Один из рисков, с которым столкнулось современное общество, состоит в резком разрыве между поколениями взрослых и детей. Одна из его причин кроется в тех трансформациях, которые сегодня переживает семья.
Трансформация семьи
О трансформациях современной семьи говорят сегодня многие ученые, в их числе российский демограф А.Г. Вишневский.
Вот что он пишет по этому поводу: «В странах европейской культуры статистика и исследования повсеместно фиксируют все более частое и раннее добрачное начало половых отношений, более раннее отделение детей от родительской семьи, более позднее вступление в брак, более позднее рождение первого ребенка, убывающее число зарегистрированных браков и рост числа свободных союзов и других нестандартных форм совместной жизни.
Ослабление прочности брака и увеличение числа разводов, неполных семей, огромную долю детей, рожденных вне зарегистрированного брака.
Растущее число детей, которые как бы принадлежат сразу нескольким семьям, потому что развод родителей и их вступление в новые браки уже не считаются катастрофой и дети сохраняют связь с обоими родителями, отделение биологического родительства от социального и размытие понятия родительства.
Все более либеральными становятся семейные нравы, все более гибкой – семейная мораль, за эмансипацией женщины идет своеобразная эмансипация от семьи и детей и пожилых, все больше ослабевает межпоколенческая семейная солидарность, уступая место социальной солидарности».
Говоря о современной российской семье, можно выделить следующие ее характеристики:
- среди семей с детьми преобладают однодетные;
- в неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок;
- вероятность быть затронутым разводом родителей до достижения 18 лет составляет 25%;
- довольно типичным для России является совместное проживание взрослых детей с родителями.
Однако сколько бы ни говорили о кризисе семьи, россияне по-прежнему испытывают необходимость в таких семейных ценностях, как любовь, забота, продолжение себя в детях.
Так, согласно данным социологических опросов, на протяжении 1990–2000-х годов у россиян семья устойчиво занимает одно из первых мест в списке предлагаемых ценностей.
По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 1994 г., рейтинг семьи среди предложенных респондентам 59 ценностей был наивысшим и составил 75%. Сходная картина наблюдалась и при опросе, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005 г.
На вопрос: «Что для вас самая главная ценность?» 39% опрошенных ответили: «Хорошая семья» и 40% – «Воспитание детей»; при этом «Высокооплачиваемая работа» стояла на втором плане.
Правда, рейтинг семьи как ценности колеблется в разных возрастных и профессиональных группах: как правило, он несколько ниже у молодежи в возрасте 16–25 лет и наиболее высок у средней возрастной группы 36–45 лет, у работников бюджетных отраслей он выше, чем у предпринимателей и студентов.
Какие потребности толкают современных людей к семейной жизни?
Вот что пишет по этому поводу доктор экономических наук О.В. Кучмаева: «В современной семье произошло ослабление экономических функций, уходит на второй план и репродуктивная функция, главным в ней становится психологическая атмосфера, личностное взаимодействие супругов. Такая семья в зарубежной научной литературе получила различные названия: «брачная», «товарищеская», «партнерская» семья; в отечественной социологии она называется «супружеской».
Это семья, в которой основная ось отношений определяется не родством и родительством, а брачностью с непременной акцентуацией личностных аспектов. Супружеская семья является социально-психологической группой, где на первое место выходит эмоциональное взаимодействие супругов».
Что понимают под семьей современные дети
Как они видят свои права и обязанности в ней? Для ответа на этот вопрос мы провели опрос среди учащихся начальной, средней и старшей школы в Москве.
Типичные ответы учащихся выглядят так:
10–11 лет: «Семья – это люди, которые помогут тебе в трудную минуту, ты можешь на них положиться, а они могут положиться на тебя», «Семья – это общество близких людей, которые должны относиться друг к другу с уважением и любовью», «Семья – это мое счастье!», «Семья – это родные люди, которые живут вместе», и т. д.
13–14 лет: «Семья – это люди, которые объединены любовью, которые помогают друг другу в трудную минуту», «Семья – это родственники, которые живут в одном месте», «Семья – это самое дорогое, что есть на свете».
16–17 лет: «Семья – это группа, соединенная общим бытом, отношениями, обязанностями», «Семья – это ячейка общества», «Семья – ячейка общества, основанная на любви и понимании», «Семья – это главное в жизни».
На вопрос: «Что надо знать и уметь, чтобы жить в семье?» дети отвечали так:
10–11 лет: «Надо знать вкусы членов семьи», «Надо уметь соглашаться и прощать», «Надо уметь ладить друг с другом, знать, как приносить в семью доход», «Надо быть добрым и уметь со всем соглашаться», «Надо уметь любить и уважать».
«Надо быть мирным», «Надо знать, когда у родных дни рождения, и уметь культурно себя вести», «Надо знать всех родных и уметь их различать».
13–14 лет: «Надо уметь слушаться и просто быть самим собой», «Семья сама научит тебя, как жить, а ты должен приспособиться», «Надо уметь любить и доверять», «Надо уметь понимать, доверять, прощать, любить», «Ничего не нужно знать, просто жить», «Нужно знать характер близких», «Нужно уметь терпеть обиды».
16–17 лет: «Ничего не надо знать, надо просто родиться и жить в семье», «Надо уметь понимать друг друга», «Надо знать, зачем тебе это нужно, уметь совместно преодолевать трудности и поддерживать друг друга», «Надо уметь любить и заботиться», «Надо уметь идти на компромиссы и иметь терпение».
Семья для младших школьников и подростков
Таким образом, мы видим, что к 10-му классу характер взаимоотношений между ребенком и семьей меняется.
