Протоиерей Виктор Грозовский. Православное воспитание девочек переходного возраста

Протоиерей Виктор Грозовский. Православное воспитание девочек переходного возраста

(1 голос5.0 из 5)

Благонравная жена приобретает славу мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия (Притч. 11, 16).

Вступление

 

Ничто так не возвышает женщину, как благочестие. Наружная красота стареет и блекнет, а страх Божий облекает жену в красоту неувядаемую.

Жена благочестивая – трудолюбива, скромна, покорна, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница. Чего, казалось, требовать еще от женщины? …благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4, 8).

Но цивилизация и прогресс развивающихся обществ сочли нужным посвятить и ее в таинства наук, оказав, тем самым, ей великую честь…

Вероятно, ей самой придется расставлять приоритеты, воздавая честь семье как домашней церкви. Престол женским добродетелям всегда и везде был воздвигаем под кровом домашним.

* * *

«Опасный возраст!» – фраза, которая вырывается из уст взрослых людей: родителей, педагогов и учителей, и воспитателей разных мастей. Что она означает? А означает она то, что в определенном возрасте, скажем от 10 до 16 лет, большинство детей начинают преподносить старшим «сюрпризы», от которых им становится не очень комфортно, а временами ставят и просто в тупиковое положение.

Известно, что человечество состоит из двух половин, из двух полов – мужского и женского. Принято думать, что мужчина – это существо, которому принадлежит честь

первооткрывателя и двигателя прогресса, на котором лежит печать творчества и гениальная способность общественного устройства, а женщина – существо, которому суждено всегда оставаться на низшей ступени образования и государственной деятельности.

Это не совсем так. Давайте разберемся. А разобраться нам необходимо потому, что речь в этой брошюре пойдет как раз о женской половине человеческого рода, о ее юной части, точнее – о девочках так называемого переходного возраста. Поговорим о них!

Природа подростка очень сложна и противоречива. Начиная с десяти-двенадцати лет в организме происходят серьезные изменения, почти на пределе работают многие его органы, возбуждена нервная система, быстро и резко меняется половая сфера, вызывая у подростков новые интересы, влечения, переживания. Жизненный опыт вступает в противоречия с притязаниями юного существа и часто становится причиной конфликта со взрослыми.

О поведении родителей

Требуются от родителей тактичность и терпение, которые исходят из любящего сердца их. Повторим: из любящего, но не из гордого сердца. Детское сердце не приемлет гордыни. Родитель с гордыней в душе всегда будет врагом детства – от этого и многие семейные беды. Важничая среди близких, родитель становится деспотом своей семьи. Деспотизм рождает одиночество и полную отчужденность.

Отчужденность отца или матери в отношении к дочери переходного возраста может стать причиной замкнутости последней, подозрительности и недоверия первых и, как следствие, – непонимания сторон.

Посмотрим, какие еще требуются правила, точнее сказать качества родителей, которые помогали бы им в общении с «трудной» дочерью. Надо сказать, что родители, воспитывая детей, сами воспитываются, усваивают определенные правила поведения в семье.

Раздражительность – злейший враг семейного воспитания. И если мать или отец не будут воспитывать в себе незлобие, то «выход из себя» при конфликте с детьми (дочерью) будет частым явлением в семейных неурядицах, что может привести к потере контроля над собой и страшным последствиям. Родители, не гневайтесь! Будьте смиренномудрыми, да избавит вас Господь от гневливости, от этого бесовского состояния.

Старайтесь разговаривать (воспитывать дочь) с кротостью и тихо, чтобы из уст ваших не вырывались звуки, способные разрушить и стены иерихонские. Не должно забывать еще об одном правиле: диалог с дочерью должен быть уважительным, подростки не выносят сюсюкания и ценят людей, которые разговаривают с ними как со взрослыми.

С малых лет ребенок приучается к труду, но очень часто родители забывают, что трудовое воспитание будет наиболее успешным, если результаты труда находятся под контролем родителей.

«Все родители любят своих детей, знают об их неопытности, хотят всячески защитить их. Однако любовь и заботы родителей полезны только тогда, когда они проявляются разумно»[1].

Приводим здесь несколько полезных советов (правил) для родителей:

1. Нельзя бурно проявлять эмоции в общении с ребенком; сохраняйте спокойствие и уравновешенность.

2. Не показывайте свое безразличие к высказываниям дочери.

3. Не оставляйте без внимания вопросы и просьбы девочки; если не знаете ответа, скажите об этом прямо.

4. Не перебивайте речь ребенка, постарайтесь дослушать до конца.

5. Не поддавайтесь на провокации отроковицы, старайтесь при общении (и после него) анализировать ее мотивы.

6. Не сокращайте, но и не разрывайте дистанцию в общении с ней, держитесь друг от друга на разумном педагогическо-дидактическом расстоянии.

7. Не грубите и не отвечайте грубостью на грубость; корректность и сдержанность – залог успеха.

8. Не муссируйте один и тот же вопрос, не зацикливайтесь на нем, есть множество других тем и проблем, а к первому вопросу вернуться можно и в следующий раз.

9. В сложной ситуации ничего не требуйте – только предлагайте несколько вариантов решения проблемы, пусть ваша дочь сделает выбор сама, но только не читайте ей мораль.

10. Чаще всего озлобленность и раздражительность «трудного ребенка» вызваны его бессилием в разрешении каких-либо собственных внутренних противоречий, выявите причинно-следственные связи их и аккуратно распутайте клубочек этих противоречий. А не сможете – не унывайте, или, как сказано в Библии, Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19).

11. И, наконец, если ваш собственный жизненный опыт не является авторитетом для дочери, ищите помощь у Бога. Просите, чтобы он умудрил вас и ее и поставил на путь спасительного благочестия.

Как сохранить родительское влияние

Не сотвори себе кумира

(2-я заповедь Десятисловия)

У родителей достаточно причин для беспокойства за детей-подростков. Одна из них – равнодушие (или неприятие) мнения отца или матери, а, может, и обоих сразу.

Большинство детей вроде бы и согласны считаться с требованиями родителей, но психологически это мешает им ощутить себя взрослыми. Возникает конфликтная ситуация, могущая привести подростка к открытому бунту. Поэтому многие из них считают благом свою изоляцию от взрослого мира. Они изобретают свои стили одежды и причесок, довольно лихорадочно оберегают свои занятия и пристрастия, стремятся иметь своих, особых кумиров в нашем мире развлекательной индустрии. А когда их кумиры еще и раздражают «стариков», то в этом они усматривают даже свои дополнительные преимущества.

Взрослые же люди с непонятным изумлением смотрят на огромные толпы подростков, девушек и юношей, встречающих у подъездов театров и концертных площадок своих «звезд», сопровождая их громовыми аплодисментами. Взрослые возмущаются, когда слышат, что девушки визжат, рыдают и падают в обморок от одного взгляда на обожаемого артиста. И вот такое поклонение девочек-подростков популярным певцам и актерам имеет ту особенность, что в своем воображении «влюбившаяся» может заставить своего кумира сказать или поступить так, как ей угодно. Пребывая в своих мечтах неотразимой героиней, она не рискует быть отвергнутой из-за непривлекательной внешности или косноязычия.

