<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Георгий Лаврушин</span> <br>Основы христианской нравственности (для детей 13-15 лет). Лекция на тему «Связь красоты и нравственности»

протоиерей Георгий Лаврушин
Основы христианской нравственности (для детей 13-15 лет). Лекция на тему «Связь красоты и нравственности»

(3 голоса5.0 из 5)

Спрашивается: какое отношение имеет красота к нравственной жизни человека? Оказывается, непосредственное.

Если серьёзно размышлять о связи красоты и нравственности, можно выяснить, что понятие красоты в сознании человека было сформировано при его создании.

Но человек в силу ряда объективных причин совершил грех и после греха, то, что было заложено Богом как совершенство, стало подвержено искажению. На протяжении многих тысяч лет это искажение усиливалось.

На сегодняшний день мы с вами размышляем о связи нравственности и красоты. Спрашивается: какое отношение имеет красота к нравственной жизни человека? Оказывается, непосредственное. Существует поговорка: «По одежке встречают, провожают по уму». Но бывает так, что человек через Интернет или в журнале увидел некую модель, о которой расписано, как она уверенность в себе придает, как подчеркивает элементы фигуры или еще что-то, и эта модель становится для него эталоном.

В общем-то, человек, грубо говоря, это оболочка. Поэтому древняя поговорка очень правильная, на самом деле. Хотя, конечно, вы скажете: «Знаете, батюшка, всё это было раньше, а сейчас все как встречают по одежке, так и провожают по одежке. Всё это еще и выражает благосостояние человека, дает понять, что он может себе позволить». Это так. Но каждый из нас с вами формируется в различное время. Бывают такие люди, которые сформированы уже в юном возрасте в силу обстоятельств, а бывают и такие люди, которые не сформированы даже и к сорока годам и к шестидесяти. «Куда дым, туда ветер», — они пытаются всю жизнь найти себя и не находят. Я говорю про внешний фактор. О чем это говорит? А говорит о том, что внутренний мир человека находится приблизительно в таком же состоянии, как его внешнее выражение среди себе подобных. Вы можете со мной спорить: «Вы знаете, батюшка, вот у меня смятение на сердце, а я вот решил или решила для себя: вот сделаю себе новую прическу, оденусь, понимаешь ли, и пойду». И какое-то время опять-таки человек не соответствует тому, к чему стремится, а может, не соответствует своим истинным стремлениям в жизни вообще. В любом случае, мы с вами говорим о том, что одеваемся и стараемся выставить себя не в худшем виде, за редким исключением. Наверное, вы слышали такое явление как панк-культура. А вы знаете, какой девиз панка? Главный девиз – это протест, причем вопиющий протест. Панки не просто себя вызывающе выставляют, а умышленно уродуют себя. Весь их облик показывает: «Принимайте нас такими, какие мы есть: чумазые, грязные».

Что касается культуры общества и его нравственной характеристики, вот об этом мы с вами и поговорим побольше. Так вот, о красоте у человека может быть представление сугубо индивидуальное. Сколько людей, столько и мнений. В силу психологических причин часто многие люди боятся своей индивидуальности, потому что они считают, что выражение их понимания о красоте может вызывать насмешку, а значит непризнание среди себе подобных. Такое состояние имеет глубоко духовные корни и прямое отношение к нашей теме, потому что если человек по большому счету ставит перед собой задачи окультуривания среди себе подобных, то он должен соотносить это со своей верой. Угождение Господу, соответственно, соотносит себя с культурой Божественных отношений. Христианин понимает, что есть Создатель. Создателю все равно, в чем мы одеты. Значит, проблема в нас. Как Адам с Евой в древние времена боялись перед Богом появиться, почему? Обнаженность их в чем состояла? Не в том, что у них одежды не было – они обнажили СВОЕВОЛИЕ перед Богом. Вот почему им стыдно-то было, что им Бога стыдиться, Который им жизнь дал? Вы вспомните, когда вы были маленькие, вы своих родителей, которые вас купали, наверное, стеснялись? Быть такого не может. Дальше вы вырастаете, обрастаете своими комплексами, и вам становится стыдно показываться в обнаженном виде даже хотя бы иногда. Вот то же самое было и у первых людей. Они были обнаженные перед Богом, а стыдно им не было, ведь нечего им было стыдиться, как и детям. Так вот, что касается человеческого порока, который преумножался и развивался в нашем сознании и дал, скажем так, прогресс «культуре», говорю культура в кавычках, потому что соотношу ее не с человеческим пониманием, а с Божественным. Для Бога культура человека означает совсем не одно и то же, что культура человеческая для индивидуума. Когда говорится, что это культурный человек, мы соотносим его с себе подобными, а для Бога культура всего одна – это Закон Божественный. Если отвлечься от постулатов о красоте, то получится следующее: мы невольно соприкасаемся с поведением человека, потому то выражение свойств первых людей – их обнаженность – на самом деле очень связано с их поступком. Что они сделали? Согрешили.

