<span class=bg_bpub_book_author>священник Федор Бородин</span> <br>«Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент)

священник Федор Бородин
«Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент)

(6 голосов4.2 из 5)

Книга священника Федора Бородина, отца восьмерых детей и пастыря, рассказывает о контексте каждой из 27 евангельских притч. Отец Федор раскрывает смысл Евангелия примерами из литературы и пастырского опыта.

Немного об авторе

Протоиерей Федор Бородин – настоятель храма Космы и Дамиана в Москве, талантливый христианский писатель, который умеет говорить убедительно и просто о важных вещах. Кстати, книга отца Федора «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка» выдержала три издания и продолжает вызывать интерес православного читателя.

Protoierey Fedor Borodin Foto Annyi Galperinoy - «Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент)
Фото: Анна Гальперина, pravmir.ru

Труды батюшки выходят в столичном издательстве «Никея», которое очень ответственно подходит к отбору авторов и предлагает читателю самые яркие, актуальные и полезные новинки, ориентированные на практические советы и помощь родителям в христианском воспитании детей.

Язык книги – доступный, увлекательный, отвечающий возрастным особенностям юного читателя, а сами тексты притч приведены на русском языке.

Не только дети, но и мамы и папы, бабушки и дедушки, педагоги воскресных школ и учителя ОПК, а также все, кто ищет хороший христианский подарок для ребенка, не останутся равнодушными к тексту книги, поэтому она подходит для семейного чтения.

Подробный разбор евангельских притч сопровождают трогательные иллюстрации Екатерины Ватель.

Приведем несколько цитат:

  • «…Ведь очень хочется уложить Евангелие в схемы, спрятать в футляры, обезопасить себя – но Евангелие острое, оно, как апостол Павел говорит, острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). Об него можно порезаться, пойдет кровь и будет больно, потому что там слова, которые нас обличают, Христос говорит их нарочно, чтобы разбудить нас и привести к Себе»
  • «…Для Бога человеческие таланты – это вложенные в нас умения, навыки, способности, которыми мы можем послужить другим людям, сделать их жизнь более радостной, счастливой и красивой. Это может быть талант миротворца, или талант принимать гостей, или умение выслушать человека, которому плохо… Именно такие таланты дороги и Богу, и людям».

Каким должен быть начальник-христианин? И чем справедливость отличается от милосердия? Отрывок из книги отца Федора Бородина «Возрастай с Евангелием» отвечает на эти вопросы и раскрывает глубокий смысл евангельской притчи.

Что говорит Евангелие о начальниках и справедливости?

«У каждого из нас есть представление о справедливости. Мы остро и болезненно воспринимаем отсутствие справедливости по отношению к себе и значительно более мягко по отношению к другим. Чем меньше люди нам дороги, чем они дальше от нас, от нашей среды, тем более мы равнодушны к тому, справедлива к ним жизнь или нет.

Также у нас есть представление о том, что человек, сделавший зло, должен быть наказан. Справедливо, что вор должен сидеть в тюрьме, преступник – понести наказание, соответствующее содеянному, и вообще человек, который мешает другим жить, должен быть остановлен.

С этим согласны практически все, хотя мнения о том, как лучше это сделать, расходятся.

Что об этом говорит Христос? В Евангелии много притч о справедливости – только не о земной. Единственные слова Христа, которые можно прочитать как обещание справедливого земного воздаяния: что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6: 7).

Человек, который сеет вокруг себя зло, потом остается с ним один на один, зло как бы возвращается к нему. Это понятно: рано или поздно люди перестают дружить с себялюбивым эгоистом, который всех обижает, ни с кем не считается, ничем не делится. Это к тому, что притчи Христа говорят о самом главном, но даже во второстепенном слова Христа исполняются.

Притча о неверном управителе показывает нам, что у Бога совсем другие взаимоотношения с людьми, далекие от наших представлений о справедливости. Управитель, или, как мы сейчас сказали бы, старший менеджер, поставленный управлять сельскохозяйственным предприятием, после каких-то ошибочных шагов вызван к хозяину.

