Лекция 4
Период четвертый – От переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную
Времена вождей
Времена вождей продолжаются от событий исхода Израильтян из Египта (1250 г. до Р.Х.) до окончания событий завоевания земли Обетованной и смерти Иисуса Навина (1175 г. до Р.Х.) – последнего вождя народа Израильского, то есть охватывают собою время в 75 лет.
Четвертый и часть пятого периода нашей истории принадлежит ко временам вождей.
Времена вождей описывают книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Книга ИСХОД
Введение
Размножение Израиля в Египте (Исх. 1, 1–7).
Исх. 1, 8–14: Еврейский народ после прихода нового царя Рамсеса94 II постепенно становится рабом.
Приказ повивальным бабкам от Фараона об убиении рождающихся еврейских младенцах (Исх. 1, 15–22).
Моисей
Исх. 2, 1–10: Рождение и воспитание Моисея95.
Моисей защищает Еврея от Египтянина и убивает его. Один из Евреев упрекает Моисея (Исх. 2, 11–15а).
Бегство Моисея в землю Мадиамскую96 (Исх. 2, 15б).
Женитьба Моисея на Сепфоре97 (Исх. 2, 16–21).
Рождение у Моисея и Сепфоры сыновей Гирсама98 и Елиезера99 (Исх. 2, 22).
Призвание Моисея. Неопалимая купина
Исх. 3, 1–22: Беседа Моисея с Богом. Призвание Моисея при горе Хорив100. Неопалимая купина как прообраз Пресвятой Богородицы.
Исх. 4, 1–9: Моисей получает дар чудотворения.
Исх. 4, 10–17: Аарон101 дан в помощь Моисею.
Смерть Фараона. Возвращение Моисея со всем семейством в Египет (Исх. 4, 18–26).
Исх. 4, 27–31: Встречча Моисея и Аарона. Вдохновение народа Израильского.
Десять казней Египетских
Фараон отказывается отпустить Израиля (Исх. 5, 1–5).
Исх. 5, 6–18: Угнетение народа усиливается.
Ропот народа на Моисея и Аарона (Исх. 5, 19–21).
Исх. 5, 22–6, 13: Обещание Божие об избавлении.
Чудеса и знамения Моисея. Казни Египетские:
Жезл102 превращается в змея (Исх. 7, 8–13).
Вода Нила103 превращается в кровь (казнь первая – Исх. 7, 14–24).
Жабы104 в домах (вторая казнь – Исх. 7, 25 – 8, 15).
Мошки (третья казнь – Исх. 8, 16–19).
Песьи мухи105 (четвертая казнь – Исх. 8, 20–32).
Моровая язва (пятая казнь – Исх. 9, 1–7).
Воспаление с нарывами (шестая казнь – Исх. 9, 8–12).
Град (седьмая казнь – Исх. 9, 13–35).
Саранча (восьмая казнь – Исх. 10, 1–20).
Тьма (девятая казнь – Исх. 10, 21–29).
Возвещение от Бога о поражении первенцев (Исх. 11, 1–10).
Исх. 12, 1–28: Установление Пасхи106.
Исх. 12, 29–36: Смерть первенцев (десятая казнь).
О долготерпении и гневе Божием. Последовательность казней египетских. Бедствия, как последствие непослушания Богу с итогом – смерть.
Десять чудес как десять опровержений ложных божеств.
Ветхозаветная пасха. Луч свободы в ночи рабства. Кровь принесенного в жертву агнца, как прообраз кровной спасительной жертвы любви Христовой.
Исход из Египта
Исх. 12, 37–42: Пасхальная ночь. Опресноки107.
Исх. 13, 17–22: Столп облачный и огненный.
Переход через Чермное море
Исх. 14, 1–31: Переход через Чермное108 море. Гибель всего воинства фараона.
Спаситель народа Израильского, как прообраз Спасителя мира. Переход по дну моря, как прообраз святого крещения.
Странствование по пустыне до горы Синай
Исх. 15, 22–26: Мерра109: горькая вода превращена в сладкую – о необходимости исполнять закон Божий. Чрез древо горькая вода делается сладкой, – прообраз древа Жизни и Обетование о Животворящем Кресте Господнем.
12 источников и 70 финиковых деревьев в Елиме110 (Исх. 15, 27) – 12 апостолов и 70 – источник и плод.
Исх. 16, 1–3: Ропот сынов Израилевых.
Бог посылает перепелов и дает хлеб (Исх. 16, 13–21). Манна111 небесная – чудесное промышление Божие и прообраз пришествия Христа, таинственного Небесного Хлеба.
Исх. 16, 22–30: Постановление о субботе112: “вышли в седьмый день собирать и не нашли” – о сегодняшнем соблюдении праздников.
Исх. 17, 1–7: Вода из скалы в Рефидиме113, – вода из скалы Хорив, – образ покаяния заблудшей души.
Встреча Моисея с Иофором114 (Исх. 18, 1–12): Иофор дает совет Моисею. Благоразумие Моисея, назначение судей.
