Array ( )
Десять этапов проектирования малого сада. Часть IV

Десять этапов проектирования малого сада. Часть IV

Мы завершаем рассмотрение десяти этапов проектирования малого сада. Восемь этапов рассмотрены в трёх статьях: часть I, часть II, часть III.

Этап 9 Анализ динамики роста насаждений

Пик декоративности у разных растений наступает через разные промежутки времени, так как они растут с различной скоростью. Может случиться так, что нарисованная в воображении картинка не сложится вовсе. Ведь к тому времени, когда медленнорастущие растения дойдут до требуемой кондиции, их быстрорастущих партнёров уже не будет. Понятно, что деление на медленнорастущие и быстрорастущие — весьма условно, есть и ряд видов, находящихся посередине, но тем не менее при таком делении можно было бы у каждой из групп выделить следующие черты.

Быстрорастущие

  • имеют короткий период жизни;
  • относительно дешевы;
  • чаще всего не могут иметь кряжистых крон, крупных, причудливо извилистых сучьев и пр.

Медленнорастущие

  • имеют продолжительный период жизни;
  • относительно дороги;
  • вполне вероятны кряжистые кроны (деревья-«патриархи»).

Очевидно, что если вам нужен сад с быстрым эффектом, то он будет относительно недолговечен (в пределах одной человеческой жизни). Главным образом в нём используются травянистые и быстрорастущие древесные растения. Они достаточно быстро превращаются в эффектные экземпляры, но жизнь и первых и вторых настолько коротка, что её не хватит даже на одно поколение людей.

сочетание растенийВо втором случае желаемого эффекта придется ждать какое-то время, но когда он будет достигнут, восхищаться им сможете не только вы и ваши дети, но и внуки. Но возможно ли это? Да, и решение кроется в создании садов двух типов. Один мы делаем из растений медленнорастущих и при этом долгоживущих, а второй – из быстрорастущих, но недостаточно долговечных. Сделать каждый из них не проблема. Основная сложность состоит в том, чтобы разместить их на одной территории, ведь они должны дополнять друг друга эстетически и при этом не мешать биологически.

Это тот случай, когда нам приходится создавать два сада: «быстрый» и «долгий», накладывая их друг на друга. По сути это «скелет» сада и его «одежды» . «Скелет» – та часть сада, которая как раз рассчитана на будущее, она будет радовать преимущественно ваших выросших детей спустя продолжительное время. А «одежды» – нечто временное, часто меняющееся. «Скелет» – долгоживущие, но медленнорастущие растения, а «одежды» – быстрорастущие, но недолговечные. И по этим двум группам, как и по тем, что выше мы выделили по скорости роста, имеется свой ряд соображений.

«Скелет»

  • Ассортимент растений, абсолютно устойчивых в климатических условиях места расположения участка.
  • Ассортимент растений, абсолютно устойчивых в экологическом плане для данного конкретного участка (они подбираются под участок, а не он переделывается под них).
  • Растения сажаются сразу на постоянное место с учетом их конечных размеров.
  • Долговечные растения.

«Одежды»

  • Ассортимент не обязательно должен быть абсолютно устойчивым как в данном климате, так и в условиях участка.
  • По возможности эффектные декоративно-лиственные и декоративноцветущие растения.
  • Растения могут использоваться в уплотненной посадке с последующим прореживанием.
  • Быстрорастущие растения.

Подбор ассортимента растений для сада начинается, естественно, со «скелета», который потом облагораживается «одеждами». При этом сама посадка может выполняться в любой последовательности. Очень часто (но не всегда) скелетные растения со временем становятся акцентными. Пока они не достигли своего максимального декоративного эффекта, роль акцентов исполняют отдельные, особо эффектные экземпляры быстрорастущих, то есть представители «одежд». То, что медленнорастущие растения еще не стали акцентами, не означает, что они не красивы.

Возраст наступления декоративного эффекта напрямую не связан со скоростью роста. Это зависит от того декоративного признака, который является главенствующим у данного вида. Например, окраска листвы как декоративный признак будет «работать» и у самого молодого растения, а вот такие декоративные качества, как цвет коры или форма кроны, могут быть явными лишь по прошествии определенного количества лет.

