Одинок ли Бог?

Крещён в Православии
При этом никто не возражает, что в Святой Троице три Лица (Ипостаси) . Тогда термин личность временно можно считать омонимом.
Кстати , напомни мне ,почему Дух Святой ,в отличие от Отца и Сына ,не антропоморфный? Что говорят святые по этому поводу ? Извини ,всех читать жизни не хватит. Если можно ,сжато суммируя Спасибо
 
Крещён в Православии
Кстати , напомни мне ,почему Дух Святой ,в отличие от Отца и Сына ,не антропоморфный? Что говорят святые по этому поводу ? Извини ,всех читать жизни не хватит. Если можно ,сжато суммируя Спасибо
Слава, ты поставил меня в тупик. Я не знаю, что Отец и Сын антропоморфные. Извини, не смогу ответить.
 
Крещён в Православии
Слава, ты поставил меня в тупик. Я не знаю, что Отец и Сын антропоморфные. Извини, не смогу ответить.
Да ничего. Нормально. Я думаю ,что никто не сможет .Не определено. Поэтому рановато говорит про ипостаси ,лица не определивши этот момент. Иначе в виде голубя ,или свет или ещё что то. Видевший меня видел Отца . Хорошо А вот что с Духом Святым? Вон филиокве определило Его , по сути ,как энергию. Должен заметить , только не надо меня банить ,что видение Мотовилова также описывает Его как свет блаженства ,но не личность. По сути ,благую энергию. И слова прп. Серафима ,мы в Духе Святом, подтверждают .Стяжки Дух Святой ,это почти как накопи энергию. Вот такие пироги.
 
Крещён в Православии
Сначала сказано : сотворил человека мужчину и женщину сотворил их. Т.е. человек это двое, муж и жена, а не только муж, а уже исходя из этого ваши построения неверны.
Так Господь не " 'ийш " и "ишу" сотворил, а "захар"а и "н'кэваh"у. "Захар" и "н'кэваh" - это несущие мужское и женское свойство, несущие мужское и женское начало.

А в нашей сегодняшней жизни: " 'ийш " (мужчина) несет в себе как мужское, так и женское начало, но имеет вид мужчины; "иша" (женщина) несет в себе как женское, так и мужское начало, но имеет вид женщины.
 
Православный христианин
Вопрос ждёт одобрения модератора. Сформулировала его так:

****Добрый день!
В современном богословии порой встречаются статьи, в которых автор, говоря о Троице, пользуется такими понятиями как "самосознание", "три Я", "три личности".

Вопрос: использовали ли святые отцы Православной Церкви в отношении Трёх Лиц Троицы эти понятия? Если да, то в каких конкретно трудах (конкретных цитатах, которые можно прочитать в контексте) это использование можно прочесть?

Относительно термина "личность" и его использования отцами Церкви, Лосский откровенно пишет:
*** Я же лично должен признаться в том, что до сих пор не встречал в святоотеческом богословии того, что можно было бы назвать разработанным учением о личности человеческой, тогда как учение о Лицах или Ипостасях Божественных изложено чрезвычайно четко.

Иерей Евгений14.63K Опубликовано 10.01.2024
Древние отцы эти понятия никак не использовали, потому что их тогда еще не было! Слово “личность” родилось в Новое время на волне психологических поисков расцерковленных западных ученых. Признаками личности являются автономная воля и самосознание. Если мы скажем, что в Троице три Личности, то в Ней будет три воли, и мы рассечем Ее на трех Богов. Если скажем, что одна Личность, то как объяснить, что есть Отец, Сын и Святой Дух?
Поэтому св. отцы XIX века (например, свт. Филарет Черниговский) используют слово “личность” как синоним слова “лицо”, и в таком нестрогом словоупотреблении это допустимо.
Что касается трех самосознаний, это еще удивительнее. Богословы как бы становятся выше Бога, заглядывают “внутрь Его” и различают Отца, Сына и Святого Духа так, как этого не делали древние. У Троих все общее, кроме образа происхождения. Отец нерожден, Сын рожден, Дух исходит. Все прочее (воля, энергия, сила, действие, слава, вечность и проч.) — у Них общее.
Чтобы у Вас не было таких недоуменных вопросов, почитайте эту главу о Св. Троице у прп. Иоанна Дамаскина.
А Лосского не читайте. Он честно пишет, что о личности отцы не говорят, но после этого формулирует свое собственное учение о личности, называя его соответствующим христианской догматике. Следовательно, он добавляет новые богословские сущности (термин “личность”) без всякой необходимости. Бритва Оккама.


