… Уходя он сказал: «Она не умрет», несмотря на то, что доктора объявили состояние ее безнадежным. При выходе отец Иоанн встретился с Боткиным, сказавшим: «Помогите нам», что очень всех удивило. Первое посещение отца Иоанна, вызвавшее успокоение больной, не отразилось еще на ходе ее болезни. Через несколько дней, приглашенный вновь, отец Иоанн уговаривал больную причаститься. По словам княгини Юсуповой, «он пришел, сел ко мне на кровать и говорил, что, жива ли я останусь или нет, но мне необходимо приготовиться к новой жизни (здесь ли, на земле, или у Господа – это в руках Божиих) причащением Святых Таин. Я ответила, что собиралась говеть перед Пасхой; тогда отец Иоанн начал еще горячее меня убеждать, что откладывать не следует, хотя Пасха и близко, и что он сейчас поедет за Святыми Дарами». После причастия, принятого сознательно и с глубокой радостью, больная спала шесть часов, а, проснувшись, почувствовала себя совершенно здоровой».
Свой рассказ, запечатленный священником Виктором Ильенко, княгиня заканчивает следующим образом: «Профессор Боткин, увидав такую поразительную перемену, долго молча смотрел на меня. Две слезы скатились из его глаз… «Уж это не мы сделали», – проговорил он. Через неделю я встала и пошла без посторонней помощи. С тех пор прошло ровно полвека, но все пережитое свежо в моей памяти, как в первый день, и оставило на всю жизнь глубокий след в моей душе».
4
Но не всегда отцу Иоанну удавалось причащать больных. Нередко приходилось ограничиться молитвой об исцелении в квартире или у самого ложа болящих. Начинал он обычно с краткого водосвятного молебна, а самой молитве об исцелении больного предпосылал молитву о прощении его грехов.
Большею частью молитва отца Иоанна в этих случаях была импровизацией и поражала своей пламенностью, требовательностью и простотой. Он сопровождал ее иногда повелением встать, возложением рук и почти всегда – кроплением святой воды.
К исцелениям после водосвятного молебна относится, например, исцеление княжны Ирины Владимировны Барятинской, впоследствии в замужестве Мальцевой. Этот случай интересен тем, что первое свидетельство о нем появилось очень давно, а именно в 1892 году, в газете «Гражданин», и вновь запечатлено в 1938 году в письме уже состарившихся свидетельниц его – сестер исцеленной.
Случай заключался в том, что «прикованная уже два года к креслу вследствие паралича ног тринадцатилетняя девочка после молитвы отца Иоанна, к неописуемой радости всех, встала и пошла». Больную лечили лучшие доктора – специалисты Раухфус, Рыбалкин и Мержеевский.
Очень показателен также благодаря авторитетности его автора (он сын многолетнего сотрудника отца Иоанна Кронштадтского, старосты Андреевского собора) и по содержанию (любовь к детям) рассказ бывшего капитана 1-го ранга А.В. Никитина. Он передает, как, будучи кадетом Морского корпуса, он заболел брюшным тифом.
«Мое положение стало критическим, – пишет он, – и я уже был почти без пульса; в это время отцу моему удалось отыскать отца Иоанна. Было позднее время, почти ночь, когда отец Иоанн вошел в нашу палату, подошел к моей койке и сказал: «Андрюша!» Бывши последнее время без сознания, я сразу пришел в себя, узнал «нашего» батюшку и улыбнулся ему. Отец Иоанн стал на колени у моей койки и сказал: «Помолимся». Кто был около – тоже опустились на колени. Отец Иоанн жарко и горячо молился, я же в полном сознании повторял молитвы. По окончании молитвы отец Иоанн благословил меня, а моей матери сказал лишь: «Поправится!» С этой ночи я быстро стал поправляться и вскоре был совсем здоров».
5
Из случаев, когда отец Иоанн при исцелениях прибегал к возложению рук, можно отметить, например, переданное архиепископом Нестором Петропавловским и Камчатским в 1933 году на одном большом собрании в Белграде. Он поведал, как была исцелена его мать.
«Воспользовавшись проездом отца Иоанна через Вятку, будущий владыка, тогда еще мальчик, пробрался к нему просил помолиться о тяжко больной матери. Отец Иоанн побывал в доме болящей, служил молебен о ее выздоровлении и затем, подойдя к ее постели, положил ей руки на голову и сказал: «Будет здорова!». После этого она совершенно выздоровела и жила долго».
