<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Занятие XI
Исповедь — Таинство Покаяния.
Грехи. Прощение грехов.
Искушение Христа в пустыне.
Притча о блудном сыне

Таинство Покаяния. Для того, чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и мылом. Нам неприятна нечистота телесная. Для того чтобы очистить душу от духовной грязи, то есть освободить ее от тяжести и угрызений совести, которые возникают как результат совершенных грехов (неправильной жизни), Церковь предлагает Таинство Покаяния.

Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Покаяние, что в переводе с греческого означает «перемена ума», призывает к изменению образа мысли и образа жизни, обновлению ума и чувств, отказу от греховных дел и помыслов, преображению человека. Таинство Покаяния называется также исповедью.

Святые Отцы называют покаяние вторым Крещением. Если при Крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных уже после Крещения.

Грехи отделяют человека от Бога. Если бы не было Покая­ния, человек не мог бы спастись.

Покаяние — это духовный труд, усилие согрешившего чело­века, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом. И оно с радостью принимается Господом и угодно Ему. На небе­сах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покая­нии (Лк. 15, 7). Занятие XI е-‘®’®.

Грехи. Условно все прегрешения, совершенные челове­ком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Грехи против Бога: неверие, вероотступничество, посеще­ние различных сект, упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем), обращение к экстрасенсам, игра в карты и прочие азарт­ные игры, невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила, непосещение храма, несоблюдение постов, утаивание грехов на исповеди.

Грехи против ближних: гнев, раздражительность, высо­комерие, лжесвидетельство, месть, жадность, невозвращение долгов, неоказание помощи нуждающимся, непочитание родите­лей и непочтение к старшим, осуждение, присвоение чужого — воровство, ссоры с соседями и ближними, убийство, убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства.

Грехи против самого себя: многословие, пересуды, празд­нословие, сквернословие, самолюбие, тщеславие, сребролю­бие (любовь к деньгам), зависть, ложь, пьянство, употребление наркотиков, чревоугодие, нечистые желания, просмотр безнрав­ственных фильмов, блуд, прелюбодеяние (нарушение супруже­ской верности).

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете это все грехи против Бога, т. к. престу­пают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его.

Общепринято исповедь проводить в храме — во время бого­служения (утром в день служения Божественной Литургии или накануне вечером), в особых случаях исповедь бывает на дому. Исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения) и раскаивающимся в своих грехах. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не может никому пересказать то, что услышал на исповеди.

Пришедшие на исповедь становятся друг за другом в очередь на некотором расстоянии от аналоя (чтобы не мешать и не слышать чужую исповедь). Стоят тихо, когда настает их очередь — подходят к исповеди. Обычно священник спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь.

На исповеди не надо думать о том, какое мы производим впечатление на священника или что думают о нас другие прихо­жане в храме. Не надо пытаться объяснять что-либо священ­нику, рассказывать истории или подробности своих грехов. Тем более не надо рассказывать о грехах других людей или об обсто­ятельствах, оправдывающих наши грехи. Перед Богом не может оправдаться ни один человек, мы можем только каяться.

Исповедь — это не перечисление грехов. Это таинство примирения с Богом. Действительно, нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чем рассказать подчас больно и стыдно. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз, т. к. грех, о котором исповедую­щийся промолчал на исповеди, так и остается нераскаянным. Те грехи, которые кающийся исповедовал раньше, вновь не назы­ваются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений.

Священник, приняв исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался. Затем кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и берет благословение у духовника.

В некоторых случаях священник может налагать на кающегося епитимью — духовные упражнения, назначаемые с целью искоренения навыков греха. Епитимья (с греч. означает наказание по закону) — добровольное исполнение кающимся для исправления разных дел благочестия (молитва, милостыня, пост, паломничество и т. п.).

Если грех совершался против ближнего, то необходи­мое условие, которое должно быть соблюдено, — это примире­ние с ним. Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния совершалась со времен апостолов: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19, 18).

Если исповеданные кающимся грехи были тяжкими, то могли назначаться серьезные церковные наказания: временное лишение права участвовать в Таинстве Евхаристии, запреще­ние присутствовать на собраниях общины. За смертные грехи — убийство или прелюбодеяние — не раскаявшихся в них публично извергали из общины. Грешники, подвергнутые такому суровому наказанию, могли изменить свое положение только при условии искреннего покаяния.

В настоящее время при большом стечении исповедников в некоторых храмах совершается так называемая общая испо­ведь, когда священник перечисляет вслух наиболее распростра­ненные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву.

Такая исповедь обычно происходит в больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди.

Подготовка к исповеди. Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен заранее подготовиться к Таинству Исповеди. Приготовление заключается в чтении покаянных молитв, духовных книг и размышлении о своей греховности. Нужно проанализировать поступки, и можно даже записать свои грехи.

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализиро­вать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом. Необходимо примириться с ближними и попросить проще­ния у всех, кого обидели.

Как подготовить к исповеди детей. Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без исповеди. Детей желательно подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, сократить или совсем исключить просмотр телевизора. Главное же, нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример взрослых.

Начиная с семи лет дети (отроки) уже приступают к Таин­ству Причащения после предварительного совершения Таинства Исповеди.

Детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, можно дать им прочесть следу­ющий список возможных прегрешений: неношение натель­ного крестика или стеснение его, плохое поведение на церков­ной службе (бегал по храму, разговаривал), незнание главных молитв («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»), скрывание перед батюшкой на исповеди своих грехов, нечтение молитвен­ного правила утром, вечером и во время трапезы, неуважение учителей, высмеивание людей, имеющих физические недостатки, обзывания, обман, издевательство над животными, участие в драке, курение, употребление спиртных напитков и наркоти­ческих веществ и т. п.

Искушение Христа в пустыне. Еще Иоанн Крести­тель, подготавливая людей к принятию Спасителя, проповедо­вал «крещение покаяния для прощения грехов». И «крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5).

После Крещения Своего Господь Иисус Христос удалился в пустыню, для того чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней и сорок ночей был Он в дикой пустыне, со зверями, не вкушая никакой пищи.

Там приступил ко Христу дьявол и пытался хитрыми вопросами и обольщеньями соблазнить Его на грех, как всякого человека. Дьявол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». (Мф. 4, 3; Лк. 4, 3). Спаситель же сказал ему в ответ: «В Писании» (в Библии) сказано, «что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4, 4; Втор. 8, 3).

Тогда дьявол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз (опасности для Тебя нет), ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4, 6; Пс. 90, 11—12). Но Христос сказал ему: «Написано также: не искушай Господа Бога Твоего» (Мф. 4, 7; Втор. 6, 16), т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес.

После этого дьявол опять взял Его и возвел на высокую гору, и там во мгновение ока показал Ему все царства мира во всем их блеске и величии, и сказал: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4, 6~7).

Иисус сказал ему: «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи» (Лк. 4, 8; Втор. 6, 13).

Тогда посрамленный дьявол отступил от Иисуса Христа до времени и Ангелы Божии явились и стали служить Христу.

Так Спаситель, победив искушения дьявола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти дьявола, без всяких уступок злу, и вместе с тем научил и нас бороться с искушени­ями и грехами.

Притча о блудном сыне (см. Лк. 15, 11—32). К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа.

На это Иисус Христос сказал несколько притч, в кото­рых показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них.

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец испол­нил его просьбу. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Он пошел и присоединился к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Тогда, одумавшись, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих»». Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним, сам побежал навстречу сыну, обнимая, и целовал его.

Сын же начал говорить: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим…» А отец сказал слугам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: «Что это такое?» Слуга сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым». Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец вышел к нему и звал его. Но он отвечал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка».

Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое — твое. А о том надобно было и тебе радоваться и весе­литься, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся».

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном — кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душой своей удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни. Своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждой на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с Ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его грехи, как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасе­ния, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей безза­конной жизни.

Кающийся человек подобен блудному сыну. Живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, «придя в себя», решается вернуться к Отцу. Покаяние начинается с раскаяния и обращения («придя в себя»), которые перерастают в решимость («встану, пойду») и заканчивается возвращением к Отцу («встал и пошел»), исповеданием грехов («я согрешил»), прощением от Бога («принесите лучшую одежду»), усыновлением («этот сын мой») и духовным воскресением («был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).

Вопросы

    1. Что нам предлагает Церковь для очищения души от духовной грязи?
    2. Что такое Таинство Покаяния?
    3. Как переводится слово «покаяние»?
    4. Как еще называют Таинство Покаяния?
    5. На какие группы можно условно разделить все грехи?
    6. Какие грехи являются грехами против Бога?
    7. Какие грехи являются грехами против ближнего?
    8. Какие грехи являются грехами против самого себя?
    9. Где проводится исповедь?
    10. Что находится на аналое перед кающимся?
    11. Как правильно вести себя на исповеди?
    12. Кто отпускает нам грехи?
    13. Чем нам покрывает голову священник?
    14. Что надо сделать после того, как грехи нам отпущены? (ответ: поцеловать крест и Евангелие)
    15. Что такое епитимья?
    16. Как переводится с греческого слово «епитимья»?
    17. Кто назначает епитимью?
    18. За что человек получает епитимью?
    19. Что такое общая исповедь?
    20. Сколько дней был в пустыне Христос?
    21. Расскажите об искушении дьяволом в пустыне Иисуса Христа.
    22. Расскажите притчу о блудном сыне.
    23. Что сделал младший сын со своей долей имения?
    24. Что сказал отец, когда вернулся его блудный сын?
    25. Из-за чего рассердился старший сын?
    26. Кто подразумевается в притче под отцом и блудным сыном?

Комментировать