Миросозерца́ние –
1) глубокое, внимательное, вдумчивое наблюдение за окружающим миром; созерцание предметов, процессов, явлений окружающего мира в их цельности;
2) глубокие размышления о смысле, происхождении, бытии мира;
3) миропонимание.
Чем христианское миросозерцание отличается от не христианского?
Будучи Божьим творением, мир отображает в себе совершенства Творца (см.: Творение из ничего). В этом смысле утверждается, что он является проповедником естественного Божественного Откровения, Божественной Славы (Рим.1:20) (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?).
Стало быть, правильное созерцание мира, мироустройства способно возвести человеческий разум к знаниям о Творце. В принципе эти знания доступны всем людям, всем народам земли (Пс.96:6). Между тем, мы не видим, чтобы все люди равно исповедовали веру в Бога.
Иудеям, а затем и христианам, придерживавшимся Божьего закона, миросозерцание напоминало об Истинном Боге, Едином и Всесовершенном Творце (Иов.12:7-9).
В то же время язычники, исследуя мир, обоготворяли материальные объекты (стихии, деревья, животных, людей), придумывали для себя фантастических, мифологических богов.
Материалисты, созерцая действительность, утверждались во мнении, что Бога и вовсе не существует, что учение о Творце и творении – плод фантазий церковников; мир сформировал себя сам из вечно существующей материи, согласно стечению обстоятельств и естественным, объективным законам.
Но почему, наблюдение за одной и той же вселенной, за одними и теми же её проявлениями иногда приводит людей к диаметрально противоположным воззрениям на мир?
С одной стороны, это обусловлено греховностью человеческой души, повреждением её сил и способностей. С другой стороны, разность во взглядах на мир объясняется разностью индивидуальных мировоззренческих особенностей.
Православный христианин взирает на мир в свете Евангельской проповеди, в свете Божественной благодати, смотрит так, как ему заповедовал смотреть Господь Иисус Христос. Христианин во всем добром видит Божественный Промысл, десницу Благого Творца (Деян.17:28).
Язычник же взирает на мир по-другому: через призму сформировавшихся в его сознании языческих стереотипов, равно как материалист – через призму своих. При этом и язычник, и материалист находятся под гораздо большим влиянием падших духов, нежели христианин.
Отказаться от сложившихся и укоренившихся в разуме стереотипов не так-то и просто. Иногда апостолам, и даже Христу, приходилось прикладывать немало усилий, чтобы научить человека смотреть на мир по-другому.
Наиболее чистое миросозерцание свойственно христианским святым.
Литература по теме
- Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь свщ. Михаил Чельцов
- Религиозное миросозерцание историков Греции И.Н. Корсунский
Комментировать