Синайское законодательство
Краткая историческая справка – Хорив. Гора Синай:
Название Синай означает “скалистый”, “утесистый”. Так называется одна из гор Хорива и пустыня Каменистой Аравии. У Арабов в настоящее время эта гора называется Тур, или Джебель-Тур-Сина. Она находится на юге Синайского полуострова, который образуется двумя заливами Чермного моря: Суэцким и Акабским. Вершина горы возвышается более чем на 2400 метров над поверхностью моря. Подъем на нее длится более двух часов по каменным ступеням в числе нескольких тысяч. Богоявление Моисею произошло на самой высокой точке Хорива.
Здесь, на Синае указывают пещеру, в которой спасался пророк Илия, а ниже – его источник. Благодаря источнику пророка Илии это место зелено от растительности и выглядит оазисом.
Гору Синай хорошо знал и Магомет и дал повеление своим полководцам не нарушать тихой и безмятежной жизни Синая. Вершина горы состоит из двух небольших площадок. На северной площадке построена небольшая церковь в честь Преображения Господня, а на другой – мусульманская мечеть. В скале за церковью к северу указывают место, где укрывался Моисей во время встречи с Богом: “И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]” (Исх. 33, 21–23).
В V веке весь пустынный Синайский край был усеян скитами.
Монастырь святой Екатерины основан в VI веке. Благодаря заботам императора Юстиана он был хорошо благоустроен, построена колокольня (колокола позже, в XIX веке, подарены русскими) и величественный в своем убранстве храм Преображения (VI в.). Близ алтаря, с улицы, растет куст Неопалимой Купины – отростки древней. Зеленым куполом куст покрывает небольшое строение круглой формы.
На престоле алтаря храма находятся два ковчега с мощами святой великомученницы Екатерины – в одном ее глава, в другом ее кисть.
В крипте, под алтарем главного престола, указывают место, где явился пророку Моисею Господь в образе Неопалимой Купины: “И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает” (Исх. 3, 2). Здесь услышал пророк глас Божий: “Аз есмь Сый (Сущий)” и повеление Его разуть обувь, ибо место сие свято. Все паломники испокон веков обязаны снять обувь, подходя к месту явления Неопалимой Купины.
Русский паломник игумен Варсонофий, посетивший Синай в 1461 году, замечает в своем описании путешествия, что если “кто забудет и войдет в церковь неразутым, то на него накладывается епитимия – три года босым ходить”.
В свое время игуменом монастыря был преподобный Иоанн Лествичник. Ныне глава преподобного Иоанна Лествичника находится в Метеоре, в монастыре (Греция). Пещера, где святой подвизался, находится в полутора часах езды от Синайского монастыря. Там он провел остаток жизни (после управления Синайской обителью) в полном уединении. Там построена церковь в его честь. Имеется источник воды, связанный с его именем.
В монастыре находится знаменитая Синайская библиотека, где в 1859 году ученый немец теолог Тишендорф в корзине для ненужных бумаг обнаружил древнейший Синайский кодекс Нового Завета (IV в.), купленный затем русским императором, но после революции 1917 года в 1934 году проданный на праздник Рождества Христова за бесценок (500.000 $) советским правительством Британскому музею.
В Синайской библиотеке уникальное собрание древних манускриптов, рукописей, в количестве 3500 единиц. Это собрание уступает лишь Ватиканскому музею рукописей. Рукописные книги имеются на древних языках: еврейском, персидском, сирийском, арабском, эфиопском, греческом, славянском и др.
Кроме прочего, В библиотеке находится копия грамоты Мухаммеда, заверенную его рукой в буквальном смысле, то есть отпечатком всей его кисти (он был неграмотным), благодаря которой, говорят, турки пощадили эту святую обитель.
Монастырь святой Екатерины состоит в юрисдикции Иерусалимского Патриарха, но в действительности он существует совершенно независимо.
Интересно, что на Синае встречается много камней с отпечатками мелких листочков ветвей – признаком совершившегося здесь ветхозаветного чуда, явленного Богом пророку Моисею в Неопалимой Купине (кусте). Сколько ни раскалывай такой камень, на внутренних стенках будут ясно видны ветви с листочками тернового куста. Такие камни более крупных размеров можно найти на спуске с горы. Побывавший на Синае один наш соотечественник в своих записках отметил это дивное явление, навеки запечатленное в недрах священного Хорива: “Здесь, на горе Моисея, прямо на камнях растут цветы. Да и сами камни необычные: на них отчетливо виден рисунок – зеленая веточка и мираж огня, словно куст продолжает гореть и не сгорать. Вся скала, на какие бы части ее не крошили, насквозь пронизана такими узорами, будто выполненными рукою художника-чудотворца”.
Исх. 19, 1–9: Достижение Синая. Израиль у подножья горы Синай.
Освящение народа. Пост, предваряющий Завет, как необходимая подготовка к его восприятию (Исх. 19, 10–15).