кедровая соснаОчень медленно растущая кедровая сосна, тем не менее, красива и тогда, когда она высотой в полметра, и когда в пять метров, и тогда, когда спустя десятки лет превращается в раскидистое дерево. Просто вначале мы будем любоваться сосной, сидя рядом на лавочке, причём смотря сверху вниз. Она может быть окружена почвопокровными многолетниками, камнями, отсыпками. А потом дерево подрастет, количество многолетников уменьшится (не думайте, куда их девать, они уйдут сами), камни будут отодвинуты подальше от ствола.

Не скоро, но наступит момент, когда лавочка (наверное, уже другая) будет стоять не рядом с сосной, а под ней, правда, сидеть на ней, скорее всего, будете уже не вы, а дети и внуки, которые с благоговением в голосе станут говорить: «Это посажено мамой (бабушкой, отцом…)».

Приводим этот пример для ясности, что имеется в виду под словом «скелет» (здесь это сосна), а что подразумевают «одежды» (быстрорастущие, плоские, чтобы не затенять сосну, плотно посаженные многолетники с яркими пятнами цветов и листьев). Создавая такие «симбиозы», важно учитывать, как растения реагируют друг на друга, не страдает ли «скелет» от буйно разросшихся «одежд», не конкурируют ли их корневые системы и т. д.

Надо заметить, что речь идет именно о последовательной смене акцентов. Пока нет эффекта от медленнорастущих растений – внимание привлекают быстрорастущие. Со времени нарастания его у первых, у вторых она ослабевает, отходит на второй план, они становятся подчиненными. Когда же проектируется композиция из медленно– и быстрорастущих растений, требуется непростой подсчет времени и скорости роста, который по силам далеко не всем.

На бумаге можно создать идеальную композицию с точки зрения пропорций, колористических характеристик и экологических требований, но она не даст должного эффекта, если не будет учтена возрастная динамика растений внутри неё. Если в группе присутствуют быстрорастущие (и соответственно недолговечные) и медленнорастущие (долговечные) виды, то те, что растут быстрее, в скором времени превратятся в мощные растения и полностью заглушат те, что растут медленно. Когда они умирают, медленнорастущие находятся только в середине своей жизни. Они ослаблены и некрасивы, так как половину жизни были затенены. Придуманные вами картинки могут никогда не воплотиться в жизнь.

яблониТак называемая «садовая мода», которую упоминают при планировании сада на будущее, никак не затрагивает «скелет» сада, а относится преимущественно к его «одеждам». Яблоневый сад (дерево-«скелет») любили и до революции, и после неё, причём любил его и барин, и крестьянин. А вот то, что под ним и рядом с ним («одежды»), – менялось. Сначала мы любили флоксы и рудбекии, потом хосты и папоротники, потом увлеклись гейхерами и тиареллами, потом злаками… и кто знает, что нас ждет дальше. Но все эти «одежды» меняются вокруг одного и того же неизменного «скелета».

В отличие от «одежд» на роль «скелета» мы отбираем абсолютно устойчивые (в плане зимостойкости) растения, подобранные именно для условий вашего участка (например, карликовые яблони при высоком уровне грунтовых вод). Попробуйте с самого начала, ещё на стадии проекта подумать о том, чем вы могли бы компенсировать недостаток объёмов. Если вам трудно представить, как будет выглядеть сад после посадки, вы можете сделать со своим проектом следующее: поверх отрисованных композиций в момент их расцвета наложить кальку и нарисовать те же растения, на тех же местах, но на момент их посадки. Глядя на кальки, вы сразу поймёте, где, сколько и чего в композиции не хватает. Узнав, начните подбирать «одежды» сада – привлекательные, яркие быстрорастущие растения.