На первый взгляд девочка не делает ничего плохого, а только мечтает. Но за этой обворожительной мечтой она не замечает те качества кумира, которые критикуют ее родители. И в то же время, восхищаясь мужчиной, от которого в восторге все подруги и еще миллионы других девочек, она уверена в том, что это абсолютно нормально, что бы ни говорили ее родители.

Да, нормально для девиц, воспитанных не по началам и правилам Святой веры, а «по стихиям мира сего». Поэтому уместно привести здесь слова апостола Павла:…не сообразуйтесь с веком сим, не преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2).

Но вот девочка уходит из-под контроля матери, старается освободиться от ее влияния, от излишней опеки родителей вообще. И это стремление иногда бывает очень напористым. Что же делать? Как сохранить власть над детьми, как удержать на должном уровне авторитет и влияние родителей? Ведь многие из нас скажут: «Мы все делаем для детей, живем для них и лучше их знаем, какими им быть. Так сказать, мера за меру: мы жертвуем собой для счастья детей, позвольте взамен самим определить, что нужно для этого, а дети, что они понимают…»[2]

Такой тоталитарный взгляд: «жить для детей» ставит под сомнение как необходимость такого влияния и авторитета родителей, так и цель самого воспитания, которого суть не только «вывод дитяти в люди», а, главное, стремление к святости, достижение Царства Божия. Кто-то скажет: это трудно, почти невозможно! Что человеку невозможно – возможно Богу, сказано Спасителем. Поэтому-то и необходима для детей горячая родительская молитва. Молитва с верой в то, что Господь не хочет гибели грешника. Во Святом Евангелии Он Сам говорит: Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47).

Советуем родителям особое внимание обратить на окружение девочки. Еще Апостол сказал: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Следовательно, в подборе подруг и друзей для дочери папы и мамы не должны занимать позицию сторонних наблюдателей, а приглашать в дом и знакомить своих детей с мальчиками и девочками из порядочных и благочестивых семей, общение с которыми будет способствовать возникновению атмосферы нравственной чистоты и взаимного уважения.

Вопрос о приоритете того или иного родителя (папы или мамы) не должен решаться однозначно. Это во многом зависит от самой дочери – кого она выберет своим «духовником». Что касается батюшки (священника-духовника), то он также должен быть выбран самой девочкой, но, конечно, не без помощи отца или матери. Задача обретения духовного отца весьма и весьма трудная. Многие и взрослые его не имеют и довольствуются окормлением тех батюшек, которые служат в ближайшей к дому церкви. На многие волнующие девочку-подростка вопросы она, вероятнее всего, будет искать ответа у мамы, т. к. большинство из вопросов – так называемые «женские». Это при условии хороших и доверительных отношений между обеими. Если же контакт между ними нарушен основательно (что бывает в крайне редких случаях), то вопросы без ответов все равно не останутся, они будут найдены на стороне, либо у подружек, иногда у их мам, иногда сама жизнь даст ответ на некоторые вопросы.

Собственный опыт воспитания девятерых детей (5-ти мальчиков и 4-х девочек) дает основание автору брошюры полагать, что роль матери в воспитании детей, ее авторитет у них прослеживается гораздо рельефнее и четче, чем авторитет отца. Да и солидные ученые-исследователи подтверждают это наблюдение-вывод: «Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в “информационной сфере”, когда речь идет о политике и спортивных событиях»[3].

Отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной даже в христианских семьях, где слово отца, обозначенное с древних времен как главенствующее и благословляющее, сегодня утратило свою силу. И дело тут совсем не в том, что современные мужчины уделяют меньше внимания семье и детям, а в том, что безбожие подорвало традиционное положение отца в семье как кормильца и ревнивого хранителя незыблемых основ Православия. Сегодня положение семьи резко изменилось: она перестала быть и Домашней церковью, и ячейкой государства, т. к. очертания ее (семьи), даже при очень внимательном взгляде, очень размыты или реконструированы до неузнаваемости. А количество разводов таково, что мать-одиночку (или брошенного отца с ребенком) трудно даже и назвать-то семьей. Каждая семья представляет собой, как сказано выше, Домашнюю церковь или ячейку, наполненную медом.

А вся рамка с ее заполненными медом ячейками – это, скажем, Государство. Так если почти половина сотовых ячеек будет пустых или неполноценных, то можно (даже без наличия особого художественно-политико-экономического воображения) легко увидеть карикатурную и драматическую модель нашего общества. А если по предыдущей аналогии взглянуть на семью как на Домашнюю церковь, то на великом географическом пространстве нынешней России мы увидим огромное количество семей, сидящих в сени смертной.

Так из семьи изгнали Бога,
Закон же Божий упразднили,
И у разбитого порога
Стоим, глаза в безбожной пыли.

Никакие теоретические разработки, методички и внушительные трактаты по воспитанию человека-семьянина, человека-патриота и гражданина никогда не заменят тех основ морально-нравственного Закона, который был Богом дан человечеству еще через пророка Моисея, а затем Богочеловеком Иисусом Христом. Сегодня Закон заменен Конституцией, как «гениальным» актом законотворчества безбожного и погрязшего в грехах социума, доведшего самого себя до крайней точки экономического и нравственного падения. Где критерии? Их нет! Человек сам себя хвалит, сам себя награждает, сам оценивает собственную деятельность по шкале, им же и изобретенной. Он живет жизнью организма, который высасывает энергию для поддержания деятельности из самого себя, отказываясь питаться от Источника Вечной Жизни. Неужели мы слепы? Неужели мы настолько бездушны, безумны, что отрицаем Вечную Любовь? Сказал безумец в сердце своем: нет Бога (Пс. 13, 1). Неужели мы не изменились со времен царя Давида? Неужели для России 17-й год не кончится никогда?

Не прореку, что Бога нет!
Не буду уповать на силу и на знанья,
Христос один мне яркий Свет,
Спаситель мой – мое Призванье!

Но если мы отвергли Камень, поставляемый во главу угла, то, естественно, фундамент, на котором общество возводит свой дом, будет непрочным, а это может привести нас к опасности погребения всех наших надежд и упований под обломками горе-сооружения. Однако на вопросы, поставляемые самой жизнью, нам, взрослым людям, все же необходимо давать ответ и обозначать те ориентиры, по которым необходимо будет выстраивать наши взаимоотношения с нашими детьми (мальчиками и девочками).

Девочки, существа более чуткие, тонкие и ранимее мальчиков. Но это вовсе не означает, что требования к ним в вопросах воспитания должны быть занижены в сравнении с мальчиками. Нет! Просто конфигурация этих требований может быть несколько иной, чем у мальчиков.