Исх. 19, 16–25: Моисей пред Богом на горе Синай.
Исх. 20, 1–20: Десять заповедей.
Законы Завета: о жертвеннике, о рабах, об убийстве, о телесных повреждениях, о собственности и другие (преступления, наказуемые смертью, предписания любви к ближнему, законы о справедливости, закон о трех праздниках (Пасхи, Опресноков115 и Жатвы116 и другие) (Исх. 20, 21 – 31).
Исх. 23, 20–33: Обетования о земле Ханаанской117.
Исх. 24, 1–8: Завет заключается кровью.
Исх. 24, 12–18: Моисей на горе Синай – “Я дам тебе скрижали каменные”.
Две скрижали118 Ветхого Завета. Совершенно новые начала в отношениях человека с человеком и человека с Богом, заложенные в Синайском законодательстве119. Отличия Ветхого завета от законов языческого мира.
Скиния в пустыне (Исх. 25 – 31):
Приношения для скинии, Ковчег Завета, Стол и хлеба предложения, семисвечник, скиния, завеса, медный жертвенник, двор скинии, устав богослужения (елей для светильника, одежды для священников, о посвящении священников, жертвенник кадильный, приношения Господу, медный умывальник, миро120 для священного помазания, фимиам121.
Исх. 25, 10–22: Ковчег Завета.
Золотой телец
Израиль нарушает Завет идолопоклонством:
Аарон делает золотого тельца122 (Исх. 32, 1–6).
Моисей ходатайствует за народ на горе Синай (Исх. 32, 7–14).
Исх. 32, 15–24: Моисей уничтожает тельца и разбивает скрижали.
Исх. 32, 25–29: Наказание идолопоклонников смертью (ревность колена Левина123).
Второе ходатайство Моисея (Исх. 32, 30–35).
Возобновление Завета (Исх. 33).
Дарование вторых скрижалей (Исх.34, 1–10).
Сооружение скинии
Святилище, как место особого присутствия Божия. Коренное отличие между золотым изваянием в виде тельца и построенной скинией.
Исх. 40, 34–38: Слава Господня наполняет Скинию.
Книга ЛЕВИТ
Учреждение священства
О законах и правилах Богослужения (Лев. 1 – 7).
Правила о священниках (Лев. 8 – 10):
Лев. 8, 1–13: Помазание священников.
Лев. 10, 1–3: Огонь чуждый. Смерть Надава и Авиуда124.
Книга ЧИСЛА
Поход до земли Обетованной
Перепись всего народа по повелению Божию (Чис. 1).
Распределение колен в стане и их начальники (Чис. 2).
Правило о левитах (Чис. 3 – 4).
Законы и правила в стане (Чис. 5–6):
Удаление всего нечистого (Чис. 5, 1–4).
Закон о возмещении убытков (Чис. 5, 5–10).
Закон о ревности (Чис. 5, 11–31).
Закон о назорействе125 (Чис. 6).
Последние наставления перед отправлением в путь (Чис. 8–9):
Чис. 8, 1–4: Повеление о светильниках и семи лампадах.
Повеление об очищении левитов (Чис. 8, 5–22).
Чис. 8, 23–26: О служении левитов.
Чис. 9, 1–14: Предписание о праздновании Пасхи.
Чис. 9, 15–23: Облако, покрывающее скинию.
Странствования от Синая до Моава126 (Чис. 10, 11 – 21, 35):
Отправление в путь: Ковчег Завета, как высшая святыня впереди стана.
Грехи Израиля:
Чис. 11, 1–3: Ропот в Тавере127.
Чис. 11, 4–9: Воспоминание со сладостью во времена тягостей о оставленном Египте.
Чис. 11, 10–15: Скорбь и молитва Моисея о помощи.
Чис. 11, 16–30: Божий ответ Моисею: семьдесят старейшин.
Чис. 11, 31–35: Перепела и поражение язвой в Киброт-Гаттааве128, – мясо перепелов, – смерть, как наказание за пресыщение на пути к свободе и помощь Божия, как награда за терпение.
Чис. 12, 1–8: Моисей берет в жены Эфиоплянку. Мариам129 и Аарон упрекают Моисея. Господь защищает Моисея. Прообразовательное значение женитьбы Моисея.
Чис. 12, 9–15: Проказа Мариам. Моисей молится о ее исцелении.
Двенадцать соглядатаев в земле Обетованной (Чис. 13):
Назначение соглядатаев (Чис. 13, 1–17).
Чис. 13, 18–21: Отправка соглядатаев.
Осмотр земли Обетованной (Чис. 13, 22–25).
Чис. 13, 26–34: Сообщение вернувшихся соглядатаев130.
Неготовность израильтян в решительный момент истории, неверие в помощь Божию и, как результат, долголетние странствование по пустыне.
Восстание Израиля (Чис. 14):
Чис. 14, 1–3: Ропот.
Чис. 14, 4–10а: Иисус Навин131 и Халев132 уговаривают народ.
