Одинок ли Бог?

Православный христианин
Лицо, то же что и "персона" - означает обособленность, сторону. От персоны-стороны-лица можно ничего не ждать. Сами эти слова не несут в себе что-то еще обязательного и ожидаемого в своих свойствах; того, что может быть еще что-то сверх понятия "сторона". Сторона - и все. А в слове "личность" ожидается, что кроме "стороны" есть еще что-то; свойства этой стороны становятся ожидаемыми. Другими словами: "личность" - это "сторона", "лицо" наделяемое какими-то подразумеваемыми свойствами.
Здорово. А конкретней можно ответить на вопрос чем отличается лицо от личности?
 
Крещён в Православии
Достаточно Вам ,так о чем говорить? Могли ,должен ... Какое это отношение имеет к Богу? Ну думал он так , Вы с ним согласны. Я нет .
Хорошо.
Вот еще цитата Владимира Лосского (со ссылкой на того же Григория Богослова), которая может помощь Вам изменить свое мнение: "Святой Григорий [Григорий Богослов - вставка моя] говорит с философами как философ, дабы «приобресть философов к созерцанию Святой Троицы: Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Таким образом Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности ["четверица", "пятерица", ... "мириадица" - вставка моя]. Первое было бы бесславным, а второе – противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе – эллинства и многобожия». Здесь как бы просвечивает тайна числа «три»: Божество не единично и не множественно; Его совершенство превыше множественности, коренящейся в двоичности (вспомним бесконечные диады гностиков и дуализм платоников), и находит Свое выражение в Троичности. Слова «находит Свое выражение» сюда, собственно, не подходят: Божеству нет необходимости выражать Свое совершенство ни Самому Себе, ни другим. Оно есть Троица, и этот факт не может быть выведен из какого-либо принципа, не может быть объяснен какой-либо «достаточной» причиной, ибо нет ни начала, ни причины, предшествующих Троице", ссылка. Вот и объяснение.
 
Крещён в Православии
Здорово. А конкретней можно ответить на вопрос чем отличается лицо от личности?
Слово "лицо" - это калька с понятия "персона". В русском языке слово "лицо" имело одно значение, вспомните "... не с лица воду пить ..."; это было единственное значение этого слова. А потом появилось понятие "персона", которого в русском языке не было. Что делать? Приписали значение слова "персона" к слову "лицо", т.е. понятие "сторона", относящееся к человеку, или к чему-то уподобляемому человеку. Другими словами в слове "лицо" забыли о душе, качествах души, свойствах души, да его этого свойства в слове "лицо" никогда и не было. А как же быть с любовью, добротой, прощением? Одно "лицо" простило другое "лицо"? - в западных языках так и говорится. Один кирпич простил другой кирпич, - да?

Вот и пришлось уравнивать значение слова "лицо" со значением слова "личность". Чтоб слово "лицо" "одухотворить", и приписать ему свойства, присущие душе.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Другими словами в слове "лицо" забыли о душе, качествах души, свойствах души, да его этого свойства в слове "лицо" никогда и не было. А как же быть с любовью, добротой, прощением?
Чтоб слово "лицо" "одухотворить", и приписать ему свойства, присущие душе.
А нельзя разве слово " Лицо" одухотворить русским словом " Лик"
 
Крещён в Православии
А нельзя разве слово " Лицо" одухотворить русским словом " Лик"
Так посмотрите сколько значений у слова "лицо". Хотите добавить еще одно?
А посмотрите сколько значений у слова "лик".
Слово "личность" не имеет много значений, и вследствие этого более понятно в своем применении.
 
Православный христианин
Мы не на обиходном языке общаемся. Мы говорим о богословии используя богословские термины. Простите, если математики, например, начнут разговаривать используя математические термины, а некто будет им пояснять обиходный смысл употребляемых ими слов то что нормальный человек подумает о таком обьясняльщике?
 
Православный христианин
Чем личность отличается от ипостаси ( лица)?

Чем личность Духа отличается от Ипостаси (Лица) Духа?
 
Крещён в Православии
В богословии ипостась и лицо синонимы. Возражений нет?
Не синонимы.
Значение слова "ипостась" - существование (в значении "сосуществование"), существующее (сосуществующее). Может относиться и к предметам, и к животным.
Апостол Павел это слово применял не только к понятию "лицо", но и к понятию "существующий". Например, в значении "существующий, кроме этого" ("сосуществующий").
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Так посмотрите сколько значений у слова "лицо". Хотите добавить еще одно?
А посмотрите сколько значений у слова "лик".
Слово "личность" не имеет много значений, и вследствие этого более понятно в своем применении.
Нет не хочу, придерживаюсь этих значений;