травянистые многолетникиНо помимо быстрорастущих декоративных кустарников, коих достаточно много, не стоит забывать о травянистых многолетниках (рудбекия рассечённолистная, флокс метельчатый, девясилы, многолетние астры, дельфиниумы, георгины, волжанка, белокопытник, астильбоидес, клопогон, солидаго, роджерсия, ревень и множество других) и даже однолетниках (клеома, клещевина, амарант, мальва, подсолнечник и др.). Многие из них дают очень неплохие объёмы и за сроки существенно более короткие, нежели это бывает у кустарников (пусть даже у быстрорастущих). Такие растения вполне могут мотивировать поворот дорожки, пока с этой задачей не справляется тоненький хлыстик деревца, которое со временем, как предполагается, этот поворот не только обоснует, но и накроет.

Доказано также, что недостаток объёма отчасти можно компенсировать обилием цвета. Именно поэтому на самые молодые участки традиционно идет довольно большое количество летников, но с каждым годом их становится все меньше и меньше, так как нарастают многолетники, кустарники – и уже достаточно объёма, которого не было, компенсировать его недостаток нет необходимости. Выбирая не просто быстрорастущие кустарники, а их формы с цветными листьями (или не просто многолетники и летники, а те, что отличаются ярким цветением), вы легче справитесь с задачей.

партеноциссусНе забывайте о лианах. Специалистами установлено, что четырехлетний саженец партеноциссуса имеет такую же суммарную площадь листовых пластинок, как и молодое лиственное дерево. При этом лианы, в отличие от всех описанных выше растений, могут принимать практически любую форму – в зависимости от того, какую форму имеет опора, по которой они вьются. Смотрите, каких объёмов не хватает. Нужна вертикаль – пожалуйста, нужен шар – нет проблем. Причем нарастут эти объёмы в очень короткие сроки. А если недостаток объёма вы решите компенсировать и цветом, и собственно объёмом одновременно, то цветные лианы и лианы-однолетники и вовсе вне конкуренции.

душистый горошекСуществует несколько видов с огромным количеством сортов. Взять, к примеру, чину душистую, или, как её иногда называют, душистый горошек ( Lathyrus odoratus ). Трудно себе представить окраску, которой бы не было у разнообразных сортов этого растения. И это не единственно возможный вариант. Можно создать целую радугу в саду, используя разнообразные сорта ипомеи голубой ( Ipomoea nil ), настурции большой ( Tropaeolum majus ), кобеи цепкой ( Сobaea scandens ), фасоли огненно-красной ( Phaseolus coccineus ) и многих других растений. Все эти лианы за сезон полностью обвивают предназначенную им опору, создавая необходимые объемы. Изменяя форму опоры, вы можете создавать колонны, арки, пирамиды, шары, в конце концов, можно их сделать в форме собственно деревьев со стволом и т. п.: лианы украсят ваш сад, пока древесные растения в нем будут набирать свой объем. По мере роста древесных растений количество лиан можно уменьшать.

Не надо забывать и о «неживых» материалах, которые могут стать неотъемлемым элементом композиции. В качестве цветовой компенсации часто используют отсыпки с разными оттенками. Но помните – это временно, только на тот период, пока деревья не разрослись. Гравийные или галечные отсыпки достаточно сложно извлечь, когда после разрастания «скелета» потребуется изменить композицию. Лучше использовать для мульчирования разлагающиеся материалы (сосновую кору, щепу, скорлупу орехов и пр.).

То же касается и малых архитектурных форм. Их конструкция должна быть такова, чтобы по мере роста растений они могли быть легко перемещены на новое место или утилизированы. Во время же роста растений они заметно отвлекут на себя внимание, играя роль акцентов. Выше мы говорили о вьющихся растениях, в том числе и однолетних. Они тоже «одежды», то есть явление временное, и не стоит под них сооружать основательную опору. Это может быть примитивная плетеная ивовая или бамбуковая конструкция, а может быть реечная, в зависимости от стилистики участка. Недостаток объёмов в зимний период, когда ни многолетников, ни однолетников нет, а лианы и кустарники стоят голые (большинство хвойных – медленнорастущие растения), заметно скрашивают кормушки для птиц. Вокруг них кипит такая жизнь – звук, цвет, движение, – что мыслей о том, будто чего-то не хватает, не возникает вовсе.

