<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Занятие VIII
Распятие и Воскресение Христа.
Явления Воскресшего Господа.
Вознесение Господне.
Сошествие Святого Духа.
Церковь Христова

Общественное служение Иисуса Христа продолжалось более трех лет. Популярность и успех Господа росли, что вызвало зависть первосвященников, книжников и фарисеев, которые не приняли Его учение и хотели Его убить.

После воскрешения четверодневного Лазаря, за шесть дней до Пасхи, Христос торжественно вошел в Иерусалим, окружен­ный большим количеством людей, которые восторженно привет­ствовали его, восклицая: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» (Мк. 11, 9) Предшествующий и сопровождавший народ воздавал Ему царские почести. «Множество же народа пости­лало свои одежды на дороге, а другие резали ветви с деревьев и мостили по дороге» (Мк. 11, 8).

В среду один из двенадцати учеников, Иуда Искариот, предложил членам синедриона (совета, управляющего страной) тайно предать Учителя за тридцать серебряных монет. Перво­священники с радостью согласились на это предложение, а Иуда, получив деньги, как ни в чем не бывало вернулся к Учителю.

В четверг Христос в кругу двенадцати апостолов совершил пасхальную трапезу, которую еще называют Тайная вечеря. Во время этой трапезы Господь предсказал, что один из апосто­лов предаст Его, а все остальные соблазнятся и разбегутся, оста­вив Его одного.

Тогда Апостол Петр сказал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26, 33). Спаситель ответил ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня» (Мф. 26, 34). Но Петр еще больше стал уверять, говоря: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26, 35). То же говорили и все другие апостолы.

Затем Господь показал Своим ученикам величайший пример смирения и взаимного служения, умыв их ноги (у евреев это делали слуги). Возлегши вместе с ними, Он сказал: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете меня Учителем и Господом, и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (см. Ин. 13, 12—15). Этим Господь преподал им урок братской любви — не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, даже человеку ниже себя по званию. Далее Господь установил Таинство Евха­ристии, или Причащения.

Ночью в сопровождении трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — Христос отправился в загородный Гефсиманский сад. Господь попросил апостолов подождать Его и, уйдя в глубь сада, взмолился Отцу, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести эту чашу мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). Капли кровавого пота выступили у Него на лбу.

Взятие Христа под стражу. В это время в сад ворвалась толпа слуг первосвященника, вооруженных мечами и кольями, вместе с Иудой. Иуда дал им знак, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: «Радуйся, Равви!» И поцеловал Его (Мф. 26, 48—49).

Тогда Петр неожиданно вынул меч и отсек ухо слуге перво­священника. Но Иисус, коснувшись уха слуги и исцелив его, сказал: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Воины отвели Иисуса во дворец римского прокуратора (правитель, назначенный Римом) Понтия Пилата, где состоялся суд над Ним. Пилат был жесткий и высо­комерный чиновник.

Суд над Христом у Пилата. Было вызвано множество лжесвидетелей, но никто не мог указать преступление, за кото­рое Христа можно было бы приговорить к смерти. На суде прокуратор спросил: «Ты Царь Иудейский?» (Мф. 27, 11). Этот вопрос был обусловлен тем, что притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, считалось опасным преступлением против Римской империи. Христос ответил: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37). Пилат, не найдя на Иисусе никакой вины, решил отпустить Его и сказал перво­священникам: «Я не нахожу никакой вины в этом Человеке» (Лк. 23, 4).

Решение Понтия Пилата вызвало волнение иудейской толпы. Иудеи кричали: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19, 7). Старейшины и первосвященники стали угрожать Пилату доно­сом на него в Рим. Боясь потерять должность, Пилат, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников, обратился к толпе с предложением отпустить либо Христа, либо убийцу и мятежника, поднявшего восстание в городе, — Варавву. Толпа иудеев закричала в один голос: «Смерть Ему. Отпусти нам Варавву» (Лк. 23, 18). Пилат трижды спрашивал толпу, заявляя, что он не видит вины на Христе. Но каждый раз иудеи продол­жали кричать: «Распни его, отпусти нам Варавву!» (Лк. 23, 18). В конце концов они добились своего. Пилат решил удовлетво­рить их требование, освободил Варавву, а Иисуса отдал воинам для бичевания.

Бичеванием Пилат думал заменить смертную казнь, так как оно было одним из самых мучительных наказаний, которым римляне за важные преступления подвергали рабов. Бичи дела­лись из веревок или ремней, в которые ввивались острые костя­ные или металлические палочки. Нередко осужденные умирали под бичами.

Получив приказ, воины, находившиеся при Пилате, взяли Иисуса Христа и исполнили приговор. Потом некоторые из них сделали венок, для плетения которого были взяты тернистые ветви колючего растения, и надели его на голову Господа. Теперь недоставало только последнего знака царской власти — скипетра: вместо него один из воинов вложил в руку Христа палку из трост­ника. После такого мнимо царского облачения, которое само по себе уже было посмеянием, начались издевательства самые грубые. На Востоке уважение к царям обыкновенно изъявляют падением перед ними на колени. То же делали и теперь. Падая поодиночке перед Христом на колени, воины говорили: «Радуйся, Царь Иудейский!» С этими словами каждый воин плевал Господу в лицо, брал у Него из рук трость и ударял Его по голове.

Между тем первосвященники и народ, несмотря на объяв­ление прокуратора, что бичеванием Иисуса Христа должно окон­читься все дело, продолжали требовать Его смерти. Пилат пошел к воинам и, увидев, что его повеление исполнено было слишком усердно, сказал народу: «Я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин. 19, 4). На что перво­священники, старейшины и книжники начали кричать вместе с народом: «Распни, распни Его!» (Ин. 19, 6; Лк. 23, 21).

Когда Пилат увидел, что ничего не может сделать для спасения Христа и что волнение в народе лишь возрастает, он попросил воды, вымыл руки перед народом и сказал: «Невино­вен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27, 24). Все в толпе закричали: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Пилат утвердил смертный приговор. Христа обвинили в бого­хульстве, за что по закону следовала смертная казнь.

Отречение Петра. Когда Христа увели на суд к перво­священникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн ввел во двор и Петра. Служанка, увидев Петра, сказала ему: «И ты не из учеников ли Этого Человека?» (Ин. 18, 17). Петр ответил: «Нет». Тут в первый раз и запел петух.

Ночь была холодная. Служители развели на дворе огонь и грелись. Петр также грелся у огня вместе с ними. Вскоре другая служанка, увидев греющегося Петра, сказала служите­лям: «И этот был с Иисусом Назореем». Но Петр опять отрекся, сказав, что не знает Этого Человека.

Через некоторое время служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя» (Мф. 26, 73). Тут же подошел родственник того самого раба, которому Петр отсек ухо, и сказал: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?» (Ин. 18, 26) Петр начал клясться и божиться: «Не знаю Человека Сего, о Котором говорите» (Мк. 14, 71). В это время второй раз запел петух, и вспомнил Петр слова Спаси­теля: «Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» (Лк. 22, 61). В эту минуту Господь, бывший среди стражи на дворе, обратился в сторону Петра и взглянул на него. Взор Господа проник в сердце Петра, стыд и раскаяние овладели им, и, выйдя со двора, он горько заплакал.

С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. В продолжение всей остальной жизни при полуночном пении петуха он становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по Воскресении Своем, простил его. Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.

Распятие и смерть Иисуса Христа. Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Так казнили в те времена только самых отъявлен­ных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по нескольку дней.

Даже исполнители казни, люди жестокие, не могли хлад­нокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

Начальники иудейские хотели навеки опозорить Христа, присудив Его к такой смерти. Поношения над Господом продол­жались весь путь до места распятия. Это был холм, который назывался Голгофой, или лобным (т. е. возвышенным) местом.

Ведомому на распятие надо было нести свой крест до места казни. По дороге воины схватили случайного прохожего, возвра­щавшегося с поля, Симона Киринеянина, и заставили его нести до места распятия крест, под тяжестью которого Христос изне­мог. Крестный путь сопровождался плачем и рыданиями иеру­салимских женщин.

Когда Христа привели на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий, хотел умереть в полном сознании, потому что принял Он эти страдания на Себя добровольно за грехи людей.

Воины распяли Иисуса Христа около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Рядом с Иисусом Христом распяли двух разбой­ников, одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «И к злодеям причтен» (Мк. 15, 28; Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата над головой Иисуса Христа к кресту была прибита надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-латински: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому старейшины пришли к Пилату и говорили: «Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудей­ский» (Ин. 19, 21). Но Пилат ответил: «Что я написал, то написал».

Враги не перестали оскорблять Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разруша­ющий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с креста» (Мк. 15, 29—30).

Также первосвященники, книжники, старейшины и фари­сеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15, 31—32); «Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27, 43). По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, повто­ряли: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Лк. 23, 37).

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23, 39).

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23, 40—41). Сказав это, он обратился к Иисусу Христу: «Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» (Лк. 23, 42). Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестер­пимые мучения Сына Своего.

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Вот сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот Матерь твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19—27). Иоанн заботился о Матери Божией до конца Ее жизни.

Между тем во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Около девятого часа Иисус Христос громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46). И преклонив главу, предал дух, т. е. умер.

Сотник и воины, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испуга­лись и говорили: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Наступил вечер пятницы. Иисус умер раньше, чем распя­тые с Ним. Распятие на кресте было самой мучительной казнью не только потому, что было сопряжено с большими физическими страданиями, но и потому, что смерть наступала нескоро. Для ускорения смерти применялось перебитие голеней. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Но голени были перебиты только разбойникам, так как Иисус был уже мертв. Но один из воинов, чтобы не оста­валось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекли кровь и вода.

Глубокий смысл прободенного ребра и истекшей крови и воды потом объясняется как прообразование двух Таинств Церкви: Крещения водой и Причащения Крови.

Погребение Господа. Погребение Иисуса было делом Его тайного ученика Иосифа Аримафейского. Иосиф был человек богатый и занимал высокое общественное положение. Он обра­тился к Пилату за разрешением взять тело Иисуса для погребе­ния. Пилат, удивленный столь скорой смертью, приказал сотнику навести справки и выдал тело только тогда, когда удостове­рился, что Иисус действительно умер. Иосиф купил плаща­ницу — длинное и ценное полотно. Они сняли Тело, умастили его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере-гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе.

Все делалось хотя и старательно, но очень поспешно. Привалив камень к дверям гроба, они удалились. Гроб был запе­чатан, а у входа поставлена стража. За всем этим наблюдали женщины, стоявшие прежде на Голгофе. Пилат поставил страж­ников по настоянию синедриона, во избежание похищения Тела учениками.

После погребения Господь сошел во ад и, сокрушив его врата, принес в преисподнюю Свою евангельскую проповедь, освободил заключенные там души и вывел из ада всех ветхоза­ветных праведников, в том числе Адама и Еву.

Воскресение Иисуса Христа. На третий день после Своих страданий и смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Тело Его преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив целостности печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение, с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали как мертвые, а потом, очнувшись, разбежались.

Как свидетельствует Предание Церкви, прежде всех Иисус Христос явился Своей Пречистой Матери.

В этот день рано на рассвете Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, именуемые мироносицами, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели

этого сделать при погребении. Они не знали, что к гробу пристав­лена стража, а вход в пещеру запечатан, и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16, 3).

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироно­сиц, первая пришла ко гробу Она стояла и плакала у входа в пещеру И когда плакала, наклонилась, взглянула в пещеру и увидела двух Ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Спасителя.

Ангелы сказали ей: «Жена! что ты плачешь?» (Ин. 20, 13). Мария Магдалина ответила им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 13). Сказав это, она оглянулась назад и увидела Иисуса Христа, Который сказал ей: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» (Ин. 20, 15). От великой печали, от слез и от уверенности, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа. Христос позвал ее: «Мария!» — и, указывая ей на вели­кое таинство Своего Воскресения, сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т. е. ученикам) и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).

Мария Магдалина поспешила к ученикам Его с вестью о том, что видела Господа. По дороге она догнала Марию Иаков­леву, и они уже вместе шли возвестить ученикам. Вдруг Сам Иисус встретил их и сказал им: «Радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 9—10). Мария Магдалина с Марией Иаковлевой, войдя к одиннадцати учени­кам и всем прочим, плачущим и рыдающим, возвестили вели­кую радость. Но они, услышав от них, что Иисус жив и они видели Его, не поверили.

После этого Христос явился Петру и уверил его в Своем Воскресении. Только тогда многие перестали сомневаться в действительности Воскресения.

Между тем воины, охранявшие гроб Господень и от страха разбежавшиеся, пришли в Иерусалим, пошли к первосвященни­кам и объявили им обо всем, что произошло. Первосвященники, собравшись со старейшинами, посовещались и решили скрыть это событие от народа. Они подкупили воинов. Дав им много денег, они сказали: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28, 13). Воины взяли деньги и поступили так, как были научены.

Тропарь праздника Пасхи. «Христос воскресе из мерт­вых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

(Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым.)

Вознесение Господне. В сороковой день после Воскресения Христа Его ученики собрались в одном доме. Иисус явился им и беседовал с ними, говоря: «Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начи­ная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обето­вание Отца Моего на вас» (Лк. 24, 46—49). И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знаме­ния: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 15-18).

Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Дн. 1, 5).

Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его. Христос, подняв руки Свои, благословил учени­ков; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.

Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего.

Ученики поклонились вознесшемуся Господу. После этого они возвратились в Иерусалим с великой радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все ученики единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некото­рые жены и Матерь Господа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учени­ков Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погиб­шего Иуды-предателя.

Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Церковью как один из великих праздников, в 40-й день от первого дня Пасхи.

Тропарь праздника. «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира».

(Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовав учени­ков Своих обещанием Святого Духа, когда они через благослове­ние Твое совершенно убедились, что Ты есть Сын Божий, изба­витель мира.)

Пятидесятница. Сошествие Святого Духа. После Вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Его Воскресения. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законо­дательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня по еврейскому счету часов, т. е. по нашему — девять часов утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый по обещанию Спасителя сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услы­шав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Дн. 2, 7—8). «Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Дн. 2, 11). И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина» (Дн. 2, 13).

Тогда апостол Петр, встав вместе с прочими одиннадца­тью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: «Итак твердо знай, весь дом Израи­лев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Дн. 2, 36).

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спраши­вать Петра и прочих апостолов: «Что нам делать, мужи братия?» (Дн. 2, 37). Петр ответил им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Дн. 2, 38).

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в тот день около трех тысяч человек. Таким образом начала существовать на земле Церковь Христова.

Со дня Сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться. Число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и Воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами. Перво­начально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для соверше­ния таинств и проповеди христианства апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников, или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь подается в нашей Церкви невидимо — в святых Таинствах, через преемников апостолов — епископов и священников.

Церковь Христова. День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви. В этот день в Иеру­салиме крестились около трех тысяч человек. От этого момента территория Иерусалима, затем Палестины, Римской империи и других стран стала покрываться христианскими общинами — церквами.

Христос есть Глава Церкви. Он всегда невидимо пребы­вает в Своей Церкви. Символ веры исповедует, что Церковь едина, т. е. одна внутри себя, неразделенная, но и единствен­ная, не имеющая рядом с собой какой-нибудь другой. Ее един­ство состоит во внутреннем согласии и единодушии. Изображая Церковь в притчах, Спаситель говорит об одном стаде, об одном овчем дворе, одной виноградной лозе, одном основном камне Церкви. Он дал одно учение, одно крещение и одно причащение.

Церковь на земле имеет стороны видимую и невиди­мую. Невидимую составляет то, что ее Глава есть Христос; что она оживотворяется Духом Святым; что в ней соверша­ется таинственная внутренняя жизнь. Однако Церковь видима, так как состоит из людей в теле, имеет видимую иерархию, совершает видимо молитву и священнодействия, исповедует открыто, словесно веру Христову. Церковь свята своей Главой, Господом Иисусом Христом. Свята присутствием в ней Святого Духа и Его благодатными дарами, сообщаемыми в таинствах и в других священнодействиях. Свята своей связью с Небесной Церковью.

В истинной Церкви всегда были и всегда есть люди с высшей духовной чистотой и особенными дарами благодати — мученики, девственники, подвижники, преподобные, святители, праведные, блаженные. Она имеет неисчислимый сонм отошед­ших праведников всех времен и народов. Она имеет как види­мые, так и скрытые от глаз мира проявления чрезвычайных даров Святого Духа. Свята Церковь также и чистым, непогре­шимым учением веры.

Святость Церкви не затемняется греховностью людей. Все греховное и мирское, вторгающееся в церковную сферу, оста­ется чуждым ей и предназначено к отсеиванию и уничтожению, подобно сорным травам в посеве. Спаситель сравнивает Церковь Свою с полем, на котором пшеница растет вместе с плеве­лами, а также с неводом, извлекающим из воды и добрую рыбу, и негодную. В Церкви есть и девы мудрые и неразумные (Мф. 25, 1~2), а также рабы добрые и верные и рабы лукавые и ленивые (Мф. 25, 23-26).

Церковь не ограничивается временем: она предназначена приводить людей к вере «до скончания века». Церковь не связы­вается ни с какими условиями гражданского устройства, кото­рые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким опреде­ленным языком или народом.

Церковь называется апостольской, так как апостолы поло­жили историческое начало Церкви, распространили христиан­ство до конца земли и почти все запечатлели свою проповедь мученической смертью. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровью. Апостолы сохранили и передали Церкви учение христианской веры и жизни в том виде, в каком они восприняли его от своего Учителя и Господа. Дав в себе самих пример исполнения евангельских заповедей, они пере­дали верующим учение Христово в устном слове и в Священном Писании для хранения его, исповедания его и жизни по нему.

Вопросы

  1. Сколько лет продлилось общественное служение Христа?
  2. Из-за чего хотели убить Христа?
  3. Как звали ученика, предавшего Христа?
  4. За какую сумму предал Иуда Христа?
  5. Для чего Господь омыл ноги ученикам.?
  6. Какой знак дал Иуда вооруженным слугам первосвященника?
  7. Кто утвердил смертный приговор Христу?
  8. В чем обвинили Христа? (Ответ: в богохульстве.)
  9. Что предсказал Господь ученикам на Тайной Вечере?
  10. К какой казни приговорили Христа?
  11. Как называется место Распятия Господа?
  12. Кто оставался со Христом до самой смерти?
  13. Кто еще был распят с Господом?
  14. Что было написано на табличке, прибитой над головой Христа?
  15. Почему Господь не стал употреблять никакого средства для облегчения страдания?
  16. Что случилось с одним из разбойников?
  17. Что сказал Христос перед смертью апостолу Иоанну?
  18. Какое знамение произошло, когда умер Христос?
  19. В какой день недели умер Господь?
  20. Для чего воины пронзили копьем ребра Христа?
  21. Где похоронили Христа?
  22. Для чего ко входу в гроб Господень привалили камень и поставили стражу?
  23. На какой день воскрес Господь?
  24. Кто первый узнал о Воскресении Господнем?
  25. Кто возвестил о Воскресении Христа?
  26. Что случилось со стражей, охранявшей вход в гроб Господень?
  27. На какой день после Воскресения вознесся Господь?
  28. Что сказал Господь ученикам, перед тем как вознесся на небо?
  29. Где сейчас Иисус Христос?
  30. Что сделали ученики после Вознесения Господа?
  31. На какой день после Вознесения Господня произошло сошествие Духа Святого на апостолов?
  32. В виде чего Дух Святой сошел на апостолов и что это означает?
  33. Какие еще события сопровождали сошествие Святого Духа?
  34. Какие возможности открылись перед апостолами после соше­ствия Святого Духа на них?
  35. Что надо сделать, по словам апостола Петра, чтобы получить дары Святого Духа?
  36. Как теперь в Церкви подается благодать Духа Святого?
  37. Что является началом образования Церкви?
  38. Что составляет невидимую сторону Церкви?
  39. Почему Церковь называется апостольской?

Зачет 2

Проводится для закрепления пройденного материала по следующим темам:

  1. Иисус Христос — Спаситель мира. Рождество Христово. Сретение Господне. Жизнь Спасителя до 30-летнего возраста.
  2. Учение Христа. Нагорная проповедь. Главная заповедь. Ученики Христовы (апостолы) и жены-мироносицы.
  3. Чудеса Христовы. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами. Хождение по водам. Исцеление расслабленного. Воскреше­ние Лазаря. Чудеса в жизни Церкви Христовой. Свт. Николай Чудотворец.
  4. Распятие и Воскресение Христа. Явления Воскресшего Господа. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа. Церковь Христова.

Вопросы

  1. Сын Божий ~ это Кто?
  2. Почему мы называем Его Спасителем?
  3. Как Он совершил наше спасение?
  4. Где остановились Иосиф и Дева Мария, когда пришли в Вифлеем?
  5. Кто первый узнал о рождении Спасителя?
  6. Кто такие волхвы?
  7. Что сделал Ирод, когда узнал о появлении на свет Спасителя?
  8. Какие дары преподнесли волхвы Младенцу Иисусу?
  9. Когда празднуется Рождество Господа нашего Иисуса Христа?
  10. Кто первый встретил в храме Младенца Иисуса?
  11. Как называют праведного Симеона?
  12. Что произошло на празднике в Иерусалиме, когда Иисусу было 12 лет?
  13. В чем заключалось служение Иоанна Предтечи?
  14. Сколько лет было Христу, когда Он принял Крещение?
  15. Что произошло во время Крещения Господа?
  16. Как называется река, в которой крестился Христос?
  17. Когда празднуется Крещение Иисуса Христа?
  18. Что сделал Господь вскоре после Крещения?
  19. Сколько лет продлилось служение Христа?
  20. Сколько избрал Себе Господь ближайших учеников?
  21. Какая наибольшая заповедь в Законе?
  22. Как называется проповедь, во время которой Господь дал заповеди блаженств?
  23. Сколько существует заповедей блаженства?
  24. Что такое кротость?
  25. Кто такие алчущие?
  26. Кто такие милостивые?
  27. Кто такие миротворцы?
  28. Почему Господь велел не осуждать других людей?
  29. Какое существует общее правило обращения с людьми?
  30. Что означает слово «апостол»?
  31. Как изначально звали апостола Петра?
  32. Кто стал первым учеником Христа?
  33. Как звали ученика, который предал Иисуса Христа?
  34. Кто стал 12-м апостолом вместо отпавшего Иуды Искариота?
  35. Кто такие жены-мироносицы?
  36. Когда празднуется православный женский день?
  37. Как и чем накормил Господь пять тысяч человек?
  38. Какое чудо произошло вслед за насыщением хлебами?
  39. Кого исцелил Господь при овчей купальне?
  40. Как звали умершего брата Марфы и Марии, которого воскресил Господь?
  41. Что означает в переводе с греческого имя Николай?
  42. Как св. Николай помог бедному отцу с тремя дочерьми?
  43. Какое чудо произошло на корабле по дороге в Палестину?
  44. Как св. Николай стал архиепископом Мир Ликийских?
  45. Какое чудо совершил св. Николай, чтобы спасти голодающих?
  46. Помогает ли св. Николай после смерти? Приведите примеры.
  47. Сколько лет продлилось общественное служение Христа?
  48. За скакую сумму предал Иуда Христа?
  49. Почему Пасхальную трапезу называют Тайная Вечеря?
  50. Для чего Господь омыл ноги ученикам?
  51. Что предсказал Господь ученикам на Тайной Вечере?
  52. Какой знак дал Иуда вооруженным слугам первосвященника?
  53. Кто утвердил смертный приговор Иисусу Христу?
  54. В чем обвинили Христа?
  55. К какой казни приговорили Христа?
  56. Как называется место Распятия Господа?
  57. Кто оставался со Христом до самой смерти?
  58. Кто еще был распят с Господом?
  59. Почему Господь не стал употреблять никакого средства для облегчения страдания?
  60. Что было написано на табличке, прибитой над головой Христа?
  61. Что случилось с одним из разбойников?
  62. Какое знамение произошло, когда умер Христос?
  63. Где похоронили Христа?
  64. Куда сошел Господь после погребения?
  65. На какой день воскрес Господь?
  66. Кто первый узнал о Воскресении Господнем?
  67. Кто возвестил о Воскресении Христа?
  68. Что случилось со стражей, охранявшей вход в гроб Господень?
  69. На какой день после Воскресения вознесся Господь?
  70. Что сказал Господь ученикам, перед тем как вознесся на небо?
  71. Где сейчас Иисус Христос?
  72. Что сделали ученики после Вознесения Господа?
  73. На какой день после Вознесения произошло сошествие Духа Святого на апостолов?
  74. В виде чего Дух Святой сошел на апостолов и что это означает?
  75. Какие возможности открылись перед апостолами после сошествия Святого Духа на них?
  76. Как в Церкви подается благодать Духа Святого?
  77. Что составляет невидимую сторону Церкви?
  78. Почему Церковь называется апостольской?

Загадки

Из Галилеи шествовали вместе Иосиф и Мария — всем известно. Ну, а в какую землю шли Они?

Скорей об этом отвечать начни!

В гостинице иной раз места нет.

И вот какой скорее дай ответ: Что сделали Мария и Иосиф?

Не скажешь, так других об этом спросим.

Куда убежала Святая Семья, От Ирода прячась, Младенца храня?

Какое зло соделал Ирод в гневе, За что он презираем нами всеми?

Зачем родиться Богу в мир наш грешный? Надеюсь слышать я ответ успешный.

«Слово стало плотию и обитало с нами».

О Ком глаголет Иоанн священными устами?

Возвеселились небо и земля,

Лишь звезда зажглась над миром бренным. Благовест гудит над всей вселенной, Спаситель полагается в яслях.

С той поры для нас не ново Слышать: «Слава в вышних»

В Рождество ********

Каждый год приходит к нам

Праздник в каждый дом и храм.

Новость, слышанная всеми:

Бог родился в ********

Он известен в целом свете, В нем Иисус жил много лет.

Знают взрослые и дети:

Это — город *******

Чудный город в Палестине, Для Израиля — святыня.

Много бед прошло над ним,

В пустыне, в отдалении жил, Верблюжью шерсть всегда носил, Акридами себя питал,

Покаяться призывал.

Молитвенник с небес нам дан — Креститель Божий — *****

Он крестил Живого Бога, Путь готовил Иоанн.

Жизни всей вела дорога

На священный ******

Она смиренна и мудра,

Кротка она, а не беспечна,

Не мыслит зла и все покроет вновь Зовется добродетель та ******

На пире свадебном беда была одна: Там не хватило всем гостям вина.

И претворил Бог воду в чане, А было это в Галилейской ****.

Лежали больные и Ангела ждали.

Вода возмущалась, и словно давали Больному, убогому быстрые крылья, И тот выздоравливал, первым кто прыгал, Ведь все, как один, здесь здоровья хотели, А было все это на овчей ******

Крест тяжелый в гору нес, Был распят за нас *******

Искупил нас из могил,

Потому что так любил.

Очищаясь, я спасусь:

За меня распят *****

Бог людей всех возлюбил Великою любовью.

Иисус грехи все искупил

Своей Святою ******

Не тленным серебром, не златом Искуплены мы — истина проста. От жизни суетной мы обретены Лишь драгоценной Кровию ******

Ни скорбь, ни голод и ни меч, Ни теснота, ни нагота

Не в силах нас с пути совлечь И отказаться от ******

Кому на свете равных нет?

Кто миру свет принес?

Кто царь царей: Один ответ!

Так кто же Он? *******

Кто добровольно шел на крест И Сам Свой крест понес?

Кто был распят, затем воскрес?

Конечно же, *******

Кого Отец на небеса Божественно вознес?

Кто и сегодня чудеса Являет нам? *******

Знаешь ты евангелистов?

Хоть задача нелегка, Но ответить нужно быстро: Кто на букву «Л»? ****

Был духовный великан, Обратил он много стран Из язычников к Христу, К покаянью, ко Кресту Был обычный он бедняк, Мытарь, странник иль рыбак, Не силач, высокий ростом, Звался он — святой *******

Кто Христа в народах славил? Знают все — апостол *****

Был простым он рыбаком, Откровения потом Он сподобился чудесно, Ел не сладко, жил он тесно И одет был очень просто Божий друг, святой *******

Ни богатством, добрым званием, Своим именем в Предании, Ни нарядами, ни роскошью, Местом, близким к трону Божию, — Ну ничем не превозносится Христианка-********** (мироносица).

Час в купели простоял, Этим и прославился. Молока он не вкушал По средам и пятницам. Сан епископский ему, Господом назначенный, Дал возможность не себе, Людям дать достаточность. Узелок влетел со златом, Ты, невеста, это знай, От позора спас тебя, кто Спас? Святитель *******

Обращаемся к тебе: Помоги с грехом в борьбе! Искреннейший Богомолец, Наш Никола — **********

Преподобный святый отче, Души грешные спасай. Наш великий чудотворче, Мирликийский *******

Комментировать