Лекция 3
Период третий – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет
Начало истории еврейского рода
Сим – Арфаксад – Каинан – Сала – Евер35 – Фалек – Рагав – Серух – Нахор – Фарра36 – Авраам37 (Быт. 11, 10–26: Родословие (Толедот) Сима).
Призвание Авраама
Быт. 11, 31–32: Переселение семейства38 из Ура39 Халдейского в Харран40.
Быт. 12, 1–3: Призвание Авраама. Завет Бога с Авраамом.
Авраам с семейством в Египте (Быт. 12, 10–20).
Исход Авраама с семейством из Египта (Быт. 13, 1).
Краткая историческая справка – Египет
Египет (Мицраим) – одна из древнейших стран на земле.
Египет граничит на юг с Эфиопией, к северу со Средиземным морем, к востоку с Чермным морем, к западу с песчаною возвышенностью Сахары и Ливийской пустыней.
Страна представляется путешественнику в виде громадной равнины простирающейся на около 1000 км в длину и окруженной на восток и запад рядом холмов и обширной пустыней.
Первые египтяне, которые поселились в долине реки Нил, назывались тасо-бадарианцы и имели африканское происхождение, то есть являлись хамитами. Первый Египетский фараон носил имя Нармер. Он покорил неприятельское царство в дельте Нила и основал первую династию.
Что касается происхождения названия страны, то мнения об этом различны. В Ветхом Завете слово Египет переводится еврейским словом Мицраим, именем одного из сыновей Хама (Быт. 10, 6), который мог быть родоначальником Египтян. Иногда он называется землею Хамовой (Книга Псалтырь).
Около 96 % нынешнего Египта занимает пустыня и 99 % населения живет на 4 % всей территории страны.
Авраам и Лот
Спор между пастухами Лота41 и пастухами Авраама (Быт. 13, 2–7).
Лот избирает себе Содом (Быт. 13, 8–13).
Быт. 13, 14–18: Повторение Обетования Аврааму. Поселение Авраама у дубравы Мамре, что в Хевроне.
Война царей. Захват Содома и Гоморры. Лот в плену (Быт. 14, 1–12).
Авраам освобождает Лота из плена (Быт. 14, 13–16).
Мелхиседек, царь Салимский
Быт. 14, 17–24: Встреча42 Мелхиседеком Авраама. Царь и пророк Салима43 Мелхиседек44 – прообраз великого Первосвященника Нового завета. Пример благочестия в ином народе.
Завет Бога с Авраамом и Обетование сына
“Благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12, 1–3 – см. стр. 1).
Быт. 15, 1–6: Обетование сына.
Жертвоприношение Авраама (Быт. 15, 7–11).
Обетование земли (Быт. 15, 17–21).
Рождение Исмаила
Сара45 отдает Агарь46 Аврааму. Агарь изгоняется Сарой (Быт. 16, 1–6).
Быт. 16, 7–14: Обетование Божие Агари.
Рождение Исмаила47 (Быт. 16, 15–16).
Знамение Завета
Быт. 17, 1–8: Подтверждение Завета. Наречение имени Авраам48.
Быт. 17, 9–14: Знамение Завета – закон об обрезании мужеского пола. Прообраз святого крещения.
Обетование Исаака. Наречение имени Сарра (Быт. 17, 15–21).
Совершение обрезания (Быт. 17, 22–27).
Краткая историческая справка – обряд обрезания:
Обрезание – обряд Иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в восьмой день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом (Быт. 17, 10 – 12). Повеление об обрезании было повторено Моисею (Исх. 12, 44; Лев. 12, 3).
Из несомненных свидетельств видим, что обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что обряд был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южноафриканского народонаселения. Кафры доселе совершают этот обряд и, вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что Филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными.
От Евреев многие другие восточные народы приняли этот обряд и он составляет главное условие вступление в религию Магомета.
Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва, и даже острый каменный нож.
Новейшие Иудеи доселе совершают этот обряд с большою торжественностью: дитя приносят в синагогу и известное лицо, называемое Баал-Берифом, принимает его на свои руки и раввин совершает над ним обрезание со многими обрядностями.
Богоявление у дуба Мамрийского
Быт. 18, 1–8: Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Образ Пресвятой Троицы у дуба Мамрийского49. Прообраз новозаветного Богоявления.
Обетование рождения сына. Смех Сарры (Быт. 18, 9–15).
Извещение Божие о конце Содома и Гоморры (Быт. 18, 17–21).
Быт. 18, 22–33: Заступничество Авраама. О силе молитвы праведника.
Содом и Гоморра
Быт. 19, 1–11: Лот принимает двух ангелов. Суть содомского греха.
Быт. 19, 12–14: Зятья Лота не верят ему.
Быт. 19, 15–23: Семья Лота покидает Содом. Путь нечестивца погибнет. Об ангельской помощи. Необходимость решительности при оставлении нечестия.
Быт. 19, 24–28: Разрушение Содома50 и Гоморры51.
Грех дочерей Лота. Происхождение Моавитян52 и Аммонитян53 (Быт. 19, 30–38).
Авраам и Авимелех
Переселение54 Авраама. Грех неведения Авимелеха55 (Быт. 20, 1–7).
Молитва Авраама об Авимелехе (Быт. 20, 8–18).
Рождение Исаака
Быт. 21, 1–7: Рождение и обрезание Исаака56.
Изгнание из дома Авраама Агари и Исмаила (Быт. 21, 15–21).
Авраам переселяется в Вирсавию57 (Быт. 21, 33–34).
Высшее испытание веры Авраама
Быт. 22, 1–8: Бог испытывает Авраама. Повеление Божие принести в жертву своего единственного сына Исаака на горе Мориа58. Непоколебимость Авраама в послушании Богу.
Быт. 22, 9–14: Бог останавливает Авраама59. Исаак, как прообраз жертвы Спасителя мира.
Быт. 22, 15–19: Повторение благословения Божия к Аврааму.
Смерть и погребение Сарры (Быт. 23).
Женитьба Исаака
Наказ Авраама рабу своему относительно женитьбы Исаака (Быт. 24, 1–9).
Раб следует в Месопотамию60. Молитва раба о помощи Божией в выборе невесты (Быт. 24, 10–14).
Встреча раба с Ревеккой61 (Быт. 24, 15–33).
Раб сватает Ревекку за Исаака (Быт. 24, 34–49).