И напоследок. Увы, но никто из нас не молодеет. Делать по саду те же работы, что мы делаем в 30–40 лет, в 60 уже более проблематично. И нет ничего горче, чем видеть, как твой сад, твое детище, умирает на глазах. Вы знаете, как это исправить, но на это элементарно не хватает сил. Даже учитывая, что «скелет» из года в год требует ухода все меньше и меньше. Он нужен только поначалу, когда растения молоды. А вот «одежды» – это никогда не ослабевающий уход. И раз ослабеваем мы, то нам остается только одно – сокращать площадь «одежд».

И как же хорошо, когда мы вынуждены это делать не потому, что «больше не можем», а потому, что «скелет» занял отведенное ему место. Мы любуемся своим яблоневым садом или раскидистым кедром, за которыми глобального ухода не требуется, а тот огромный цветник, который радовал нас и с которым мы так легко справлялись, стал совсем небольшим, ибо деревья (заложенный ранее «скелет» сада) разрослись и заняли часть его территории. Он и теперь нам под силу. Это повод задуматься для тех, у кого сад и сегодня – это всего лишь «одежды» на все сто процентов.

Результат девятого этапа: дополнения к ассортименту, компенсирующие недостаток объемов и декоративности у тех растений, которым для этого требуется продолжительное время.

Этап 10 Рабочее проектирование

Разработав фрагменты сада и соединив их в единый генеральный план, а также продумав компенсационные посадки (пока поднимаются ввысь не самые быстро растущие деревья), вы можете подумать, что на этом работа закончена. Но это не так. Теперь мы переходим к рабочему проектированию. Сюда входит разработка посадочного и разбивочного чертежей, схемы дорожных одежд, строительных чертежей беседок и мостов, схемы поливочных и дренажных систем, систем освещения и т. д. Здесь же делаются чертежи конструкций дорожных одежд и подпорных стенок, водных устройств и беседок, веранд и пергол. Все эти моменты носят сугубо технический характер, и доля творческой составляющей в них минимальна. Но они тоже довольно важны.

Многие считают, что рабочее проектирование требуется лишь тем, кто делает сад для заказчика, и совершенно не нужны тем, кто занимается реконструкцией своего. На самом деле для тех, кто реконструирует свой старый сад (а особенно если растягивает этот процесс на годы), рабочие чертежи, возможно, даже более важны. И особенно это касается разбивочного и посадочного чертежей – человек не может сразу, при всем желании, выкопать ненужное и отжившее, отнести куда-то, расчистить участок и посадить всё заново по проекту.

Как правило, это периодические замены местами, подсадки и пересадки одного, другого, третьего. Увидеть же окончательный участок, когда на нём растения и прочее ещё на своих старых местах, – многим далеко не под силу. И вот тогда приходит на помощь чертёж, где дано точное место посадки нового куста и пересадки старого. Находит человек эту точку уже на земле и понимает, что никогда бы не посадил сюда эти растения. Уж очень сильно смущает и не дает этого сделать то, что уже сидит. По плану же сажает и, спустя какое-то время, с изумлением начинает замечать, как участок превращается именно в тот, что у него на картинках.

Результат десятого этапа: комплект рабочих чертежей.

Заключение

Строительство садов относят к одному из видов искусства (садово-паркового оформления), и по этой самой причине алгоритмизировать его полностью не представляется возможным. Это было бы похоже на попытку разработать алгоритм построения картины или написания музыкального произведения. Вряд ли это возможно, хотя в обоих приведенных примерах есть определенный порядок действий и необходимый минимум знаний, который дают соответственно в художественных и музыкальных школах. Так же и здесь.

Представленное – всего лишь набор действий, которые помогут определиться и направят вашу энергию в нужное русло. И это никак не жёсткие рамки, последовательность которых неизменна. Конечно же, тот, кто проектирует сады давно и имеет определенный опыт в этом вопросе, не идет от этапа к этапу. Это единый процесс, в котором человек, творческий человек, мыслит на несколько шагов вперед.

Комментировать