Книги, развлечения, зрелища

Перед нашим обществом стоит трудная задача самовыживания: разрушив дом, в котором поддерживался определенный порядок (распорядок), мы оказались под сомнительной сенью демократии и вседозволенности, под безблагодатным покровом тысячи раз перекраиваемой Конституции.

При таком положении дел, естественно, возникает потребность в ответе на древний, но такой сегодня очень необходимый вопрос: что такое хорошо, а что такое плохо? Что запрещать, а что насаждать? Какие книги печатать, а какие запрещать? Какие фильмы снимать, а какие – нет? Какова должна быть индустрия наших развлечений? По какому принципу делать отбор и фильтрацию всего того, что рукотворит наше общество? По принципу свободы и демократии?

Но когда твоя пятнадцатилетняя дочь сталкивается с информационным потоком разврата и насилия, льющимся по каналам различных СМИ, разрушающих всякое представление о совести и добропорядочности, то хочется всему этому сказать твердое: «Нет! Дяди и тети, не губите души собственных детей».

Но из боязни прослыть ретроградами родители часто думают, что ничего плохого не случится, если ребенок порезвится на дискотеке или на какой-либо другой сомнительной тусовке. А может, случится? Случалось и случается! Трагические результаты безрассудного веселья не заставляют себя ждать. Общество задыхается в смрадных парах пьянства, наркомании, физической расправы, проституции и абортов.

Конфликт приобретает особый накал, когда власть призывает человека «чистить себя» то под Лениным, то под Сталиным, то под еще какими-то сомнительными лозунгами правящей элиты.

Что делать? Жизнь не стоит на месте! Запретный плод сладок. Запрещать его вкушать или не запрещать, если уж он существует? Не запрещать, но предупреждать о его существовании, как это сделал Бог Отец в Раю, сказав прародителю: …от древа познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17).

Родители (мать или отец, а может, вместе) обязаны объяснить дочери мотив ее поступка и возможные его последствия.

Плохо, когда у супругов нет единого взгляда по тому или иному вопросу нравственности. Их рассуждение ставит ребенка в зыбкое положение в отношении отца или матери. Допустим, отец запретил дочери посещение дискотеки, а мама разрешила. У девочки возникает оценка: мама – хорошая, отец – плохой. И так во всем остальном, где нет единого взгляда на определенный предмет. К сожалению, невозможно согласить дух христианского воспитания девиц с духом времени. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим похотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4, 3).

Конечно, стойкого и опытного воина Христова трудно увлечь разными баснями, но неопытной в духовном плане девице как быть? И вот тут православное воспитание просто требует от ребенка послушания родителям, потому что от наличия или отсутствия такового зависит благо самой дочери.

Какие же книги, зрелища, развлечения не способствуют благочестивому воспитанию девочки как будущей продолжательницы рода и хранительницы семейного очага? Что должно исключаться из арсенала воспитательных средств?

Не способствует благочестивому воспитанию отроковицы все то, что вызывает в душе греховные помыслы и похотения, которые искажают представление об Истине, о Добре, о Благе. И произведения искусства, литературы, музыки и прочее, имеющие сильное воспитательное воздействие на душу ребенка (девочки), если они культивируют разврат, насилие, откровенное зло, не должны быть свободно доступны для отроковицы. К сожалению, в наше время доступно все, а благочестие не в моде. И тем не менее, есть средство защиты от всепроникающего в нашу жизнь зла – это вера наша Православная, Церковь с ее благодатными Таинствами и Христовым спасительным благовестием. О, как важна беседа матери с дочерью-подростком!

Предположим такой диалог-беседу мамы с подрастающей дочерью.

Таня сидела за столом, за которым она обычно делала уроки, перед раскрытой книгой, и мечтательный взор ее был устремлен в какой-то иной воображаемый мир, из которого ее вывел голос мамы:

– Что ты читаешь? – спросила она.

– Александр Дюма. «Королева Марго».

– Откуда она у тебя?

– В классе все девочки по очереди читают. Вот и мне дали.

– Ну и как? Тебе нравится?

– Знаешь, мамочка, я, честно говоря, понимаю, что эта книга совершенно пустая. Но она так захватывает!

(Молчание.)

– Мама, ты что, сердишься на меня? Если я христианка, то обязана читать только Жития Святых?

– Меня огорчает, что ты взялась за чтение такой толстой и пустой книги без благословения батюшки и не советуясь со мной. Раз принялась читать – я не буду тебе запрещать читать, но могу посоветовать: не читай дальше.

– Но почему, мама? Это просто приключенческий роман из старинной жизни… Красивые сцены, романтические чувства… Я прочитаю и забуду.

– К сожалению, Танечка, не забудешь. Ты и захочешь забыть, но в памяти будут всплывать образы – не святые, чистые, духовные, а образы распутных великосветских дам; будут вспоминаться сцены и речи героев, которые загрязняют сердце, и, окунаясь в иллюзорный мир, человек уже не может чисто молиться. Такие книги ненавязчиво учат лжи, коварству, распутству, они губительно действуют на целомудрие девочки.

Святые отцы называют человеческие чувства «окнами души»: через эти окна (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) окружающий мир проникает в душу своими впечатлениями, и не только полезными, но и вредными. А зрение – это самое главное, самое широкое окно.

Книги – это друзья, собеседники. И если ты избираешь себе в собеседники воров, насильников, убийц, развратников и пьяниц, то и душа твоя напитается смрадным дыханием грешных человеко-образов. Читай лучше хорошие рассказы, повести, романы лучших русских и зарубежных классиков: Гоголя, Чехова, Достоевского, Диккенса, Экзюпери и проч.

В этой предположительной беседе мамы с дочерью мы коснулись только темы литературных произведений. Могли бы затронуть и другие стороны человеческой деятельности и творчества, анализ которых должно совершать непременно с христианской точки зрения. Мамы и папы, подскажите детям, что – хорошо, а что – плохо!

Повторяем, понятия «хорошо» – «плохо» должны базироваться и формироваться на основах православно-христианской морали во избежание возникновения всяческих путаных и противоречивых теорий и рекомендаций.

Например, девочка хочет пойти на ту же пресловутую дискотеку. Родители в обоюдном согласии не благословляют данный поход. Запрет может вызвать конфликт, агрессию со стороны ребенка и более дерзкий поступок – «побег» на ту же дискотеку. Что делать родителям? Оставлять ли данный поступок без внимания или же применить кое-какие профилактические меры? Автор брошюры не склонен и не рекомендует другим сразу хвататься за ремень или приковывать виновника к батарее наручниками. Только терпеливые беседы о Боге, как источнике Любви, о страхе потерять эту Любовь и оказаться в одиночестве среди злобного окружающего тебя мира, готового раздавить и поглотить любого человека, не дорожащего спасением собственной души, помогут рассеять в глазах ребенка туман бесовского очарования и чувственного недомыслия.

Очевидно, что голыми запретами родители мало чего могут добиться от ребенка в плане послушания. А вот свое отношение к намерению девочки сделать (совершить) то-то и то-то папа с мамой должны выражать четко и недвусмысленно. Отношение же их к поступку содеянному (или к намерению) не следует менять, если оно выверено и не выходит за рамки православного благочестия. Повторяем, не запрет здесь важен, а отношение. Примеры из практического воспитания:

1) Родители отпустили дочь на дискотеку со знакомым (из порядочной семьи) мальчиком, заручившись от него гарантией внимательного и охранительного отношения к ней (при этом молились о молодых). Слава Богу, все обошлось хорошо. Но, главное, сама дочь удостоверилась в справедливости слов родителей, не желавших отпускать ее. «Мама, там так противно, душно, разгоряченные красные лица и неприятный потный воздух…»

Думаю, эксперимент пошел на пользу.

2) Второй пример был также поучительным для дочери. Родители всячески отговаривали ребенка от похода на дискотеку, но «сдались» при условии, что она пойдет с двумя своими старшими братьями. Разумеется, с ними и возвратится. И снова папа с мамой не оставили дитя «без страховки» – молитвы. Слава Богу, теперь 15-летняя еще минимум три года не будет возвращаться к этому вопросу – туда пускают (с недавних пор) только с 18 лет.

Таким образом, Господь, по молитвам родителей, Сам может вразумлять ребенка, ограждать (охранять) и воспитывать. Не всегда девочки (да и юноши) умеют увидеть прекрасное рядом с собой, в обыденной повседневной жизни. Часто они не способны в малом увидеть великое. Отчего это бывает? Это, быть может, связано с тем, что романтическая настроенность подростка и отсутствие жизненного опыта приводит к идеализации окружающего мира, который своей прозой жизни может разрушать поэтическое восприятие явлений и сделать юное сердце грубым и бестактным. В свои 15 лет дочь не представляет, что такое быть вежливой и деликатной. Молодое существо может сказать матери: «Отстань!», «Отвали!», «Что ты на меня наезжаешь?» и так далее.

Не надо падать в обморок от таких слов, но соблюдать все то же правило: молиться. Кому-то может показаться правило это простым и малоэффективным, но это не так. Молитва приводит возмущенный дух в равновесие и вселяет уверенность в Силе Божией, которой все возможно, если только Сам Господь не замедлит воздействие ее к нашему смирению и послушанию. Не только мы воспитываем детей, но и они нас. Они часто могут провоцировать нас и «пробовать» на твердость: способны ли мы сохранять спокойствие при совершении ими негативных поступков, способны ли не озлобляться, а продолжать их любить. (Они тоже могли прочесть во Святом Писании и запомнить слова о том, что любовь не гневается, не раздражается, долготерпит и т. д.)

Одежда, внешний вид, манеры

Апостол учит: Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Но и мы, родители, будем чаще напоминать детям нашим слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога (3 Ин. 1, 11).

А давайте, родители, спросим себя: творит или не творит 15-летняя девушка зло (в плане соблазна и искушения), когда идет в юбочке, по длине почти не прикрывающей то место, откуда берут начало ее хрупкие, не твердо ступающие на асфальт ноженьки? А этот непременно оголенный пуп?

Часто ребенок ясно не отдает себе отчета в том, что делает, но зато понимает – для чего!? А для того, чтобы очаровать, привлечь к своей особе внимание мужской половины, испытать силу воздействия на них выпущенной амурно-греховной стрелы.

И, конечно, не каждая девочка понимает и знает, что вызывающие наряды и соответствующее поведение есть грех. А чего стоит многослойный грим на цветущем детском личике? Эти ярко выделенные (накрашенные) губы, как бы говорящие, словно пошлая реклама: «они твои»? Что же нам, родителям, делать? Опять запрещать? Опять вразумлять! Опять, набравшись терпения, объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

Безусловно, родители должны вести беседу очень и очень аргументированно. Возможный вариант диалога мать – дочь:

Когда Таня вернулась из школы и пообедала, мама спросила ее:

– Что у вас было сегодня в школе? Какой-то праздник? Какое-нибудь особенное событие?

– Нет, ничего такого не было. А что?

– Тогда из-за чего ты опоздала на урок? В чем был смысл твоих приготовлений?

– Каких приготовлений?

– Сегодня ты необычайно много времени уделила своему внешнему виду, почему тебе вдруг разонравилась синяя кофта?

– Понимаешь, мамочка… она несовременная… по стилю старомодная… Она мне не идет. Девочки вчера устроили мне на большой перемене «критический разбор» и посоветовали ее снять. Еще сказали, что я вообще не так одета: юбка слишком длинная, кофта старомодная, предложили носить браслеты, бусы и сережки в ушах…

– А как одеваются девочки у вас в классе?

– Ой, мама, у нас полная демократия и дух соревнования; меняют наряды каждый день. В основном все носят джинсы или мини-юбки. Яркие свитера или джинсовые куртки. Белые кроссовки… Почти у всех проколоты уши, надеты серьги. О браслетах, цепочках я уже говорила. У большинства – стрижки.

А длинные волосы у кого – не заплетают, носят их просто распущенными. Многие девочки у нас красятся, как взрослые женщины: яркие губы, подведенные глаза, покрытые лаком ногти… Мне, конечно, не все в них нравится, но, посмотрев на них, я почувствовала себя старомодной. Так, наверное, одевалась в школу еще ты…

– Мне повезло. Когда я была девочкой, все школьники носили формы. Мы знали, что в школу ходим учиться, а не демонстрировать свои наряды. А потом, форма освобождает детей от зависти: ведь кто-то может носить дорогие вещи и менять их каждый день, а кто-то – нет.

– Мама, я некрасивая?

– Почему ты об этом спрашиваешь?

– Очень уж я отличаюсь от девочек из нашего класса.

– Красота – это не только лицо и фигура, но и поведение. Помнишь, как Пушкин описывает Татьяну, появившуюся в великосветской гостиной? Он не говорит, какой длины ее ресницы, круглое у нее лицо или овальное, как уложены волосы. Важнее другое:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.

Человек создан по образу Божию. И произвольно внося изменения в свою внешность, он хулит образ Божий, как бы говоря: «Господи, мне не нравится, какой Ты меня создал, вот Надю лучше, у нее такие брови и ресницы!.. Раз Ты мне этого не дал, я сама их себе сделаю!»

– Батюшка говорит, что в раскрашивании себя с помощью косметики содержится хула на Бога. Как это, мам?

– Косметика – это ложь. А отец лжи – знаешь кто?

– Диавол.

– Вот и получается, что малевание себя – это служение диаволу. В древности красились только блудницы, профессией которых было прельщение и соблазнение мужчин…

Здесь мы позволим себе прервать диалог матери с дочерью и предложим послушать св. апостола Павла:…чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2, 9-10).

Приведенные здесь диалоги «дочка – мама» свидетельствуют о том, что запретные меры можно (должно) заменять на разговор серьезный, но, что называется, по душам.

Родители должны научиться видеть в поступках (в действиях и мыслях) ребенка стремление ко греху или добру и нарисовать возможный финал его детских устремлений. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11, 9).

Из сказанного Екклесиастом мы видим, что Проповедник вовсе не предлагает родителям держать подростков (юношей и девушек) в заточении, но обращает внимание их на высокую ответственность за свои поступки перед Творцом, перед Судом Божиим.

Ростки чувств. Дружба с парнем

Стремление полов (женского к мужскому и – наоборот) является настолько естественным, что не вызывает у нас никакого сомнения (смущения). Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ – животных и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода. Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью, чтобы живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею… (Быт. 1, 27–28).

Родители, обратим внимание: Творец не сказал «блудите и размножайтесь», но сказал: «плодитесь и размножайтесь». И если мы, взрослые, будем убивать (подавлять) зарождающиеся ростки первых чистых чувств наших подростков, то окажемся на стороне противников Сказавшего: «плодитесь и размножайтесь». Опасаться надо одного, чтобы юноши и девочки не впадали в блуд. Здесь опять не обойтись без диалогов-бесед, в которых бы подростки усваивали, какие тяжкие последствия могут их ожидать в случае нарушения Закона (заповеди) Божия.

Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогой ценой. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 18–20).

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. Однако любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их со множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего, родителей и учителей. Но одновременно они хотят – и имеют на это полное право! – оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания.

В.А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюблен. Ни малейшего намека на то, что один 15-летний подросток назвал “ощупыванием сердца железными рукавицами”. Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновенным»[4].

* * *

Несмотря на демократизацию общества, отношения между юношами и девушками остаются не так уж просты и элементарны, как может показаться нам, некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован, что создает некую нормативную неопределенность. Большая часть вопросов, задаваемых подростками, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, например во время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т. п. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга. Ухаживание – игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой – довольно неопределенны.

Однако отношение родителей к дружбе дочери с парнем, к возникшему у нее раннему и первому чувству влечения к представителям мужского пола не должно вызывать у них чувства подозрительности и черного негатива. Наоборот, необходимо тактично, ненавязчиво оказывать внимание, как бы говоря: мы, родители, рядом и всегда готовы помочь тебе. Это придаст дочери некоторую уверенность и защищенность от возможно неожиданного наплыва чувств – плохих советчиков разума.

Тем не менее, родителям необходимо иметь ясное представление об окружающей нас действительности, о ее духовно-экологической атмосфере, об ошибках, свойственных образу жизни современной молодежи и о тех упрямых фактах, о которых нам повествует неутешительная статистика социологических опросов.

Итак, факты.

«В России около 30 % школьниц приобретают сексуальный опыт в 14–15 лет. Каждая пятая сексуально искушенная девушка и каждый второй юноша практически совсем не знали своего первого партнера. На вопрос: “Как вы оцениваете потерю своей девственности?” – 42 % опрошенных 25-летних женщин ответили, что жалеют о том, с кем и когда это произошло. Почти половина – 41 % (!) – российских студенток готовы выйти замуж без любви. Не удивительно: ежегодно в России рожают 50–60 тысяч несовершеннолетних женщин, а количество детей-отказников неумолимо растет»[5].

Где и в чем искать причину сексуальных бед и проблем? А в том, что нравственные ориентиры общества размыты, власть дистанцируется от Самого Законодателя, что является хорошей почвой для разгула бесовских сил, втягивающих страну в разврат и в так называемую сексуальную революцию, суть которой абсолютно противоречит нашим православным духовным и культурным традициям. Закономерно, что и результаты ее у нас гораздо плачевнее, чем на Западе, который, словно опомнившись, сегодня уже ратует за возврат к традиционным духовно-нравственным ценностям.

Подрастающее поколение ограждают от неблагоприятного воздействия средств массовой информации. Во многих странах существует четкое разграничение между дневным и вечерним телевещанием. Для того, чтобы телевидение не оказывало вредного влияния на детей во время работы их родителей, показ и реклама эротических фильмов, сцен насилия и растления запрещается. На открытых каналах Франции (с 6.00 до 22.30) и Великобритании (с 6.00 до 21.00) мы не увидим крови, натуралистических сцен и иных вульгарных, пошлых сюжетов.

Почему бы и нам не перенять у Запада хорошее и полезное? Разве это повредило бы благополучию наших детей и внуков? Однако возвратимся домой, к нашим проблемам.

Третий (возможный) диалог-беседа матери с дочкой.

(Таня не пошла в школу – заболел животик. Беспокойство мамы. Начало брачного созревания организма девочки. Содержание себя в чистоте. Поведение в церкви. Девочки делают пометки в календаре.)

– Мама, можно, я сегодня не пойду в школу?

– Что такое?

– Живот болит.

– Может, что скушала вечером? Нет… Ужин был качественным и вкусным.

– Не знаю…

– А не начинается ли у тебя, Танюша, такое особое состояние, которое никогда не бывает у мальчиков, а бывает только у девушек и женщин?

– Болезнь какая-то?

– Нет, нет, это не болезнь. Наоборот, если у девочки долго не бывает такого состояния, тогда можно предполагать болезнь. У нормальных, здоровых девочек это начинается обычно в двенадцать-тринадцать лет или чуть раньше.

– Да что же это? – недоумевает Татьяна.

– Сейчас я тебе объясню… Как растение не может произвести семя для будущего растения, а должно сначала вырасти, окрепнуть, зацвести, так и все другие живые организмы долго созревают, прежде чем становятся способны родить потомство. Особенно много времени требуется для брачного созревания человеку, высшему Божиему творению. Его организм куда сложнее и совершеннее, но, главное, человек имеет душу, а душа тоже совершенствуется, растет духовно, чтобы человек мог не только родить, но и воспитать ребенка, передать ему правильное понятие о Боге и мире. Таким образом, должны созреть и душа, и тело.

То явление, о котором я говорю, как раз показывает, что начинается телесная подготовка девочки к браку и материнству. Оно продолжается от трех до шести дней.

– В эти дни девочки лежат в постели?

– Да нет, что ты! Они продолжают вести обычный образ жизни: ходят в школу, занимаются хозяйством, даже спортом. Правда следует избегать упражнений, требующих физического напряжения: верховой езды, катания на велосипеде, прыжков, поднятия тяжестей…

– А душ принимать можно?

– Плавать в речке нельзя, а душ принимать можно и нужно, чем чаще, тем лучше. Вообще необходимо вести себя так, чтобы окружающие не видели и не догадывались, что с тобой происходит нечто особенное.

– Это неприлично?

– Как тебе сказать? Все знают, что это есть, но говорить об этом не принято, тем более у христиан. Зачем говорить о своей нечистоте?

– «Нечистоте»?

– Да, это церковное наименование того ежемесячного состояния, о котором мы говорим.

