<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Занятие XIX
Посты. 40-дневный пост Спасителя в пустыне.
Великий пост.
Среда и пятница, однодневные посты

Как мы знаем, все люди подвержены греху и их души тяжело больны и страдают от этого. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это посты и постные дни.

Пост — это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах, больше молиться, каяться, не раздра­жаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать, читать Закон Божий и т. д. А чтобы легче было это выполнить, нужно меньше есть — совсем не есть мяса, яиц, молока (скоромную пищу), а есть только растительную пищу (постную): хлеб, овощи, фрукты. Потому что скоромная пища — сытная, вызывает у нас желание не молиться, а поспать или же, наоборот, веселиться.

Посты установлены для прилежной и усиленной молитвы и доброй благочестивой жизни.

Пост Спасителя в пустыне. У поста есть разные цели, но основная из них — изгнание из души своей лукавого духа. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), — сказал Господь Своим ученикам. Господь Сам показал нам пример поста, когда после Крещения Своего удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвой и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю.

Сорок дней и сорок ночей был Он в дикой пустыне, со зверями, не вкушая никакой пищи. Там приступил ко Христу дьявол и пытался хитрыми вопросами и обольщеньями соблаз­нить Его на грех. Но у дьявола ничего не вышло, и он отступил от Иисуса Христа. Так Спаситель, победив искушения, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти дьявола, без всяких уступок злу (см. Лк. 4, 1—13).

Часто люди относятся крайне пренебрежительно к посту, не понимая его значения и сущности. Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов или опасное и вред­ное для здоровья. Христианин в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, который как раз направлен на исцеление души, как в санато­рии — на исцеление тела. Пост помогает облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти: гнев, ненависть, вражду; надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, от игр, зрелищ, танцев; не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания; нужно исповедаться и причаститься Св. Таин.

Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть в посту слишком сладко и обильно, даже пост­ные блюда.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16—18). Поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние — молитву, так и свой пост.

Например, преп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако когда он бывал в гостях, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание. Поэтому его ученики, учитывая это, старались заранее предупредить хозяев, говоря им: «Если он будет пить у вас вино, то знайте: вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды».

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней в гостях у влиятельного и состоятельного чело­века, стол у которого был переполнен разными вкусными яствами и резко отличался от скромной скитской трапезы Оптиной пустыни. Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стре­миться не выставлять на вид своего поста. Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки или насмешки, то в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу. Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию Святых Отцов, своим воздержанием делать им укор.

Бывали случаи, когда подвижникам приходилось во время поста есть далеко не постную пищу и даже мясо. Но это было крайне редко и только чтобы не обидеть угощающих. А иначе пост будет неразумен, т. к. иногда отказ может стать преградой доброму намерению гостеприимства или укором в пренебреже­нии поста.

Без нужды нельзя нарушать пост употреблением скором­ной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи — пусть соблюдает, но главное — соблюдать и не нарушать поста душев­ного, и тогда такой пост будет приятен Богу. Конечно, тот, кто не имеет возможности разбирать пищу, может употреблять все, что Бог даст, но без излишества. Но в этом случае человек непре­менно должен строго поститься душой, умом и мыслями.

Учитывая необходимость, при больном и слабом теле и преклонном возрасте можно делать послабления и исключения во время поста. Всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит о его неправильности. Изнеможение так же вредно, как и пресыщение, потому что больной организм надо поддерживать. Как и для всякой добродетели, для поста также нужна рассудительность. Крайности, как говорят Святые Отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста, и пресыщение чрева. Лучше всего, когда постящиеся руковод­ствуются указаниями опытных духовных руководителей.

В некоторых случаях больному человеку воздержание в пище духовник заменяет постом духовным. Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу Если же христиа­нин в силу возраста или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни: например, не есть мясного — словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту

Пост нельзя начать тогда, когда вам этого захотелось, — тогда это будет не пост, а простое ограничение в пище. Время поста — это время особенно важное для духовной жизни. Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Время поста — не случайные дни. Посты установлены Церковью перед праздниками Пасхи, Рождества Христова, Успе­ния Божией Матери, памяти святых апостолов Петра и Павла, по средам и пятницам всего года и в некоторые другие дни.

Посты, установленные Церковью, подразделяются на:

      • многодневные;
      • однодневные;
      • пост, предшествующий Евхаристии.

Многодневные посты. Всего существует в течение кален­дарного года четыре многодневных поста. Каждый начинается в строго определенное время.

      1. Великий пост, или Св. Четыредесятница, перед Пасхой (продолжается семь недель: шесть недель — самый пост и седь­мая неделя Страстная — в воспоминание страданий Христа Спасителя).
      2. Рождественский пост перед праздником Рождества Христова (пост 40-дневный: с 27 ноября, день св. апостола Филиппа).
      3. Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери (продолжается две недели, с 14 по 27 августа включительно).
      4. Петров пост перед праздником Апостолов Петра и Павла (продолжительность его зависит от Пасхи. Самая большая продолжительность его — шесть недель, самая меньшая — неделя с одним днем, начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 12 июля).

