Отчего младшеклассники не стесняются распускать язык и изъясняться матом, подростки злоупотребляют фаст-фудом и энергетиками, а ученики старших классов не сдерживаются и позволяют себе сальности при взрослых?
У этих духовных бед корень один – отсутствие здоровой привычки к воздержанию. Такую добрую привычку и христианскую добродетель ребенку не под силу приобрести самому – ее необходимо воспитывать. И без строгой и бдительной родительской руки здесь не обойтись.
О том, как воспитать в детях воздержание и сделать его полезным духовным навыком на всю жизнь, размышляет иерей Георгий Максимов.
Отказаться от «хочу» в пользу «надо»
«Воздержание… В чем заключается эта добродетель? Часто ее отождествляют с постом, но это не совсем верно. Воздержание не ограничивается только лишь пищевой сферой.
Вот как прп. Ефрем Сирин объяснял это: «Есть воздержание языка: не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить, не клеветать, не осуждать брата.
Есть воздержание и для глаз: владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть… на что-либо неприличное. Есть воздержание и в слухе: владеть слухом и не поражаться пустою молвой.
Есть воздержание от славы: не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах. Есть воздержание в мыслях: не склоняться на помыслы обольстительные и не обольщаться ими.
Есть воздержание в еде: владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя».
Для современного человека эта добродетель особенно важна, поскольку именно от ее отсутствия многие мучаются и мучают близких.
Всё воспитание есть, по существу, привитие минимальных навыков воздержания – когда ребенка учат отказываться от своего «хочу» в пользу того, что «надо». Но, к сожалению, в наше время это удается всё меньше.
Отсюда возникают люди во всех смыслах распущенные. Отсюда, например, известные проблемы с алкоголизмом. Отсюда небывалое распространение сквернословия – из-за того, что теперь люди отучились сдерживать себя даже в малом.
У человека невоздержанного происходит помрачение ума, память и все способности притупляются, он становится раздражительным, не может контролировать себя, становится рабом своей страсти.
Невоздержанность делает человека слабым. А добродетель воздержания освобождает от раболепства низменным страстям и делает сильным, волевым», — считает священник.
Положи закон очам
В современном мире многое искушает ребенка. И, как не ставь родители разного рода фильтры на домашних компьютерах и детских телефонах, запрещенная к просмотру информация так или иначе обходит все границы и кордоны.
К тому же, любопытство и интерес ко всему запретному, свойственные детскому возрасту, сами неминуемо ведут ребенка через соблазны.
Для подростков в интимной сфере человеческой жизни вскоре не остается никаких тайн, причем то прекрасное, что дано Богом для гармоничных отношений мужа и жены, предстает перед ними совсем в ином, безобразном и искаженном свете. Отсюда серьезные душевные травмы, депрессии, попытки суицида…
Юному человеку, вдруг увидевшему перед собой все глубины человеческого падения, на самом деле не хочется жить в этом чудовищном мире с его чудовищными отношениями, намеренно искаженными «мастерами» медиа-индустрии.
Переход из детства во взрослую жизнь, и так болезненный, отягощается болью и разочарованием. Где уж тут хранить чистоту, когда этот страшный мир, предстающий перед глазами подростка, полон грязи, мерзости и запустения?
Что только ни попадает сегодня в многократно усиленный фокус детского взгляда… Между тем, многовековая традиция Церкви и наставления святых отцов надежно уберегали чад от воздействия такого рода искушений.
Правда, за эти столетия искушения стали более изощренными – возразите вы, и с этим трудно не согласиться. Впрочем, как и с тем, что за века и даже тысячелетия враг рода человеческого не изобрел ничего принципиально нового: список греховных страстей остается всё тем же.
Так что дети, которые знакомы с духовными наставлениями и живут одной жизнью с Церковью, ее ценностями и приоритетами, будут брезгливо отворачиваться от всякого рода духовной нечистоты. Душа чистого ребенка инстинктивно противится злому, сторонится всякой неправды. Причем не из боязни гнева родителей, а по своей природе и внутренней склонности.
Такие дети не станут смотреть пошлый ролик с одноклассниками. У них с младенчества воспитано отвращение ко всему противоестественному, развратному, растлевающему. Христианский взгляд на мир не позволяет им даже поднять глаз на что-то непристойное.
У Иоанна Златоуста есть важное для каждого из нас поучение: «Ограждай свои глаза… положи закон очам своим. Для чего ты занимаешься чужой красотой? Для чего засматриваешься не на твое лицо?
Для чего стремишься в пропасть? Для чего ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение; положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, поставляет бесстыдный взгляд наравне с прелюбодеянием» (Мф. 5:28).
Кажется, это поучение возвращает в детство, заново обращает в детей. Ведь только невинный и целомудренный способен стыдиться не только за себя, но и за других.
Пост ради чистоты сердца
Как же воспитать ребенка воздержанным в период созревания всех структур его жадного до знаний и впечатлений мозга, в период наивысшей остроты его восприятия, гормональных перестроек и эмоциональных перезагрузок? Можно ли во всем оторвать его от подростковой субкультуры, от школьной культуры и среды, которая его окружает? Не значит ли это сделать его одиночкой, отверженным?
Отверженным – нет. Человек с характером, который может гнуть свою линию и идти против общественного мнения, вызывает восхищение в любом сообществе. И скорее другие пойдут за ним, чем подвергнут его буллингу.
Но вот как ребенку на первых порах привить практические навыки воздержания, если святоотеческий опыт и богословские труды для него сложны, даже во взрослом пересказе?
По мнению иерея Георгия Максимова, первые шаги детей в аскетике должны быть понятны и просты, а родителям следует проявить мягкую настойчивость и непреклонную последовательность. Например, ребенку будет полезно понести нетрудный пост:
«Пост является прекрасным средством воспитания воли. Пост позволяет научиться преодолевать себя, стойко переносить трудности, а тот, у кого есть опыт преодоления себя, становится гораздо более жизнестойким.
Соглашаясь на воздержание, мы тем самым свидетельствуем, что материальная жизнь сама по себе, отделенная от Бога, не является нашей целью.
Труд телесного воздержания от излишеств в пище мы принимаем для того, чтобы этим достичь чистоты сердца», — считает отец Георгий.
В оставшиеся дни Рождественского поста мы могли бы ограничить детей в сладостях, чипсах и газировке, помочь им почувствовать вкус здоровой и простой пищи. Вот увидите – будущий Рождественский стол вызовет у них больше радости – не говоря о Святках, когда обмениваться сладкими подарками Сам Бог велел.
Валентина Патронова
Цитата иер. Георгия Максимова из соцсетей
Комментировать