Затем появилась первая одежда. Первая мода, если хотите, хотя первая мода, сами понимаете, она была слишком условна, и всё ее понимание содержится в функциональности данного атрибута одежды. Т.е. одежда была минимальна, чтобы, во-первых, в ней было не холодно, во-вторых, то, что люди считали постыдным, они прикрывали. Дальше – больше. Люди вынуждены были создавать какие-то условности для того, чтобы самовыражаться, потому что самовыражаться в мире духовном гораздо сложнее. Гораздо легче сделать броскую этикетку, нежели качественный продукт. Обратите внимание, возьмите любой продукт современной цивилизации, например, ноутбук. Он стоит примерно 500 евро; посмотрите на его дизайн, на внешний вид – он весь обляпан этикетками. Теперь возьмите ноутбук, который стоит тысяч 100, и посмотрите, какая между ними разница. На нем вообще даже слово «Apple» не написано. Откройте клавиатуру – там ничего не написано: ни параметров винчестера, ни параметров скорости – ничего нет. Как я уже сказал, продукт сделать качественно гораздо сложнее, чем сделать яркую этикетку. А смысл продукта состоит в том, чтобы навязать его покупателям и получить себе побольше прибыли. И вот этот механизм работает всегда, работает до сих пор и будет работать. Мы с вами сейчас говорим практически о моменте обмана, глобального обмана. Это прельщение. Собственно говоря, это то, что делает сатана на протяжении многих тысяч лет.

С точки зрения христианства, как ни парадоксально, мы с вами не должны пускаться на крайности, но самовыражение человека должно быть весьма плодотворно. И чем больше человек самовыражается во внешних факторах, соответственно, тем больше может опустеть его бедный духовный мир. Проблема в том, что мы не замечаем, как мы сами себя выражаем, ведь на самом деле это косвенно являет в нашей жизни обратную связь. Мы облачаемся во внешние параметры личности, а получаем обратную отдачу и формируем свой внутренний мир. Таким образом, стоит вам одеться вызывающе, вы незаметно для себя будете вести себя вызывающе. Стоит вам одеться максимально строго – вы будете себя очень сдержанно вести, уверяю вас. Это прямая психическая закономерность.

То, что является абсолютной красотой всегда созвучно пониманию гармонии в жизни человека. Будь то одежда человека, будь то искусство, будь то культура, выраженная в творчестве. И если мы с вами рассмотрим нравственную категорию, то мы должны понимать, что культура всегда отождествлялась с ценностями в тот или иной период жизни человека. Мы говорим о том, что понятие красоты в сознании человека на сегодняшний день — условное отображение соответствия общепринятым ценностям. Что касается объективной красоты – она будет соотноситься с категорией христианской нравственности.

Из всего вышеизложенного нам следует заключить, что связь красоты и нравственности в жизни христианина прямая и непосредственная, и связана она, прежде всего, с внутренним устройством сознания. Если человек обустраивает себя при помощи благодати Божией и имеет ценности самые совершенные, которые направлены на обустройство не земного мира, а мира небесного, его понятия о красоте будут приближены к пониманию совершенства и гармонии до возможного предела.

Протоиерей Георгий Лаврушин, клирик собора святых апостолов Петра и Павла г. Петергофа

Комментировать