Знаменитый проповедник, духовный писатель, катехизатор, публицист о духовно-нравственном воспитании детей.
В русской богословской литературе отец Григорий Дьяченко известен подготовкой сборников и другими публикациями, преимущественно назидательного, гомилетического и катехитического характера, предназначенными как для пастырей (в помощь при совершении таинства исповеди, в произнесении проповедей, проведении внебогослужебных собеседований с народом), так и для семейного чтения мирян. При работе над составлением книг Дьяченко привлекал разнообразный круг источников: Писание и святоотеческую литературу, прологи, патерики и другие сборники житий святых, современные популярные богословские сочинения, в том числе западные; филологические и педагогические труды, произведения художественной и исторической литературы, отечественную и зарубежную духовную и светскую периодику и др. Работы о. Григория вызывали обычно горячий отклик читателей.
Особой известностью пользовались и широко распространялись его сборники «Доброе слово» (М., 1888), «Луч» (М., 1888), «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви: Катехизические поучения. Ч. 1–3» (М., 1890), и такие сочинения как «Слова, поучения, беседы и речи пастыря Церкви на разные случаи в личной, семейной, школьной, церковно-приходской, религиозно-нравственной и гражданско-общественной жизни христианина» (М., 1898), «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года» (М., 1901), «Духовные посевы» (М., 1892). Они неоднократно переиздавались и по смерти автора, в том числе Училищным советом при Святейшем Синоде: так, «Доброе слово» вышло в 1912–1915 гг. в Москве 13-м изданием. Данные сборники рекомендовались как учебные пособия для народных и церковно-приходских школ, школ грамоты, сельских, городских и духовных училищ, для упражнений в русском и церковно-славянском чтении.
«Искра Божия», как написано в предисловии, — «это сборник рассказов и стихотворений, приспособленных для чтения в христианской семье и школе для девочек среднего возраста. Предлагаемый сборник под названием «Искра Божия» есть первый опыт в нашей педагогической литературе собственно книги для девочек. А потому и суждение о нем, не должно быть очень строгим. Нет особенного труда работать на поприще, все тропинки по которому давно проторены людьми знания и опыта, — но не то бывает там, где почти ничего еще не сделано у нас, равно как и в западноевропейской педагогической литературе, где все приходится делать оному — и намечать цели, и изыскивать средства к осуществлению этих целей, где один вопрос о книжке собственно для девочек для большинства кажется совершенно излишним, так как оно не замечает или не хочет заметить никаких различий в характере и предназначении для жизни мальчика и девочки. Составитель этой книги смотрит на дело несколько иначе, имея ввиду практическую жизнь и данные истории, психофизиологии и педагогики».
Комментировать