- Предисловие
- Занятие I Бог — Творец мира. Тайна творения. Бог — Святая Троица. Творение Ангелов, мира и человека. Рай. Первые люди — Адам и Ева, их жизнь в Раю
- Занятие II Зло и его происхождение. Падение Ангелов. Искушение и грехопадение прародителей. Последствия первородного греха для человека и мира. Каин и Авель: братоубийство. Всемирный потоп
- Занятие III Десять заповедей
- Занятие IV Божия Матерь. О родителях Богоматери. Рождество Девы Марии. Введение во храм и жизнь в нем. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Иоанна Предтечи
- Занятие V Иисус Христос — Спаситель мира. Рождество Христово. Сретение Господне. Жизнь Спасителя до 30-летнего возраста
- Занятие VI Учение Христа. Нагорная проповедь. Главная заповедь. Ученики Христовы (апостолы) и жены-мироносицы
- Занятие VII Чудеса Христовы. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами. Хождение по водам. Исцеление расслабленного. Воскрешение Лазаря. Чудеса в жизни Церкви Христовой. Свт. Николай Чудотворец
- Занятие VIII Распятие и Воскресение Христа. Явления Воскресшего Господа. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа. Церковь Христова
- Занятие IX О таинствах. Число таинств. Крещение. Ангел Хранитель. Крестные родители. Жизнь человека после крещения. Крещение Руси: Равноапостольные Мефодий и Кирилл, княгиня Ольга, князь Владимир
- Занятие X Таинство Причащения. Тайная вечеря. Тело и Кровь Христовы в Причащении. Подготовка к Причащению
- Занятие XI Исповедь — Таинство Покаяния. Грехи. Прощение грехов. Искушение Христа в пустыне. Притча о блудном сыне
- Занятие XII Молитва — беседа с Богом. Притча о мытаре и фарисее. Основные молитвы. Молитва «Отче наш». Молитвенные правила. Поклоны. Крестное знамение
- Занятие XIII Храм. Устройство храма. Алтарь. Богослужения. Крестные ходы и колокольный звон
- Занятие XIV Иконостас. Почитание икон. О различных иконах. Чудотворные иконы
- Занятие XV Церковнослужители и священнослужители. Священник. Служение священника. Благословение священника. Священные облачения
- Занятие XVI Почитание святых. О различных «видах» святости. Почитание мощей. Святые воины (св. Александр Невский, св. Димитрий Донской). Святые дети (Вифлеемские младенцы, Отроки в печи Вавилонской, св. Кирик, царевич Димитрий)
- Занятие XVII Великие русские святые: преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский
- Занятие XVIII Великие русские святые: св.Иоанн Кронштадтский, праведный и св. Ксения Петербургская
- Занятие XIX Посты. 40-дневный пост Спасителя в пустыне. Великий пост. Среда и пятница, однодневные посты
- Занятие XX Брак и монашество. Первое чудо Христа в Кане Галилейской. Таинство Венчания. Монашество. Преп. Серафим Вырицкий
- Занятие XXI О Русской Церкви. Царственные мученики, новомученики и исповедники российские. Русская Церковь и Великая Отечественная война
- Занятие XXII Конец мира. Второе пришествие Христа. Воскресение мертвых. Страшный суд. Будущая жизнь
- Приложение
- Игры на знакомство
- Способы повторения урока (пройденного материала)
- Игры на развитие внимания
- Подвижные игры
- Эстафеты
- Полный текст
Занятие IX
О таинствах. Число таинств. Крещение. Ангел Хранитель.
Крестные родители. Жизнь человека после крещения.
Крещение Руси: Равноапостольные Мефодий и Кирилл,
княгиня Ольга, князь Владимир
Таинства Церкви. Греческое слово «таинство» или «тайна» означает «покрывать, скрывать». В это слово вкладывается широкий смысл: «таинством» называли воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, саму христианскую веру, учение, богослужение, молитву, церковные праздники и т. д.
Под таинствами в Православии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полное в земной жизни единение с Ним.
В Православной Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Все остальные священнодействия относят к числу обрядов (пострижение в монашество, освящение воды, погребение и др.).
В каждом таинстве есть видимая сторона, то есть слова и действия участников, «вещество» таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), и есть невидимая сторона — духовное преображение человека и изменения, приводящие его ко спасению, ради чего само таинство и совершается. Собственно «тайной» и является эта невидимая часть. В таинстве преображается вместе с душой также и тело человека. Совершителем любого таинства является Сам Бог, а священник только молится, призывая Бога.
Таинство Крещения. Таинство Крещения является дверью в Церковь, и с него начинается христианская жизнь. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5), сказал Сам Господь, и «кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).
Таинство Крещения установил Господь Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по Воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
Готовящихся к Крещению еще со времен древней Церкви называли оглашенными. Им разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были уходить, так как в Таинстве Евхаристии могли участвовать только верные, причащающиеся Тела и Крови Христа.
Священник перед началом таинства проводит беседу, объясняя основные истины веры, т. к. очевидно, что прежде чем крестить, необходимо научить. Во время этой беседы бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной Церкви.
При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молится, чтобы Бог изгнал из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделал его членом Церкви. Крещаемый отрекается от дьявола, дает обещание служить Богу. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее дьявола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста рукой, а потом помазывает воду освященным елеем (маслом).
После этого священник троекратно погружает человека в воду, произнося: «крещается раб Божий (называет его имя) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». На крещенного надевается белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа.
В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую, духовную жизнь. Так как Крещение есть духовное рождение, оно совершается однажды в жизни: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов. Но Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу Сразу же после него совершается Таинство Миропомазания.
Таинство Миропомазания. Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа.
Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати. Люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами.
А потом, в конце I века, Таинство Миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, так как апостолы (из-за множества людей) не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.
Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы.
Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела (лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги) с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духа Святаго». В это время невидимо подаются крещенному дары Св. Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши — для освящения чувств; грудь — для освящения сердца; руки и ноги — для освящения дел и всего поведения.
Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и его крестными родителями вокруг купели есть знак торжества и радости духовной. Свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещенного делается в знак его посвящения Господу.
Ангел Хранитель. Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти.
Личного имени конкретного Ангела Хранителя человек знать не может, так как Ангел дан человеку Богом и невидим для человека.
Поэтому для каждого Ангела Хранителя не назначается отдельного дня общественного его воспоминания, а установлены особые дни, когда вспоминаются все Небесные ангельские силы. Такие дни считаются всеобщим днем Ангела.
Мы просим Ангела Хранителя, чтобы он простил наши грехи, избавил нас от хитростей дьявола и молился за нас Господу.
Тропарь Ангелу Хранителю. «Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляемь получу от Христа Бога велию милость».
Молитва Ангелу Хранителю вечерняя. «Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь».
Крестные родители. По традиции Церкви крещаемым в возрасте до 18 лет нужны крестные родители.
Крестным может быть только православный человек. Мать и отец не могут быть крестными родителями своего ребенка, муж и жена — крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне могут быть крестными родителями.
Крестные родители являются поручителями за веру креща- емого и принимают на себя обязанность научить его вере и благочестию, приобщают к таинствам, чтобы он жил по-христиански, и всегда молятся за своих крестников. Крестные родители за это воспитание будет давать ответ Богу на Страшном Суде.
Равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские. Просветителями славян были святые братья Мефодий и Кирилл. Они происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (ныне Фессалоники).
Отец их, Лев, занимал должность помощника военачальника в Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. В семье с раннего детства выделялся Константин (род. в 827 г.). Он всех поражал своей памятью и превосходил в учении. После смерти отца Константин в 15 лет был приглашен в Константинополь в качестве сверстника к шестилетнему императору Михаилу для оказания на него доброго влияния. В столице Константин получил высшее образование. Он был назначен библиотекарем при храме Св. Софии, а после рукоположения в 850 году в священники оставил Константинополь и удалился в монастырь на Мраморном море. Но вскоре его возвратили в столицу и назначили учителем философии в придворной школе.
Через год Константин Философ был отправлен к мусульманам и вел в Багдаде (Иран) прения по вопросам о Св. Троице и о Воплощении Господа Иисуса Христа от Девы Марии с тамошними мудрецами. Эта миссия расширила его знания в изучении религий и языков, особенно арабского, и была для него хорошей подготовкой к его главной апостольской деятельности.
Святой Мефодий был по нравственным качествам подобен своему брату. Царь, зная достоинства Мефодия, назначил его воеводой (князем) в одной из областей в Македонии. Прослужив около 10 лет, он решил удалиться в монастырь на горе Олимп, где предался молитве и книжным занятиям. К нему присоединился затем брат Константин.
Когда они пребывали в обители, к императору Михаилу явились послы от хазар. Хазары издавна поддерживали дружеские отношения с Византией и теперь просили прислать им проповедников православной веры для состязания с евреями и сарацинами. Император отправил с этой миссией Константина и Мефодия. По пути святые братья полгода прожили в городе Корсуни (Херсонесе — греческом Крыму), где обрели мощи св. Климента, третьего епископа Рима. В хазарской земле братья показали превосходство христианства и крестили до 200 человек. Миссия их продолжалась три года. После возвращения в Константинополь Константин остался при церкви Свв. Апостолов. Мефодий, отказавшись от предложенного епископства, стал игуменом Полихрониева монастыря.
В конце 862 года моравский князь Ростислав отправил послов к Михаилу III. Он указывал, что его народ принял христианство, но никто не разъяснил ему веру на понятном языке, и просил прислать учителя для просвещения моравов на славянском языке. Выбор царя остановился на свв. братьях. Перед отъездом они составили славянскую азбуку.
Свв. Мефодий и Константин прибыли в Моравию весной 863 года. Они привезли с собой азбуку, часть переводов Св. Писания и богослужебные книги. Обосновавшись там, они продолжили переводы, установили богослужения на славянском языке, создали школы и поучали народ, который с радостью слушал их проповеди. Это вызвало злобу немецких епископов, утверждавших, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском (т. к. только на этих языках была надпись на кресте, на котором распяли Иисуса Христа). Они подали жалобу в Рим. Святые Константин и Мефодий были вызваны в Рим и, взяв с собой мощи святого Климента, отправились туда. Узнав о том, что братья несут с собой святые мощи, их встретили с почетом. Папа Римский Адриан утвердил богослужение на славянском языке.
Находясь в Риме, Мефодий стал иеромонахом, а Константин вскоре заболел и, приняв схиму (высшую монашескую степень) с именем Кирилл, преставился через 50 дней, в феврале 869 года. Он был торжественно погребен в церкви Св. Климента в Риме.
Святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов. После кончины святого Кирилла папа Римский рукоположил святого Мефодия в архиепископа Моравии и Паннонии. Там святой Мефодий вместе со своими учениками распространял богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя и его супругу, а также одного из польских князей.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет. Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда — как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском.
Возможность проповедовать новым христианам исповедание веры на понятном им языке способствовала скорому и прочному восприятию Христова учения русским народом.
Крещение Руси. Россия стала христианской страной почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. До этого времени люди в Русской земле поклонялись идолам, были язычниками. Главными идолами были солнце и гром с молнией. Кроме них почиталось множество низших идолов, покровителей хозяйства, дома, двора, воды, леса и проч. В жизни наших предков язычников было много суеверий, ложных понятий, жестоких обычаев, случались даже человеческие жертвоприношения идолам. По преданию, апостол Андрей Первозванный был с проповедью Евангелия в стране, из которой впоследствии образовалась Россия. Св. Андрей прошел будущую землю Русскую от юга до севера и, поднявшись на киевские горы, поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера Христова.
Первыми из русских князей в 867 году, по преданию, крестились киевские князья Аскольд и Дир.
Равноапостольная княгиня Ольга. Почти через сто лет после них княгиня Ольга, которая на тот момент после смерти своего мужа правила страной, одной из первых на Руси приняла христианство. Ольга приняла святое крещение в 957 году и была наречена Еленой. За долгие годы правления Ольга заслужила именование «мудрейшей». Она была милосердная, помогала нищим, убогим и малоимущим, вела воздержанную и целомудренную
жизнь и не хотела выходить вторично замуж. Равноапостольная Ольга передала княжескую власть своему подрастающему сыну Святославу, которого пыталась уговорить принять христианство, но получила отказ. После этого княгиня, устранившись от забот управления, предавалась делам благотворения. Святая Ольга скончалась в возрасте 80 лет и была прославлена чудотворением и нетлением мощей.
Равноапостольный князь Владимир. Просветить и крестить землю русскую дано было князю Владимиру, внуку Ольги. Сначала Владимир был язычником и вел нечестивую жизнь.
При нем были принесены в жертву идолам два христианина, Феодор и Иоанн (отец и сын), которые таким образом стали первыми мучениками на Руси. Но вскоре Владимир почувствовал всю пустоту язычества и стал думать о другой, лучшей вере.
Когда стало известно, что русский князь ищет другую веру, к нему стали приходить разные проповедники: мусульмане, иудеи, католики и православные греки, и каждый предлагал свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на Владимира греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал картину Страшного Суда.
Владимир сказал: «Хорошо этим праведникам, что на правой стороне». «Крестись, и ты будешь с ними», — ответил проповедник. Князь Владимир посоветовался с боярами и отправил десять мудрых послов, чтобы они прошли по разным странам и испытали на месте, чья вера лучше.
Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Они говорили, что лучше греческой веры нет нигде, ни у какого народа. «Когда мы стояли во время службы в греческом храме, то мы не знали, где находимся: на земле или на небе», — говорили они. А потом прибавили, что, вкусив сладкого, они не хотят больше горького, т. е. узнав православную веру греков, они не хотят служить своим богам-идолам.
Бояре при этом заметили Владимиру: «Если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы ее бабушка твоя, княгиня Ольга — мудрейшая из людей». Тогда князь Владимир окончательно решился принять православную веру. Он считал для себя унизительным просить греков об этом и через год решил пойти на них с войной и взял город Корсунь. (Город Корсунь находился в Крыму. Крым входил в состав Греческой империи.)
После этого он потребовал от греческих императоров Василия и Константина (тогда в Константинополе правили два брата вместе), чтобы они выдали за него их сестру Анну. Императоры ответили, что они не могут выдать свою сестру за язычника. Тогда Владимир объявил им о своем желании принять христианскую веру и просил прислать к нему царевну Анну, а также и священника для крещения его. Императоры сразу же прислали в Корсунь священников, а с ними приехала и царевна Анна.
В это время у князя Владимира заболели глаза, так что он ослеп. Царевна Анна посоветовала Владимиру скорее принять святое Крещение. Владимир послушался совета царевны и крестился с именем Василий. И как только крестился и стал выходить из купели, то с глаз его как бы упала пелена и он стал видеть. Владимир прозрел телесно и духовно и в радости воскликнул: «Теперь я узнал истинного Бога!» После этого князь Владимир женился на царевне Анне и возвратился в Киев. С ними приехали в Киев посланные из Греции митрополит, шесть епископов, много священников и привезено было все нужное для богослужения. Это было в 988 году. Сначала Владимир предложил креститься своим двенадцати сыновьям. Вслед за ними крестились многие бояре. Наконец Владимир повелел всем жителям Киева прийти в назначенный день на реку Днепр, и там, в присутствии князя, было совершено духовенством Таинство Крещения.
Приняв христианство, Владимир во всем переменился. Из грубого и жестокого язычника он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всем бедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное (пищу, одежду и деньги), а также дал распоряжение нагружать телеги необходимыми продуктами и посылать по городам и селам для тех больных и нищих, которые сами не могли ходить.
Народ полюбил своего великого князя и прозвал его Красным Солнышком. Церковь причислила великого князя Владимира, равно как и княгиню Ольгу, к лику святых и наименовала их равноапостольными.
Из Киева христианская православная вера распространилась и утвердилась по всей русской земле.
Вопросы
- Как переводится с греческого слово «тайна»?
- Что такое таинство?
- Кто является совершителем таинства?
- Для чего необходимо Таинство Крещения?
- Как называется таинство, которое идет следом за Крещением?
- Что такое св. миро?
- Что означает помазание св. миром?
(Ответ: печать Духа Святого.)
- Какие части тела и для чего помазывают св. миром?
- Что означает крестовидное пострижение волос?
- Кого Бог дает нам для невидимой защиты?
- Кто такие Ангелы?
- Какими силами и способностями одарил их Бог?
- Могут ли святые Ангелы согрешить?
- Как называется святой Ангел, которого Бог дает нам.
при Крещении?
- О чем мы просим Ангела Хранителя?
- Для чего нужны крестные родители?
- Кто может быть крестным?
- Кто является просветителем славян?
- Кто был старшим из святых братьев?
- Как звали Кирилла до монашеского пострига?
- Какой предмет преподавал Константин в придворной школе?
- В каком звании служил Мефодий 10 лет?
- Что обнаружили братья в Корсуни?
- Что сделали сев. братья для просвещения моравов?
- Почему богослужения на славянском языке вызвали недовольство немецких епископов?
- Через сколько дней после принятия схимы умер св. Кирилл?
- Что повлияло на решение папы Римского, который утвердил богослужения на славянском языке?
- Что заповедал Кирилл брату перед своей смертью?
- Были ли христиане в Киеве до Крещения Руси?
- Во что верили люди на Руси до принятия христианства?
- Кто первым проповедовал Евангелие на российской земле?
- Как звали киевских князей, которые первыми приняли Крещение?Назовите имя княгини, первой принявшей на Руси Крещение.
- Какое прозвище она получила и за что?
- Как звали первых мучеников на Руси?
- Как и почему князь Владимир принял христианство?
- Как Владимир выбирал веру?
- В каком году было Крещение Руси?
- Какое имя в Крещении получил князь Владимир?
- Какое прозвище дали князю Владимиру и почему?
- К какому виду святости относятся князь Владимир и княгиня Ольга?
Комментировать