Леонов А. М.2.17K Опубликовано 10.01.2024
Как известно, Бог не только един, но и троичен. Троичность Бога усматривается в Лицах. Эти Лица: Отец, Сын и Святой Дух.
Божественные Лица называются также Божественными Ипостасями или Личностями. В данном случае термины «ипостась», «личность», «лицо» выступают как синонимы. Вот что пишет об этом прп. Иоанн Дамаскин: «Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же» (Философские главы, 43). Подчеркну: термины «лицо» и «личность» имеют один греческий эквивалент: πρόσωπον.
О том, что Бог обладает самосознанием, ясно свидетельствует Он Сам: «Я Бог Всемогущий» (Быт.17:1). О том, что самосознанием обладают именно Божественные Лица, Писание свидетельствует четко и однозначно. При этом указывает на то, что Божественные Лица обозначают Себя при помощи местоимения «Я» и т. п.: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17); «из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (Мк.9:7). Очевидно, что если Божественные Лица применяют по отношению к Себе местоименя «Я», «Мой», то и осознают Себя (выражаясь адаптированным языком) как «Я». Учитывая, что Божественных Лиц — Три, и что все Они равносовершенны, понимаем, что Божественных Лиц, осознающих Себя “как Я” — не одно, не два, а три.
Разумеется, обладая самосознанием, Они осознают Себя не как трех обособленных Богов, а как Лиц единотроичного Бога.
См. об этом подробнее: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»; Догмат о Пресвятой Троице.
 
Крещён в Православии
А в нашей сегодняшней жизни: " 'ийш " (мужчина) несет в себе как мужское, так и женское начало, но имеет вид мужчины; "иша" (женщина) несет в себе как женское, так и мужское начало, но имеет вид женщины.
Павел, простите, но Вы уже с этими мужико - бабами, жено - мужами, притомили слегонца :) Нельзя -же годами долбить одно и то-же. Да и запрещено в нашей стране это. Спаси Бог от "женщин" с мужскими началами, и от "мужиков" с женскими. Где Вы усмотрели эти начала? Нет никаких начал, есть мужчина и женщина без всяких начал противоположного пола. И в библии ничего про это нет, прям паранойя какая - то.
 
Крещён в Православии
Павел, простите, но Вы уже с этими мужико - бабами, жено - мужами, притомили слегонца :) Нельзя -же годами долбить одно и то-же. Да и запрещено в нашей стране это. Спаси Бог от "женщин" с мужскими началами, и от "мужиков" с женскими. Где Вы усмотрели эти начала? Нет никаких начал, есть мужчина и женщина без всяких начал противоположного пола. И в библии ничего про это нет, прям паранойя какая - то.
Послушайте, Алексей, все претензии к Ефрему Сирину.
 
Крещён в Православии
... Где Вы усмотрели эти начала? ...
Чтоб такое вот не говорить: "Да и запрещено в нашей стране это", имея в виду совсем не то, что имею в виду я, прочтите вот эти строки: "... В каждом из нас живет мужское и женское начало. В той главе Библии, которая описывает грехопадение, нет слов "Адам" или "Ева", там стоит "га Адам" - это человек как таковой, с определенным артиклем. Это не имя. И есть жена, у которой даже еще нет имени Ева. То есть мужское и женское начало, возможно даже в одном и том же женском существе (это, конечно, не гермафродиты исторических оккультных мифов).
Действительно в каждом человеке есть традиционно то, что считается мужским началом, и то, что считается женским. Разум и чувства. Адам - это такая разумная часть, такая рассудочность в человеческой душе, а с женственностью связывается соответственно чувства. Поэтому первичная основа человека - это "го-мо сапиенс", существо разумное. И вторично мы уже облечены в чувства.
Самое же возвышенное толкование - это то, которое видит в семье образ Троицы. Единая природа -человеческая природа - у всех трех людей. Троичная любовь - это полное единство, согласие и в то же время единство в различности - вот оно должно быть и здесь, в семье ...", ссылка1, ссылка2.
 