– Вот что такое «нечистота»! Я столько раз слышала… Когда батюшка на общей исповеди перечисляет грехи, то он говорит: «В нечистоте приходила в храм, прикладывалась к иконам…» Вот что это такое!

– В Ветхом Завете написано об этом:

(Мама встает, берет Библию; открыв 15 главу Книги Левит, читает.)

И всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера. И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто… и так далее.

И в нашей Православной Церкви для девочек и женщин в таком состоянии полагаются некоторые ограничения. В течение семи дней нельзя приступать ни к одному Таинству. Нельзя прикасаться к святыням: мощам, иконам, кресту. Нельзя ставить свечи, вкушать просфору, пить крещенскую воду…

– А такое состояние бывает в одни и те же числа?

– Нет, числа меняются, потому что промежуток между двумя периодами нечистоты составляет не ровно месяц, а 21–27 дней.

– А если, например, жених и невеста собрались венчаться – и вдруг у девушки наступают эти самые дни нечистоты?

– Вообще-то никаких «вдруг» быть не должно. Обычно девочки отмечают свои дни в календаре и готовы ко всяким неожиданностям. А пока прервемся. О правилах гигиены в эти дни я расскажу тебе, даст Бог, завтра.

(На следующий день).

– Мама… А что ты думаешь о дружбе девочки с мальчиком? Некоторые считают, что она крепче, надежнее, чем дружба девочек. Мальчик-друг никогда не предаст, не выдаст твоих тайн, защитит тебя…

– Может быть и есть такие случаи, но я их не знаю. Зато знаю очень много случаев, когда отношения между юношей и девушкой начинались как дружба, чистая и благородная, а потом перерастали в любовь, которая, как ты знаешь, связана со многими искушениями.

– Ну и пусть искушается, если не может иначе!.. Мне-то что!

– Ты о ком, Танечка?

– Да я о Глебе из десятого класса. Это он мне иногда звонит. Мне кажется, мы могли бы быть хорошими друзьями. Мы недавно во дворе снег убирали, так он пришел, хотя его класс не должен был участвовать в уборке, и убрал за меня весь мой участок! И потом я замечаю, как он на переменах стоит где-нибудь у окна и на меня смотрит. Девочки говорят, что я ему нравлюсь.

– Ну, а ты что?

– Ничего. Смеюсь с девочками. Пусть смотрит, мне не жалко. Я и сама на него поглядываю: смотрит или уже отвернулся? Однажды мы шли с Настей под руку по коридору, мимо него прошли, и тут я резко оглянулась. Мы встретились глазами, и мне как-то не по себе стало… А когда он снег за меня убирал – все девочки мне завидовали. Мамочка, что ты встревожилась? Мне-то он совсем не нравится… Мне он безразличен. Я просто думаю, нельзя ли из него сделать друга…

– Не думаю, что это возможно. Но меня беспокоит другое: не знаю, правильно ли ты себя ведешь? Мне кажется, тебе много льстит внимание десятиклассника и ты чуть-чуть рисуешься, когда он смотрит на тебя. Обмениваешься с ним взглядами, принимаешь его услуги… Настроение твое мне кажется легкомысленным. Ты хоть батюшке на исповеди говорила о взглядах? Девочка должна соблюдать величайшую сдержанность и осторожность, заметив, что она нравится мальчику, юноше. Ты же не хочешь оставить в его сердце кровоточащую рану? Это большой грех. Опасайся, чтобы твое поведение не было соблазнительным. Не забывай слова Евангелия о тех, через кого соблазны приходят в мир! Что ты, какие взгляды! Неужели ты не понимаешь, что Глеб может понять их как знак ответного к нему интереса? И что потом?

– Мама, неужели эти искушения неизбежны?

– Увы, неизбежны. Дело в том, что между юношами и девушками существует как бы взаимное естественное влечение, вызванное только одним тем, что они принадлежат к разным полам. Такое влечение должно закончиться законным браком, то есть венчанием в церкви, супружеской любовью и рождением детей. Но пока юноша и девушка не достигли брачной зрелости, им еще рано думать о браке. Поэтому, если они хотят сохранить целомудрие, не только телесную, но и душевную чистоту, им лучше держаться на безопасном расстоянии друг от друга, не общаться слишком часто, долго, тесно.

Недаром в старину даже жениха и невесту, когда вопрос о браке был уже решен, берегли от короткого общения между собой, не позволяли им видеться наедине. Сейчас, конечно, другие времена; девушки и юноши из нецерковной среды ведут себя очень и очень вольно, лишаются целомудрия и становятся рабами плотской похоти, подобно животным…

Приведя в этой брошюре три беседы-диалога, мы как бы подчеркиваем доминирующую роль матери в деле воспитания дочери (девочек). Как будущая мать, продолжательница рода, устроительница семейного очага, дочь-подросток научается именно от матери благочестивому поведению. Получает также ответы на многие интимные вопросы, связанные с особенностью именно женской физиологии, с проявлением первого интереса к мужской половине рода человеческого, с зарождением чувства (которое часто путают с греховной страстью сексуального влечения) – чувства любви!

Роль матери

Можно смело сказать, что начальные стадии воспитания ложатся, в основном, на плечи матери. Молитва и духовное бодрствование должны сопутствовать беременности. Кормя грудью, мать осеняет младенца крестным знамением, а потом приучает его самого креститься перед едой. Она же обычно научает ребенка первым молитвам и т. д.

Начальное религиозное воспитание в семье чаще всего исходило от женщины. В истории Церкви тому примеров множество. Свт. Василий Великий писал: «Понятие о Боге приобрел я с детства, от блаженной матери своей и бабки. Я воспитан своею бабкою…, от которой заучил я изречения блаженного Григория[6], сохранившиеся от нее по приемству памяти, кои и сама она соблюдала, образуя меня учением благочестия» (196 письмо к Неокесарийцам)[7].

Нравственное влияние матери на воспитание ребенка обусловливается еще и воздействием на нее той политической, религиозной, экономической атмосферы, которая царит в государстве.

В России после Октябрьского переворота и во все последующие годы важнейшим сознательным и целенаправленным средством для борьбы с религией был избран отрыв матерей от их детей. Чтобы этого достичь, необходимо вынудить матерей идти на работу в общественное производство, а для этого нужно сдерживать зарплату для большинства населения на уровне, не позволяющем одному супругу содержать семью. Кроме того, надо было изменить психологию женщин, чтобы для них общественная работа стала выше материнства и семейных обязанностей.

Иными словами, широкая производственная и общественная деятельность женщины (матери) призвана стать предпосылкой того, чтобы воспитание детей взяли на себя либо государственные институты, либо уличная стихия, и чтобы семья не могла оказывать на детей воспитующее мировоззренческое влияние. Когда в конце 50-х – начале 60-х годов начался новый (хрущевский) виток антирелигиозной борьбы, газеты стали упорно писать, что основной формой воспитания детей должны быть школы-интернаты: они позволяют воспитывать детей так, как этого хочет государство, а не так, как хотят родители. К счастью, на интернаты не хватило средств. Еще Платон, пытаясь представить себе социальный идеал государства, писал: «Дети более принадлежат государству, чем своим родителям», в то время как один из раннехристианских писателей говорил: «Смотрите, какую радость дал нам Господь, чтобы самим воспитывать чад своих»[8].

Государство почти добивается желаемого результата: дети оказались во власти школы и улицы – и вдруг бьет тревогу: в стране падение рождаемости, рост преступности среди подростков и молодежи – что делать? В «Комсомольской правде» появилась рубрика: «Клуб молодой семьи». Но было уже поздно, и, как говаривал один из лидеров СССР: «Процесс пошел». Остановить процесс нравственного одичания, у истоков которого были гонения на веру и насильственное отлучение женщины от домашнего очага и детей – от семьи, было уже невозможно. И как бы ни воспевали деятели искусства и литературы высокие достижения наших женщин в различных сферах трудовой деятельности, как бы ни были высоки их спортивные достижения, на самом высоком и «почетном» пьедестале пребывает и до ныне «колхозница», слившаяся в едином порыве с рабочим к сомнительному и неопределенному будущему (скульптура В. Мухиной «Рабочий и Колхозница»).

Материнство, воспитание детей, порядок в доме, служение семье – это все части громадного (порой незаметного) труда, способствующего созданию и укреплению как отдельной семьи, так в целом и Государства. Но разве возможно вырастить ребенка (не говоря уже о воспитании его) на 70 рублей получаемого смехотворного государственного пособия? Вот и разумейте, люди, о могуществе Родины, о ее независимости, о ее процветании.

* * *

Таким образом, мы видим, что роль матери в семье преимущественна перед ролью отцовского воспитания (особенно в случае появления на свет в семье девочки). Но это вовсе не означает, что авторитет отца должен принижаться. Родители должны взаимно поддерживать авторитет друг друга перед детьми. Характер и стиль взаимоотношений между отцом и матерью сказывается на атмосфере всего дома.

Всякое раздражение и ярость да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 31–32). В христианской семье не должно быть крика, тем более супругов друг на друга.

Стержнем христианской жизни является молитва. «Жизнь и молитва совершенно неразделимы, – говорит митрополит Антоний Сурожский. – Жизнь без молитвы – это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь в «плоскости» без глубины, жизнь в двух измерениях – пространстве и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы…»[9]

У Святых отцов сказано: «Многое может молитва матери». В ней (молитве) заключена особая сила материнской любви к детям, которая, проходя вся дольняя и горняя, достигает Божиего слуха, потому что в ее молитве отсутствует всякая корысть, всякое честолюбие, – это ее ребенок: глупый ли, уродливый, здоровый ли, больной, красивый или нет, – это она носила его под сердцем! Сколько было тревог, заботы и горя, пока не настает пора неумолимого удаления детей от родителей, от детской любви и привязанности к ним в сторону неизведанного, загадочного и могучего чувства, именуемого любовь. А мать… как бы к ней заботливо ни относились, как бы часто ее ни навещали дети, – все равно она лишена того самого необходимого, чего желает всякий любящий человек: жить под одной крышей с любимым существом.

А сколько бывает несчастий, великих непоправимых несчастий! Какой ужас для матери видеть, что дочь (сын) идет по пути к погибели и, опускаясь все ниже и ниже, доходит до того, что вместе со всем добрым в жизни начинает ненавидеть свою мать!.. Но и это не может сокрушить великой силы материнской любви. Еще больше, чем послушных, заботливых, мать любит детей, сбившихся с пути; и только одному Богу ведомо, сколько неотступных из глубин угнетенного материнского сердца молитв поднимается в высокое небо за этих гибнущих детей и на какое безграничное всепрощение способно материнское сердце!

Матерям, которым приходится отвоевывать детей своих не просто от внешней опасности, но и от более страшной гибели – духовной, хорошо бы помнить историю блаженной Моники.

Сын Моники, талантливейший юноша, в молодости вел жизнь, мягко говоря, не соответствующую христианским взглядам, и, еще не будучи крещен, увлекался разными еретическими учениями. Мать, безмерно любившая своего сына, страшно страдала, ибо духовная гибель своего чада казалась ей хуже смерти.

С муками глубоко страдающего сердца матери Моника молилась о том, чтобы сын прозрел от духовной слепоты и стал верным чадом Христовым. Шли годы, а духовное состояние Августина (430 г.) было безнадежным. Но Моника не сдавалась. Она упорно возносила свои материнские молитвы в немое, казалось, небо – и чудо совершилось: с ее сыном произошел великий переворот, результатом которого было приобретение Христианской церковью великого отца и учителя – блаженного Августина.

Кто, как не мать, может передать своей дочери (будущей жене и матери) опыт молитвенного делания, опыт бескорыстной любви к своим чадам.

Враги веры и Церкви хорошо знают это, потому им так ненавистны благочестивые, верующие женщины. Они знают о могуществе, о силе влияния на мужа и детей верующей, благочестивой жены и матери и стараются оторвать всех от спасительного пути Христова, отравить души и сердца ядом греховных страстей, выбрасывая на книжный рынок громадное количество пошлой, сексуально-порнографической продукции (в то время, как русская классическая литература не пропагандируется бизнесом). Что же касается средств массовой информации – это особая статья, она не помещается в рамки сей небольшой брошюры, но скажем кратко: потоки насилия, грязи и разврата мы сами с вами впускаем в наши дома через различные каналы информационного «чуда» по имени «телевидение».

Как же выживать нам при такой духовно-нравственной экологии? Как очистить воздух от бесовского серного запаха пьянства и разврата? Как помочь нашим детям хранить чистоту телесную и душевную? Христианин не знает никакого иного способа, как только обратиться за помощью ко Всеблагому, Всемилостивому Господу нашему Иисусу Христу. Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), – обращается Он к нам со страниц Святого Евангелия. Так отбросим же всякую горделивость и высокоумие, припадем к Нему, сказавшему: Аще что просите во имя Мое, дам вам (Ин. 14, 14).

Кому молиться

Надо верить и молиться, и Господь не погубит наших детей, и через своих угодников святых, предстательствующих на небесах, сохранит души наших дочерей и сыновей для Жизни Вечной.

Церковная традиция определяет нам, верующим, в различных жизненных ситуациях обращаться к конкретным святым.

Отправляясь в плавание по морям, мы обычно обращаемся в молитве к великому угоднику Божию свт. Николаю Чудотворцу, в болезнях – ко святому великомученику и целителю Пантелеймону и т. д.

У кого же будем просить заступничества перед Богом в конкретном случае, когда мы рассуждаем о наших девочках-подростках, о наших дочерях? О целомудрии? Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-2).

Первой нашей заступницей и предстательницей перед Престолом Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа является сама Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, сказавшая: «Пусть все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду Предстательница, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства перед Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона “Скоропослушницею”, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений».

