Относительно необходимости практического исполнения христианских обязанностей (в деле спасения) едва ли кто станет сомневаться. Этот вопрос тесно связывается с вопросом о соблюдении заповедей, который, в свою очередь, всегда стоял выше всяких сомнений. На прямую связь между спасением и соблюдением заповедей указал Сам Иисус Христос (Мф.19:17).
Относительно необходимости практического исполнения христианских обязанностей (в деле спасения едва ли кто станет сомневаться. Этот вопрос тесно связывается с вопросом о соблюдении заповедей, который, в свою очередь, всегда стоял выше всяких сомнений. На прямую связь между спасением и соблюдением заповедей указал Сам Иисус Христос (Мф.19:17).
Однако вопрос о важности теоретического религиозного образования не редко отодвигается на второй план. К сожалению, многие современные «верующие» не спешат образовываться: одни — из-за банального нежелания тратить на обучение личное время и силы; другие — полагая, что основательная теоретическая подготовка нужна лишь преподавателям и священнослужителям; иные — в силу расхожих предрассудков (мол, знание мешает доверительному послушанию, побуждает к кичливости и гордыне).
В действительности же, теоретическое религиозное знание необходимо всем верующим. Ведь понятие «вера христианская» подразумевает не веру в моральные обязательства, в ответственность перед Богом и ближним, в нравственный долг, а веру, исполненную глубокого внутреннего содержания (см. подробнее: Можно ли быть христианином без знания догматов?).
Подлинная вера Христова подразумевает не слепое «верую», но определенную, утвержденную Богом форму мировоззрения и миросозерцания. И это немыслимо вне теоретического ведения.
Религиозные знания, преподанные Господом Иисусом Христом и полнее раскрытые Церковью, при содействии Духа Святого, суть не маловажные безынтересные положения, но «глаголы вечной жизни» (Ин.14:6). Сам Мессия, призывая идти за Собой, говорил: «научитесь от Меня» (Мф.11:29).
Надлежащая теоретическая подготовка служит для верующего залогом осознанного, осмысленного следования в Царство Небесное.
Знание догматов даёт христианину правильное понятие о том, в Кого именно он, собственно, верит. Заметим, что простое свидетельство «верую во Единого Бога» может быть озвучено не только Православными, но и представителями иудаизма, и мусульманами. Между тем, они, всё же, не являются нашими единоверцами.
О целях и следствиях Пришествия Христа, о том, Кто такой Христос, мы также узнаём на основе теоретического учения. Сказать «верую во Христа» могли и ариане, и несториане, и монофизиты, и монофелиты. В плане исповедания веры Православные отличаются от перечисленных еретиков именно ведением того, Кто есть Христос.
Как правило, на основе теоретических знаний христиане знают о главном предмете надежды — Царстве Небесном (опытного созерцания этого Царства удостаиваются далеко не все).
И даже если говорить о сугубо практической стороне христианского делания, она также обусловлена теоретическим ведением.
Положим, полноценное участие в храмовом богослужении подразумевает не только личное присутствие, не только внимание к происходящему, но и понимание смысла священнодействий (песнопений, молитв. Молитва перед иконами подразумевает понимание смысла иконографии.
Комментировать