Одинок ли Бог?

Крещён в Православии
а милости миловать, а долготерпению долготерпеть, а прощению прощать и творцу творить и т.д...)

А вообще, если вернуться к началу темы, то Бог самодостаточен и совершенен. А одиночество - это признак отсутствия самодостаточности и совершенства. И говорить о Сверхсущем что Он не может быть Любовью если не к кому являть любовь - несколько странно.
Бог есть свет? Бог есть благость? А если так: Бог не есть свет. Бог не есть благость. Бог не есть любовь.... Особенно та, понятие которой падший человек натягивает на Сверхсущего.

***Впрочем, нельзя сказать о Боге, что Он есть по существу; но гораздо свойственнее говорить о Нем через отрицание всего. Ибо Он не есть что-либо из числа вещей существующих, не потому, чтобы вовсе не существовал, но потому, что превыше всего существующего, превыше даже самого бытия. Ибо если познание имеет предметом своим вещи существующие, то уже то, что выше познания, конечно, выше и бытия, и снова: то, что превышает бытие, то выше и познания[11].

Итак, Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо - Его беспредельность и непостижимость. А то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству. Ибо назовем ли Бога благим, или праведным, или премудрым, или чем другим, выразим не естество Его, а только то, что относится к естеству. А иногда то, что утвердительно говорится о Боге, имеет силу преимущественного отрицания; так, например, говоря о Боге, мы употребляем слово мрак, разумея не мрак, а то, что не есть свет, но выше всякого света; или употребляем слово свет, разумея, что не есть мрак. (ТИПВ Дамаскин)
Говоря Бог есть то - то ,мы определяем Его качества ,говоря простым языком. Да и то , что мы можем вместить.Самое большое,что мы можем о Нем сказать- Он Есть. .Остальные определения частичны.
 
Крещён в Православии
А вообще, если вернуться к началу темы, то Бог самодостаточен и совершенен. А одиночество - это признак отсутствия самодостаточности и совершенства. И говорить о Сверхсущем что Он не может быть Любовью если не к кому являть любовь - несколько странно.
Бог есть свет? Бог есть благость?
Так Бог потому и самодостаточен, что Он - Троица.
Любовь - не может быть не направлена на кого-то. И благость не может быть не направлена на кого-то. И доброта.
Так вот любовь, благость (доброта) это свойства личности, а не лица.
 
Крещён в Православии
По Григорию Чудотворцу Сын есть образ Отца, Невидимый от Невидимого, Совершенный от Совершенного и Вечный от Вечного. А Святой Дух есть образ Сына исходящий от Отца чрез Сына.

Представьте себе бесконечное множество информации, которое вмещает в себя Бог. Можем ли мы отождествлять Бога с каким либо объектом этого хранилища информации? Нет. Потому что так мы ограничиваем Бога. Отец истинно не изобразим и невидим. И сын подобно Ему до воплощения на Земле в человеческой плоти не изобразим и невидим. А кто тогда Святой Дух? Многие видели Его то как как огонь, то как огненные языки, то как огненного голубя. Так или иначе Святой Дух можно было увидеть до воплощения невидимого Сына, так и после воплощения. Деланием своим Святой Дух отображает волю Сына и тем самым является образом Сына, как Сын во плоти на Земле своим деланием воплощал образ Отца.

Личности должны быть разными, иначе Иисус не молил бы Отца. И воля у каждого из трёх лиц своя, но они никогда не противоречат друг другу, так как их воли всегда действуют в любви и согласии.

Почему же Троица? Как сказал Христос, кто уразумеет, почему Он и Отец одно, тот блаженн. Вот Александр Свирский увидел, но нам не сказал. Почему? Или сказал, да я не читал?
Так образ или Бог.? Картина или фото все таки не есть человек .
 
Крещён в Православии
Так Бог потому и самодостаточен, что Он - Троица.
Любовь - не может быть не направлена на кого-то. И благость не может быть не направлена на кого-то. И доброта.
Так вот любовь, благость (доброта) это свойства личности, а не лица.
Нет. Тогда можно сказать ,по Вашей логике ,что Бог не совершен ,потому что не четверица .
 
Крещён в Православии
Потому что термин "личность" не определён.
В том и дело что, не определён, но выводы уже сделаны;
«Личность» обращает стройное здание богословия в хаос.
Как может то,что, не определено, обратить что-то в хаос?
То-есть то,что, есть, существует как понятие Лицо Бога и лицо человека, не отменяет Иисуса Христа.
Есть Ипостась Бога и ипостась человека и здесь тоже ничего не может быть связующим звеном между Богом и человеком минуя Иисуса Христа.
А вот понятие " личность" которой и определения нет ещё, сразу всё богословие обрушивает, а собственно почему?
 
