Мировоззре́ние – совокупность принципов, взглядов, воззрений, мнений, убеждений, определяющих отношение человека к миру и к себе, как к части этого мира.
Могут ли Православные христиане иметь отличное друг от друга мировоззрение?
Главные, фундаментальные положения христианства суть общие для всякого христианина. Здесь нет и не может быть различий во взглядах (например, мир сотворен Богом из ничего; мир управляется Божественным Промыслом; однажды наступит кончина мира, после чего произойдет его обновление).
Вместе с тем, в области частностей мировоззрение одного христианина может разниться с мировоззрением другого.
Иногда это бывает ввиду разности в уровнях знаний. Однако случается, что различие во взглядах на мир (происхождение мира, мироустройство) обнаруживается даже и среди выдающихся отцов Церкви.
Так, например, святыми отцами не было дано однозначного и бесспорного ответа на вопрос «какова продолжительность Дней Творения», хотя со стороны истории развития мира этот вопрос кажется очень важным (дело в том, что в оригинальном тексте Писания еврейское «иом» – «день» – может интерпретироваться и как день, и как период вообще).
Это обстоятельство, конечно же, не означает незрелость их веры. Просто подобные вопросы, важные с точки зрения естествознания, не принципиальны в религиозно-нравственном отношении.
Всё, что необходимо знать для спасения, открыто Церкви и предоставлено для изучения верующим. Ответы на принципиально значимые религиозные вопросы можно найти в пособиях по Догматике, Нравственному Богословию, другим дисциплинам, в иконографии, различных актах и документах.
Множество же менее значимых вопросов, в том числе и вопрос о продолжительности Дней Творения, относятся к области частных воззрений и допускают различные трактовки (см.: Теологумен).
Между тем, случалось, что какой-нибудь из отцов высказывал своеобразные, оригинальные суждения, отличные от общей позиции Церкви, касавшиеся первостатейных вопросов вероучения. Иногда, после тщательных исследований на Соборах, эти суждения определялись как ложные. В таких случаях высказавшим их авторам предлагалась возможность покаяться и отказаться от заблуждений. В случае несогласия заблуждающиеся признавались еретиками и отлучались от Церкви. Но бывало, что то или иное странное мнение оставалось без детального рассмотрения.
Одним из таких мнений, по сей день имеющим сторонников, является мнение об ограниченности продолжительности будущих адовых мук. Согласно этому мнению, все без исключения грешники однажды будут очищены, прощены и войдут в состав представителей Царства Божьего.
Относительно положений, определенных и раскрытых Церковью, как догматические истины, нет и не может быть разногласий. Стало быть, в этих аспектах мировоззрение одного христианина должно быть согласно с мировоззрением другого.
Что же касается частных вопросов, не имеющих принципиального значения для спасения и допускающих вариативность интерпретации, в этих аспектах воззрения могут разниться.
Литература по теме
- Православное мировоззрение иеромонах Серафим (Роуз)
- Какое же мировоззрение научно? Н. Колчуринский
- Христианство и современное мировоззрение прот. Петр Лепорский
- Возможно ли «научное мировоззрение»? С.Л. Худиев
Комментировать