Чис. 14, 10б-12: Гнев Господень.
Чис. 14, 13–19: Ходатайство Моисея за народ.
Чис. 14, 20–38: Суд Божий над Израилем за неверие, – решение о сорокалетнем странствовании (Иисус Навин и Халев вошли в землю Обетованную).
Поражение Израиля Амаликитянами133 и Хананеями (Чис. 14, 39–45).
События сорокалетнего странствования
Пустыня – школа нравственного воспитания. Строгость наказания, приучающая к точному исполнению закона.
Чис. 16, 1–40: Бунт Корея134, Дафана135 и Авирона136 с притязанием на священство и строгое наказание Божие.
Ропот на Моисея и Аарона. Поражение в народе (Чис. 16, 41–50).
Чис. 17: Расцветший жезл Аарона.
Смерть Мариам в Кадесе137 (Чис. 20, 1).
Чис. 20, 2–9: Вода из скалы (Мерива138), – прообраз Христа Спасителя и, вместе с тем, ожившей грешной души.
Чис. 20, 10–13: Грех Моисея и Аарона. Их наказание.
Чис. 20, 22–29: Смерть Аарона.
Чис. 21, 4–9: Ропот Израиля и ядовитые змеи. Медный змий139, как символ будущего избавления (см. Ин. 3, 14).
Чис. 24, 17–18: Пророчество Валаама140 о звезде от Иакова.
Книга ВТОРОЗАКОНИЕ
Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина
Втор. 31, 11: Повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем.
Втор. 31, 14–23: Явление Господа Моисею и Иисусу Навину;
Втор. 31, 24–27: Повеление Божие хранить книгу Закона с Ковчегом Завета.
Втор. 33: Благословение Моисеем каждого колена в отдельности. Особое благословение колена Левина.
Втор. 34: Смерть и погребение Моисея.
Жизнь Моисея явилась прообразом земной жизни Спасителя:
Как Моисей в раннем детстве спасается от гибели, так Иисус Христос спасся от гибели в раннем детстве.
Имя Моисея означает “вынутый из воды”, что имеет прямую связь с Крещением Господним, перед началом Его общественного служения
Моисей согласился быть искупителем своего народа (Исх. 3, 10), прообразовав тем самым Великую Искупительную Жертву Спасителя Мира.
И Моисей, и Христос были посредниками между Яхве и Израилем (Исх. 19, 16; 20, 18).
Они ходатайствовали за грешников (Исх. 32, 7–14, 33; Чис. 14, 11–20).
Законодательство Моисея
Книга закона – в святой скинии. Моисеев закон, как образец справедливости (о книге Второзаконие).
Теократия
Теократическая141 форма правления – образец высшего и идеального духовного правления.
Домашнее задание
ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ – От переселения в Египет до вхождения в землю Обетованную
– Выписать из Священного Писания беседу Бога с Моисеем (Исх. 3, 1–22);
– Выписать из Священного Писания событие установления Пасхи (Исх. 12, 1–28);
– Выписать из Священного Писания ропот сынов Израилевых (Исх. 16, 1–3);
– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Десять Заповедей (Исх. 20, 1–17);
– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию (Исх. 40, 34–38);
– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем (Втор. 31, 11);
– Выписать из Священного Писания явление Господа Моисею и Иисусу Навину (Втор. 31, 14–23).
Повторить вопросы:
1. Жизнь Израильтян в Египте.
2. Жизнь Моисея.
3. Призвание Моисея при горе Хорив.
4. Десять казней египетских.
5. Исход. История установления Ветхозаветной пасхи.
6. Переход через Чермное море.
7. Странствование по пустыне до горы Синай.
8. Синайское законодательство.
9. Золотой телец.
10. Строительство скинии. Учреждение священства.
11. Поход до земли Обетованной.
12. Двенадцать соглядатаев в Земле Обетованной.
13. События сорокалетнего странствования по пустыне.
14. Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина.
15. Законодательство Моисея.
16. Теократическая форма правления.
Контрольный опрос по периоду от переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную
1. Кто такой Рамсес II и какие изменения в жизни израильтян произошли в связи с ним?
2. Какой приказ был отдан повивальным бабкам от Фараона?
3. Что означает имя Моисей?
4. Из какого рода происходил Моисей?
5. Как звали родителей Моисея?
6. Как звали сестру и брата Моисея?
7. Почему Моисей вынужден был бежать из Египта?
8. Куда бежит Моисей?
9. Как звали жену Моисея?
10. Как звали сыновей Моисея?
11. Рассказать о событиях Богоявления Моисею в Неопалимой Купине.
12. Показать на карте место, где произошло богоявление Моисею.
13. Объяснить: почему Неопалимая Купина является прообразом Пресвятой Богородицы?
14. Дар каких чудотворений получает Моисей и каков их прообразовательный смысл?
15. Что означает имя Аарон?
16. К какому колену принадлежал Аарон?
17. Перечислить десять казней Египетских.