Православный христианин
... не постепенная эволюция человеческого рода, а явление Сына принесло нам полноту богопознания, и вообще Бог властно и мощно вмешивается в ход событий мира сего и определяет их. Эволюционистское представление12 закрывает глаза на то, что совершенно независимо от течения времени Бог открывается святым Своим, хотя человечество в целом очевидным образом все больше удаляется от него. А если наши глаза на это закрыты, если мы с более или менее потаенной гордостью думаем о том, как мы все больше преуспеваем в богопознании, то большей духовной пагубы, нежели этот псевдодуховный прогрессизм, пожалуй, и вообразить нельзя. С другой стороны, в области наук, в том числе и философии с богословием, прогресс всегда не только возможен, но и прямо необходим, поскольку в противном случае само существование науки лишается смысла; но только сам факт наличия и развития этих наук, все больше необходимых для поддержания наших личных отношений с Богом, — свидетельство не духовной силы, а нашей все возрастающей духовной слабости…
....
И потом, стоит хотя бы задаться вопросом: всегда ли это хорошо, быть «лицом к лицу с Богом»? Например, упомянутый свт. Григорий Нисский в «Жизни Моисея» говорит о том, что Моисей видел задняя Бога, потому что это означает следование благу; а лицом к благу обращена как раз порочность (2. 253. 7–254. 3: áγαθν γ¤ρ ¶γαθ ο¯κ ¶ντιβλÁπει, ¶λλ’ πεται. Τ δõ ºκ το ºναντ¡ου νοομενον τ ¶γαθ ¶ντιπρσωπον γ¡νεται, κτλ.). Как тут быть с личностью, если эта Божественная Личность обращает к тебе задняя, потому что идет впереди тебя и тебя ведет, и это и есть единственно правильное отношение человека к его личному Богу, потому что кто, следуя по пути, ¶ντιβλÁπει, и в своем движении оказываясь ¶ντιπρσωπος, лицом к лицу, — тот против Него…


Простите что цитирую. Но делаю это отдавая себе отчёт в том, что мало кто станет тратить своё время на чтение всего труда.
 
Крещён в Православии
После заданного вопроса, читаю статью по ссылке, данной в ответе о.Евгением

***Вопрос кажется решенным. И это вредит объективному исследованию персонализма. Публикаций, критически рассматривающих персонализм, единицы. Также почти нет работ, посвященных реальному происхождению персонализма, а не приписывающих персоналистические идеи древним святым отцам.

*** Не отдавая себе отчет, апологеты-персоналисты фактически заявляют, что прав тот, у кого больше личность. Это пример апологетики, которой лучше бы не было.

Очень чётко подмечено....
Умиляет ,, по античному и святоотеческому...
 
Православный христианин
Так Бог потому и самодостаточен, что Он - Троица.
Любовь - не может быть не направлена на кого-то. И благость не может быть не направлена на кого-то. И доброта.
Так вот любовь, благость (доброта) это свойства личности, а не лица.
а чем лицо отличается от личности?? Разве это не синонимы?)
 
Православный христианин
Нужно ещё разобраться о какой несводимости тут говорил философ.
Личность=несводимость. Читайте, раз так ум ваш требует, Лосского, разрабатывавшего учение о личности если хотите изучать не учение отцов а прогресс человеческой мысли в рассуждениях о Боге в отсутствии мистического Богопознания и откровения. У отцов мистиков не найдёте.
 
Крещён в Православии
... не постепенная эволюция человеческого рода, а явление Сына принесло нам полноту богопознания, и вообще Бог властно и мощно вмешивается в ход событий мира сего и определяет их. Эволюционистское представление12 закрывает глаза на то, что совершенно независимо от течения времени Бог открывается святым Своим, хотя человечество в целом очевидным образом все больше удаляется от него. А если наши глаза на это закрыты, если мы с более или менее потаенной гордостью думаем о том, как мы все больше преуспеваем в богопознании, то большей духовной пагубы, нежели этот псевдодуховный прогрессизм, пожалуй, и вообразить нельзя. С другой стороны, в области наук, в том числе и философии с богословием, прогресс всегда не только возможен, но и прямо необходим, поскольку в противном случае само существование науки лишается смысла; но только сам факт наличия и развития этих наук, все больше необходимых для поддержания наших личных отношений с Богом, — свидетельство не духовной силы, а нашей все возрастающей духовной слабости…
....
И потом, стоит хотя бы задаться вопросом: всегда ли это хорошо, быть «лицом к лицу с Богом»? Например, упомянутый свт. Григорий Нисский в «Жизни Моисея» говорит о том, что Моисей видел задняя Бога, потому что это означает следование благу; а лицом к благу обращена как раз порочность (2. 253. 7–254. 3: áγαθν γ¤ρ ¶γαθ ο¯κ ¶ντιβλÁπει, ¶λλ’ πεται. Τ δõ ºκ το ºναντ¡ου νοομενον τ ¶γαθ ¶ντιπρσωπον γ¡νεται, κτλ.). Как тут быть с личностью, если эта Божественная Личность обращает к тебе задняя, потому что идет впереди тебя и тебя ведет, и это и есть единственно правильное отношение человека к его личному Богу, потому что кто, следуя по пути, ¶ντιβλÁπει, и в своем движении оказываясь ¶ντιπρσωπος, лицом к лицу, — тот против Него…


