Вопрос: использовали ли святые отцы Православной Церкви в отношении Трёх Лиц Троицы эти понятия? Если да, то в каких конкретно трудах (конкретных цитатах,
azbyka.ru
Иерей Евгений14.63K Опубликовано 10.01.2024
Древние отцы эти понятия никак не использовали, потому что их тогда еще не было! Слово “личность” родилось в Новое время на волне психологических поисков расцерковленных западных ученых. Признаками личности являются автономная воля и самосознание. Если мы скажем, что в Троице три Личности, то в Ней будет три воли, и мы рассечем Ее на трех Богов. Если скажем, что одна Личность, то как объяснить, что есть Отец, Сын и Святой Дух?
Поэтому св. отцы XIX века (например, свт.
Филарет Черниговский) используют слово “личность” как синоним слова “лицо”, и в таком нестрогом словоупотреблении это допустимо.
Что касается трех самосознаний, это еще удивительнее. Богословы как бы становятся выше Бога, заглядывают “внутрь Его” и различают Отца, Сына и Святого Духа так, как этого не делали древние. У Троих все общее, кроме образа происхождения. Отец нерожден, Сын рожден, Дух исходит. Все прочее (воля, энергия, сила, действие, слава, вечность и проч.) — у Них общее.
Чтобы у Вас не было таких недоуменных вопросов, почитайте
эту главу о Св. Троице у прп.
Иоанна Дамаскина.
А Лосского не читайте. Он честно пишет, что о личности отцы не говорят, но после этого формулирует свое собственное учение о личности, называя его соответствующим христианской догматике. Следовательно, он добавляет новые богословские сущности (термин “личность”) без всякой необходимости. Бритва Оккама.
Леонов А. М.2.17K Опубликовано 10.01.2024
Как известно, Бог не только един, но и троичен. Троичность Бога усматривается в Лицах. Эти Лица: Отец, Сын и Святой Дух.
Божественные Лица называются также Божественными Ипостасями или Личностями. В данном случае термины «ипостась», «личность», «лицо» выступают как синонимы. Вот что пишет об этом прп.
Иоанн Дамаскин: «Следует заметить, что святые отцы названиями:
ипостась, лицо и индивид
, обозначали одно и то же» (Философские главы, 43). Подчеркну: термины «лицо» и «личность» имеют
один греческий эквивалент: πρόσωπον.
О том, что
Бог обладает самосознанием, ясно свидетельствует Он Сам: «Я Бог Всемогущий» (
Быт.17:1). О том, что самосознанием обладают именно Божественные Лица, Писание свидетельствует четко и однозначно. При этом указывает на то, что Божественные Лица обозначают Себя при помощи местоимения «Я» и т. п.: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и
Я делаю» (
Ин.5:17); «из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын
Мой Возлюбленный» (
Мк.9:7).
Очевидно, что если Божественные Лица применяют по отношению к Себе местоименя «Я», «Мой», то и осознают Себя (выражаясь адаптированным языком) как «Я». Учитывая, что Божественных Лиц — Три, и что все Они равносовершенны, понимаем, что Божественных Лиц, осознающих Себя “как Я” — не одно, не два, а три.
Разумеется, обладая самосознанием, Они осознают Себя не как трех обособленных Богов, а как Лиц единотроичного Бога.
См. об этом подробнее:
Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»;
Догмат о Пресвятой Троице.