Великий пост требует особой подготовки, потому что он самый продолжительный и строгий. Он имеет три приготови­тельные недели:

      • я неделя называется «Неделя мытаря и фарисея» (т. к. на Литургии в воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее).
      • я приготовительная неделя к Великому посту называется «Неделей о блудном сыне» (также по притче о блудном сыне).
      • я неделя — «Мясопустная» или «Сырная», в народе она еще называется «Масленица». Название говорит само за себя — уже на этой неделе, хоть пост еще и не начался, следует отка­заться от мяса. А вот сыр, масло, молоко, яйца, рыбу в это время есть еще можно. Но уже идет духовный и телесный настрой на пост, когда человек как бы проверяет себя, начи­нает проявлять волю, сдерживать эмоции, усмирять плоть. 3-ю неделю принято еще называть «Неделей о Страшном суде», т. к. за Литургией читается Евангелие о Страшном суде, также вспоминается грехопадение Адама и Евы, чтобы побудить грешников к покаянию.

Завершается эта неделя Прощеным воскресеньем — это последнее воскресенье перед Великим постом. Издавна в мона­стырях существовало правило: перед постом иноки просили друг у друга прощения. Этот обычай стремились соблюдать и миряне — обычные люди, представители самых разных слоев общества. Прощение — это тоже средство очищения души. Попросив прощения у своих близких, покаявшись в своих грехах перед ними, и, в свою очередь, простив их, человек сбрасывает с души груз и входит в пост с легким сердцем, готовый к тому, чтобы посвятить недели поста дальнейшему очищению души и просветлению ума.

Теперь рассмотрим более подробно, что требует от нас каждый из четырех православных постов.

Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи, длится 40 дней, а затем к нему присоединяются еще восемь постных дней (Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной недели). Заканчивается этот пост Пасхой. Определен­ной даты его начала нет, т. к. Пасха приходится всегда на разные числа месяца — апреля или мая.

Страстная неделя — это неделя, когда Христос претерпел наибольшие страдания, «страсти». В пятницу Страстной недели Христос взошел на Голгофу и был распят на кресте. Собственно, весь Великий пост проводится именно в знак скорби по Распя­тому Христу, в знак единения с Ним, в знак того, что мы осознали свои ошибки, покаялись в своих грехах и готовы быть вместе со Христом в Его страданиях, быть с Ним, а не с теми, кто распял Его.

Петров пост, или пост Святых апостолов, идет вслед за Великим, начинаясь на 58-й день после Пасхи и продолжаясь до 12 июля — дня святых апостолов Петра и Павла, имея, таким образом, всегда разную протяженность.

На первый взгляд, введение этого поста кажется стран­ным — ведь только что прошли восемь недель после Пасхи, напо­минающие о самых радостных для христиан днях, о Светлом Христовом Воскресении, о сорокадневном пребывании Воскрес­шего Христа на земле, о Вознесении Его на небеса и, наконец, о сошествии Святого Духа, которое и положило начало Христи­анской Церкви. Казалось бы, вся боль, все страдания остались далеко позади вместе с днями Великого поста, и теперь лишь радость должна наполнять сердце.

Но в реальной жизни все оказывается не так. Да, радости от единения с Богом всегда есть место в сердце — но нельзя забы­вать и о том, какие страшные испытания приходились на долю тех первых приверженцев христианства, которые были готовы претерпеть любые муки и лишения за открывшуюся им истину, принесенную на землю Христом.

После Вознесения Христа множество мучеников на земле продолжили Его дело. Первым из них был архидиакон Стефан, которого иудейский совет осудил к побитию камнями. Первого епископа Иерусалима, главу Иерусалимской церкви Иакова сбросили с крыши, а затем также забросали камнями. Много тысяч первых христиан по приказу римского императора Нерона были сожжены, распяты, растерзаны дикими зверями… Кровью мучеников утверждалось христианство на земле. Среди этих жертв и апостолы Петр и Павел. Оба они были казнены в Риме за проповедь слова Божия. Именно об их страданиях напоминает нам Петров пост, предваряющий день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Петров пост — очень мягкий и щадящий. Во все дни недели, кроме среды и пятницы, можно употреблять в пищу все, кроме мяса, яиц и молочных продуктов, то есть допустимы любые блюда из рыбы и морепродуктов, овощи, фрукты, орехи, блюда из круп и муки, растительное масло. И только в среду и пятницу рыба исключается.