Лицо есть то, что видим мы при дневном опыте, то, чем являются нам реальности здешнего мира; и слово лицо, без насилия над языком, можно применять не только к человеку, но и к другим существам и реальностям при известном к ним отношении, как говорим мы, например, о лице природы и т. д. Можно сказать, лицо есть почти синоним слова явление, но явление именно дневному сознанию. Лицо не лишено реальности и объективности, но граница субъективного в лице и объективного не дана нашему сознанию отчетливо, и, вследствие этой ее размытости, мы, будучи вполне уверены в реальности воспринимаемого нами, не знаем или во всяком случае не знаем ясно, что именно в воспринимаемом реально. Иначе говоря, реальность присутствует в восприятии лица, но прикровенно, органически всасываясь познанием и образуя подсознательно основу для дальнейших процессов познания. Можно еще сказать, что лицо – это сырая натура, над которой работает портретист, но которая еще не проработана художественно. При художественной проработке в буквальном смысле слова возникает художественный образ, портрет, как типичное, – но не идеальное, – оформление восприятия: это есть “подрисовка” некоторых основных линий восприятия, одна из возможных схем, под которую подводится данное лицо, но в самом лице эта схема, как схема, выражена не более многих других, и в этом смысле есть нечто внешнее по отношению к лицу, определяя собою не только или не столько онтологию того, чье лицо изобразил художник, – как познавательную организацию самого художника, средство художника. Напротив, лик есть проявленность именно онтологии. В Библии образ Божий различается от Божьего подобия, и церковное предание давно разъяснило, что под первым должно разуметь нечто актуальное – онтологический дар Божий, духовную основу каждого человека, как такового, тогда как под вторым – потенцию, способность духовного совершенства, силу оформить всю эмпирическую личность, во всем ее составе, образом Божиим, т. е. возможность образ Божий, сокровенное достояние наше, воплотить в жизни, в личности, и таким образом явить его в лице. Тогда лицо получает четкость своего духовного строения, в отличие от простого лица, но, в отличие от художественного портрета, не в силу внешних себе мотивов, как-то: композиционных, архитектонических, характерологических и т. д., и не в изображении, а в самой своей вещественной действительности и сообразно глубочайшим заданиям собственного своего существа. Все случайное, обусловленное внешними этому существу причинами, вообще все то в лице, что не есть самое лицо, оттесняется здесь забившей ключом и пробившейся чрез толщу вещественной коры энергиею образа Божия: лицо стало ликом. Лик есть осуществленное в лице подобие Божие. Когда пред нами – подобие Божие, мы вправе сказать: вот образ Божий, а образ Божий – значит, и Изображаемый этим образом, Первообраз его. Лик, сам по себе, как созерцаемый, есть свидетельство этому Первообразу; и преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим своим видом.
 
Крещён в Православии
Хорошо.
Вот еще цитата Владимира Лосского (со ссылкой на того же Григория Богослова), которая может помощь Вам изменить свое мнение: "Святой Григорий [Григорий Богослов - вставка моя] говорит с философами как философ, дабы «приобресть философов к созерцанию Святой Троицы: Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Таким образом Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности ["четверица", "пятерица", ... "мириадица" - вставка моя]. Первое было бы бесславным, а второе – противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе – эллинства и многобожия». Здесь как бы просвечивает тайна числа «три»: Божество не единично и не множественно; Его совершенство превыше множественности, коренящейся в двоичности (вспомним бесконечные диады гностиков и дуализм платоников), и находит Свое выражение в Троичности. Слова «находит Свое выражение» сюда, собственно, не подходят: Божеству нет необходимости выражать Свое совершенство ни Самому Себе, ни другим. Оно есть Троица, и этот факт не может быть выведен из какого-либо принципа, не может быть объяснен какой-либо «достаточной» причиной, ибо нет ни начала, ни причины, предшествующих Троице", ссылка. Вот и объяснение.
Ну так , но итогу ,отдается на веру . Мы так и верим . Стоило строить умственные заборы.Я понимаю но поводу привлечения философов. Сомневаюсь в действенности для них приведенных аргументов .
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не синонимы.
Значение слова "ипостась" - существование, существующее. Может относиться и к предметам, и к животным.
Апостол Павел это слово применял не только к понятию "лицо", но и к понятию "существующий". Например, в значении "существующий, кроме этого".
Значит с вами разговора не получится на богословскую тему. У отцов - синоним. Именно это и было тем, что сделали каппадокийцы - определили за термином "лицо" смысл, соответствующий термину "ипостась", отвергнув "поверхностный смысл" у термина "лицо"( отвергнув маску). А вы когда говорите про Троицу Три Лица то понимаете нечто что не есть синоним слову Ипостась??
 