Православный христианин
Если Бог Всемогущий ,то ,по идее ,Он может создать Себе и равных. Если же не создает , то не хочет. Возможно,созданные по Образу и Подобию частично их заменяют? Если говорить на уровне нашего понимания ,то Бог , скорее,монах ,чем мирянин . Монах в городе. Один ,но с мирянами общается. Возможно , где - то так. О Троице не говорю. Нам все равно не понять.
Нет, никак. Как не может быть две разных бесконечности. Любое бесконечное множество информации вмещает в себя сразу всю возможную и невозможную информацию. Два разных таких множества хранящих разную информацию невозможно. Существование второго Бога делает первого небогом. По этому Бог только один. Только одно вечное и бесконечное существование.
 
Крещён в Православии
"Да и запрещено в нашей стране это", имея в виду совсем не то, что имею в виду я, прочтите вот эти строки: "
Хорошо простите.
Действительно в каждом человеке есть традиционно то, что считается мужским началом, и то, что считается женским. Разум и чувства. Адам - это такая разумная часть, такая рассудочность в человеческой душе, а с женственностью связывается соответственно чувства. Поэтому первичная основа человека - это "го-мо сапиенс", существо разумное. И вторично мы уже облечены в чувства.
Ну, как тут отличить что, вторично, а что, первично в человеке, разум или чувства. И возможны ли вообще чувства, без разума, и разум без чувств. Написано -же " первичная основа человека" и в каждом человеке конечно есть и то, и другое. И чувства и разум, и много ещё чего есть в человеке. Так и здесь" начала" которые традиционно считаются (кем считаются? много что, считается, но, на что, это влияет?) мужскими и женскими присутствуют в человеке. Но, это человеческие начала, а не мужские и женские, которые якобы считаются таковыми. Мужское и женское понятие отвечает за пол, и за функции в бытии в отношении этого пола. Причём тут чувства, как чьи -то начала? Тогда быть может и волосы и крепкие кулаки, кожа и ногти, коварство и хитрость, простота и тупость, присущие тем и другим полам, то-же начала.
 
Крещён в Православии
Чувства должны следовать за разумом, а разум за умом, освящаемый благодатью.
Хорошо если - бы так было.
Ну всё-же хочется вернуться к самосознанию Бога. Как себя само-осознают Лица. Осознаёт - ли Себя Отцом Лицо рождающее, или Св Духом Лицо исходящее, или Христом, Тот Кто родиться. Пусть природа Их одна, и Личность одна и воля, но Лица разные, и эти Лица наверное должны Себя осознавать как разные, в зависимости от того, что, делает их разными. Но не разделяет. Разные здесь, не предполагает разделённые. Ведь и действия у них, едино - разные, присущие тому или другому Лицу. И каждое Лицо единомоментно, мне кажется, и должно ощущать Себя и единым Богом, как и единой личностью с определённым Лицом, но, в тот -же момент и три -единым, с двумя другими, три - едиными личностями, и Лицами.
 
Православный христианин

Иерей Евгений14.63K Опубликовано 10.01.2024
Древние отцы эти понятия никак не использовали, потому что их тогда еще не было! Слово “личность” родилось в Новое время на волне психологических поисков расцерковленных западных ученых. Признаками личности являются автономная воля и самосознание. Если мы скажем, что в Троице три Личности, то в Ней будет три воли, и мы рассечем Ее на трех Богов. Если скажем, что одна Личность, то как объяснить, что есть Отец, Сын и Святой Дух?
Поэтому св. отцы XIX века (например, свт. Филарет Черниговский) используют слово “личность” как синоним слова “лицо”, и в таком нестрогом словоупотреблении это допустимо.
Что касается трех самосознаний, это еще удивительнее. Богословы как бы становятся выше Бога, заглядывают “внутрь Его” и различают Отца, Сына и Святого Духа так, как этого не делали древние. У Троих все общее, кроме образа происхождения. Отец нерожден, Сын рожден, Дух исходит. Все прочее (воля, энергия, сила, действие, слава, вечность и проч.) — у Них общее.
Чтобы у Вас не было таких недоуменных вопросов, почитайте эту главу о Св. Троице у прп. Иоанна Дамаскина.
А Лосского не читайте. Он честно пишет, что о личности отцы не говорят, но после этого формулирует свое собственное учение о личности, называя его соответствующим христианской догматике. Следовательно, он добавляет новые богословские сущности (термин “личность”) без всякой необходимости. Бритва Оккама.


