Здорово. Так чем лицо отличается от личности?Нет. Солнце и свет не синонимы .
Здорово. Так чем лицо отличается от личности?Нет. Солнце и свет не синонимы .
Здорово. А конкретней можно ответить на вопрос чем отличается лицо от личности?Лицо, то же что и "персона" - означает обособленность, сторону. От персоны-стороны-лица можно ничего не ждать. Сами эти слова не несут в себе что-то еще обязательного и ожидаемого в своих свойствах; того, что может быть еще что-то сверх понятия "сторона". Сторона - и все. А в слове "личность" ожидается, что кроме "стороны" есть еще что-то; свойства этой стороны становятся ожидаемыми. Другими словами: "личность" - это "сторона", "лицо" наделяемое какими-то подразумеваемыми свойствами.
Хорошо.Достаточно Вам ,так о чем говорить? Могли ,должен ... Какое это отношение имеет к Богу? Ну думал он так , Вы с ним согласны. Я нет .
Слово "лицо" - это калька с понятия "персона". В русском языке слово "лицо" имело одно значение, вспомните "... не с лица воду пить ..."; это было единственное значение этого слова. А потом появилось понятие "персона", которого в русском языке не было. Что делать? Приписали значение слова "персона" к слову "лицо", т.е. понятие "сторона", относящееся к человеку, или к чему-то уподобляемому человеку. Другими словами в слове "лицо" забыли о душе, качествах души, свойствах души, да его этого свойства в слове "лицо" никогда и не было. А как же быть с любовью, добротой, прощением? Одно "лицо" простило другое "лицо"? - в западных языках так и говорится. Один кирпич простил другой кирпич, - да?Здорово. А конкретней можно ответить на вопрос чем отличается лицо от личности?
Другими словами в слове "лицо" забыли о душе, качествах души, свойствах души, да его этого свойства в слове "лицо" никогда и не было. А как же быть с любовью, добротой, прощением?
А нельзя разве слово " Лицо" одухотворить русским словом " Лик"Чтоб слово "лицо" "одухотворить", и приписать ему свойства, присущие душе.
Так посмотрите сколько значений у слова "лицо". Хотите добавить еще одно?А нельзя разве слово " Лицо" одухотворить русским словом " Лик"
Не синонимы.В богословии ипостась и лицо синонимы. Возражений нет?
Нет не хочу, придерживаюсь этих значений;Так посмотрите сколько значений у слова "лицо". Хотите добавить еще одно?
А посмотрите сколько значений у слова "лик".
Слово "личность" не имеет много значений, и вследствие этого более понятно в своем применении.
С натяжкой можно сказать тем же ,чем Отец отличается от Духа Святого .Здорово. Так чем лицо отличается от личности?
Ну так , но итогу ,отдается на веру . Мы так и верим . Стоило строить умственные заборы.Я понимаю но поводу привлечения философов. Сомневаюсь в действенности для них приведенных аргументов .Хорошо.
Вот еще цитата Владимира Лосского (со ссылкой на того же Григория Богослова), которая может помощь Вам изменить свое мнение: "Святой Григорий [Григорий Богослов - вставка моя] говорит с философами как философ, дабы «приобресть философов к созерцанию Святой Троицы: Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Таким образом Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности ["четверица", "пятерица", ... "мириадица" - вставка моя]. Первое было бы бесславным, а второе – противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе – эллинства и многобожия». Здесь как бы просвечивает тайна числа «три»: Божество не единично и не множественно; Его совершенство превыше множественности, коренящейся в двоичности (вспомним бесконечные диады гностиков и дуализм платоников), и находит Свое выражение в Троичности. Слова «находит Свое выражение» сюда, собственно, не подходят: Божеству нет необходимости выражать Свое совершенство ни Самому Себе, ни другим. Оно есть Троица, и этот факт не может быть выведен из какого-либо принципа, не может быть объяснен какой-либо «достаточной» причиной, ибо нет ни начала, ни причины, предшествующих Троице", ссылка. Вот и объяснение.
Значит с вами разговора не получится на богословскую тему. У отцов - синоним. Именно это и было тем, что сделали каппадокийцы - определили за термином "лицо" смысл, соответствующий термину "ипостась", отвергнув "поверхностный смысл" у термина "лицо"( отвергнув маску). А вы когда говорите про Троицу Три Лица то понимаете нечто что не есть синоним слову Ипостась??Не синонимы.
Значение слова "ипостась" - существование, существующее. Может относиться и к предметам, и к животным.
Апостол Павел это слово применял не только к понятию "лицо", но и к понятию "существующий". Например, в значении "существующий, кроме этого".