Православный христианин
Нет не хочу, придерживаюсь этих значений;

Лицо есть то, что видим мы при дневном опыте, то, чем являются нам реальности здешнего мира; и слово лицо, без насилия над языком, можно применять не только к человеку, но и к другим существам и реальностям при известном к ним отношении, как говорим мы, например, о лице природы и т. д. Можно сказать, лицо есть почти синоним слова явление, но явление именно дневному сознанию. Лицо не лишено реальности и объективности, но граница субъективного в лице и объективного не дана нашему сознанию отчетливо, и, вследствие этой ее размытости, мы, будучи вполне уверены в реальности воспринимаемого нами, не знаем или во всяком случае не знаем ясно, что именно в воспринимаемом реально. Иначе говоря, реальность присутствует в восприятии лица, но прикровенно, органически всасываясь познанием и образуя подсознательно основу для дальнейших процессов познания. Можно еще сказать, что лицо – это сырая натура, над которой работает портретист, но которая еще не проработана художественно. При художественной проработке в буквальном смысле слова возникает художественный образ, портрет, как типичное, – но не идеальное, – оформление восприятия: это есть “подрисовка” некоторых основных линий восприятия, одна из возможных схем, под которую подводится данное лицо, но в самом лице эта схема, как схема, выражена не более многих других, и в этом смысле есть нечто внешнее по отношению к лицу, определяя собою не только или не столько онтологию того, чье лицо изобразил художник, – как познавательную организацию самого художника, средство художника. Напротив, лик есть проявленность именно онтологии. В Библии образ Божий различается от Божьего подобия, и церковное предание давно разъяснило, что под первым должно разуметь нечто актуальное – онтологический дар Божий, духовную основу каждого человека, как такового, тогда как под вторым – потенцию, способность духовного совершенства, силу оформить всю эмпирическую личность, во всем ее составе, образом Божиим, т. е. возможность образ Божий, сокровенное достояние наше, воплотить в жизни, в личности, и таким образом явить его в лице. Тогда лицо получает четкость своего духовного строения, в отличие от простого лица, но, в отличие от художественного портрета, не в силу внешних себе мотивов, как-то: композиционных, архитектонических, характерологических и т. д., и не в изображении, а в самой своей вещественной действительности и сообразно глубочайшим заданиям собственного своего существа. Все случайное, обусловленное внешними этому существу причинами, вообще все то в лице, что не есть самое лицо, оттесняется здесь забившей ключом и пробившейся чрез толщу вещественной коры энергиею образа Божия: лицо стало ликом. Лик есть осуществленное в лице подобие Божие. Когда пред нами – подобие Божие, мы вправе сказать: вот образ Божий, а образ Божий – значит, и Изображаемый этим образом, Первообраз его. Лик, сам по себе, как созерцаемый, есть свидетельство этому Первообразу; и преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим своим видом.
Начинать надо с усвоения терминологии. Она хорошо изложена в ФГ у Дамаскина
 
Православный христианин
С натяжкой можно сказать тем же ,чем Отец отличается от Духа Святого .
Единственное чем Отец отличается от Духа - безначальностью (исхождением). И никаких натяжек в богословии отцов тут нет.

Получается ваше лицо (ипостась) отличается от вашей личности безначальностью (исхождением)?
 
Крещён в Православии
Значит с вами разговора не получится на богословскую тему. У отцов - синоним. Именно это и было тем, что сделали каппадокийцы - определили за термином "лицо" смысл, соответствующий термину "ипостась", отвергнув "поверхностный смысл" у термина "лицо"( отвергнув маску). А вы когда говорите про Троицу Три
В предыдущем комментарии я этот термин дополнил значением "сосуществующий".
А вы когда говорите про Троицу Три Лица то понимаете нечто что не есть синоним слову Ипостась??
В значении "равный, сосуществующий", т.е. Личность по отношению к другой Личности. Само слово "ипостась" семантической нагрузки не несет. Но сказанное в отношении человека и в отношении Божества семантическую нагрузку приобретают разную. Семантическая нагрузка этого слова оговаривается отдельно в отношении человека и отдельно в отношении Божества.
 
Крещён в Православии
Начинать надо с усвоения терминологии. Она хорошо изложена в ФГ у Дамаскина
Согласен, только думается мне всё -же значение определения, Лицо Бога и лицо человека имеют совершенно разное применение и совершенно не равнозначное смысловое значение. Применение к Богу понятие ипостась, лицо, личность, весьма условно и поэтому этим определениям в отношении к Богу, никогда не будет дано однозначное определение. В конце концов в " Символе Веры" нет и намёка на эти понятия, ипостась или лицо.
 
Крещён в Православии
Единственное чем Отец отличается от Духа - безначальностью (исхождением). И никаких натяжек в богословии отцов тут нет.

Получается ваше лицо (ипостась) отличается от вашей личности безначальностью (исхождением)?
Ну да ,являясь одним. Личность от лица исходит ,а не наоборот. Нет лица без личности ,и личности без лица.От моей души исходит душевность. Что касается ипостаси и лица ,если есть различные слова ,то и различные предметы обозначенные этими словами. Синонимы не синонимы но не одно и то же.
 
Сверху