Священник Павел Флоренский много лет провел в заключении. У него была возможность покинуть СССР и перебраться за океан к семье, но он предпочел следовать пути. Некоторые письма к детям мы уже публиковали, теперь – следующие фрагменты переписки.
Жанр поучения или послания, обращенного к детям, для русского человека не нов. Некогда Владимир Мономах составил нравственное и духовное поучение своим детям. Русские князья внимательно и вдумчиво вчитывались в эти строки и передавали слово своего предка из поколения в поколение.
Подобное послание детям можно составить и из писем отца Павла Флоренского, регулярно доходивших до семьи из мест «не столь отдаленных», а на деле – достаточно отдаленных от цивилизации.
И всё же, изучая вечную мерзлоту и водоросли северных морей на самом краю географии, отец Павел был душевно рядом, на расстоянии руки от своих близких. Этой рукой он вывел для них самые сердечные строки, исполненные заботы, любви и глубокого духовного смысла.
Но тут нельзя не поделиться соображениями об эпистолярном жанре, сегодня все более уходящем – почти ушедшем.
Не раздумывали ли вы, к кому обращается автор письма? Адресат всегда конкретен: друг, любимая женщина, ребенок, несколько детей, – близкие люди со свойственным только им выражением лица, рисунком веснушек и тембром голоса.
Выражая себя в письме, пишущий обращается не только к ним, своим прямым адресатам.
Говорит он и со своей душой, сам себе задавая вопросы и отвечая на них, вступая в полемику со своим внутренним голосом – интуицией, чутьем, шестым чувством.
А значит, говорит с Богом, погружаясь на глубину раздумья и неясных ощущений Его присутствия – голоса совести – Его голоса.
Не знаем, как в отношении современных авторов писем (а таковых все меньше) – но в случае с Павлом Флоренским такой взгляд на адресатов его переписки скорее всего будет верен. Ведь сам он писал о себе: «В отношении мистики мой организм не имел иммунитета». Чуткий ко всему иррациональному, мистическому, тонкому, он умел воспринимать мир как духовную реальность.
По Флоренскому, мир видимый и невидимый – рядом, они соприкасаются, взаимодействуют, проникают друг в друга. Бывают мгновения, когда мы способны это созерцать. Горний мир реален, и его особые приметы – это большие и малые чудеса посреди нас.
Особенно волновала воображение ученого, священника и философа категория времени. Флоренский объективно оценивал время с точки зрения физики, что не мешало ему смотреть на время как на таинственную субстанцию.
По его мнению, время нелинейно, у него нет единого направления, скорее, это пласты, волны, поддающиеся лишь одному течению – Промыслу Божию.
Именно поэтому час может пролетать за один миг или тянуться бесконечно долго, и тут наше восприятие нас не обманывает.
Эту теорию времени затем подхватили и по-своему развили в своих произведениях удивительные авторы ХХ и ХХI веков – исследователь древнерусской литературы академик Дмитрий Сергеевич Лихачев и его верный ученик писатель Евгений Германович Водолазкин, оба неслучайно любимые современной молодежью.
По убеждению отца Павла, наука, философия, богословие, искусство ни в чем не противоречат, а лишь по-разному отражают одно: величие и красоту Божественного Замысла.
Если бы можно было соединить их органично, наша картина мира была бы полной и целостной.
На этом пути отец Павел сделал многое, но в 1937 году после всех тюрем и лагерей (а также трудов во благо советской естественной науки) он был расстрелян – и до сих пор его идеи никем не осуществлены.
Свой особый взгляд на мир и его духовные и физические законы он постарался передать детям.
В одной из самых популярных цитат-эпистол Павел Форенский советует своим близким почаще смотреть на звёзды, оставаться наедине с небом, поскольку это лучшее средство от болей, разочарований и обид. От такого рецепта душа быстро врачуется и находит успокоение.
Итак, несколько лучших отрывков из переписки с семьей философа, богослова и ученого. К этим замечательным текстам мы пока что не обращались в наших статьях.
Отец проникновенно и мудро пишет своим отпрыскам о важности рутинной работы, о любви и внимании к людям, об истинном товариществе и даре быть довольным тем, что у тебя есть.
«Всё проходит, но всё остаётся»
***
«Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт».
***
«Товарищеская среда потому перетягивает к себе всё внимание, что товарищеские отношения, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себя и каждый занят своими интересами. Поэтому в ней легко.
Но эта лёгкость есть лёгкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и несёт ответственность…
Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нём как в гостинице».
***
«Будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Не надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет…
Но старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя придти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлет как нуждающихся в помощи.
Будьте добры и щедродательны».
***
«Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни.
Но, забывая о буднях или не желая знать их, человек остаётся несытым и неудовлетворённым. Ошибка многих!
Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и своё удовлетворение».
***
«Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится.
Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды.
Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно.
Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою».
Источник текстов: «Священник Павел Флоренский. «Духовное завещание детям». Письма семье из лагерей и тюрем (1933-1937 гг.)
Валентина Патронова
Также читайте на сайте «Азбука воспитания»:
Прот. Павел Флоренский: жизнь как явленное чудо
Из завещания священника Павла Флоренского детям: «Когда будет на душе плохо, смотрите на звезды»
Комментировать