18. Объяснить прообразовательный смысл казней Египетских.
19. Рассказать об установлении праздника Пасхи.
20. Что означает слово “пасха”?
21. Рассказать об исходе евреев из Египта.
22. Показать на карте Чермное море.
23. Рассказать о событии перехода народа Израильского через Чермное море.
24. Объяснить прообразовательное значение событий перехода через Чермное море.
25. Показать на карте гору Синай.
26. Перечислить главные события странствования по пустыне народа Израильского из Египта до горы Синай.
27. Что означает название местности Мерра?
28. Показать на карте местность Мерра.
29. Рассказать о событиях в Мерре.
30. Объяснить прообразовательное значение событий в Мерре.
31. Показать на карте местность Елим.
32. Рассказать о событиях в Елиме.
33. Объяснить прообразовательное значение событий в Елиме.
34. Рассказать о чудесном насыщении перепелами.
35. Что значит слово “манна”?
36. Рассказать о манне небесной.
37. Объяснить прообразовательное значение событий с манной небесной.
38. Постановление Моисея о дне субботнем.
39. Показать на карте местность Рефидим (Мериба).
40. Рассказать о событиях в Рефидиме.
41. Объяснить прообразовательное значение событий в Рефидиме.
42. Кто такой Иофор?
43. Какой совет дает Иофор Моисею?
44. Какие события предшествовали получению Десяти Заповедей на горе Синай?
45. Перечислить Десять Заповедей Ветхого Завета.
46. Исх. 20, 1–17: Десять Заповедей – наизусть.
47. В какой книге и какой главе описаны события получением Моисеем Десяти Заповедей?
48. Рассказать о Хананеях и земле Ханаанской.
49. Рассказать о заключении Завета кровью.
50. Ветхозаветное основание праздника Пятидесятницы. Как по еврейски назывался этот праздник?
51. Что такое скрижаль?
52. Что значат две скрижали в руках Моисея?
53. Кто делает золотого тельца?
54. Рассказать о колене Левином и о их роли в деле с золотым тельцом.
55. Исх. 40, 34–38: последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию – наизусть.
56. Рассказать коротко о строительстве скинии.
57. Перечислить события, происшедшие на пути Израиля от Синая до Моава.
58. Рассказать о событиях в местечке Тавера.
59. Что означает название местности Киброт-Гаттаава?
60. Рассказать о событиях в Киброт-Гаттааве.
61. Рассказать об упреках Мариам и Аарона Моисея.
62. Объяснить прообразовательное значение первой и второй женитьбы Моисея.
63. Рассказать о двенадцати соглядатаев в Земле Обетованной.
64. Назвать имена соглядатаев, которые выступали за вхождение Израиля в Землю Обетованную.
65. Что означает имя Иисус?
66. В чем состоял суд Божий на Израиль за боязнь вхождения в Землю Обетованную?
67. Какова причина сорокалетнего странствования по Синайской пустыне?
68. Объяснить прообразовательное значение сорокалетнего странствования.
69. Перечислить основные события сорокалетнего странствования.
70. Что означает имя Корей?
71. Кто такие Корей, Дафан и Авирон?
72. Рассказать о событиях с Кореем.
73. Где умирает сестра Моисея?
74. Показать на карте место смерти сестры Моисея.
75. Событие у скалы Мерива.
76. Прообразовательный смысл событий у скалы Мерива.
77. Показать на карте место смерти Аарона.
78. Рассказать о событиях с медным змеем.
79. Объяснить прообразовательное значение событий с медным змеем.
80. Рассказать о событиях пророчества Валаама о звезде Иакова.
81. Втор. 31, 11: повеление Божие читать книгу Закона перед всем Израилем – наизусть.
82. Рассказать о последних наставлениях Моисеем народа перед его смертью.
83. Показать на карте место смерти Моисея.
84. Моисей, как прообраз Спасителя мира.
85. Что значит слово “теократия”?
* * *
Слово Раамсес означает в переводе с египетского “сын солнца”. Так назывался главный город в земле Гесемской в нижнем Египте, от которого и вся земля Гесемская называется Раамсес. Эту землю Евреи получили в дар по своем пришествии в Египет. Так же Раамсес был пунктом сбора Евреев перед выходом их из Египта. Раамсес служит также названием известной династии царей древнего Египта.
Имя Моисей означает “извлеченный или спасенный из воды”. Моисей был сын Амрама и Иохаведы. Великое имя Моисея не может терять своего важного значения и для всех христиан и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Богодухновенным писателем.
Название Мадиам означает “спор”, “распря”. Это пустынная местность лежит кругом восточной ветви Чермного моря и, как полагают, населена потомками Мадиама, четвертого сына Авраама и Хеттуры. Земля Мадиамская славилась своими верблюдами. Сюда скрылся от Фараона Моисей, здесь он женился и жил сорок лет, пася стада своего тестя (Исх. 2, 16–22).