Успенский пост, с 14-го по 27 августа, предваряет празд­ник Успения Пресвятой Богородицы, приходящийся на 28 авгу­ста. Успение — это кончина, окончание земной жизни Пресвятой Богородицы. И Успенский пост — это прощание с Нею. Но все же надо знать, что Богоматерь, даже преставившись к жизни небес­ной, не оставила людей, ведь уже через три дня после Успе­ния Она предстала перед апостолами со словами: «Радуйтесь, Я с вами во все дни». С тех пор Она навеки остается нашей Заступницей перед Богом, и к Ней мы обращаемся с просьбой молиться за нас перед Ее Сыном.

Успенский пост достаточно строгий, рыбу разрешается есть только в праздник Преображения Господня, 19 августа. Но Успенский пост переносится легко, во-первых, потому, что он короткий, а во-вторых, потому, что приходится на август — время изобилия овощей и фруктов и начало грибной поры.

Рождественский пост длится ровно 40 дней — с 28 ноября по 6 января включительно. Накануне, 27 ноября, отмеча­ется день святого Филиппа, поэтому этот пост называют еще и Филипповским.

Рождественский пост отмечен радостью, а не печалью, как Великий. Он весь пронизан предощущением Рождества Иисуса Христа, прихода на землю Сына Божьего. Зачем же тогда поститься, надо бы, наоборот, праздновать, радоваться? Вот что говорил об этом архиепископ Иннокентий (Борисов): «Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Ему дары, и мы должны прийти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь».

Но поскольку Рождественский пост все же радостный, то он, конечно, далеко не так строг, как Великий. Ограничения в питании такие же, как и на Петров пост, только после празд­ника святителя Николая 19 декабря рыба разрешается уже лишь в субботу и воскресенье. Но последние пять дней Рожде­ственского поста являются строгими.

Однодневные посты.

      1. Рождественский Сочельник — день перед Рождеством Христовым (6 января): строгий пост.
      2. Крещенский Сочельник — день перед Крещением Господ­ним (19 января).
      3. День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября).
      4. День Воздвижения Креста Господня, в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа (27 сентября).
      5. Среда и пятница каждой недели (кроме сплошных недель): среда — в воспоминание предания Спасителя Иудой, пятница — в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас.

Пост в среду и пятницу не бывает только в следующие недели: в Пасхальную Неделю, в Святки (от дня Рождества Христова до Крещения), в Неделю Троицкую (от праздника Св. Троицы до начала Петрова поста), в Неделю мытаря и фари­сея (перед Великим постом) и в Неделю Сырную, или Масленую, перед самым Великим постом, когда разрешаются только молоко и яйца.

Пост, предшествующий Евхаристии. Этот пост, кото­рый тоже выражается в воздержании от пищи, является напо­минанием о том, что наша земная жизнь есть подготовка к буду­щей вечной жизни в Царстве Небесном. Евхаристия уже есть начало этой новой жизни в единении с Богом и со всеми братьями и сестрами во Христе.

Пост перед Причащением является традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни подготовки к Причащению углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяют менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника (Пасха, День Святого Духа и т. д.).

Вопросы

      1. Что такое пост?
      2. В чем смысл поста?
      3. Что такое скоромная пища?
      4. Для чего установлены посты?
      5. Кто и когда показал нам пример поста?
      6. Можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?
      7. О чем в первую очередь должен думать постящийся человек?
      8. Почему Господь велит скрывать свой пост?
      9. Когда разрешаются послабления в посту?
      10. Почему в посту нужно руководствоваться указаниями опытных духовников?
      11. Что такое духовный пост?
      12. С чем связано установление поста?
      13. Как надо готовиться к посту?
      14. Какие посты существуют?
      15. Сколько существует многодневных постов и как они называются?
      16. Какой пост самый продолжительный?
      17. Сколько дней длится Великий пост и когда он заканчивается?
      18. Почему пост перед Пасхой называется Великим?
      19. Что входит в подготовку к Великому посту?
      20. Почему 1-я неделя подготовки к Великому посту называется «Неделя мытаря и фарисея»?
      21. Почему 2-я неделя подготовки к Великому посту называется «Неделя о блудном сыне»?
      22. Как называется 3-я неделя подготовки к Великому посту и почему?
      23. Что означает «Прощеное воскресенье» и когда оно празднуется?
      24. «Страстная седмица» — что это?
      25. Кому посвящен Петров пост?
      26. Почему Петров пост имеет разную протяженность?
      27. Как звали первого мученика, принявшего смерть за Христа?
      28. Какой пост длится всего две недели?
      29. Почему Рождественский пост называют еще Филипповским?
      30. Сколько дней продолжается Рождественский пост?
      31. Когда заканчивается Рождественский пост?
      32. Как называется день накануне Рождества Христова?
      33. Почему мы соблюдаем пост в среду и пятницу?
      34. Для чего нужен пост перед Святым Причастием?
      35. Когда разрешается не соблюдать пост по средам и пятницам?
      36. Если человек желает причаститься в дни Пасхальной седмицы, должен ли он поститься в праздник Пасхи?
      37. О чем напоминает нам Евхаристический пост?

Комментировать