Ревекка соглашается пойти с рабом Авраама (Быт. 24, 50–61).
Ревекка делается женой Исаака (Быт. 24, 62–67).
Быт. 25, 7–11: Смерть Авраама.
Рождение Исава и Иакова
Быт. 25, 19–26: Рождение Исава62 и Иакова63: “больший будет служить меньшему”.
Быт. 25, 27–34: Исав продает свое первородство. О пренебрежении к отеческому благословению. Исав – начальник рода Идумеян.
Исаак и Авимелех
Быт. 26, 1–5: Исаак переселяется в Герар64. Подтверждение завета Исааку.
Исаак обманывает Авимелеха о Ревекке (Быт. 26, 6–11).
Богатство Исаака. Засыпание колодцев. Зависть Филистимлян (Быт. 26, 12–16).
Спор Исаака с Авимелехом о колодцах. Союз между Исааком и Авимелехом. Исаак поселяется в Вирсавии (Беэршива) (Быт. 26, 17–33).
Благословение Иакова и Исава
Женитьба Исава в тягость Исааку и Ревекке (Быт. 26, 34–35).
Отец готовится к благословению сына. Исав охотится за дичью (Быт. 27, 1–5).
Ревекка и Иаков прибегают к хитрости (Быт. 27, 6–17).
Иаков выдает себя за Исава и подходит за благословением к отцу (Быт. 27, 18–26).
Быт. 27, 27–29: Благословением Исааком Иакова.
Исав подходит к отцу и просит благословения (Быт. 27, 30–38).
Быт. 27, 39–40: Благословение Исааком Исава65.
Исав обещает убить Иакова. Ревекка советует Иакову убежать к Лавану66 (Быт. 27, 41–46).
Быт. 28, 1–5: Исаак отсылает Иакова к Лавану. Окончательное благословение младшего сына перед дорогой в Харран67. Первородство по благодати.
Исав берет себе третью жену из дочерей Исмаила (Быт. 28, 6–9).
Сон Иакова
Быт. 28, 10–22: Иаков в Вефиле68. Сон Иакова на камне. Лествица69 – чудесный символ божественного промышления о земле, прообраз Пресвятой Богородицы. Повторение Иакову Обетования, данного некогда Аврааму и Исааку.
Иаков и Лаван
Иаков встречается с Рахилью у колодезя (Быт. 29, 1–12).
Иаков встречается с Лаваном (Быт. 29, 13–14).
Иаков семь лет работает за Рахиль70 (Быт. 29, 15–20).
Лаван обманывает Иакова и дает ему в жены Лию71 (Быт. 29, 21–25а).
Иаков наконец получает в жены Рахиль и работает еще семь лет (Быт. 29, 15–30).
Рождение сыновей Иакова:
Рувим, Симеон, Левий, Иуда – сыновья от Лии (Быт. 29, 31–35).
Дан и Неффалим – сыновья от служанки Рахили Валлы (Быт. 30, 1–8).
Гад и Ассир – сыновья от служанки Лии Зелфы (Быт. 30, 9–13).
Иссахар и Завулон – последние сыновья Лии (Быт. 30, 14–20).
Дина – дочь Лии (Быт. 30, 21).
Иосиф – сын Рахили (Быт. 30, 22–24).
Сделка Иакова с Лаваном (Быт. 30, 25–43).
Иаков намеривается вернуться домой. Господь призывает Иакова к возвращению (Быт. 31, 1–16).
Бегство Иакова
Иаков уходит незаметно. Рахиль похищает идолов отца (Быт. 31, 17–22).
Лаван догоняет Иакова на горе Галаад72 (Быт. 31, 23–32).
Лаван ищет похищенных идолов (Быт. 31, 33–42).
Иаков и Лаван заключают союз друг с другом (Быт. 31, 43–55).
Встреча Иакова с Исавом
Послы Иакова отправляются навстречу к Исаву (Быт. 32, 1–5).
Возвращение послов. Сообщение о том, что Исав с 400 воинами идет навстречу к Иакову (Быт. 32, 6–8).
Быт. 32, 9–12: Молитва Иакова при переходе через Иордан.
Быт. 32, 13–21: Иаков отсылает подарки Исаву.
Быт. 32, 22–32: Иаков получает имя Израиль.
Быт. 33, 1–11: Встреча Иакова с Исавом. Молитва и смирение умягчает сердце врага.
Исав возвращается в Сеир73 (Быт. 33, 12–16).
Иаков поселяется близ Сихема (Быт. 33, 18–20).
Краткая историческая справка – страна Идумея:
Идумея, страна Эдомская, Идумеяне – страна, народ получившие свое название от Исава, или Эдома. Эта страна лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе земля или гора Сеир, в Библейские времена составляла небольшую полосу земли между пустыней Син на запад и Каменистою Аравией на восток. Климат в ней был превосходный и она отличалась особенным плодородием почвы.
Царство Едом имело около 100 км в ширину и 180 км в длину, то есть его площадь составляла около 18000 кв. км.
Древней столицей Идумеи был город Восора, вероятно нынешний Бессеира, упоминаемый в книге пророка Исаии (53, 1). Другими городами были:
После смерти Саула едомиты при первой же возможности показали свою ненависть к Израилю. Когда Давид воевал в северной Сирии с Адраазаром, царем Сувским, Едом, по всей видимости, напал на южную часть Иудеи и даже угрожал Иерусалиму. Однако по возвращении Давида более древнее царство Едом значительно уменьшилось в размерах, уступив часть территории более молодому Израилю; восемнадцатитысячное войско Едома было разбито в Соляной долине у южной оконечности Мертвого моря.
Давид покорил Едом, который оставался под владычеством Иудеи даже во времена разделенного царства вплоть до прихода к власти Иорама (середина IX в. до Р.Х.).
Села сделалась в последствии столицей Идумеи. Более известна она в греческом переводе под названием Петра. (Села означает камень по-древнееврейски, Петра – по-гречески). Лет через пятьдесят после смерти Иорама царь Иудейский Амасия (875–800 гг. до Р.Х.) захватил Едом и крепость Селу. Развалины этого древнего города со множеством пещер, гробниц, дворцов, триумфальных ворот открыты в 1812 году Буркгардтом, в местности Вади-Муза, к востоку от горы Ор, на которой скончался первосвященник Аарон. Этот город, как известно (4Цар. 14, 7) был взят царем Амасией, причем 10 тысяч Идумеян пало в сражении и 10 тысяч пленных Идумеев были низринуты победителями с утесов.