Простите что цитирую. Но делаю это отдавая себе отчёт в том, что мало кто станет тратить своё время на чтение всего труда.
Горе от ума . Тогда ,извините,получается ,что мы должны созерцать задницу .
 
Крещён в Православии
Нет. Тогда можно сказать ,по Вашей логике ,что Бог не совершен ,потому что не четверица .
Ни в коем случае: не "четверица", не "пятерица", не "мириадица". Этот вопрос обговорен богословами уже давно.
Вот цитата-ссылка Владимира Лосского на слова Григория Богослова: "«Монада приходит в движение в силу Своего богатства; диада преодолена, ибо Божество превыше и материи и формы: триада замыкается в совершенстве, потому что она первая превзошла состав диады». Тайна, о которой говорит здесь терминами Плотина святой Григорий Богослов, раскрывает перед нами за пределами всякой логики и всякой метафизики иную сферу бытия. Здесь вера питает мысль и возносит ее над ее границами к тому созерцанию, цель которого есть участие в Божественной жизни Пресвятой Троицы", ссылка.
Видите? Триада замыкается в совершенстве, все, не нужно никакой "четверицы-пятерицы".
 
Крещён в Православии
Ни в коем случае: не "четверица", не "пятерица", не "мириадица". Этот вопрос обговорен богословами уже давно.
Вот цитата-ссылка Владимира Лосского на слова Григория Богослова: "«Монада приходит в движение в силу Своего богатства; диада преодолена, ибо Божество превыше и материи и формы: триада замыкается в совершенстве, потому что она первая превзошла состав диады». Тайна, о которой говорит здесь терминами Плотина святой Григорий Богослов, раскрывает перед нами за пределами всякой логики и всякой метафизики иную сферу бытия. Здесь вера питает мысль и возносит ее над ее границами к тому созерцанию, цель которого есть участие в Божественной жизни Пресвятой Троицы", ссылка.
Видите? Триада замыкается в совершенстве, все, не нужно никакой "четверицы-пятерицы".
Почему 3 совершенство ? Потому что она превзошла состав диады? Почему четверица не может быть совершенством ,превзойдя состав Троицы ? Потому что так не думает Григорий Богослов? Существуют 3: Бог ,мир духовный ,мир физический. И в нашем подсознании 3 - это совершенство,законченность,то .что есть .
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
а чем лицо отличается от личности?? Разве это не синонимы?
Лицо, то же что и "персона" - означает обособленность, сторону. От персоны-стороны-лица можно ничего не ждать. Сами эти слова не несут в себе что-то еще обязательного и ожидаемого в своих свойствах; того, что может быть еще что-то сверх понятия "сторона". Сторона - и все. А в слове "личность" ожидается, что кроме "стороны" есть еще что-то; свойства этой стороны становятся ожидаемыми. Другими словами: "личность" - это "сторона", "лицо" наделяемое какими-то подразумеваемыми свойствами.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Лицо, то же что и "персона" - означает, обособленность, сторону. От персоны-стороны-лица можно ничего не ждать. Сами эти слова не несут в себе что-то еще обязательного и ожидаемого в своих свойствах; того, что может быть еще что-то сверх понятия "сторона". Сторона - и все. А в слове "личность" ожидается, что кроме "стороны" есть еще что-то; свойства этой стороны становятся ожидаемыми. Другими словами: "личность" - это "сторона", "лицо" наделяемое какими-то подразумеваемыми свойствами.
Лицо -это образ ,а личность- подобие. Можно ,с натяжкой ,так сказать.
 
Крещён в Православии
Почему 3 совершенство ? Потому что она превзошла состав диады? Почему четверица не может быть совершенством ,превзойдя состав Троицы ? Потому что так не думает Григорий Богослов?
А мне этого достаточно, что так Григорий Богослов не считает (насчет "четверицы").

