священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение к поселянам о труде и лености

В поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19).

Вот Божие повеление, данное человеку о том, каким способом должен он приобретать себе насущный хлеб и все, что необходимо ему для жизни: он должен трудиться, и трудиться честно и неленостно. Повторяет о том св. царь Израилев: изыдет человек на дело свое, говорит он, на делание свое до вечера (Псал. 103:23), т. е. повелевает человеку трудиться, а не лениться. О труде и лености хочу и я теперь, братие, повести с вами свою речь.

Грешно человеку жить без труда. Уже потому должны мы трудиться, что на это есть Божие повеление, а Божие повеление святое и для нас спасительное. Господь повелел нам трудиться, а труд есть такой благодетель наш, который во всякое время выручает нас в горе и нужде и спасает нас от худых помыслов и дел. И какого добра не делает нам труд! Обрабатывает нам поля, доставляет нам сытный кусок хлеба, одевает и обувает нас, вовремя отбывает все наши повинности, приводит в порядок наши хозяйства, и еще, что всего дороже, украшает человека честным именем, добрым здоровьем и вечным спасением. Напротив, до чего мы можем дожить, если предадимся лености и праздности? Тогда зарастут бурьяном наши поля, познают голод и холод наши дети и ничему доброму они от нас не научатся; разрушатся наши хозяйства; горе и нужда, бедность и досада только и будут сокрушать нашу жизнь и, чего доброго, приучат нас к бесчестным делам, каковы: воровство, обман и подобное сему.

А как порядком об этом поразмыслим, то кажется, никто не должен бы лениться; ибо каждый желает себе добра. Но как присмотримся к жизни людей, то увидим, сколько есть на свете таких людей, которые, вместо того, чтобы трудиться по Божьему закону, предаются лености и праздности, научаются пьянству, воровству и обману, делаются такими непутными людьми, которые и Богу противны, и миру православному служат позором и тягостью.

Но раб ленивый! Посмотри на добрых труженников и поучись у них уму-разуму. Добрые люди пашут и сеют и спасают души свои, а ленивый почти за бесценок отдает свою землю и нередко пропивает. Добрые люди идут на заработки и с разных мест везут и хлеб, несут деньги, словно клад какой нашли; а ленивый толкует: «теперь нельзя выходить на работу, сегодня тяжелый день, все дни впереди, успею наработаться“. И идет он, несчастный, нередко и на работу, да только незаконную – на воровство, лукавство и обман. Непутно ведет он себя и тогда, когда выходит и на законную работу, примерно, на чужую – хозяйскую. Он то и дело, что лукавит, так и наровит, как бы поменьше дела сделать и побольше отдохнуть, как бы полегче провести день до вечера.

Еще слово мое к ленивому. Если Божие повеление тебя не вразумляет и пример добрых людей на тебя не действует, то посмотри на тварь неразумную и поучись у ней трудолюбию. Мал и слаб силою муравей; но пойди к нему и посмотри, как он трудолюбив, какие мудрые его дела! Он не земледелец и никто не понукает его к труду; но он сам готовит в жатву пищу и многое творит в лето уготование. Мала также и немощна силою пчела. Но пойди к ней и посмотри, какая она мудрая и усердная труженица, и какое честное делание творит! Плоды трудов ее и люди простые, и самые цари во здравие употребляют (Притч. Солом. 6:6–8). Тебе же дал Бог разум, руки и ноги, и утвердил их крепостью, чтобы ты был мудрее и трудолюбивее твари неразумной, а между тем нередко являешься ленивым, теряешь совесть и разум.

Братие мои возлюбленные! Всеми силами прогоняйте от себя леность и праздность, этих губительниц – матерей пороков. Полюбите всей душой честный труд, этого благодетеля – отца добродетелей и трудом приобретайте себе Божию благодать. Занимаетесь ли ремеслами, свою ли работу работаете или чужую, находитесь ли на службе у какого хозяина, – всегда старайтесь вести всякое ваше дело и занятие с усердною молитвою к Богу и по-Божьему, по чистой совести. Бойтесь жить неправедными прибытками, остерегайтесь заедать даром хозяйский хлеб, незаслуженно получать жалованье и своею леностью и нерадением доводить хозяина до убытка и огорчения. Счастья себе этим способом не только не составим, но еще, что всего хуже, очерним свою совесть, нагрешим пред Богом и ближними, и в беду попадем. Примеров на это много. А когда будете трудиться добросовестно, по-Божьему, всегда обращаться с молитвою к Богу, мыслить и делать всякому добро, то и Господь благословит ваши дела, и пошлет спасение душам вашим. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle