<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Занятие XVII
Великие русские святые:
преподобные Сергий Радонежский
и Серафим Саровский

Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий, получивший при рождении имя Варфоломей, родился 3 мая 1314 года в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Еще во чреве матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла на Литургию в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в ее чреве так громко вскрикнул, что голос его слышали все, стоящие в храме. Во время Херувим­ской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священ­ник произнес «Святая Святым» — в третий раз послышался из утробы матери его голос. И все сделали вывод: «Придет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы». И родился этот мальчик. Он отличался от других детей. С первых дней младенец показал себя постником. В те дни, когда мать ела мясо, младенец не пил ее молоко, отказывался. Заметив это, мать вовсе отказалась от мяса.

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учебе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались, сам же он со слезами молился, но учеба вперед не продвигалась.

Однажды по поручению отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел старца-схимника, который стоял под дубом и усердно, со слезами, молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Мальчик поведал ему свое горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо­лившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец, взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «Это тебе дается в знамение благодати Божией и пони­мания Священного Писа­ния; о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хоро­шее знание грамоты, боль­шее, чем у твоих братьев и сверстников».

После этого старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его посетить дом его родителей. За трапезой роди­тели Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопрово­ждавшие рождение их сына, и тот сказал: «Знамением истин­ности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание: отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Постаревшие родители приняли схиму в Хотьковском Покровском монастыре под Москвой. После смерти родителей Варфоломей сам отпра­вился в Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдо­вевший брат Стефан. Стремясь к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь посреди глухого Радонежского бора, где построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь собор также во имя Святой Троицы.

Не выдержав сурового образа жизни, Стефан вскоре уехал в Московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуме­ном. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал игумена Митрофана и принял от него постриг с именем Сергий, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. И еще несколько лет прожил Сергий один в лесу. Кругом бродили дикие звери. Порой жутко становилось Сергию, но он молился день и ночь и молитвой гнал от себя страх. Однажды вышел Сергий на двор и видит: лежит у крыльца большой медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес буханку хлеба и накормил медведя. Зверь поел и скрылся в лесу. Через несколько дней медведь снова появился, Сергий снова накормил его. Стал зверь часто навещать препо­добного и сделался совсем ручным.

Образование Троице-Сергиева монастыря. Через несколько лет к Сергию стали стекаться иноки, и впоследствии образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь (сейчас Троице-Сергиева Лавра).

Все люди в монастыре назывались братьями, вместе моли­лись, вместе работали. Сергий показывал во всем пример, сам и дрова рубил, и воду носил, и огород развел, и плотничал. Когда собралось много иноков, уговорили Сергия стать их игуменом. Митрополит Московский посвятил Сергия в иереи, и стал он во главе своей обители, заботясь о своих иноках, как самый добрый отец. Все больше и больше иноков собиралось около преподоб­ного. Построили новую большую церковь и много новых келий. Каждому назначил Сергий свое дело, никто не ленился, но все же монастырь был бедный. Часто не хватало даже хлеба, чтобы накормить всех монахов.

Один раз случилось так, что пришлось несколько дней сидеть без пищи. Запретив принимать подаяние, Сергий поста­вил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам пода­вая им в этом пример. Иноки пришли к игумену и говорят: «Мы так жить не можем, если еще и сегодня не будет хлеба, мы разойдемся». — «Подождите немного, — сказал им преподобный Сергий, — помолимся Богу, чтобы Он послал нам хлеба». Все встали на молитву и вдруг услышали, что кто-то громко засту­чал в ворота. Монах-привратник открыл и видит: стоят возы, полные теплого хлеба, будто только что из печки. Люди, кото­рые привезли хлеб, сказали, что их прислали к преп. Сергию, но откуда — не сказали. Тогда преподобный велел звонить в коло­кол, собрал всех иноков, и начали служить молебен. Благода­рили Бога за то, что Он услышал их молитвы.

Скоро про св. Сергия узнали по всей России, все почитали его за праведника. Но он оставался по-прежнему скромным и, как всегда, работал больше всех. Одет был так бедно, что никто не признал бы в нем игумена. Один раз пришел издалека простой крестьянин, чтобы повидать отца игумена. Ходит по обители и спрашивает: «Где игумен Сергий?» Монахи ответили: «Подожди здесь, он скоро выйдет из огорода». Ждал, ждал, а потом взгля­нул через забор. Видит, в огороде работает какой-то инок, одет бедно, грядку копает. «Где же игумен? Я пришел к нему изда­лека», — снова спрашивает крестьянин. «Да вот он идет» — отве­тили ему. Но он и поверить не хотел. Ожидал увидеть важного игумена, а ему показывают простого бедного инока. Преп. Сергий вышел к мужику, поклонился ему низко, как почетному гостю, и повел его в трапезную. Крестьянин рассказал Сергию, как ему грустно, что он не видел игумена. Сергий ласково улыбнулся ему и сказал: «Не печалься, подожди и увидишь, кого ты хочешь».

Вдруг послышался конский топот, раскрылись ворота, и сам князь с боярами въехал во двор обители. Все встали. Спрыгнул князь с коня, преклонился перед Сергием, а преподоб­ный благословил его, поцеловал и посадил рядом с собой. Обвел мужик глазами трапезную, ищет игумена, спрашивает: «Да где же Сергий?» Ему кто-то ответил: «Смотри, вот он сидит рядом с князем!» Тут только понял крестьянин, что убогий монах, копавший грядки в старой заплатанной одежде, и есть игумен Сергий. Бросился к его ногам и просил прощения, что не узнал его. А преподобный обласкал его и успокоил. Одинаково прост и ласков был Сергий и с князем, и с простым крестьянином.

Святым людям Господь иногда посылает особые видения. Так было и с преп. Сергием. Как-то раз вечером он молился у себя в келье. Вдруг слышит голос: «Сергий!» Открыл препо­добный окно и видит: чудный свет разливается с неба и летают какие-то необыкновенные птицы, такие прекрасные, каких он прежде никогда не видел, и поют они необычайно сладостно. Голос, который позвал его, сказал опять: «Сергий, посмотри кругом! Сколько видишь птиц, столько будет у тебя учени­ков и, если они будут жить так, как ты, то никогда число их не уменьшится».

Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями, многие селились по соседству, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпев­шая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Константи­нополя: Вселенский Патриарх Филофей дал совет ввести в мона­стыре общинножитие. По этому совету и с благословения митро­полита Алексия Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший Радонежского игумена митрополит Алексий перед смертью уговаривал его быть его преемником, но Сергий реши­тельно отказался.

Однажды в монастыре пролетело недовольство, что теперь все общее. Старший брат преп. Сергия Стефан говорил людям: «Какой Сергий игумен, я ведь старше и строил с ним монастырь. Я должен быть игуменом». Тогда Сергий все оставил и ушел к своему другу в Киржач. Нашел другое пустынное место и стал строить другой монастырь. Изо дня в день стал пустеть старый монастырь. Одни ушли, другие перешли в другие монастыри, а самые преданные стали искать своего учителя и, найдя его, стали с ним строить монастырь. Те, кто остался в старом мона­стыре, поняли, как нужен им был Сергий, и стали просить его вернуться, прося у него прощения. И он вернулся. Описыва­ется, как его встречали. «Умилительно было видеть, как одни со слезами радости, другие со слезами раскаяния, ученики бросились к его ногам, одни целовали его руки, другие ноги, третьи — саму одежду его, другие крестились от радости. Хвала тебе, Господи, что сподобил ты нас, осиротевших было, увидеть нашего отца. И преподобный радовался духом, видя любовь и раскаяние чад своих, утвердившихся в преданности и послу­шании». Так преподобный еще раз доказал, что не насилие, а любовь и свобода все побеждают.

Общественное служение Сергия Радонежского. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю Московскому, благодаря чему ко времени Кули­ковской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Иоанновича. Князь в сопровождении других князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и полу­чить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. После Куликовской битвы великий князь Димитрий Донской стал относиться еще с большим благо­говением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергий основал еще несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Старо- Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др.

Сергий говорил: «Как же мы не страшимся отбирать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло? Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют и память о них исчезает навсегда. И в будущем души их ждет мучение. Никогда не притесняйте сирот».

Рассказывают случай: когда в монастыре кончилась вода, тогда Сергий в молитве нашел место, и осенил его крестом, и стал читать молитву, просить Бога, чтобы появилась вода. И пробился родник. Этот родник называется Сергиевым. Кто с верой пил из этого родника, исцелялся.

Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Слепые прозревали, хромые шли, прокаженные очищались, глухие слышали — словом, все с верой приходящие к Святому, какими бы ни стра­дали недугами, получали телесное здоровье и нравственное очищение. Господь даровал Своему угоднику чудодейственную силу. Он мог даже воскрешать умерших. Однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда тот нес ребенка к святому для исцеления. Очень многие видели необычайный пламень, исходящий из руки Преподобного, и окружающий его огонь. При Литургии ученики все видели видение. Сергий сказал: «Если Сам Господь открыл вам, то могу ли я утаить сие? Тот, кого вы видели, был Ангел Господень. Не только ныне, но и всегда, когда мне, недостойному, приходится совершать Литур­гию, он Божьим изволением служит вместе со мной. Вы же строго храните в тайне, пока я жив».

Старость и кончина преподобного Сергия. Незадолго до своей кончины преподобный удостоился видения Богородицы; это произошло однажды, когда блаженный старец молился по своему обычаю перед образом Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вдруг голос раздался: «Се Пречистая грядет!» Святой, услышав, быстро вышел из кельи в сени. И вот свет ослепитель­ный, сильнее солнца сияющий, ярко озарил святого, а в свете Пречистая Богородица с двумя апостолами, Петром и Иоанном, в несказанной светлости блистающая. И когда увидел Ее святой, то упал, не в силах вынести этот свет.

Пречистая же своими руками прикоснулась к святому, говоря: «Не ужасайся, избранник Мой! Ведь Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя о учениках твоих, о которых ты молишься, и об обители твоей, — и не скорби больше: ибо отныне всего будет здесь в изобилии, и не только при жизни твоей, но и после твоего к Господу ухода не покину Я обители твоей, все нужное подавая в изобилии, и снабжая всем, и защищая». Сказала это и стала Она невидима. Святой же был объят вели­ким трепетом.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игумен­ство опытного в духовной жизни и послушании ученика, препо­добного Никона. Накануне смерти преподобный Сергий в послед­ний раз призвал братию и попрощался с ними.

8 октября 1392 года Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День 18 июля является одним из дней памяти святого. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формаль­ные правила канонизации святых. Поэтому нет документаль­ных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собой, по причине своей великой славы».

В 1920–1946 годах мощи преп. Сергия находились в музее, помещавшемся в здании Лавры. 20 апреля 1946 года мощи преп. Сергия были возвращены Церкви.

Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сера­фим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске, в знат­ной купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. В святом крещении был назван Прохором. Родители его, занимавшиеся строительством каменных зданий и храмов, были людьми бого­угодной жизни. Незадолго до своей кончины в 1762 году Исидор Мошнин приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радо­нежского (с 1833 года — Курский Сергиево-Казанский кафед­ральный собор).

Его строительство было завершено матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в христианском духе. Покров Божий проявился над Прохором уже с ранних лет. Господь сохранил его невредимым, когда тот оступился и упал со строящейся колокольни. Отроком он был чудесно избавлен от тяжкого недуга по молитве перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение»: во время болезни Прохор был удостоен видения Божией Матери, Которая обещала вскоре вновь посе­тить и исцелить его.

Со временем Прохора начали обучать торговому делу, которым занимался его брат Алексей. Работа эта не привле­кала отрока. Более всего Прохор любил постоянное пребывание в храме, сердечную молитву, уединение и безмолвие.

В семнадцать лет Прохор твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца своей жизни.

Прежде чем принять постриг, Прохор вместе с пятью свер­стниками, из которых четверо по его примеру посвятили жизнь служению Богу, отправился в Киев на поклонение святым угод­никам Печерским и за наставлениями к старцам. Подвизавшийся неподалеку от Лавры прозорливый старец-затворник Досифей, которого посетил Прохор, одобрил намерение юноши принять иночество и указал на Саровскую пустынь как место его спасения и подви­гов. 20 ноября 1778 года Прохор прибыл в Саров­скую обитель, где с любовью был принят как послушник и отдан в научение старцу иеромонаху Иосифу, казна­чею. Находясь на келейном послушании, Прохор выпол­нял и другие монастырские работы — в хлебопекарне, на просфорне и в столярне, был будилыциком и понома­рем. По примеру некоторых монахов пустыни Прохор, взяв благословение у своего наставника, в свободные часы уходит в лес для уединения, Иисусовой молитвы и духовных размышлений. Его подвижниче­ство обратило на себя внимание братии и завоевало отеческую любовь старцев. Во время тяжелой болезни Прохора они неот­лучно находились при нем, заботясь о его выздоровлении.

Почти три года он терпел сильные страдания, отклонив врачебную помощь и предав себя всецело «Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери». Когда состояние Прохора значительно ухудши­лось, о его здравии были отслужены всенощное бдение и Боже­ственная литургия. Причастившись Святых Христовых Таин, он вскоре сподобился чудесного видения Пресвятой Богородицы. Возложив на голову больного руку, Она даровала ему выздоров­ление, сказав сопровождавшим Ее Апостолам Петру и Иоанну Богослову: «Сей — от рода Нашего». На месте явления Пречистой Девы Марии был сооружен больничный храм. Сбор пожертвова­ний на его строительство взял на себя Прохор.

18 августа 1786 года Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим («пламенный»), столь хорошо выражавшим его горячую любовь ко Господу, а спустя год посвящен в иероди­акона. Шесть лет он ежедневно совершал богослужения, проводя в храме все время, свободное от монастырских послушаний.

Неоднократно преподобный видел святых Ангелов, сослу- жащих братии и поющих в храме, а за Божественной литур­гией удостоился лицезреть Господа Иисуса Христа в окруже­нии Небесных Бесплотных Сил. Видение это усилило ревность подвижника к отшельничеству: днем он трудился в обители, а вечером удалялся в лес, где в пустынной келье ночью преда­вался молитве и богомыслию.

2 сентября 1793 года преподобный Серафим был рукополо­жен в иеромонаха и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин. Приступать к Причащению, считал преподобный, «чем чаще, тем лучше». Наставляя других, старец сам следовал этому правилу неиз­менно всю жизнь.

В 1794 году скончался настоятель пустыни иеромонах Пахомий. По желанию почившего настоятеля преподобный Серафим принял на себя попечение о Дивеевской женской общине и не оставлял ее сестер без духовного окормления и материального обеспечения.

20 ноября 1794 года преподобный берет благословение на новый подвиг — пустынножительство — и поселяется в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. Там он ежедневно совершал молитвенное правило по уставу, составленному им самим, полагая при этом до 1000 поклонов. В часы труда старец рубит дрова в лесу, заготавливает на болоте мох, рабо­тает на пчельнике и возделывает огород, устроенный близ кельи, наизусть воспевая церковные песнопения.

Одеждой преподобному служил один и тот же белый полотняный балахон; носил он также старую камилавку и лапти, а в ненастную погоду подрясник из черного толстого сукна да кожаные полумантию и бахилы.

Образ жизни старца был до крайности суров, даже в силь­ные морозы его келья не отапливалась. Спал он, сидя на полу, прислонившись спиной к стене либо положив под голову камень или поленья, и делал это «ради умерщвления страстей».

Сам добывая себе пропитание, преподобный соблюдал очень строгий пост, питаясь один раз в сутки преимущественно овощами да черствым хлебом, небольшими запасами которого он делился с птицами и дикими животными. Не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему Преподобный Серафим со временем отказался от помощи со стороны обители, усилил воздержание и пост, питаясь около трех лет лишь травой снытью, которую он сам сушил, заго­тавливая на зиму Стремясь к безмолвию, старец оградил себя от посетителей, однако иноков, желавших уединения, принимал ласково, не отказывая в наставлениях.

Далее преподобный Серафим взял на себя особый подвиг — столпничество. Каждый вечер на закате он поднимался на боль­шой гранитный камень, лежавший в лесу на полпути от обители до его кельи, и до рассвета с воздетыми к небу руками повто­рял молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному». С наступлением утра он возвращался в келью и в ней вставал на другой, малый камень, принесенный из леса, и оставлял молитву лишь для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Тысячу дней и ночей, несмотря на мороз, дождь, зной и стужу, продолжал он это молитвенное стояние.

Вскоре после этого с преподобным случилась беда: на него в лесу напали разбойники, которые, угрожая расправой, стали требовать у него денег. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, проломили ему голову и сломали несколько ребер, а затем, все сокрушив в келье и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись своего злодеяния.

Утром преподобный с трудом добрел до обители. Восемь суток страдал он от нестерпимой боли, отказавшись от помощи врачей, вызванных настоятелем, предоставив свою жизнь воле Господа и Пречистой Его Матери. Пресвятая Богородица явилась старцу в тонком сне в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова и даровала ему исцеление, произнеся слова: «Сей — от рода Моего». В тот же день преподобный встал с постели и еще пять месяцев пробыл в монастыре до полного выздоров­ления. Старец остался навсегда согбенным и ходил, опираясь на топорик или на посох, однако обидчиков простил и просил не наказывать.

Возвратившись в «дальнюю пустыньку», преподобный Сера­фим не изменил прежнего уклада жизни. По смерти настоятеля и своего духовного руководителя иеромонаха Исаии он принял обет молчания. Жизнь его становится еще более скрытой для окружающих. Преподобный Серафим не выходил более к посе­тителям и, если встречал кого в лесу, падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся.

По причине болезни ног он уже не мог посещать обитель, и пищу ему один раз в неделю приносил послушник, которого старец встречал со сложенными крестообразно на груди руками и отпускал, не взглянув на него и не произнеся ни слова. Только иногда клал на лоточек частицу хлеба или немного капусты, давая тем самым знать, что следует принести в следующее воскресенье. В безмолвии преподобный провел около трех лет. «Лучше всего нужно украшать себя молчанием, — говорил он впоследствии, — ибо молчанием многих видел я спасающихся, многословием же ни единого…»

Благодатным плодом его подвижнической жизни явилось стяжание «мира души», который он считал драгоценным даром Божиим, самым важным делом в жизни христиан. «Пост, молитва, бдение и другие дела христианские, — наставлял препо­добный обращавшихся к нему монахов, — хороши сами по себе, но не в делании их состоит цель нашей христианской жизни, они служат средством для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия».

«Радость моя, — наставлял старец — молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Обеспокоенные долгим отсутствием старца, новый настоя­тель игумен Нифонт и старшие из братии пустыни предложили преподобному Серафиму приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения Святых Христовых Таин или совсем вернуться в обитель.

Старец избрал последнее, будучи не в силах преодолевать большие расстояния. Но, поселившись спустя 15 лет в преж­ней келье, он продолжил подвиг молчания, никуда не выходя и никого не принимая, кроме больничного служки и священника, приносившего ему Святое Причастие. Началась жизнь в затворе перед иконой Божией Матери «Умиление», которую преподоб­ный с любовью называл «Всех Радостей Радость». Дубовый гроб, установленный по его просьбе в сенях, напоминал ему о часе смертном.

Неведомы подвиги старца в затворе, нам только известно, что именно тогда преподобный Серафим удостоен был восхище­ния в Небесные обители.

После пяти лет затвора преподобный, по особому ему откро­вению, раскрыл двери своей кельи для всех ищущих духов­ного руководства, но еще не скоро снял обет молчания. Поучая приходящих лишь примером безмолвного жития, он стал гото­вить себя к служению людям.

25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровожде­нии святителей Климента Римского и Петра Александрий­ского явилась преподобному Серафиму и повелела выйти из затвора для помощи всем нуждающимся людям в избавлении от грехов. Началось восхождение на высшую ступень мона­шеского подвига — старчество. К тому времени преподобный Серафим удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворения. Он видел прошедшее и будущее и давал добрые и мудрые советы.

По молитве преподобного исцелились многие, тяжелые болезни которых не поддавались лечению. Первым, на ком проя­вилась его чудотворная сила, был Михаил Васильевич Манту­ров — нижегородский помещик, вынужденный оставить военную службу из-за неизлечимой болезни. Воспоминания очевидцев сохранили подробности этого события, происшедшего в келье старца за два года до его выхода из затвора.

Получив от Мантурова искренние и горячие завере­ния в безусловной вере в Бога, преподобный обратился к нему со словами: «Радость моя! Если ты так веруешь, то верь же и в то, что верующему все возможно от Бога. А потому веруй, что и тебя исцелит Господь. А я, убогий Серафим, помолюсь». Знаменуя болящего елеем, святой старец произнес: «По данной мне от Господа благодати я первого тебя врачую». Тут же выздо­ровев, Мантуров с восторгом бросился к ногам подвижника, но был тотчас поднят преподобным, который строго сказал ему: «Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Это — дело Единого Господа, Который творит волю боящихся Его и молитву их слушает. Господу Всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!»

В знак благодарения за оказанную милость Божию «Мишенька», как любил называть его преподобный, возложил на себя подвиг добровольной нищеты и всю свою жизнь посвя­тил устройству Дивеевской женской обители, исполняя деловые поручения старца.

Оставив затвор, подвижник, по обычаю, стал удаляться в свою новую, «ближнюю пустыньку», устроенную недалеко от монастыря, в лесу, рядом с «богословским» родником, вода которого по его молитве стала совершать чудесные исцеления. Проводя здесь день в духовных и телесных трудах, старец к вечеру возвращался в обитель.

Со всех концов России устремились в Саровскую обитель люди, желавшие получить от угодника Божия благословение. С раннего утра и до позднего вечера дверь его кельи в «ближней пустыньке» была открыта для всех, и не знало сердце преподоб­ного различия между ними. Он не тяготился ни числом посети­телей, ни их душевных состоянием. К каждому, видя в нем образ Божий, относился старец с любовью, всех встречал земным поклоном, целованием и неизменным пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!»

Последние годы своей жизни преподобный Серафим посто­янно заботился о Мельничной девичьей общине. Устроенная по повелению Пресвятой Богородицы в Дивееве, обитель эта явилась четвертым уделом Царицы Небесной на земле. По свидетельству старца, Божия Матерь Сама обошла эту землю, дав ему обеща­ние быть всегдашней ее Игуменией. Впоследствии вокруг общины была проложена канавка, начал которую преподобный. «Канавка эта, — говорил он, — следы Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до Небес высока. И как Антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит».

Несмотря на преклонные годы, старец усердно трудился над сооружением первых монастырских построек — мельницы, келий и храма Рождества Христова, заготавливая для этого лес, купленный на пожертвования своих посетителей. Он же составил и устав обители, воспитывавший сестер в духе любви, послуша­ния и непрестанного подвига. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит пророчества преподобного о судьбах обители; всем им суждено было сбыться.

На склоне лет преподобный Серафим удостоился еще одного, двенадцатого и последнего при жизни, посещения Пресвятой Богородицы, которое последовало 25 марта 1832 года, в праздникЕе Благовещения, и явилось как бы указанием на его блажен­ную кончину

Дав старцу обещание помощи и заступничества в земных трудах, в устроении Дивеевской обители, Царица Небесная сказала: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами».

Получив откровение о грядущей кончине, преподобный стал к ней усердно готовиться. Силы старца заметно слабели, он не мог каждый день, как прежде, ходить в свою пустыньку и принимать многочисленных посетителей. «Мы не увидимся больше с вами, — говорил он своим духовным детям. — Жизнь моя сокращается; духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мертв».

Он искал уединения, подолгу предаваясь горестным размыш­лениям о несовершенстве земной жизни, сидя у гроба, приготов­ленного на случай его кончины. Но даже в эти дни, собираясь духом перейти в Небесные Обители, старец не переставал забо­титься о спасении человеческих душ, призывая пастырей повсюду сеять преподанное им слово Божие: «Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет, и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».

Накануне дня кончины преподобный Серафим пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Божествен­ной литургии, причастился Святых Христовых Таин, поло­жил земные поклоны перед образами Господа Иисуса Христа и Божией Матери, поставил свечи ко всем иконам и приложился к ним, благословил и поцеловал братию и простился со всеми. Несколько раз в тот день он подходил к месту у собора, которое выбрал для своего погребения, и подолгу там молился. Вече­ром из его кельи доносились пасхальные песнопения, а утром 2 января 1833 года старец иеромонах Серафим был найден коле­нопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками перед иконой Божией Матери «Умиление».

Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле. Со дня кончины старца отца Серафима множество людей с верой в предстательство его пред Господом приходили к могиле подвижника, находя здесь утешение в своих скорбях и облегчение в страданиях.

26 января 1903 года старец иеромонах Серафим был прослав­лен в лике святых. 1 августа, в день рождения преподобного, с великим торжеством в присутствии Царской Семьи и при многочисленном стечении народа, совершилось открытие его многоцелебных мощей. После революции 1917 года были закрыты Саровская и Дивеевская обители и исчезли мощи преподобного Серафима. Но православный народ жил надеждой, что рано или поздно бесценная святыня будет обретена вновь.

11 января 1991 года в городе на Неве после долгих лет сокрытия честные мощи преподобного Серафима были вторично обретены и переданы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, 7 февраля торжественно перенесены в Москву, в Богоявленский Патриарший собор, для поклонения верующих, а 23 июля крестным ходом препровождены в Троиц­кий Серафимо-Дивеевский монастырь, к месту земных подвигов старца.

Почитание Саровского подвижника особое у верующего народа, поэтому по всей России в храмах и в домах находятся его святые иконы. К нам и нашим потомкам также обращены слова, сказанные старцем незадолго до его кончины: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! И чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, и все горе с собой принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому и все расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!»

Вопросы

      1. Какое имя при крещении получил святой Сергий Радонежский?
      2. Какое чудо случилось до рождения преподобного во время церков­ной службы?
      3. Чем отличался от других детей юный Варфоломей?
      4. Расскажите чудесный случай из жизни Варфоломея, когда ему было 7 лет.
      5. Что сделал Варфоломей после смерти родителей?
      6. Что дал в знамение благодати Божией старец-схимник отроку Варфоломею?
      7. С кем пошел Варфоломей в Радонежский бор?
      8. Из-за чего Стефан ушел из Радонежского бора?Какой зверь кормился у преподобного Сергия?
      9. Как началось образование Троице-Сергиевой Лавры?
      10. Как Сергий стал игуменом?
      11. Как чудесным образом преподобный Сергий избавил братию от голода?
      12. Расскажите случай о том, как крестьянин пришел к преподобному.
      13. Что сделал Сергий, когда в монастыре пошло против него недовольство ?
      14. Почему преп. Сергий вернулся обратно в монастырь?
      15. Какой князь приезжал за благословением к преп. Сергию?
      16. Расскажите чудесное происхождение Сергиева родника.
      17. Расскажите о посещении преподобного Сергия Царицей Небесной.
      18. Какое имя получил святой Серафим при крещении?
      19. Расскажите чудесный случай, который произошел с Прохором в детстве.
      20. Перед какой иконой молился отрок Прохор об исцелении от недуга?
      21. Во сколько лет Прохор решил принять монашество?
      22. Что сделал Прохор, прежде чем принять постриг?
      23. Что делал Прохор в свободное от послушания время?
      24. Как произошло исцеление Прохора от болезни, которая мучила его в течение трех лет?
      25. Что означает в переводе имя Серафим?
      26. Какие подвиги взял на себя преподобный Серафим?
      27. О ком взял на себя попечение преп. Серафим после смерти иеромонаха Пахомия?
      28. Что советовал всем преп. Серафим по поводу Причащения?
      29. Что служило одеждой преп. Серафиму?
      30. Как поступил св. Серафим с напавшими на него разбойниками?
      31. По сколько поклонов в день полагал преп. Серафим?
      32. В чем заключается истинная цель христианской жизни по учению преп. Серафима?
      33. Какими словами приветствовал преподобный Серафим всех людей, приходящих к нему?
      34. Для чего вокруг Дивеевского монастыря вырыта канавка?
      35. Сколько раз являлась Пресвятая Богородица преп. Серафиму?
      36. Что заповедовал потомкам преподобный накануне своей смерти?
      37. Перед какой иконой молился преп. Серафим перед своей смертью?

Комментировать