Начинать надо с усвоения терминологии. Она хорошо изложена в ФГ у ДамаскинаНет не хочу, придерживаюсь этих значений;
Лицо есть то, что видим мы при дневном опыте, то, чем являются нам реальности здешнего мира; и слово лицо, без насилия над языком, можно применять не только к человеку, но и к другим существам и реальностям при известном к ним отношении, как говорим мы, например, о лице природы и т. д. Можно сказать, лицо есть почти синоним слова явление, но явление именно дневному сознанию. Лицо не лишено реальности и объективности, но граница субъективного в лице и объективного не дана нашему сознанию отчетливо, и, вследствие этой ее размытости, мы, будучи вполне уверены в реальности воспринимаемого нами, не знаем или во всяком случае не знаем ясно, что именно в воспринимаемом реально. Иначе говоря, реальность присутствует в восприятии лица, но прикровенно, органически всасываясь познанием и образуя подсознательно основу для дальнейших процессов познания. Можно еще сказать, что лицо – это сырая натура, над которой работает портретист, но которая еще не проработана художественно. При художественной проработке в буквальном смысле слова возникает художественный образ, портрет, как типичное, – но не идеальное, – оформление восприятия: это есть “подрисовка” некоторых основных линий восприятия, одна из возможных схем, под которую подводится данное лицо, но в самом лице эта схема, как схема, выражена не более многих других, и в этом смысле есть нечто внешнее по отношению к лицу, определяя собою не только или не столько онтологию того, чье лицо изобразил художник, – как познавательную организацию самого художника, средство художника. Напротив, лик есть проявленность именно онтологии. В Библии образ Божий различается от Божьего подобия, и церковное предание давно разъяснило, что под первым должно разуметь нечто актуальное – онтологический дар Божий, духовную основу каждого человека, как такового, тогда как под вторым – потенцию, способность духовного совершенства, силу оформить всю эмпирическую личность, во всем ее составе, образом Божиим, т. е. возможность образ Божий, сокровенное достояние наше, воплотить в жизни, в личности, и таким образом явить его в лице. Тогда лицо получает четкость своего духовного строения, в отличие от простого лица, но, в отличие от художественного портрета, не в силу внешних себе мотивов, как-то: композиционных, архитектонических, характерологических и т. д., и не в изображении, а в самой своей вещественной действительности и сообразно глубочайшим заданиям собственного своего существа. Все случайное, обусловленное внешними этому существу причинами, вообще все то в лице, что не есть самое лицо, оттесняется здесь забившей ключом и пробившейся чрез толщу вещественной коры энергиею образа Божия: лицо стало ликом. Лик есть осуществленное в лице подобие Божие. Когда пред нами – подобие Божие, мы вправе сказать: вот образ Божий, а образ Божий – значит, и Изображаемый этим образом, Первообраз его. Лик, сам по себе, как созерцаемый, есть свидетельство этому Первообразу; и преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим своим видом.
Иконостас - священник Павел Флоренский - читать, скачать
Труд «Иконостас» священника Павла Флоренского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.azbyka.ru
Единственное чем Отец отличается от Духа - безначальностью (исхождением). И никаких натяжек в богословии отцов тут нет.С натяжкой можно сказать тем же ,чем Отец отличается от Духа Святого .
В предыдущем комментарии я этот термин дополнил значением "сосуществующий".Значит с вами разговора не получится на богословскую тему. У отцов - синоним. Именно это и было тем, что сделали каппадокийцы - определили за термином "лицо" смысл, соответствующий термину "ипостась", отвергнув "поверхностный смысл" у термина "лицо"( отвергнув маску). А вы когда говорите про Троицу Три
В значении "равный, сосуществующий", т.е. Личность по отношению к другой Личности. Само слово "ипостась" семантической нагрузки не несет. Но сказанное в отношении человека и в отношении Божества семантическую нагрузку приобретают разную. Семантическая нагрузка этого слова оговаривается отдельно в отношении человека и отдельно в отношении Божества.А вы когда говорите про Троицу Три Лица то понимаете нечто что не есть синоним слову Ипостась??
Согласен, только думается мне всё -же значение определения, Лицо Бога и лицо человека имеют совершенно разное применение и совершенно не равнозначное смысловое значение. Применение к Богу понятие ипостась, лицо, личность, весьма условно и поэтому этим определениям в отношении к Богу, никогда не будет дано однозначное определение. В конце концов в " Символе Веры" нет и намёка на эти понятия, ипостась или лицо.Начинать надо с усвоения терминологии. Она хорошо изложена в ФГ у Дамаскина
Ну да ,являясь одним. Личность от лица исходит ,а не наоборот. Нет лица без личности ,и личности без лица.От моей души исходит душевность. Что касается ипостаси и лица ,если есть различные слова ,то и различные предметы обозначенные этими словами. Синонимы не синонимы но не одно и то же.Единственное чем Отец отличается от Духа - безначальностью (исхождением). И никаких натяжек в богословии отцов тут нет.
Получается ваше лицо (ипостась) отличается от вашей личности безначальностью (исхождением)?