Сепфора (птица, птичка) – жена Моисея и одна из дочерей священника Мадиамского Рагуила (другое его имя Иоафор).
Имя Гирсам означает “странник в том месте”. Он назван так потому, что Моисей говорил о себе “я пришлец в земле чужой” (то есть Мадиамской).
Имя Елиезер означает “Бог есть его помощь”. Давая имя своему сыну Моисей сказал: “Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки Фараона” (Исх. 2, 22). Елиезер имел только одного сына Рехавию, у Рехавии же было очень много сыновей (1Пар. 23, 17). Шелониф, один из его потомков, и братья его смотрели за всеми сокровищницами из посвященных вещей, данных царем Давидом и его военачальниками из взятой ими у неприятелей добычи, на поддержание дома Господня (1Пар. 26, 25–27).
Имя Хорив означает “сухой”, “пустой”, “разоренный”. Гора в пустыне Аравийской. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем. Под именем Хорив разумеется вся центральная группа гор Синайского полуострова, а под Синаем – только одна гора из этой группы.
Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный) стал первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея. Его имя общее с именем Гаруна, столь употребительного на Востоке. Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. В сороковом году по выходе из Египта, Господь велел ему вместе с Моисеем и Элеазаром, третьим сыном Аарона (двое первых сыновей были сожжены огнем от Господа – Лев. 10, 1–3), взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис. 20, 28). В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (10, 6), а гора Ор и доселе называется у Арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Аарон скончался 123 лет от роду. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост.
Жезл (или скипетр) служит символом справедливого правления, строгости и сокрушительной силы власти помазанников Господних против возмутителей (см. Пс. 2, 9).
Нил – величайшая река в Египте и во всей Африке.
Жаба почиталась у Египтян священным животным и в их священных изображениях она часто представлялась сидящей на водяной лилии или лотусе. Таким образом их священное животное сделалось орудием Божеского наказания.
Мух множество в Египте и Иудее, и один из видов их, находимый путешественниками вблизи реки Нила и называемый Абиссинскою мухою (зебуб), также крупен, как пчела и так вреден для рогатого скота и других животных, что пастухи часто бывают вынуждены оставлять свои пастбища и бежать из тех мест, где они появляются. Беспокойство, причиняемое этим насекомым, было так сильно, что Хананеяне имели даже особое божество, которого особенное значение было защищать их от мух (Вельзевул – бог мух).
Слово Пасха происходит от еврейского глагола passah – переходить. Ветхозаветная Пасха явилась прообразом Пасхи Новозаветной.
Опресноки – пресный неквашенный хлеб.
Чермное (или Красное) море – длинный узкий залив Индийского моря, отделяющий Аравию от Египта и Азию от Африки. Название этого моря Красным объясняют различно. Одни производят это название от морской травы, дающей будто бы воде красный цвет, хотя вода этого залива на самом деле не красная. Иные производят название от имени Идумеев, так как Идумеи происходят от Эдома, как назывался Исав, родоначальник их, а Эдом значит в переводе “красный”. Другие, наконец, производят название Красного моря от красных кораллов, которых в этом море издавна было много, и они были очень ценны.
Название Мерра означает “горечь”. Один из станов Израильтян в пустыне, находившийся в трех днях пути от места перехода через Чермное море. В настоящее время указывают означенную местность на пути от Апюн-Муза к Синаю, в минеральном источнике Говаре, с неприятною горько-соленою водой.
Слово Елим означает “теревинфы” или “пальмовые деревья”. Так назывался седьмой стан Израильский при выходе их из Египта близ Чермного моря, между Меррою и пустыней Син. Существует мнение, что Елим есть настоящий Вади Гурундель. Путеводитель, известный под именем Антонина мученника (570 год по Р.Х.) свидетельствует, что Елим в означенное время назывался Сурандела, – это название созвучно с Гурундель. По мнению других, Елим должно искать в Вади Усейт, недалеко от Гурунделя. Иные, наконец, полагают, что под означенным названием разумеется и Усейт и Гурундель. В Вади Гурундель до сего дня еще растут пальмовые деревья и находится постоянный источник с чистою водою, которою пользуется вся окрестность.
Слово манна происходит от еврейского слова, выражающего удивление – man-lu – что это такое? В последствии манна небесная хранилась в Ковчеге завета.
Празднование Субботы должно было напоминать евреям сотворение мира и освобождение их из Египта. Строгость субботнего покоя простиралась даже до запрещения разводить огонь для приготовления пищи. Но такая строгость, без сомнения, не возбраняла дел необходимости, дел любви. Впозднейшее же время, уже после плена Вавилонского, понятие о покое субботнего дня было извращено.
Рефидим (носильщики, поддерживающие) – один из станов Израильтян при западном рукаве Чермного моря, недалего от горы Синай. Означенное место находилось, по всей вероятности, в Вади Фейран, а другие указывают оное в Вади Эс-Шейх. В настоящее время местность эта называется Мериба, что значит “ропот”, “спор”, “негодование”.
