Array ( )
Оптическая иллюзия — самые важные уловки дизайна

Оптическая иллюзия — самые важные уловки дизайна

Оптическая иллюзия играет огромную роль в дизайне сада и часто привносит в сад что-то особенное: гармонию, спокойствие, волнение и удивление. Объясним основные правила дизайна.

Цель каждого хорошего дизайнера сада — создать сад. Для достижения этой цели он должен сделать то, что поначалу звучит очень негативно: он должен манипулировать зрителем, используя уловки оптической иллюзии. Эта манипуляция происходит подсознательно и незаметно, поскольку дизайнер направляет взгляд зрителя, влияет на его ощущение пространства и пробуждает его любопытство. Для этого в его распоряжении имеется целый набор правил дизайна.

Большой сад с помощью оптической иллюзии

Владельцы террасных садов часто терпят неудачу, пытаясь визуально изменить пропорции своего длинного и узкого участка. Подсознательно с помощью длинных узких грядок по краям участка подчеркните глубину пространства, а не заставляйте его казаться короче и шире за счет продуманного расположения определенных элементов дизайна, таких как растения, живые изгороди, стены или заборы. Даже наличие изогнутых линий с сужением и расширением центрального газона меняет восприятие пропорций. Барьеры видимости, закрывающие вид на заднюю часть сада, также исключает эффект туннеля. Кроме того, они делают сад более крупным, потому что зритель больше не может с первого взгляда уловить пропорции участка.

Хорошая планировка пространства

В каждом доме есть несколько комнат. Даже когда они не разделены стенами и дверями — как это часто бывает в гостиной и столовой — архитектор пытается отделить различные жилые помещения друг от друга с помощью выступов на стенах, мебели или различий в уровне пола.

аркаВ дизайне сада хорошая планировка пространства также является одним из ключей к созданию гармоничного общего вида. И, как и в случае с дизайном жилого дома, отдельные садовые пространства не обязательно должны быть строго отделены друг от друга живой изгородью или стеной. Даже грядки многолетних растений, выступающие на лужайке, или просто другое напольное покрытие часто создают новое садовое пространство. Сидячие места в саду воспринимаются как отдельное пространство, если у них есть собственный пол или они окружены клумбой. Открытая беседка также идеально подходит для разграничения отдельных садовых пространств.

Насколько сильно каждое садовое пространство должно быть визуально отделено друг от друга, в немалой степени зависит от его использования. Например, огород или компостный уголок, как правило, более чётко очерчены, чем место для сидения.

Переходы из одного садового пространства в другое могут происходить случайно и незаметно или могут быть прямо инсценированы. Арка из живой изгороди или две каменные фигуры в качестве привратников подчёркивают вход, а два куста, расположенные в шахматном порядке друг от друга, создают незаметный переход. Второй вариант во многих случаях более эффективен, потому что зритель часто не воспринимает новое пространство до тех пор, пока не войдёт в него и не откроет для себя новые детали сада, которые были скрыты от него ранее. С другой стороны, если вход организован визуально, у зрителя уже есть определенное ожидание, когда он входит в новое пространство, и момент неожиданности меньше.

Визуальные оси и точки обзора

Смотровые оси и точки обзора — важнейшие инструменты дизайнера сада, помогающие направлять взгляд зрителя. Уже в натуралистически оформленных ландшафтных парках эпохи романтизма дизайнеры специально устанавливали смотровые площадки, в конце которых в качестве точки обзора обычно стояла особенно красивая группа деревьев или здание, или открывался вид на открытый ландшафт.

оси и точкиВ домашнем саду, конечно, расстояния и, следовательно, точки обзора намного меньше: например, на больших участках беседка или отдельно стоящий цветущий куст могут служить точкой обзора. В небольших садах скульптура, красивая ваза или поилка для птиц служат той же цели. Оптическая иллюзия снова играет большую роль при проектировании смотровых осей и точек обзора: узкая, линейно идущая дорожка подчеркивает длину оси и делает сад более просторным. Маленькая фигурка или растение в качестве точки обзора на конце оси могут еще больше усилить эффект.

Смотровые оси должны начинаться с часто используемых мест в саду, таких как место для сидения, садовые ворота или дверь внутреннего дворика. Оси обзора или смотровые площадки, которые внезапно открываются сбоку от главной оси, вызывают удивление, открывая вид на объект, который ранее не был виден с точки зрения перспективы. Это становится возможным, когда точка обзора обращена в другую сторону, например, как здесь, на фотографии, с выступающей беседкой.


Совет! Используйте в своем саду уже существующие дорожки и просто преобразуйте их в оптическую линию с привлекательным фокусом. Градиент можно подчеркнуть с помощью низкой окантовки, например, из самшита или женского пальто. Но оси обзора также могут проходить поперек садового пруда или газона.


Оптическая иллюзия: симметрия создает гармонию

симметрияОсобенно маленькие сады хорошо сочетаются с упорядоченным, симметричным дизайном, который был обычным явлением в эпоху барокко, поскольку аккуратная застройка выглядит привлекательно и гармонично. Одна из причин эффекта заключается в том, что такой сад идеально повторяет геометрические линии жилого дома. Важными элементами являются, например, линейная дорожка и круглые или квадратные грядки. Например, чтобы подчеркнуть четкие очертания грядок, подойдут каменные бордюры или обрезанный самшит.

Впечатляющие эффекты симметрии также создаются с помощью кустарников и живых изгородей, подстриженных по форме. Помимо хорошо известного самшита, рекомендуются граб, бирючина, тис, вишневый лавр, липа и падуб. Но будьте осторожны, чтобы также постоянно добавлять в симметричный дизайн сада естественно растущие растения. Пара цветущих гортензий или летних цветов может украсить дорожку или поприветствовать посетителя у входа в дом. Эффект симметрии сохраняется, если вы используете одни и те же растения с обеих сторон.

Комментировать