Вот почитайте, что пишет, например, митрополит Сурожский Антоний ссылаясь на того же Григория Богослова: "... Мы можем поставить перед собой вопрос, как это может быть? И будем не первые. Сотни лет тому назад этот вопрос ставил святитель Григорий Богослов, и у него был ответ. Его вопрос звучал несколько иначе. Почему Бог не арифметическая единица, а Троица? И он говорит, что если Бог – это любовь, то Он не может быть единицей, потому что тогда Ему некого любить, кроме Самого Себя. Если бы Бог был двоицей, то Двое любили бы друг друга, и ни для чего больше не было бы места. Они, как супружеская пара, держали бы друг друга в объятиях, смотрели друг другу в глаза, радовались друг на друга и старались исключить все, что может нарушить сокровенность этой единственной встречи. И святитель Григорий продолжает: Бог – Троица, потому что присутствие Третьего разрушает ложное единство, но не просто разрушает. Для того чтобы один из троих мог безраздельно любить другого, третий должен согласиться отступить и оставаться, если можно так выразиться, в стороне, с тем чтобы двое могли любить друг друга без помехи, без чьего-либо вторжения созерцать друг друга и радоваться друг о друге. Третий должен быть готов отступить и оставаться в одиночестве ...", ссылка.
 
Православный христианин
Горе от ума . Тогда ,извините,получается ,что мы должны созерцать задницу .
«Кто хочет идти за Мною», а не предо Мною, говорит Он (Лк 9.23). И умоляющему о вечной жизни предлагает тоже самое. Ибо говорит: «приди, и следуй за Мной» (Мк 10.21). Но идущий в след видит задняя. Посему Моисей, нетерпеливо желающий видеть Бога, научается теперь, как можно увидеть Бога; а именно, что идти в след Бога, куда ни поведет Он, значит взирать на Бога, потому что мимохождение Божие означает вождение идущего в след. Ибо незнающему пути невозможно безопасно совершить его иначе, как следуя за путеводителем. Посему путеводитель тем самым, что предшествует идущему в след, показывает ему путь. А идущий в след тогда не совращается с прямого пути, когда непрестанно видит задняя вождя. Ибо кто в движении уклоняется в сторону, или направляет взор, чтобы видеть ведущего в лице, тот пролагает себе иной путь, а не указуемый вождем. Почему говорит Бог руководимому: «а лице Мое не будет видимо [тебе]» (Исх.33:23), то есть, не становись лицем к лицу пред ведущим: потому что шествие твое непременно будет в противоположную сторону: доброе не в лице смотрит доброму, но следует за ним. Представляемое в противоположности лицем к лицу противостоит доброму. Ибо порок смотрит вопреки добродетели: добродетель же не представляется лицем к лицу противостоящею добродетели. Посему Моисей смотрит не в лице Богу, но видит «задняя» Его. А кто смотрит в лице, тот не будет жив, как свидетельствует Божественный глас: «человек не может увидеть» лице Господне, и «остаться... живым» (Исх.33:20). Видишь, сколько важно научиться, как ходить в след Богу, а именно, после высоких оных восхождений, после страшных и славных богоявлений, к концу только жизни едва удостаивается сей благодати научившийся стать позади Бога. Кто так ходит в след Бога, тот уже не встречает никакого столкновения с пороком.

 
Крещён в Православии
А мне этого достаточно, что так Григорий Богослов не считает (насчет "четверицы").

Вот почитайте, что пишет, например, митрополит Сурожский Антоний ссылаясь на того же Григория Богослова: "... Мы можем поставить перед собой вопрос, как это может быть? И будем не первые. Сотни лет тому назад этот вопрос ставил святитель Григорий Богослов, и у него был ответ. Его вопрос звучал несколько иначе. Почему Бог не арифметическая единица, а Троица? И он говорит, что если Бог – это любовь, то Он не может быть единицей, потому что тогда Ему некого любить, кроме Самого Себя. Если бы Бог был двоицей, то Двое любили бы друг друга, и ни для чего больше не было бы места. Они, как супружеская пара, держали бы друг друга в объятиях, смотрели друг другу в глаза, радовались друг на друга и старались исключить все, что может нарушить сокровенность этой единственной встречи. И святитель Григорий продолжает: Бог – Троица, потому что присутствие Третьего разрушает ложное единство, но не просто разрушает. Для того чтобы один из троих мог безраздельно любить другого, третий должен согласиться отступить и оставаться, если можно так выразиться, в стороне, с тем чтобы двое могли любить друг друга без помехи, без чьего-либо вторжения созерцать друг друга и радоваться друг о друге. Третий должен быть готов отступить и оставаться в одиночестве ...", ссылка.
Достаточно Вам ,так о чем говорить? Могли ,должен ... Какое это отношение имеет к Богу? Ну думал он так , Вы с ним согласны. Я нет .
 
Сверху