Имя Иофор означает “превосходство”. Иофор был священником Мадиамским, тестем Моисея, так же он называется в Священном Писании Рагуилом и Кенеянином. Он был из потомков Авраама от Хеттуры (см. Быт. 25, 2), так как был священником и князем Мадианитян. Сорок лет своего изгнания Моисей провел у Иофора и женился на его дочери Сепфоре.
Праздник опресноков начинался на второй день Пасхи и продолжался вместе с Пасхой до семи дней, в течение которых при принесении жертв в храме Евреи ничего заквашенного не должны были иметь и употреблять под опасением истребления из среды Израиля. Первый и последний дни этого праздника особенно уважались и отличались всеобщими собраниями во дворе Скинии. Праздник этот имел для Евреев весьма важное значение. Он напоминал им об освобождении от угнетения и рабства Египетского с одной стороны, а с другой – об их высшем призвании быть народом чистым, безквасным, святым, чуждым нравственного растления Египетского (см. 1Кор. 5, 8).
Праздник Жатвы, называемый праздником Седмиц, или Пятидесятница, праздновался в пятидесятый день по Пасхе. Он установлен в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные.
Слова Ханаан, Хананейский, Хананеи означают “покорная, подвластная, униженная земля”. Ханаан – сын Хама и внук патриарха Ноя, родоначальник племен Ханаанских. “Проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих”, – предрек Ной. Хананеи, или Ханаане – первоначальные жители земли Ханаанской, поселившиеся прежде Израильтян в означенной земле. Они разделялись на 11 племен по числу сынов Ханаана, сына Хамова (Быт. 10, 15–19). Наиболее сильный и воинственный народ были Аморреи. Хананеи не имели над собою одного общего главы – царя, и гибли от взаимных междуусобий. К этому присоединялись еще языческие нравы и нечестие, идолослужение, суеверие, волхование и другие беззакония. Божества их были: Ваал, Астарта, Дагон, Молох, Хамос. Мера беззакония их исполнилась. Вот почему Израильтянам даны были такие строгие законы против Хананеев. Но повеление Божие не было исполнено: Хананеи не были истреблены. Во времена плена Вавилонского все эти народы сново свободно распространились по Иудее, и после возвращения Иудеев из плена посредством брачных союзов снова были искушением для Израильтян, против чего и было направлено обличение Ездры.
Под сим названием разумеются две каменные доски, на которых самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божьего.
Синайское законодательство произошло на 50 день после 16 Нисана, избавления евреев из Египта (по переходе через Чермное море) и с тех пор они празднуют этот день, который называется праздником Пятидесятницы или праздником Жатвы, так как в период между Пасхой и Пятидесятницей Иудеи собирали урожай со своих полей.
Мирра или смирна – хорошо известное благовонное вещество. Высоко ценилось Египтянами и Евреями, Греками и Римлянами. В древности мирра употреблялась частью для составления священного миро, частью для благоухания – окуривания одежд и комнат, и наконец, как врачество и для бальзамирования тел умерших.
Фимиам, или ладан (по-еврейски – lot) длаговонный древесный сок, собиравшийся с растения Cystus Creticus. Означенное тернистое дерево растет на острове Кипре, в Аравии, Сирии и Палестине. Имеет около 2,5 метров высоты. Ладан являлся дорогим подарком, который в древности подносили царям, вельможам и другим важным лицам в знак особого благоговения (см. Мф. 2, 11). По свидетельству Тертуллиана, ладан употреблялся язычниками для воскурения пред лжебогами.
Золотой телец, вероятно, был сделан в виде Египетского черного священного быка Аписа, или белого быка Мневиса.
Под Левитами разумеются все потомки Левия. Имя Левий означает “привязанность”. Левий был третим сыном Иакова от Лии. Левий имел трех сыновей: Герсона, Каафа и Мерари, которые и сопровождали Иакова при путешествии его в Египет. Впоследствии они сделались главами трех отделений свое племени (см. Быт. 3, 46, 11). По отделении одного семейства колена Левина для отправления священнических обязанностей они стали отличаться названием от других своих собратьев – Левиты. Одно только семейство Аарона из колена Левина было отделено для отправления священнических обязанностей. Прочим же потомкам Левия были особенные должности и отведено отдельное место в стане. Так Каафяне имели наблюдение за Ковчегом завета и священными сосудами. Герсоняне и Мераритяне разделяли между собой прочие обязанности по особому назначению: помощь священникам в служении, перенос скинии и священных предметов и другое. К концу царствования Давида численность Левитов была около 38 тысяч человек (от 30 лет и выше). Число возвратившихся Левитов с Заровавилем из Вавилонского плена было около 340–360 человек. Со времени возвращения из плена Левиты почти совсем не упоминаются в Священной истории.
Надав и Авиуд были первыми двумя сыновьями Аарона.
Слово “назорей” в переводе с еврейского языка означает “отделять”, “отлучать”. Обет назорейства состоял в непитие вина, отращивании волос, невхождении ни в какой дом, в котором находилось мертвое тело, и неприсутствие на похоронах. Обет назорейства мог быть временным и на всю жизнь. Когда кончался обет временного назорейства, назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета (см. Числ. 6). Из назореев на всю жизнь нам известны Самсон, пророк Самуил и Иоанн Креститель. Назореи составляли секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос. 2, 11–12).
О Моав см. сноску на стр. 1.
Название Тавера означает “горение”. Это место получило свое название от огня Господня, истребившего роптавших Израильтян во время странствования по пустыне. Это произошло в пустыне Фарар, но точное место неизвестно.
Название Киброт-Гаттаава означает “гробы прихоти”. Настоящая местность, думают, носит название Эль-Аин.
Имя Мариам означает “высокая”. Мариам была сестрой Моисея и Аарона, несколько годами старше Моисея. Именно она предложила дочери фараона взять в кормилицы Моисею его мать Иоховеду (Исх. 2). При выходе из Египта она во главе жен Еврейских с тимпанами и ликами прославляла Бога. Скончалась и погребена она в Кадесе (Чис. 20, 1).
С западной стороны Иерусалима прилегает к нему довольно широкая долина Рафаим, или “долина великанов”. Это та самая долина, которой достигли соглядатаи Моисея и донесли ему, что в этой долине видимы ими мужи превысоции. Эту местность называют также долиною Гигонскою, по имени сохранившихся тут с древнейших времен двух водохранилищ.
Имя Иисус означает “спаситель”, а имя Навин переводится как “рыба”. Первоначальное имя его было Осия. В момент начальства его над войском Израилевым в сражении при Рефедиме Иисусу было 44 года. 84 лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля реку Иордан. Иисус Навин мирно скончался на 110 году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи.
Имя Халев означает “горячий”, “храбрый”. Он был сыном Иеффониин из Колена Иудина. 45 лет после того, когда Обетованная земля была уже вполне завоевана и разделена между коленами, Халев, уже 85 летний старец, обратился к Иисусу Навину с требованием себе удела, и просил себе в качестве удела в Обетованной земле Кириаф-Арбу (Хеврон), в которой жили сыны Енаковы, в больших укрепленных городах. О кончине Халева ничего не известно. О личности Халева Сам Господь свидетельствовал в кратких, но выразительных словах: “Раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее” (Чис. 14, 24). Из потомства его нам известны: Асха, его дочь, художник Веселиил, правнук его, богач Навал (жил во времена царствования Давида).
Амаликитяне – могущественный народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. В книге Чисел они назывались “первым из народов”. За грех противодействия народу Божию они были сильно разбиты в битве при Рафадиме. В последствии были поражены Гедеоном, Саулом, и Давидом. Наконец, над ними исполнилось слово Господне, и имя их исчезло с лица земли.
Имя Корей означает “плешивый”, “лысина”. Он являлся старшим сыном Ицгара, правнуком Левия. Потомки Корея, как непринимавшие участия в возмущении, были пощажены Богом. Из рода Кореян выходили известные певцы, как то Эман с сыновьями; верные привратники, как то левит Коре, служители при доме Божием и храбрые сильные воины.
Имя Дафан значит “источник”. Он был Рувимлянином, сыном Емава.
Авирон – брат Дафана.
Название Кадес или Кадес-Варни означает “святое место”. Кадес находился в пустыне Син. Кадес отстоял от Хорива в 11 днях пути по дороге от горы Сеар (Втор. 1, 2). Евреи имели здесь стан в конце первого года своего странствования и сюда возратились соглядатаи (Чис. 13, 27). Кадес лежал близ громадной уединенной скалы, из подошвы которой стремительно вытекает ручей, живописно падающий каскадами в море. Означенное место в настоящее время называется Аин-Кадес и лежит в прямом направлении от горы Синая к Хеврону, к югу от Вирсавии. От Кадеса идет очень хорошая дорога к горе Ор.
Название Мерива, иначе Масса означает “искушение, “укорение”, “распря”. Мерива находилась в путыне Синайской.
В беседе Господа с Никодимом медный змий Моисеев служит предметом величественного и трогательного прообраза: “как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому” (Ин. 3, 14–15). Медный змий Моисеев существовал до времен царства Езекии, который велел истребить его, “потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему, и называли его Нехуштан” (4Цар. 18, 4), как божество. (Нехушта значит “медь”).
Имя Валаам значит “не принадлежащий к народу моему”. Он являлся сыном Веора или Восора, уроженцем города Пефора, что в Месопотамии. О Валааме упоминает Святой апостол Петр, называя его “возлюбившим мзду неправедную, но обличенным ослицею бессловесною в своем беззаконии, которая, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка” (Петр, 2, 15–16). О нем так же упоминает в своем послании апостол Иуда: “Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей” (Иуд. 1, 11).
Слово “теократия” происходит от двух греческих корней: “феос” – Бог и “кратио” – управлять, власть.