Купина неопалимая

Литература по теме

Купина́ неопали́мая

1) терновый куст, созерцаемый Моисеем близ горы Хорив в пламени огня, вызванного явлением Господа Саваофа (Исх.3);
2) один из образов Пресвятой Богородицы.

kupina neopalimaja – Купина неопалимая

Почему Бог явился Моисею в пламени огня?

Сам в Себе Бог является непознаваемым. Но Он познается в Своих проявлениях или действиях – настолько, насколько открывается людям и насколько люди способны принять откровение. Являясь человеку во времена Ветхого Завета, Бог нередко представал перед ним в символических образах, связанных с огнём.

Так, еврейский народ созерцал славу Господню, вид которой был, «как огонь поядающий» (Исх.24:17). Пророк Иезекииль видел Бога в подобии человека, от чресл Которого выше и ниже был «как бы некий огонь» (Иез.1:27). Пророк Даниил зрел Бога и исходящую перед Ним огненную реку (Дан.7:10).

По мнению отцов и учителей Церкви, Бог сопоставляется с огнем по ряду признаков, в частности:

  • как огонь являет себя через горючие вещества, так и Бог являет Себя в подвластном Ему мире;
  • как огонь всегда стремится выспрь, так и Бог обитает на Небесах (чем, конечно, не отрицается его вездеприсутствие, но лишь подчеркивается, что на Небе особенно ярко и выразительно проявляется Его святая воля);
  • как огненный пламень всегда имеет форму языков, так и Бог никогда не меняется;
  • как огонь освещает и согревает, так и Бог является Светом, Подателем Благ;
  • как огонь испепеляет нечистоту, так и Бог истребляет беззаконие, зло.

Этот последний сравнительный тезис особенно часто использовался ветхозаветными пророками: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий, горящие угли сыпались от него» (2Цар.22:9); «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» (Пс.49:3).

Неопалимая Купина – Купина неопалимая

Почему Богоматерь представляется в Православной иконографии под образом Неопалимой Купины?

Тогда как Бог уподобляется огню, образ горящей, но не сгораемой купины используется в иконографии в качестве символа Пресвятой Богородицы.

Неопалимая купина понимается в этом отношении как один из ярчайших прообразов Божьей Матери, указавший на неопальное принятие Ею в Свое пречистое лоно Сына Божия.

В рамках этого иконографического типа Богородица изображается обрамленной облаком Славы, вписанным в восьмиконечную звезду, сформированную двумя пересекающимися ромбами – синим (зеленым) и красным, которые в свою очередь охватываются ещё одним облаком или сферой. Одной рукой Она держит Сына, а другой – Небесную лестницу (иногда образ лестницы заменяется образом горы). В углах синего (или зеленого) ромба пишутся ангелы, а в углах красного – символы четырёх Евангелистов). Внешнее облако изображается наполненным ангельскими воинствами.

Красный цвет ромба напоминает об огне, охватывавшем купину. А сочетание этого цвета с символами Евангелистов указывает на Божественное действие, направленное на спасение человека. Синий цвет напоминает об ангельском Небе, а зеленый может указывать на зелень неопалимого куста.

Иногда по углам иконографической композиции пишутся сцены из Ветхого Завета, представляющие сюжеты, прообразовавшие Божью Матерь: видение Моисеем пылающей купины (Исх.3:2-6); изображение серафима с горящим углем, очистившего пророка Исаию от скверны греха (Ис.6:6-7); созерцание пророком Иезекиилем храма, сквозь врата которого прошёл только Господь (Иез.44:2); видение патриархом Иаковом небесной лестницы (Быт.28:12) (см.: Прообраз).

В верхней части иконы может писаться образ Господа Саваофа.

Цитаты о купине неопалимой

«Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?»
прп. Иоанн Дамаскин

«Так мы понимаем и чудо, происшедшее с Девой: Свет Божества родился через Нее и воссиял в человеческой жизни, но Он сохранил невредимым куст, с которым соединился: цвет девства не увял и при родах».
свт. Григорий Нисский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka