Что для христианина важнее, практика или теория?

Что для христианина важнее, практика или теория?


Относительно необходимости практического исполнения христианских обязанностей (в деле спасения) едва ли кто станет сомневаться. Этот вопрос тесно связывается с вопросом о соблюдении заповедей, который, в свою очередь, всегда стоял выше всяких сомнений. На прямую связь между спасением и соблюдением заповедей указал Сам Иисус Христос (Мф.19:17).

Относительно необходимости практического исполнения христианских обязанностей (в деле спасения едва ли кто станет сомневаться. Этот вопрос тесно связывается с вопросом о соблюдении заповедей, который, в свою очередь, всегда стоял выше всяких сомнений. На прямую связь между спасением и соблюдением заповедей указал Сам Иисус Христос (Мф.19:17).

Однако вопрос о важности теоретического религиозного образования не редко отодвигается на второй план. К сожалению, многие современные «верующие» не спешат образовываться: одни — из-за банального нежелания тратить на обучение личное время и силы; другие — полагая, что основательная теоретическая подготовка нужна лишь преподавателям и священнослужителям; иные — в силу расхожих предрассудков (мол, знание мешает доверительному послушанию, побуждает к кичливости и гордыне).

В действительности же, теоретическое религиозное знание необходимо всем верующим. Ведь понятие «вера христианская» подразумевает не веру в моральные обязательства, в ответственность перед Богом и ближним, в нравственный долг, а веру, исполненную глубокого внутреннего содержания (см. подробнее: Можно ли быть христианином без знания догматов?).

Подлинная вера Христова подразумевает не слепое «верую», но определенную, утвержденную Богом форму мировоззрения и миросозерцания. И это немыслимо вне теоретического ведения.

Религиозные знания, преподанные Господом Иисусом Христом и полнее раскрытые Церковью, при содействии Духа Святого, суть не маловажные безынтересные положения, но «глаголы вечной жизни» (Ин.14:6). Сам Мессия, призывая идти за Собой, говорил: «научитесь от Меня» (Мф.11:29).

Надлежащая теоретическая подготовка служит для верующего залогом осознанного, осмысленного следования в Царство Небесное.

Знание догматов даёт христианину правильное понятие о том, в Кого именно он, собственно, верит. Заметим, что простое свидетельство «верую во Единого Бога» может быть озвучено не только Православными, но и представителями иудаизма, и мусульманами. Между тем, они, всё же, не являются нашими единоверцами.

О целях и следствиях Пришествия Христа, о том, Кто такой Христос, мы также узнаём на основе теоретического учения. Сказать «верую во Христа» могли и ариане, и несториане, и монофизиты, и монофелиты. В плане исповедания веры Православные отличаются от перечисленных еретиков именно ведением того, Кто есть Христос.

Как правило, на основе теоретических знаний христиане знают о главном предмете надежды — Царстве Небесном (опытного созерцания этого Царства удостаиваются далеко не все).

И даже если говорить о сугубо практической стороне христианского делания, она также обусловлена теоретическим ведением.

Положим, полноценное участие в храмовом богослужении подразумевает не только личное присутствие, не только внимание к происходящему, но и понимание смысла священнодействий (песнопений, молитв. Молитва перед иконами подразумевает понимание смысла иконографии.

Комментировать