Тропарь, глас 4

К Богородице притецем, сущие в бедах, и ко святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро услыши наше моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся. Тебе бо раби Твои в нуждах готовую Помощницу имамы.

Молитва

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити вся, яже на пользу, во утешение и спасение, коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши. Избави, всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временный и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий; и душевного расслабления, обуревания страстей, грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(День празднования иконы «Скоропослушница»

9/22 ноября)

* * *

Величайшим Угодником Божиим является почитаемый во всем мире святой Николай Чудотворец – архиепископ Мир Ликийских. В Житии святого говорится о том, как он спас от позора одного отца, впавшего в нищету и задумавшего за мзду толкнуть дочерей на стезю блуда и разврата.

Святитель ночью подкрался к их дому и в открытое окошко, как сказано в жизнеописании святого, «вбросил три узельца злата», чем способствовал сохранению доброго имени хозяина дома, а главное, – чистоты и девственности его дочерей.

Ему молятся также в заботе устроить замужество дочерей.

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва

О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих! Скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е; и всякую страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти; и якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуияго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

(День празднования Святителя Николая: 6/19 декабря и 9/22 мая)

* * *

Когда наступает такой период в жизни девицы, когда она начинает испытывать бесовское нападение на плоть, опытный глаз матери не может не заметить особого беспокойного поведения дочери и не помочь ей в молитвенном предстоянии к преподобной Марии Египетской.

Тропарь, глас 8

В тебе, Мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней, темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

(Память святой 1/14 апреля и в 5-ю Неделю Великого поста)

* * *

Хорошо будет, когда помолимся о детях и преподобным. Преподобные – праведные люди, которые удалились от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Помолимся и великомученице Екатерине, которая сохранила чистоту и целомудрие и не поддалась искушению прельститься браком с императором-язычником, осталась верной Небесному Жениху – Христу.

Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, глас 4

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя

Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие, преподобие отче наш.

(Память – 8 октября и 18 июля, н. стиль)

Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоиме, Серафиме, преподобие отче наш.

(Память – 15 января и 1 августа)

* * *

Имя великомученицы Екатерины переводится с греческого языка как «всегда чистая». Ей также молятся о сохранении чистоты и целомудрия.

Тропарь великомученице Екатерине, глас 4

Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящим в нощи неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Ему же, со Ангелы предстоящи, за ны молися, творящия пречестную память твою.

(Память – 7 декабря)

* * *

Покровителями чистоты и целомудрия также являются святые страстотерпцы Российские, благоверные князья Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид (1072 и 1115).

Молитва

О двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми вашими яко багряницею украсившийся, и ныне со Христом царствующий!

Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте: юныя убо по святей вере и чистоте, невреждены от всякаго прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от великия скорби, озлобления и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую.

(Память святых мучеников – 15 мая)

* * *

Берегите, родители, берегите своих детей, чтобы кто-либо из недобрых людей не соблазнил их на безнравственный поступок. К стыду нашего времени, сегодня детьми совершаются такие грехи, которые и среди взрослых христиан произносить мерзко…

Будем же молиться о невинности и целомудрии и душевной чистоте наших детей. Поручим их жизнь охране Пречистой Девы Матери Божией, святому Ангелу Хранителю и другим Божиим угодникам, например блаженной Ксении Петербургской (память 6-го февраля).

Тропарь, глас 7

Нищету Христову возлюбивши, бессмертный трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейственный помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякого зла покаянием.

* * *

Многие из нас могут засвидетельствовать сегодня, каким беспрерывным потоком верующих людей наполняется часовенка, воздвигнутая на могилке святой, что находится на Смоленском кладбище, неподалеку от храма, построенного в XVIII веке в честь иконы Божией Матери, именуемой «Смоленская» (празднование 10-го августа).

Блаженная Ксения сама тайно участвовала в строительстве храма на Смоленском кладбище, поднимая для строителей по ночам кирпичи на высоту второго яруса.

Нам, петербуржцам, да и всем верующим блаженная очень дорога и близка, потому что она слышит молитвы каждого глубоко верующего, кто обращается к ней, вне зависимости от возраста. К ней обращаются школьники и студенты («Ксенюшка, помоги сдать экзамены и зачеты», «Помоги поступить в институт»), старушки и дети, женихи и невесты («Ксенюшка, помоги выйти замуж», «Помоги получить или обменять квартиру», помоги, помоги, помоги…) И мы, родители, имеющие детей-подростков (мальчиков и девочек), доставляющих нам множество огорчений и переживаний, да не преминем обратиться ко святой с просьбой:

Молитва

О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляем тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосердного Отца Небесного, яко дерзновение к Нему имущая; испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

В заключение хотелось бы добавить: чтобы молитвы достигали успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца. Правда, некоторые мамочки, молясь о своих дочерях, не без основания могут возразить: «Но как же это, что многие молитвы не исполняются? Где же, следовательно, сила молитвы?»

Ответ прост: либо просимое нами идет не во Славу Божию, либо просимое не принесет нам пользы, и мы просим для себя, вместо рыбы и хлеба, змею и камень, что вредно для тела и духа.

Бог совершенно знает, что нам нужно, и дает лучшее, чем мы сами знаем. Но из этого вовсе не следует, что бесполезно молиться, ибо Спаситель сказал: Просите, и дастся вам (Мф. 7, 7).

Дорогие девочки! Слушайтесь своих мам и пап, через которых, прежде всего, вы получаете первое понятие о бескорыстной любви, жертвенной и созидательной.

И если вы, женщины, где имеете силу, то особенно там, где только загорается луч жизни, там вы бываете первыми деятелями.

Обыкновенно первые начатки воспитания детей получаются в недрах семейств. Через матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом. Оттого-то общественное воспитание не всегда достигает своей цели. В обществе как-то больше проявляется то, что уже подготовлено было в детстве. Если дети с материнским молоком будут напитаны христианскими правилами, одушевлены добродетелью и укоренены в страхе Божием, то они принесут семействам и обществу благословенные плоды мира. Но когда дети растут на дикой лозе и лишены животворной влаги – чего можно ожидать от них полезного? Из них выйдут тунеядцы или зловредные члены общества: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Мф. 7, 16).

* * *

Итак, две обязанности, одинаково важные, ожидают девиц на поприще их жизни – это супружество и материнство.

Удел быть матерями благонравных детей, здоровых по душе и телу, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, всей рассеянности светской, ум которых отуманен, воображение распалено, и кровь взволнована страстями, но которые живут по разуму во всяком благочестии и чистоте.

Благополучие девиц зависит не от собственного их образования, не от фамильных каких-либо преимуществ, а от предназначения Промысла. Вот потому-то и следует с детства готовить их ко всем положениям жизни, чтобы они умели жить и в скудости, и в изобилии, и в счастии, и в обстоятельствах неблагоприятных. В этом-то и состоит вся важность христианского воспитания!

Конец, и Богу слава!

 

Комментировать