В младшей школе большинство детей под семьей понимает место, где удовлетворяются потребности в любви, принятии, защите; в старшей школе семья значительно чаще характеризуется либо как место совместного проживания близких родственников, либо как «ячейка общества».
Эмоциональное дистанцирование от близких взрослых в этом возрасте закономерно и во многом связано с развитием способности подростка к уединению.
Вот что пишет об этом известный педагог А.В. Мудрик: «Почти каждый человек (один раньше, другой позже, один внезапно, другой исподволь) на грани подросткового и юношеского возраста обнаруживает, что все чаще и чаще как бы отстраняется от всего и всех ради погружения в самого себя.
Он замечает, что внешний мир, различные события собственной жизни интересуют его и вызывают у него размышления и переживания в большей степени в связи с тем, что дают повод для осмысления самого себя, для осознания своей непохожести на окружающих, даже своей уникальности.
Именно в старшем подростковом возрасте и в юности человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки.
Стремление юности осмыслить себя, свою жизнь наедине с собой не случайно. Чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть настоящим собеседником для других людей тот, кто избегает самого себя.
Он в таком случае не умеет размышлять, не может оценивать жизненные ситуации.
Самопознание, возникая в общении и взаимодействии с миром, делает уединение необходимым шагом на пути к общению и взаимодействию».
С точки зрения А.В. Мудрика, стремление к рефлексии в отрочестве и юности, наличие потребности в уединении – норма, а их отсутствие свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. Однако их гипертрофия – тревожный признак.
В младшей школе большинство детей признает требование семьи «слушаться старших, делать уроки, хорошо учиться в школе» и пр.; в старшей школе эти требования семьи подростком чаще всего игнорируются.
Для объяснения этого феномена вновь сошлемся на мнение А.В. Мудрика: «Развитие рефлексии во многом способствует взрослению школьника. Познавая и развивая свое “я”, осмысляя мир и себя в нем, он все больше освобождается от непосредственного, зачастую неосмысленного выполнения требований сверстников или семьи, которые нередко бывают своеобразно “тоталитарными”.
Он становится способным самостоятельно решать встающие перед ним проблемы, учитывая более широкий социальный контекст, осуществляя выбор того или иного варианта поступка, той или иной линии поведения.
Таким образом, у него происходит переход от безответственного, инфантильного поведения к ответственному, ориентированному на общественные требования.
В результате у школьника развиваются социально-ценные отношения к миру и с миром, к себе и самим собой, которые характеризуются осознанностью и подвергаются критике собственного сознания».
О современных российских подростках
Вообще, говоря о современных российских подростках, необходимо заметить, что им присуща ценностно-нормативная неопределенность.
В этой связи уместно привести мнение директора Института социологии образования Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора В.С. Собкина: современные школьники ощущают себя в школе в менее свободных условиях, чем их сверстники 20 лет назад.
Констатируя этот факт, ученый отмечает, что сегодня треть из опрошенных им старшеклассников говорят, что на уроках в школе у них нет возможности спорить с учителем, выказывать сомнение в тех или иных положениях, свободно выражать свои мысли и эмоции.
Еще одно замечание по поводу современного поколения: в условиях, когда все народы мира объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших.
Вместе с тем, согласно исследованиям профессора Г.У. Солдатовой, включение школьников в систему интернет-сообщества существенно изменило способы формирования деловых и профессиональных связей, используемые молодежью.
При этом с одной стороны такие слабые поверхностные связи с малознакомыми людьми являются наиболее эффективным средством передачи информации и обмена новыми идеями, а с другой – формируют личность, не способную к эмоционально глубоким межличностным отношениям и не готовую всерьез жертвовать чем-либо ради помощи другому человеку.
В результате своих исследований Г.У. Солдатова выявила также следующий факт: относительно низкий уровень доверия старшеклассников как к одноклассникам, так и к учителям и администрации учебного заведения.
Примечательно, что чем выше поднимаются молодые люди по лестнице системы образования (от школы к вузу), тем менее они склонны доверять социальным институтам.
Практический интеллект
В младшей школе более половины опрошенных детей считают своей обязанностью хорошую учебу в школе. Но ведь по вполне объективным причинам далеко не каждый ребенок способен на то, чтобы полностью соответствовать требованиям современной школы.
Родительские амбиции приводят к тому, что роль «хорошего ученика» становится для ребенка непосильным психическим грузом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вот что пишет по этому поводу директор Федерального института развития образования академик А.Г. Асмолов: «Вообще, мы недооцениваем в наших детях гениальный пласт интеллекта, который называется практическим интеллектом, который совсем не хуже вербального интеллекта.
Именно поэтому мы сегодня в культуре попали в ловушку “вузоцентризма” – как будто ребенок рождается для того, чтобы поступить в вуз. Не для этого рождаются наши дети, они рождаются для того, чтобы пройти школу человечества!
Вузовский рынок – это рынок родительских амбиций. И часто мы сталкиваемся с тем, что дети идут по этой линии: дошколка – школа – вуз, не понимая ценности каждого отдельного этапа. И в этой ситуации школа ремесел, школа практического интеллекта как никогда нужна сегодня в дополнительном образовании».
Вообще, полученные в ходе данного опроса результаты свидетельствуют в пользу необходимости психологического всеобуча родителей. Такая работа требует определенных навыков и большого такта, так как члены семьи далеко не всегда осознают необходимость этого.
Главное, современная семья должна понимать, что сегодня необходимо по-иному строить свои взаимоотношения с детьми, выходя за рамки той схемы, которую А.Г. Асмолов обозначил как «поводыри – ведомые». В этом случае влияние семьи на подростка можно будет сохранить.
Н.А. Пастернак
Журнал «Виноград», №4 (60) 2014 г.
Комментировать