Тому донесли, что управитель наносит ущерб состоянию – расточает имение, и вот ему приказано явиться, подготовив полный отчет о том, что было и что стало с хозяйской собственностью. Однако пока еще у старшего менеджера осталась часть полномочий – может быть, перстень с печатью или, говоря современным языком, право подписи.

Управитель оказывается в очень трудном положении: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь.

Он мог бы начать выбивать из своих деловых партнеров как можно больше денег или запустить новые аферы, которые могут принести прибыль, и представить господину картину так, что все хорошо, а будет еще лучше, и господин в нем очень нуждается. А современный менеджер, если он нечестен, попытался бы напоследок побольше наворовать.

Управитель поступил по-другому: стал собирать долги – очень сильно уменьшив их – с тех людей, кто одалживал у его хозяина масло и пшеницу.

Нам это совершенно непонятно, и еще удивительнее то, что хозяин его похвалил, а вот современников Христа ситуация не удивляла. Возможно, как считают многие толкователи притчи, управитель имения мог давать в долг продукты или какие-то сельскохозяйственные ресурсы, набавляя процент в свою пользу.

Некоторые полагают, что управитель сбавил именно этот процент и хозяин имения не потерпел никакого убытка, – но это лишь одно из мнений. Мы не знаем, оставил ли господин управителя, по крайней мере, он его не наказал, а похвалил, сказав очень странные слова: сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

И Христос заключает притчу так: приобретайте себе друзей богатством неправедным. Что такое неправедное богатство?

Управитель понял, что единственный выход – завести себе друзей, то есть поступить с людьми милостиво, для того чтобы они потом оказали ему милость. Может быть, это было преступление – если он подарил заимодавцам какую-то часть имущества своего господина, а может быть, и нет – если согласиться с вышеприведенным толкованием, но он им очень помог.

Рассматривая эту притчу в духовном плане и предполагая, что господин символизирует Бога, Хозяина и Владельца всего, что есть в мире, Вседержителя, а управитель – каждого из нас, мы увидим, что речь, конечно, идет о том, как мы относимся к нашим ближним.

У нас обычно имеется целая система требований к ним: какие они должны быть, что должны делать, в какие сроки, на каком качественном уровне…

Эти требования распространяются на членов семьи, друзей, товарищей по учебе, по работе, начальников и подчиненных – абсолютно на всех. И если кто-то не соответствует нашему представлению, мы огорчаемся, злимся, обижаемся, применяем различные меры воздействия или расстаемся.

Христос говорит, что правильно будет поступить по-другому: снизить требования – в этом самая первая милость к ближнему.

То есть если, например, какой-то муж считает, что жена должна, придя с работы, отмыть весь дом, приготовить ужин и уложить детей, а он может усталый лежать на диване и делать ей замечания, то требования надо поменять и наблюдать за ее подвигами хотя бы через день…

Или, например, какой-то сын считает, что папа должен обеспечивать определенный уровень жизни, покупать айфоны и модную одежду, а у мамы всегда должна быть на кухне вкусная еда и в шкафу чистое глаженое белье, рубашки, штаны, – при этом совершенно ничего не отдавая взамен, – как снизить эти требования?

Можно сказать: «Мамочка, научи меня гладить. Я буду гладить сам». Или: «Мама, давай сегодня ужин приготовлю я, а ты пойди отдохни». У меня был такой праздничный день, когда старший сын приготовил обед, второй сын – ужин, а дочь мыла посуду, причем по собственной инициативе!

28126aee7949541c2556cd7ddcf59ffa - «Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент)

Как только мы научимся понижать меру всеобщей ответственности перед нами, относиться к людям с милосердием, состраданием и пониманием, все сразу же начнут по-другому относиться к нам, захотят приблизить свое сердце к нашему.