Тот же епископ Нестор рассказал, как тогда же он был свидетелем «исцеления после молебна больного мальчика, который не мог ходить. Отец Иоанн подошел к нему, взял его за руки и сказал: «Ну, пойдем». Мальчик встал и пошел с отцом Иоанном, приложился ко кресту и Евангелию и стал ходить».
Путем возложения рук был исцелен отцом Иоанном и ученик Киевской духовной семинарии Федор Пашковский, впоследствии митрополит Американский Феофил.
В 1892 году он ушиб ногу во время игры и, пролежав более пяти месяцев в клинике профессора Сикорского и не получив облегчения, вернулся в семинарию, чтобы держать экзамены. Но под влиянием врача и начальства семинарии, считавших его неизлечимым, подал прошение об увольнении. В это время разнеслась весть, что в Киев прибыл отец Иоанн, и у больного юноши мелькнула мысль о чуде. Только уже при самом отъезде отца Иоанна удалось ему, благодаря сочувствию и помощи начальства, добраться до него в парадных комнатах Киевского вокзала и объяснить свое положение. Стоявший тут же профессор Сикорский добавил, что болезнь не поддается лечению.
«Ах, зачем это было допускать? – сказал отец Иоанн. – Вы духовный воспитанник…надо молиться. Научитесь горячо молиться, станьте на колени». После этого отец Иоанн возложил руки на его голову и благословил. «Молись и учись», – сказал он в заключение. Вернувшись в семинарию, больной юноша зашел в рекреационный зал, при молчании ночи помолился перед образом Спасителя и, глубоко поразмыслив о всем бывшем, отправился на покой. Он стал посещать уроки и хорошо сдал экзамены. Нога его больше не беспокоила, болезнь прошла.
В той же книге Сурского, проявившего большое тщание в запечатлении различных свидетельств об отце Иоанне, имеется еще интересный рассказ об исцелении податного инспектора Пудожского уезда Олонецкой губернии, статского советника, лютеранина по вероисповеданию, Шульца от запущенной сахарной болезни. Рассказ принадлежит его вдове, по второму браку жене генерал-лейтенанта Елене Константиновне Китченко. По ее словам, ее первому мужу Шульцу оставалось, по мнению врачей, жить не более месяца, когда дом, в котором они проживали, посетил отец Иоанн. «Спасаясь от толпы, он спускался по лестнице очень быстро, но сделал несколько шагов в сторону, где тихо стоял мой муж, – передает рассказчица, – положил руки ему на голову и внятно, громко и повелительно произнес: «Будь здоров». Затем сейчас же вышел и, сев в карету, уехал. В эту же первую ночь у мужа не было припадка, и он проспал не просыпаясь. Следующий визит его к профессору показал полное отсутствие в крови сахара».
К этим рассказам примыкает еще, не лишенное даже юмористического характера, сообщение портного духовного платья П.Г. Теодоровича, надеявшегося через отца Иоанна исцелиться от заикания. Надежда эта оправдалась.
Летом 1893 года, в Москве, Теодорович стоял в толпе, поджидавшей отца Иоанна, и тщетно старался добраться до него. «Когда отец Иоанн сел в карету, – рассказывает сам исцеленный, – то я побежал за каретой и на бегу, при сильном волнении (думал, решается моя судьба на всю жизнь), страшно заикаясь, кричу: «Батюшка, помолитесь за меня, я заикаюсь». Отец Иоанн правой рукой ударил меня по левой щеке и несколько раз повторил: «Говори чисто, говори чисто…» И во имя Святой Троицы, по молитве отца Иоанна, я удостоился великого чуда и совершенно исцелился от томившего меня недуга».
К особым действиям, сопровождавшим молитву об исцелении, принадлежат еще обращенные к болящим повеления или приглашения встать. Так, во многих посвященных отцу Иоанну книгах, начиная с очень ранних, встречается рассказ об исцелении молодой жены некоего г-на В-ча, почти умиравшей от брюшного тифа. Отец Иоанн предложил ей привстать при начале его молитвы, а по ее окончании на вопрос больной, не хочет ли он подкрепиться, он сказал: «Если рюмочку вина дадите – поблагодарю вас, очень уж я ослаб и утомился, но только, по русскому обычаю, хозяйка сама должна подать гостю вина». После чего больная приподнялась с постели, опустила ноги на пол, твердыми шагами направилась в столовую, достала вино и подала гостю. И через несколько дней она совершенно выздоровела.