Леонов А. М.2.17K Опубликовано 10.01.2024
Как известно, Бог не только един, но и троичен. Троичность Бога усматривается в Лицах. Эти Лица: Отец, Сын и Святой Дух.
Божественные Лица называются также Божественными Ипостасями или Личностями. В данном случае термины «ипостась», «личность», «лицо» выступают как синонимы. Вот что пишет об этом прп. Иоанн Дамаскин: «Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же» (Философские главы, 43). Подчеркну: термины «лицо» и «личность» имеют один греческий эквивалент: πρόσωπον.
О том, что Бог обладает самосознанием, ясно свидетельствует Он Сам: «Я Бог Всемогущий» (Быт.17:1). О том, что самосознанием обладают именно Божественные Лица, Писание свидетельствует четко и однозначно. При этом указывает на то, что Божественные Лица обозначают Себя при помощи местоимения «Я» и т. п.: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17); «из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (Мк.9:7). Очевидно, что если Божественные Лица применяют по отношению к Себе местоименя «Я», «Мой», то и осознают Себя (выражаясь адаптированным языком) как «Я». Учитывая, что Божественных Лиц — Три, и что все Они равносовершенны, понимаем, что Божественных Лиц, осознающих Себя “как Я” — не одно, не два, а три.
Разумеется, обладая самосознанием, Они осознают Себя не как трех обособленных Богов, а как Лиц единотроичного Бога.
См. об этом подробнее: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»; Догмат о Пресвятой Троице.
Иерей Евгений добавил в свой ответ ссылки вот на эти статьи:

 
Крещён в Православии
Иерей Евгений добавил в свой ответ ссылки вот на эти статьи:

Хорошо с личностью понятно, если о ней и можно говорить, то, только как единой. А вот как с Лицами быть, не может -же Лицо Отца рождающего, " ощущать, индефицировать, само-ощущать, само-осознавать" Себя Лицом Иисуса Христа. Если и Лица сливаются в одно, тогда и смысла нет в рождении и исхождении. Тогда и Троицы нет, а есть Аллах.
 
Крещён в Православии
Хорошо если - бы так было.
Ну всё-же хочется вернуться к самосознанию Бога. Как себя само-осознают Лица. Осознаёт - ли Себя Отцом Лицо рождающее, или Св Духом Лицо исходящее, или Христом, Тот Кто родиться. Пусть природа Их одна, и Личность одна и воля, но Лица разные, и эти Лица наверное должны Себя осознавать как разные, в зависимости от того, что, делает их разными. Но не разделяет. Разные здесь, не предполагает разделённые. Ведь и действия у них, едино - разные, присущие тому или другому Лицу. И каждое Лицо единомоментно, мне кажется, и должно ощущать Себя и единым Богом, как и единой личностью с определённым Лицом, но, в тот -же момент и три -единым, с двумя другими, три - едиными личностями, и Лицами.
Алексей, в моем понимании, самосознание есть разделение (не различение) на индивидов. Могут ли Божественные Лица самосозновать себя как индивидов?
 
Крещён в Православии
Алексей, в моем понимании, самосознание есть разделение (не различение) на индивидов. Могут ли Божественные Лица самосозновать себя как индивидов?
Ну хорошо, пусть не " само-осознание как само-индефикация", тогда что, какое определение более здесь подходит, которое выразит Троицу как Три разные ( могу же написать так?) Лица не разделяя.
 
Крещён в Православии
Иерей Евгений добавил в свой ответ ссылки вот на эти статьи:

Мне ближе ответ иерея Евгения
 
Крещён в Православии
Могут ли Божественные Лица самосозновать себя как индивидов?
Быть может Они свои отличия Лиц по другому как -то осознают, не как индивидов, а как целое. Они-же всё равно должны себя как - то различать. Иначе как любить, любовь она к кому-то, если к себе, то это уже самолюбие. Или в Себе Самих они любят и других, но " других" это опять разделение.
 
Сверху