Людям очень тяжело живется, оттого что все вокруг только и требуют с них, все чего-то хотят. Ходят сотни тысяч больших начальников, и каждый от каждого что-то требует. «Ты должен». «Ты должен быть таким».

Когда мой старший сын пошел во второй класс, учительница мне жаловалась: «Батюшка, вы не представляете, как трудно. У нас в классе шестнадцать человек, из них тринадцать – старшие дети в многодетных семьях, и они все командуют, никто не умеет слушать!»

Человек вырастает, начинает так же требовательно относиться к окружающим, и всем от этого очень тяжело.

В притче управитель удостаивается похвалы, потому что впервые в жизни поступил милостиво, и, видимо, это было очень по духу хозяину.

Христос хочет нам сказать, что Богу сродно такое поведение человека, когда к тем, кто нам должен, мы относимся милостиво: не требуем, не давим, не совершаем насилия над людьми.

Более того, оказывается, сыны века сего, то есть люди, догадливее сынов света – я так понимаю, что имеются в виду ангелы, – в том, как устроить земную жизнь, чтобы людям помочь и чтоб тебе помогли.

А еще эта притча – о начальнике. Поскольку управитель непосредственно работал с арендаторами, с подчиненными, он был для них даже важнее, чем сам хозяин. Хозяина было как бы не видно, он пользовался доходом от имения, а жить мог, скажем, в столице.

Сначала управитель, вероятно, требовал с должников очень большой процент в свою пользу, а оказавшись в ситуации, когда ему нужно было помилование, совсем отказался от выгоды. Он понял, как был немилостив к другим, понял, что помилование его самого напрямую связано с тем, милует он или не милует зависящих от него людей.

Многие из нас являются или станут начальниками; у кого-то будет много подчиненных, у кого-то нет, мы будем подчиняться высшему начальству и командовать нижестоящими.

Очень важно помнить, что христианин-начальник – это человек, который должен быть милостивым, а не жестокой ходячей инструкцией, перечнем того, кто что должен делать.

Легко быть жестоким, когда у тебя в руках власть; ты можешь требовать все, что хочешь, и никто тебе перечить не станет. Таких начальников очень не любят.

Кто может, увольняется; бывает, начальник кричит, хамит, а человеку некуда деваться, ему надо семью кормить, он голову склонил и все это выслушивает…

Наверное, измерить истинное отношение к начальнику можно только тем, сколько бывших подчиненных придет на его поминки или хотя бы пришлет письмо или весточку вдове лет через десять после его кончины – или даже не кончины, а ухода на пенсию.

Дедушка моего одноклассника был одним из создателей советской стекольной промышленности, очень большим чиновником в масштабах страны, и я помню, как на его 80-летие, лет через пятнадцать после того, как он ушел на пенсию, ему присылали мешки писем со всех концов бывшего Советского Союза.

Письма

В прихожей стояли мешки с письмами! На почте специально выделили человека, который их доставлял прямо в квартиру, в ящик они не помещались.

Люди помнили и благодарили своего начальника за то, как справедливо, по-доброму, благожелательно он ими руководил. Вот свидетельство того, что человек милостиво относился к другим.

Эта притча многое открывает нам и о старости, и о нашей посмертной участи. Старость – это когда человек уволился с работы, живет на пенсию и уже не обладает ни властью, ни ресурсами, ни силой.

И те отношения, которые он построил с бывшими сотрудниками и со своими выросшими детьми, у него и остались. Если он сеял любовь, добро, милосердие, сострадание, уважение, это обязательно к нему вернется. Если нет – в лучшем случае он остается один.

Никакой силы и власти с собой туда не заберешь – только ходатайство людей, которые полюбили нас, пока мы жили на земле. Это будет самым главным, что мы, посеяв, пожнем».

(Из книги отца Федора Бородина «Возрастай с Евангелием»)

Краткая аннотация Валентины Патроновой

Комментировать