6
Как сказано выше, свидетельств о заочных исцелениях по молитвам отца Иоанна неисчерпаемо много и, без сомнения, пока еще остаются в живых люди близких к отцу Иоанну поколений, подобные свидетельства будут находить место в печати. Так, совсем недавно появилось очень авторитетное свидетельство протоиерея, профессора отца В. Зеньковского90о происшедшем в 1892 году исцеления от менингита тогда трехлетнего его брата Владимира. Мать больного младенца послала телеграмму отцу Иоанну с просьбой о молитве, на что был получен ответ: «Молюсь. Отслужите молебен в вашем храме». Почти одновременно с получением этой телеграммы в здоровье больного мальчика произошло самое решительное улучшение.
Случай чудесного исцеления здесь настолько бесспорен, что профессор отец В. Зеньковский использовал его в своей статье о чуде.
Для более ясного представления таких заочных исцелений приводим еще несколько свидетельств.
Первое – Виктора, епископа Пекинского и Китайского: «Когда мне было полтора года, я заболел крупом горла и рожистым воспалением. Врачи определили мое положение безнадежным. Тогда мой отец, по просьбе своей матери, послал телеграмму отцу Иоанну. Вскоре была получена ответная телеграмма: «Помолился. Сын ваш будет здоров», – и я, действительно, к изумлению врачей, стал быстро поправляться».
Второе – настоятеля Русской церкви в Женеве протопресвитера отца Сергия Орлова: «В бытность мою священником г. Рязани в 1894 году, однажды приходит ко мне прихожанин Н.Ф. Юревич сообщить, что у его жены доктора определили, нарыв во внутреннем ухе. Он просил помолиться и пошел на телеграф дать срочную телеграмму отцу Иоанну. На другой день приходит неузнаваемый от радости: жена отчаянно стонала; вдруг, приблизительно в то время, когда телеграмма должна была быть получена отцом Иоанном, она смолкла и заснула. Приехавшие поутру врач, осмотрев ее ухо, был поражен и воскликнул: «Дивное дело – нарыв засох!».
Третье – Помпея Николаевича Шабельского, бывшего чиновника Государственной канцелярии: «Когда мне было четыре года, я заболел дифтеритом. Мои родители обратились к отцу Иоанну, прося его молитв. Когда пришла ответная телеграмма, в которой отец Иоанн сообщал, что в таком-то часу молюсь за младенца, – в тот же самый час наступило облегчение и пошло на выздоровление. Ныне покойные родители мои завещали мне всегда помнить о том, что Господь сохранил мне жизнь благодаря молитве отца Иоанна».
Четвертое – Михаила Алексеевича Хрущева, Генерального штаба генерал-майора: «Почитаю своим нравственным долгом сообщить подробности случая исцеления лично моего по молитвам угодника Божия отца Иоанна Кронштадтского. В бытность мою кадетом я сильно простудился и заболел воспалением левого легкого, осложненным плевритом в тяжелой форме. Старший врач Данини известил моих родителей. Матушка моя, веря в силу молитв отца Иоанна, обратилась с мольбой к нему телеграммой и вскоре получила ответную депешу: «Молюсь об исцелении отрока Михаила». Вскоре после получения ее, как говорили, я спокойно уснул, во сне перенес кризис и проснулся с ясным сознанием и нормальной температурой».
К случаям заочных исцелений относятся некоторые, имевшие место за границей.
Среди них можно отметить быстро и внезапно начавшееся выздоровление от тифа покойного болгарского царя Бориса, тогда еще 8-летнего мальчика и наследника престола. Царевич стал поправляться после того, как отец его царь Фердинанд, сам католик, вспомнил о встреченном им на коронации Государя Николая ІІ отце Иоанне и телеграфно попросил его молиться за больного сына.
Нередко обращения к отцу Иоанну сопровождались снами и даже видениями, в которых он являлся больным или близким им людям.
Так, заочно исцеленный в детские годы от воспаления легких А.И. Северинов видел во сне отца Иоанна, пришедшего его причастить со Святыми Дарами.
Некто Н.М. Роговой, исцеленный в детстве по молитве отца Иоанна от тяжелой формы падучей болезни (эпилепсии), сообщает, что перед тем как отправить ему телеграмму, его мать видела во сне отца Иоанна выходящим из Царских врат со Святой Чашей в руках.
Подобных свидетельств немало.
* * *
Из доклада А.А. Соллогуба, прочитанного в Нью-Йорке. Январь. 1951. – Прим. изд. 1955 г.
Ср.: Молитва 1-я, из благодарственных молитв по Святом Причащении.
Шустин О.В. Запись об отце Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Белая Церковь, 1929. – Прим. изд. 1955 г.
См. в кн. Зыбина А.А. – Прим. изд 1955 г.
Протоиерей Василий Зеньковский (1881–1962) – один из представителей так называемого религиозного (в т. ч. и литургического) возрождения в русском Париже в середине 20 века.