“Петра, столица земли Едомской, была одним из чудес древнего мира, – пишет Дейвис. Этот город был воздвигнут на гигантской скале, и многие здания были выдолблены в камне. Поразителен вид Петры, с ее домами, уходящими вглубь скальной породы – красивого розового камня. Город был практически неуязвим для вражеского нападения”.
Пророчество о Едоме завершилось с падением Ассирии. “Свобода, полученная Едомом от Иудеи, – пишет Говард Вос, – обернулась лишь передышкой перед тем, как царство попало под еще более сильный гнет, на этот раз Ассирийский”. “Когда ослабела Ассирия, – продолжает ученый, – Едом, наряду с другими народами был поглощен ордами халдеев, налетевшими из Трансиордании”.
Набеяне, видимо, и есть те самые “сыны Востока”, упомянутые в книге Иезекииля (25, 4) где-то в VI веке до Р. Х. вытеснили едомлян из их горных укреплений и заняли город Петру.
Ко времени рождения Господа нашего Иисуса Христа город Петра была процветающим городом, являясь конечным пунктом одного из великих торговых путей Азии. В Петре арабы сбывали свои пряности и благовония.
Во времена Римской империи, согласно “Библейскому словарю Уингера”, “едомляне составляли одно целое с еврейским народом, и вся область нередко называлась римскими и греческими авторами Идумеей. Непосредственно перед осадой Иерусалима императором Титом (70 г. по Р.Х.) около 20 тысяч идумейцев были впущены в Священный Город, наполнив его грабежом и кровопролитиями. С этого времени едомляне, как отдельный народ, исчезаают со страниц истории.
И даже в наши дни, когда слава о Петре распространилась по всему миру, число людей, которые видели этот город, остается ничтожно малым. Он остается затерянным и заброшенным, являя собой один из самых странных и прекрасных пейзажей в мире: огромный живописный некрополь, охраняемый орлами...”
Третий древний Идумейский город Феман упоминается еще в книге Бытия (36, 34). По всей видимости это нынешний город Маан, к югу от Петры. Жители Фемана славились особенной мудростью (Иер. 49, 7). Некогда расположенный на восточной границе земли Едомской, он остался единственным поселением этой земли, избежавшим рарушения.
Последующая жизнь Иакова
История с Диной (Быт. 34).
Иаков переселяется в Вефиль (Быт. 35, 1–4).
Устройство жертвенника в Вефиле (Быт. 35, 5–8).
Быт. 35, 9–15: Подтверждение Обетования Иакову.
Рождение Вениамина и смерть74 Рахили (Быт. 35, 16–21).
Смерть Исаака в Хевроне (Быт. 35, 27–29).
История Иосифа и одиннадцати братьев
Продажа Иосифа в рабство
Сновидения Иосифа75: ненависть к нему братьев (Быт. 37, 1–11).
Дофан76
Быт. 37, 12–24: Заговор против Иосифа.
Быт. 37, 25–28: Продажа Иосифа купцам. Страдания Иосифа как прообраз земных страданий Христа.
Отчаяние Рувима и безысходное горе Иакова (Быт. 37, 29–36).
Грех Иуды
Рождение Ира77 и женитьба его на Фамари78 (Быт. 38, 1–11).
Иуда и Фамарь (Быт. 38, 12–23).
Пощада Фамари. Рождение от Фамари и Иуды Фареса79 и Зары80 (Быт. 38, 24–30).
Иосиф в доме Потифара
Преуспевание Иосифа в доме Потифара81 (Быт. 39, 1–5).
Искушение Иосифа в доме Потифара (Быт. 39, 6–18).
Иосифа безвинно заключают в темницу. Иосиф становится распорядителем в темнице (Быт. 39, 19–23).
Иосиф истолковывает сны в темнице
Виночерпию и хлебодару снятся сны (Быт. 40, 1–8).
Сон виночерпия и его истолкование Иосифом (Быт. 40, 9–15).
Сон хлебодара и его истолкование Иосифом (Быт. 40, 16–19).
Исполнение истолкований снов (Быт. 40, 20–23).
Иосиф и Фараон
Быт. 41, 1–8: Сон фараона.
Виночерпий вспоминает об Иосифе (Быт. 41, 9–13).
Фараон рассказывает свой сон Иосифу (Быт. 41, 14–24).
Быт. 41, 25–36: Иосиф истолковывает сон Фараона и подает совет.
Иосиф поставлен правителем над Египтом (Быт. 41, 37–45).
Исполнение сна (Быт. 41, 46–57).
Братья Иосифа в Египте
Иаков посылает в Египет десять сыновей своих (Быт. 42, 1–5).
Встреча Иосифа с братьями (Быт. 42, 6–17).
Иосиф выдает им хлеб (Быт. 42, 18–28).
Десять сыновей рассказывают свою встречу Иакову (Быт. 42, 29–38).
Второе путешествие в Египет с Вениамином
Иаков отпускает Вениамина82 неохотно (Быт. 43, 1–15).
Иосиф угощает своих братьев в своем доме (Быт. 43, 16–34).
Иосиф задерживает Вениамина (Быт. 44, 1–13).
Быт. 44, 14–34: Иуда83 выпрашивает Вениамина. Покаяние есть путь к прощению.
Быт. 45, 1–15: Иосиф открывается своим братьям .
Иосиф приглашает Иакова в Египет (Быт. 45, 16–28).
Израильтяне в Египте
Переселение в Египет
Быт. 46, 1–4: Испрашивание воли Божией о переселении.
Быт. 46, 5–7: Иаков с семейством из Вирсавии переселяется84 в Египет.
Иосиф научает братьев просить у Фараона землю Гесем (Быт. 46, 28–34).
Иосиф извещает Фараона о прибытии его семейства из земли Ханаанской (Быт. 47, 1–6).
Иосиф и Иаков встречаются с Фараоном. Иаков благословляет Фараона. Фараон дает во владение Израилю землю Гесем85 (Быт. 47, 7–12).
Жизнь Евреев в Египте до смерти Иосифа
Иосиф принимает меры против голода в Египте. Покупка у людей всей земли Египетской в пользу Фараона (Быт. 47, 13–26).
Обещание Иосифа Иакову не хоронить его в Египте (Быт. 47, 27–31).
Быт. 48: Иаков благословляет сыновей Иосифа: меньший Ефрем86 предпочитается старшему Манассии87.
Пророческое благословение Иаковом колен Израилевых
Иаков призывает своих сыновей (Быт. 49, 1–2).
Быт. 49, 3–4: Благословение колена Рувима.
Быт. 49, 5–7: Благословение колен Симеона и Левия.
Быт. 49, 8–12: Благословение колена Иуды. Особое благословение к Иуде – пророчество о пришествии Христа.
Быт. 49, 13: Благословение колена Завулона.
Быт. 49, 14–15: Благословение колена Иссахара.
Быт. 49, 16–18: Благословение колена Дана.
Быт. 49, 19: Благословение колена Гада.
Быт. 49, 20: Благословение колена Асира.
Быт. 49, 21: Благословение колена Неффалима.
Быт. 49, 22–26: Благословение колена Иосифа.
Быт. 49, 27: Благословение колена Вениамина.
Завещание Иакова и его смерть
Завещание сыновьям похоронить Иакова в Махпеловой пещере (Быт. 49, 28–32).
Быт. 49, 33: смерть Иакова.
Скорбь Иосифа и пышные похороны Иакова (Быт. 50, 1–14).
Смерть Иосифа
Быт. 50, 15–21: Милость Иосифа к своим братьям.
Быт. 50, 22–26: Смерть Иосифа.
Книга Иова
История Иова
Иов. 1, 1: Происхождение Иова88 из земли Уц89 и его богобоязненность.
Клевета сатаны на Иова:
Иов. 1, 6–12: Сатана пред Богом. Первое испытание.
Иов. 1, 13–19: Гибель детей и богатства.
Иов. 1, 20–21: Терпение Иова.
Сатана пред Богом. Второе испытание (Иов. 2, 1–6).
Проказа на Иова (Иов. 2, 7–8).
Жена призывает к хулению Бога. Терпение Иова (Иов. 2, 9–10).
Скорбь трех друзей Иова (Иов. 2, 11–13).
Сетования и скорбь Иова:
Иов. 3, 3–5: Иов проклинает день своего рождения.
Иов. 3, 20–23: Вопль души с прошением о смерти.
Друзья увещевают Иова. Законнический взгляд друзей на суд Бога.
Из разговора с друзьями – Елифазом90, Валдадом91 и Софаром92:
Иов. 22, 6–9: Елифаз перечисляет грехи Иова.
Иов. 27, 1–6: Иов утверждает, что он праведен.
Иов. 33, 12–13: Елиуй93 гневается на Иова за оправдание самого себя.
Иов. 34, 10–15: Представление об употреблении Богом страданий в наказание людям.
Голос Божий к Иову:
Иов. 38, 1–19: О неспособности человека исследовать тайну творения Божия.
Иов. 39, 31–35: Покаянное смирение Иова.
Иов. 42, 7–9: Молитва Иова за друзей своих. Ложность законнического подхода к суду Божию.
Иов. 42, 10: Награда Иову.
Исчисление удвоенного богатства Иова (ср. Иов. 1, 3 с Иов. 42, 12).
Причина, почему не стало вдвое, по обещанию Божию, детей у Иова (ср. Иов. 1, 2 с Иов. 42, 13), – пророчество о Воскресении из мертвых.
О подлинной и внешней религиозности.
Иов явил собой пример истинного богопочитания вне избранного рода.
Религиозное состояние языческих народов
Следы постепенного уклонения от первоначальной истины, вырождающиеся в грубое идолопоклонство: обожествление сил, стихий природы и светил небесных. Тлевшая искра истины под пеплом языческих заблуждений.
Характеристика Патриархальной эпохи
Отличительная особенность Патриархальной эпохи – непосредственное общение патриархов с Богом. Начало опыта нравственно отеческого управления. Три отдельных ступени в отношении Бога к людям:
1) свобода выбора между смиренным повиновением и греховным противлением. Видимый перевес потомства Каина над потомством Сифа. Всеобщее развращение и потоп.
2) Заключение завета с праведным Ноем, как родоначальником нового человечества. Обещание о долготерпении Божием. Страшная самонадеянность у людей. Воцарение грубого идолопоклонства среди расселенного человечества.
3) Избрание Авраама – нового праведника, как родоначальника избранного рода. Частые явления и Обетования Божии. Полное развитие мысли о будущем Избавителе.
Домашнее задание
ПЕРИОД ТРЕТИЙ – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет
– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Завет Бога с Авраамом (Быт. 12, 1–3).
– Выписать из Священного Писания события явления Бога Аврааму в виде трех странников (Быт. 18, 1–8).
– Выписать из Священного Писания события испытания Авраама (Быт. 22, 1–8).
– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Исааком Иакова (Быт. 27, 27–29).
– Выписать из Священного Писания сон Иакова в Вефиле (Быт. 28, 10–22).
– Выписать из Священного Писания текст выспрашивания Иудой Вениамина у Иосифа-царедворца.
– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Иаковом Иуды (Быт. 49, 8–12).
– Выписать из Священного Писания в их историческом порядке и выучить наизусть имена Библейских патриархов от Адама до Иосифа.
Повторить вопросы:
1. Начало истории еврейского рода.
2. Призвание Авраама.
3. Авраам и Лот.
4. Мелхиседек, царь Салимский.
5. Завет Бога с Авраамом и Обетование сына.
6. Рождение Исмаила.
7. Знамение Завета.
8. Богоявление у дуба Мамрийского.
9. Содом и Гоморра.
10. Авраам и Авимелех.
11. Рождение Исаака.
12. Высшее испытание веры Авраама.
13. Женитьба Исаака.
14. Рождение Исава и Иакова.
15. Исаак и Авимелех.
16. Благословение Иакова и Исава.
17. Сон Иакова.
18. Иаков и Лаван.
19. Бегство Иакова.
20. Встреча Иакова с Исавом.
21. Последующая жизнь Иакова.
22. История Иосифа и двенадцати братьев.
23. Израильтяне в Египте.
24. История Иова.
25. Религиозное состояние языческих народов.
26. Характеристика Патриархальной эпохи.
Контрольный опрос по периоду от Авраама до переселения еврейского народа в Египет
1. Кто такой Евер, что означает его имя?
2. Кто такой Фарра?
3. Назвать в историческом порядке имена Библейских патриархов от Адама до Иосифа.
4. Показать на карте Ур Халдейский.
5. Куда переселился Фарра со своим семейством из Ура Халдейского?
6. Кто переселился с Фаррой из Ура Халдейского?
7. Быт.12, 1–3: Завет Бога с Авраамом – наизусть.
8. Куда переселяется Авраам со своим семейством из Харрана?
9. Дать краткую историческую справку о Египте.
10. Кем Лот приходился Аврааму?
11. Рассказать обстоятельства при которых Авраам и Лот поселяются в разных местах.
12. Какие земли выбрал Лот для своего житья после расставания с Авраамом?
13. Рассказать обстоятельства при которых Лот попадает в плен?
14. Кто и как выручает Лота?
15. Кто встречает Авраама у врат Салима?
16. Рассказать обстоятельства встречи Авраама у врат Салима.
17. Что означает имя Мелхиседек?
18. Показать на карте местоположение древнего города Салима.
19. Как звали жену Авраама?
20. Кто такая Агарь?
21. Что в переводе означают имена Аврам и Авраам?
22. Что в переводе означают имена Сара и Сарра?
23. Как звали первого сына Авраама?
24. Какое знамение Завета Господь положил Аврааму?
25. Где происходили события Богоявления Аврааму?
26. Рассказать о событиях Богоявления Аврааму.
27. Показать на карте место Богоявления Аврааму.
28. Рассказать о заступничестве Авраама пред Богом за нечестивые города ради праведных людей.
29. Рассказать о пришествии ангелов в Содом.
30. Что означает название Содом?
31. Что означает название Гоморра?
32. Показать на карте Содом.
33. Кто из жителей Содома спасся от гнева Божия?
34. Рассказать о событиях спасения Лота и его семейства.
35. Рассказать о происхождении Моавитян и Аммонитян.
36. Как звали второго сына Авраама?
37. Где находится гора Мориа?
38. Что произошло на горе Мориа с Авраамом?
39. Рассказать обстоятельства событий на горе Мориа.
40. Что означает имя Исаак?
41. Как зовут жену Исаака?
42. Где и при каких обстоятельствах находят жену Исааку?
43. Как звали двух сыновей Исаака?
44. Рассказать обстоятельства, при которых Исав продает свое первородство.
45. Кто такие эдометяне?
46. Каким образом Иаков получает благословение старшего?
47. Быт. 27, 27–29: Благословение Исааком Иакова – наизусть.
48. По чьему совету Иаков бежит из дома?
49. Почему Иаков бежит из дома?
50. К кому бежит Иаков?
51. Куда бежит Иаков?
52. Кем Лаван приходится Иакову?
53. Где снится сон Иакову?
54. Пересказать содержание сна Иакова.
55. Объяснить прообразовательное значение сна Иакова.
56. Как именовались жены Иакова?
57. Как звали старшего сына Иакова?
58. Назвать имена двенадцати сыновей Иакова.
59. Назвать имена сыновей Иакова от Рахили.
60. Рассказать об обстоятельствах сделки Иакова с Лаваном.
61. Показать на карте место, где Лаван догоняет бежавшего Иакова.
62. Рассказать обстоятельства встречи Иакова с Исавом.
63. При каких обстоятельствах умирает Рахиль?
64. Где погребена Рахиль?
65. Каковы были сновидения Иосифа и почему его ненавидели братья?
66. В какой книге описана история Иосифа и его двенадцати братьев?
67. Рассказать о заговоре братьев против Иосифа.
68. Кто из братьев предложил не убивать Иосифа?
69. Кто из братьев предлагает продать Иосифа в рабство?
70. Пересказать историю с Фамарь.
71. В какую страну попадает Иосиф после продажи его братьями в рабство?
72. Как звали хозяина дома, в который попадает Иосиф в рабстве?
73. При каких обстоятельствах Иосиф попадает в темницу?
74. Какие сны, кому и как истолковывает Иосиф в темнице?
75. Как исполнилось истолкование снов Иосифа?
76. Сколько времени находился Иосиф в темнице?
77. Какие сны снятся Фараону и как их истолковывает Иосиф?
78. Какое решение принимает Фараон, когда Иосиф истолковывает ему сны?
79. Какого брата не было на первой встрече Иосифа с братьями в Египте?
80. Рассказать о первой встрече Иосифа с братьями в Египте.
81. Рассказать о втором путешествии братьев в Египет и о их второй встрече с Иосифом.
82. Каким образом Иосиф удерживает Вениамина?
83. Рассказать о Вениамине.
84. Кто из братьев предлагает свою жизнь за брата Вениамина?
85. Откуда переселяется Иаков со своим семейством?
86. Показать на карте место, откуда переселился Иаков со своим семейством.
87. Сколько человек насчитывало семейство Иакова на момент переселения в Египет?
88. Как называлась местность, куда переселяется Иаков со своим семейством в Египте?
89. Показать на карте местность, где поселяется Иаков со своим семейством в Египте.
90. Как звали двух сыновей Иосифа?
91. Рассказать обстоятельства благословения Иаковом двух сыновей Иосифа.
92. Быт. 49, 8–12: Благословение Иаковом Иуды – наизусть.
93. Где Иаков завещает похоронить себя?
94. Каким событием заканчивается книга Бытие?
95. В какой книге описана история праведного Иова?
96. Кто из известных исторических лиц жил в земле Уц?
97. Рассказать коротко историю Иова.
98. Как книга Иова пророчествует о Воскресении мертвых?
99. Дать краткую характеристику религиозного состояния языческих народов.
100.Дать характеристику Патриархальной эпохи.
* * *
Имя Евер происходит от сиро-халдейского слова “еври”, что значит “переходить”. Он является последним из благочестивых патриархов до разделения и рассеяния народов. При нем было столпотворение Вавилонское и расселение строителей его. Именно от него евреи получили свое имя – евреи. Примечательно, что сиро-халдейское слово “еври” означает то же, что латинское “passah”, от которого происходит слово Пасха.
Фарра является отцом Авраама (Быт. 11, 27). Жил со своим семейством в Уре, городе Халдейском, между реками Евфратом и верховьями Тигра. Фарра был идолопоклонником (Нав. 24, 2: “И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: `за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам”). Но решимость Фарры в преклонных летах последовать повелению Божию данного сыну его Аврааму – оставить отечество и идти со всем семейством в землю Ханаанскую (Быт. 11, 31), показывают, что в нем была вера в Бога, остатки чистого Богопознания и добродетели. Этим он не был подобен другим идолопоклонникам. В Харране он скончался 205 лет.
Аврам (с древнееврейского “отец высокий”), позднее Авраам (с древнееврейского “отец множества”) сын Фарры, родившийся в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему. В доброй старости (175 лет) опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра. Махпела (двойная пещера) была близ Хеврона, и находится по одну сторону высокого холма на юго-западе. Над пещерою, считаемою еще доселе фамильным склепом патриархов, воздвигнут памятник, называемый ныне Харан Хевронский. С вершины холма открывается прекрасный вид на долину Мамре.
Из Ура Халдейского в Харран переселились Фарра, Аврам, Лот и Сара.
Ур (свет, огонь) находился близ Харрана. Большинство толкователей держатся мнения, что он находился на месте г. Едессы, или Орфа, между реками Евфратом и верховьями Тигра. У сирийских писателей место известно под названием Урхои. Настоящий город Урфа расположен на покатости высокого холма. В стенах его живет до 1800 армянских семейств, а так же 1200 мусульманских семейств. Орфа в новой истории известна как место войны между императором Юлианом и Персами.
Харан или Харран (степь, место сожженное солнцем) лежал на северо-востоке от Месопотамии, между реками Евфратом и Хавором. Здесь умер и погребен Фарра. Здесь так же жил Лаван, брат Ревекки. По мнению доктора Бэка, город Харан лежал близ Дамаска. Ныне это незначительный и небольшой город Месопотамии.
Лот был сыном Харрана, племянником Авраама.
Встреча Мелхиседека с Авраамом произошла на месте нынешнего города Иерусалима или же, по другому преданию на горе Фавор. Ныне, наполовину поднявшись на Фавор, паломникам указывают так называемую пещеру Мелхиседека, хорошо видную с дороги.
Салим с древнееврейского языка означает “мир”. Так по всеобщему мнению называлось место, впоследствии названное Иерусалимом. Против купели Силоамской Кедрский поток переменяет свое направление, круто поворачиваясь на юго-восток, вдоль лощины называемой Царскою долиною или также именуемою юдолию плачевною. Здесь и произошла встреча Авраама с Мельхиседеком: “Изыде же царь Содомский в сретение ему (Аврааму), повнегда возвратитися ему от сеча Ходоллогоморского, и царей с ним, в юдоль Савину; сия же бяше поле царево, и Мельхиседек царь Салимский изнесе хлебы и вино; бяше же священник Бога Вышнего, и благослови Авраама” (Быт. 14, 17–18).
Имя Мелхиседек в переводе с древнееврейского языка означает “царь правды”. Существует позднее еврейское предание, что это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. Но этого предания не было во времена апостольские. “Уподобляясь Сыну Божию, – замечает о нем святой апостол Павел, – он пребывает священником навсегда” (Евр. 7, 3). В Иерусалимском храме Гроба Господня указывают место погребения Мелхиседека.
Имя Сара означает “госпожа моя”, а Сарра – “госпожа множества”. Сарра умерла 127 лет от роду, и по случаю смерти ее Авраам купил известную пещеру Махпеллу. Сарра есть, по истине, прообраз небесного “Иерусалима, который есть матерь нам всем” (см. Гал. 4, 24–31).
Имя Агарь означает “бегство”. Она была египтянкой.
Имя Измаил означает “Бог слышит”. Он был сыном Авраама и Агари. Измаил имел 12 сыновей, которые были князьями или родоначальниками 12 племен Аравийских (Быт. 15, 12–18). Дочь Измаила, по имение Махалафа, была одной из жен Исава (Быт. 28, 9), сверх других жен его. Измаил присутствовал при погребении отца своего Авраама (Быт. 25, 9) в пещере Махпеле. Сам он умер 137 лет от роду (Быт. 25, 17–18).
Имя Аврам с древнееврейского переводится как “отец высокий”, а Авраам – “отец множества”.
Древнееврейское слово “мамре” означает “твердый”. Так называлась долина, где и находилась дубрава с исторически известным Мамрийским дубом. Здесь жил долгое время Авраам и здесь он умер. Исаак так же жил здесь. До сего дня еще на этом месте растет громадный и древнейший дуб, принадлежащий православной Палестинской русской миссии (на кон. XIX в.), а в настоящее время Православной Зарубежной Церкви (в 1997 году эта земля вновь была передана Русской Православной Церкви. Московский патриархат). В народе он известен под названием дуба Авраама и находится близ Хеврона. Это место называется Раме, название которого, вероятно, происходит от Мамре. По еврейскому преданию пришествие Божее произойдет к моменту, когда на дубе Мамрийском не останется ни одной живой ветви. Сейчас на сухом дереве находятся несколько зеленых ветвей, приносящих плоды.
Название Содом в переводе с древнееврейского означает “горящий”. Древний город в долине Сиддим. Лежал в долине Иорданской, бывшей в означенное время очень плодородною. Некоторые из исследователей полагают, что развалины Содома видны до сего дня под водами Мертвого моря. Содомляне отличались своим нечестием и неестественным развратом. Воды Мертвого моря содержат 25 % соли, делая их полностью непригодными для какой-либо жизни. В него впадает сравнительно многоводная река Иордан. Вся живность реки, попадая в Мертвое море, мгновенно гибнет. Но для верующих это не загадка. Печать греха навечно осталась на сем море – оно в буквальном смысле мертвое. Дно моря покрыто смолой и асфальтом.
Название Гоморра в переводе с древнееврейского означает “погружение”, “потопление”.
Моав, сын Лота от его старшей дочери, был родоначальником Моавитян. В последующее время Моавитяне были строго наказаны за дурное отношение с Израильтянами. Моав, Моавитяне – страна находившаяся на востоке от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Страна Моавитская в древние времена, по-видимому, была весьма плодородна, но в настоящее время это дикая пустыня.
Аммонитяне, или сыны Аммона были потомками Бен-Амми, сына Лота, по кровосмешении его со своею младшей дочерью. Бен-Амми родился вблизи Сура, но потомство его распространилось на север и занимало гористые страны Галаада (сноску о Галааде см. на стр.1). Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская – южную. Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству (Суд. 10, 6). Главным идолом их был Молох. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием. При путешествии из Египта Израиль обошел страну их, а спустя 300 лет после этого царь Аммонитский объявил войну Израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его (Суд. 11, 13). После кровавой битвы Аммонитяне были разбиты с большой потерей. Окончательно Аммонитян разбил царь Давид. В состоянии рабства они оставались до царствования Иосафата, потом они вновь объявили войну Иудее и напали на нее. Господь наказал Аммонитян за их противление народу Божьему – Аммонитяне вскоре исчезли с лица земли. На том месте, где находился их главный город разбросано в настоящее время селение Емман, в 20 км к юго-западу от нового города Исалт.
Авраам переселился в место между Кадесом (см. сноску на стр. 1) и Суром.
Имя Авимелех означает “царь”, или “отец царя”. Так звали царя Герарского. Имя Авимелех в последствии стало титулом царей Филистимских.
Имя Исаак значит “смех”. Дитя Обетования, сына Авраама и Сарры, родившийся когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. У Иудеев и Магометян существует несколько особых преданий касательно Исаака. Например, то, что он был один из трех не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима, что он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п.
Название Вирсавия означает “кладезь клятвы”, ибо здесь Авраам и царь Филистимский Авимелех клялись друг другу. Впервые так назывался кладезь, близ которого долгое время жительствовал Авраам, а после него Исаак, впоследствии же здесь образовался значительный город удержавший за собой означенное название. Находился он в 32 километрах к югу от Хеврона, на южной границе земли Ханаанской. Означенный город находился в колене Иудином, а с течением времени отошел в состав колена Симеонова. В Вирсавии жили и были судьями сыновья Самуила. В поздние времена этот город предался идолопоклонству. Название Вирсавии сохранилось в Арабском наименовании одного селения: “Бир-Эс-Себа” – колодезь льва, или колодезь семи.
Название Мориа означает “видение”. Во времена Давида гора Мориа не входила в состав города Иерусалима и находилась на северо-восток от него. Она составляла часть возделанной почвы Орны Иевуссеянина, у которого Давид и купил ее. На этом месте Соломон впоследствии выстроил храм. Эта гора была поднята искусственным образом более чем на 213 метров и окружена квадратной каменной стеной. На этой горе Авраам совершил свое жертвоприношение, а Давид во время язвы видел явление Ангела и принес Богу умилостивительную жертву на гумне Орны (2Цар. 24, 15–18). В настоящее время в центре горы стоит мечеть, выстроенная Омаром в VII столетии по Р.Х., и считающаяся второй после Меккской по размеру и великолепию.
Существует еще одно предание о месте жертвоприношения Авраамом своего сына: в Иерусалиме к югу от храма Гроба Господня находится Абиссинский моастырь, в котором показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака.
Месопотамия – междуречная страна, иначе называемая Падан-Арам, или Долина Арама. Так называлась страна, лежащая между Тигром и Евфратом. Она была первым местопребыванием людей прежде и после потопа, и граничила на север – Армениею, на восток – Ассириею, на юг – Аравиею, и на запад – Сириею, и обнимала собою всю настоящую область Эль-Хезир Азиатской Турции.
Имя Ревекка означает “узы”, “оковы”, “пленение красотою”. Она была сестрой Лавана и женой Исаака. После двадцатилетнего супружества с Исааком она сделалась матерью Исава и Иакова. Ревекка умерла прежде Исаака и погребена была в пещере Махпеловой, там же, где были похоронены Авраам и Сарра, а в последствии Исаак и Лия.
Имя Исав в переводе означает “волосатый”, ”косматый”. Иначе его звали Эдом, что значит “красный”. Родоначальник Идумеев.
Имя Иаков означает “вытесняющий”, “выживающий”. Иаков – родоначальник народа Израильского, называемый иначе Израиль. Выражение Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно верующих на земле.
Название Герар означает “округ”. Так назывался древний Хананейский царский город. Город Герар, вместе с областью был известен Аврааму и Исааку, которые жили здесь некоторое время. Именно в этой местности рождается Исаак. Что касается долины Герарской, то она по-видимому, тождественна с местностью под названием Вади-Эль-Шариа. Город Герар современен Содому и Гоморре, и впервые упоминается в книге Бытие (10, 19). Последнее Библейское указание на Герар находится во Второй книге Парапоменон (14, 13–14) во времена Асы. Положение означенного города, по-видимому, соответствует положению города Кирбет-Эль-Герар, который находится на юг от Газы.
Рассказ о судьбах Эдома смотри далее. Теперь на месте древней, некогда славной и воинственной Идумеи тянется широкая дикая и бесплодная равнина.
Лаван (белый) был братом Ревекки и отцом Лии и Рахили, живший в месопотамском городе Харране. Все библейское повествование об отношении Лавана к своему племяннику (Иакову), без сомнения, читается с невольным чувством грусти и сожаления, как обрисовывающее характер первого в далеко непривлекательном виде. Но образ действия его, очевидно несправедливый и греховный пред Богом и людьми, не служил ли, по устроению Божественного промысла, между прочим и к вразумлению Иакова, что никакой обман не остается без должного возмездия, как и его обман с Исавом, и что мера, которою он мерил, возмерится и ему?! (см. Мф. 7, 2).
Сноску о Харране смотри на стр. 1.
Название Вефиль означает “дом Божий”. Ныне этот город называеется Бет-Эль. Он расположен в 19 километрах к северу от Иерусалима. Именно здесь Иаков спасаясь от гнева брата своего Исава остановился на одном месте близ города Луз, где имел видение таинственной лествицы, восходящей до небес. Вследствии сего он назвал это место и близлежащий город Вефилем. Здесь же Иаков имел борьбу с Богом, и получил имя Израиля, что означает богоборец, или крепкий с Богом. На сем святом месте был монастырь; теперь тут одни лишь развалины. Вефиль был расположен на восток от дороги, идущей из Сихема в Иерусалим, почти в равном расстоянии от того и другого города. В Вефиле оставался долгое время Ковчег Завета, а по разделении царства на Иудейское и Израильское Иеровоам поставил здесь одного из золотых тельцов. Вероятно поэтому пророк Осия называет Вефиль Беф-Авен, то есть дом идолослужения. В Вефиле некогда судил пророк Самуил. Ныне это развалины под названием Бейтин.
“Радуйся лествице высокая, юже Иаков виде”, – поет Святая Церковь о Пресвятой Богородице.
Имя Рахиль означает “млекопитающая”, ”мать-овца”. Она являлась младшей дочерью Лавана и второй женой патриарха Иакова. Именно она явилась матерью будущего патриарха Иосифа, а впоследствии и Вениамина. По смерти была погребена на дороге в Ефрафу, то есть в Вифлееме (см. Быт. 35, 18–19). К ней относятся с большим благоговением как Иудеи, так и Магометяне. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Осталась и гробница Рахили. Дети Вифлиемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф. 2, 18).
Имя Лия означает “утвержденная”, “слабая”. Являлась старшей дочерью Лавана и одной из жен Иакова. Неизвестно, в какое время скончалась Лия, но в своей прощальной речи на смертном одре Иаков упоминает, что она похоронена в пещере, на поле Махпела, что близ дубравы Мамре (Быт. 49, 37).
Название Галаад означает “холм”, “свидетель”. Так называется гористая страна за Иорданом от горы Ермона до реки Арнона, а так же и отдельная гора по ту стороу Иордана, где Иаков и Лаван, по своем примирении, воздвигли холм из камней в знак своего мирного союза. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю Васанскому, а южная – Сигону, царю Амморейскому. По завоевании Галаада Израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколену Манассиину. Из судей Израилевых Иаир и Иеффай были из жителей Галаадских.
Название Сеир означает “шероховатый”, “шершавый”. Так называется дикая, извилистая горная цепь, простирающаяся от южного берега Мертвого моря к восточному заливу Чермного моря. Гора Ор составляла с гробницею Аарона одно из ее вершин.
Рахиль погребена близ Вифлеема.
Имя Иосиф означает “прибавление”. Родился в Месопотамии в 2256 году до Р.Х.. Набальзамированное тело его, положенное в ковчег, оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. Среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране. Например, в названии одного из Египетских каналов – канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению святых отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Здесь в Новозаветное время произойдет исцеление Спасителем десяти прокаженных (см. Лк. 17, 11–19, конспект, стр. 1).
Имя Ир означает “бодрствующий”. Так звали первенца Иуды и жены его, дочери от Шуи Хананеянина.
Имя Фамарь означает “пальмовое дерево”.
Имя Фарес означает “расторгающий”. Фарес и Зара были братьями-близнецами. Его имя упоминается в родословии Спасителя (Мф. 1, 3).
Имя Зара означает “солнце”. Его имя упоминается в родословии Спасителя (Мф. 1, 3), но он не участвует в ней.
Имя Потифар означает “принадлежащий солнцу”.
Вениамин (сын десницы, то есть крепости, счастья) – младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит “сын скорби моей”, но отец дал ему другое имя – Вениамин. Известна воинственная наклонность колена Вениаминова по предсказанию Иакова на своем смертном одре: “Вениамин хищный волк, утром будет есть ловиту, и вечером будет делить добычу” (Быт. 49, 27).
Имя Иуда означает “хвала Иеговы” или “Хвалите Господа”. Являлся четвертым сыном Иакова от Лии. Родился в Месопотамии около 2249 года до Р.Х. Колено Иудино было из наиболее многочисленных и могущественных и получило первый удел по жребию при разделе земли Обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде (Быт. 49, 8–12) очень замечательно. “Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Поклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов”. В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должна принадлежать правительственная царская власть пока не придет Примиритель, то есть Мессия Христос, Который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом.
Семейство Иакова на момент переселения из Вирсавии в Египет насчитывал 70 (75) человек.
Слово Гесем означает “земля дождя”. Так называлась область в Нижнем Египте, в которой фараон по просьбе Иосифа поселил Иакова с его сыновьями и в которой жили Израильтяне 430 лет до своего исхода из Египта. Означенная плодоносная, пастбищная страна лежала между Чермным морем и рекой Нилом, или, точнее, между Пелузийским рукавом моря, на южной границе Ханаана. Ныне землю Гесем полагают в провинции Эль-Шаркиех, которую считают лучшею в Египте.
Потомство Ефрема впоследствии занимало одну из лучших частей земли Обетованной, в самой середине оной, и было средоточием народа Израильского. Город Силом, где была поставлена Скиния, остававшаяся там около 300 лет, до времени первосвященника Илия, находился в пределах колена Ефремова. Там отечество и место погребения Иисуса Навина. Из судей народа Израильского Авдон и пророк Самуил были из Ефремлян.
Имя Манассия означает “заставляющий забыть”. Первенец Иосифа от Асинефы. Имя объясняется тем, что при рождении Манассии, Иосиф, отец его, сказал: “Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего”. Племя Манассиино отличалось особенно воинственным духом.
Имя Иов означает “угнетенный” или “враждебно преследуемый”. Прежнее имя его было Иовав. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. Женой Иова была Аравитянка. Жизнь его продолжается 140 лет.
Слово Уц означает “песчаная земля”. Уц – Аравийская область, вероятно занятая в древности потомками Уца или Хуца, потомка Симова (Быт. 10, 23), известная как место жительства Иова, который несомненно управлял ею вроде настоящих Аравийских бедуинов-шейхов. По всей вероятности, это была область очень обширная и лежала между Сирией на север и Идумеею на юг. По древнему преданию она находилась в Гауране, в местечке “Макам-Эйюб”, где показывают путешественникам могилу Иова и каменное корыто, называемое корытом Иова, потому что, по преданию, Иов здесь купался по своем выздоровлении. В недалеком расстоянии здесь показывают источник Иова, а за ним камень Иова или скалу, к которой он приклонялся во время тяжких своих испытаний и к которому мусульмане подходят босыми ногами и целуют как священное место. Близ Макама на четверть часа к югу находится здание, называемое у Арабов “Дер-Эйюб”, монастырь Иова, представляющее теперь вид развалившегося четырехугольного здания.
Елифаз – сын Софана, от сынов Исавовых, царь Феманский. Есть так же мнение, что Елифаз был сыном Исава. В разговоре с Иовом он является самым старшим из друзей и потому говорит всегда первым.
Валдад – сын Аммона Ховарского, савхейский властитель.
Имя Софар означает “чирикающий” или “веселящий”. Он был Минейским царем. Судя по его речам он был самым язвительным к Иову среди друзей.
Имя Елиуй обозначает “Бог мой – Он (Иегова)”. В книге он называется Вузитянином, следовательно происходил из поколения Вузи, сына Нахорова (Нахор – один из братьев Авраама. Он женился на Милке, своей племяннице. Имел 12 сыновей. Быт. 22, 21). Он был в момент спора с Иовом молодым человеком, в сравнении с остальными друзьями Иова.